Рабочая программа по географии 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 8 класс

Оценка 4.9
doc
26.12.2022
Рабочая программа по географии 8 класс
раб прогр географ 8 кл 2018-19.doc

Пояснительная записка

к рабочей программе по географии.

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии  и на основе ФГОС ООО (второго поколения) по «Программе основного общего образования по географии 5-9 классы» со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.07.2012 № 4154/12 «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих начальное общее и основное общее образование»

4. Приказа № 629 от 05.07.2017г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. «Программы основного общего образования по географии 5-9 классы», авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.  Душина. Л.Е Савельева.  // Авторской программы по географии  под редакцией И. В. Душиной.

6. Учебного плана МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" на 2018-2019 учебный год.

 

Рабочая программа не имеет отличия от авторской программы в распределении часов по разделам и темам и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

 

Общая характеристика курса географии:

В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. География – это единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

 

В структурном отношении курс состоит из введения и 4 разделов:                                                                                                                                                       I.«Россия на карте мира»                                                                                                                                                                                                                           II. «Природа России»                                                                                                                                                                                                                                 III. «Население России»                                                                                                                                                                                                                                      IV. «Хозяйство России».      

                                                                                                                                                                                                              

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Программа разработана на основе базисного учебного плана МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с которым  на изучение курса «География» в 8 классе выделено – 70 часов (2 часа в неделю).

В учебный план МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" на 2018-2019 учебный год в учебный предмет "География" на основании запросов родителей (законных представителей) введены темы отражающие этнографические, социально-экономические и экологические особенности развития Тамбовской области.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

 

Цели и задачи географии в основной школе:

      Цели:

•      освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

•      овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

•      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

•      воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

•      применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

      Задачи:

    Образовательные:

- овладение системой комплексных географических знаний о своей стране;

- формирование знаний об географических особенностях природы разных территорий, о России во всем ее географическом многообразии и целостности;

- формирование знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

    Развивающие:

- развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе процессам и явлениям;

- развитие географического мышления для ориентации в проблемах современного мира и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.

    Воспитательные:

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

   Валеологические:

- создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;

- создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка , гигиенические условия в классе и т.д.)

- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах;

- развитие и совершенствование способности у обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; 

- совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения;

- развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции.

Концепция программы: Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Новизна предлагаемой программы состоит в гуманизации  школьного географического образования, включающей идеи и цели, планируемых результатов содержания и способов обучения.

Обоснованность: Физическая география посвящена изучению природных компонентов и природных комплексов, их размещения на территории, особенностей. Данный курс формирует понимание великой ценности природных комплексов как живых «фабрик» природы, производящих для человека чистые воздух, воду, плодородные почвы, растительность и животных, т. е. создающих благоприятные условия жизни. Вместе с тем природа является ареной хозяйственной деятельности человека и обеспечивает ее ресурсами.  Стремительное расширение сферы производства привело к тому, что практически вся территория нашей страны испытывает влияние антропогенного воздействия.

    Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. 

Формы и методы обучения: Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.      Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2.    Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.    Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

           Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса «Природа России» предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем.                                                                                                                                                                                                                                       Применяются  следующие  формы  обучения :  урок  объяснения  нового  материала, комбинированный урок,  повторительно-обобщающий урок,   урок - исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум,  урок-защита творческих работ обучающихся  и т.д. Содержание курса предполагает  установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, обществоведение, информатика и т. д.), проведение интегрированных уроков.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал) практические работы, работы в тетради на печатной основе (дифференцированные задания), творческие задания, наблюдения за природой, работа с атласом, таблицами, контурными картами, тестирование, индивидуальная, парная, групповая работа.

Формы деятельности учащихся:

- практическая деятельность по проведению наблюдений, практических работ, описанию экологических последствий при использовании и преобразованию окружающей среды;

- формирование учебно-познавательной деятельности на основе мыслительных операций – классификация, анализ, синтез, сравнение;

- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернет и др.

Технология обучения: решение поисковых задач через выполнение практических работ, решение географических задач, составление ЛСМ, кластеров, синквейн. В рамках преподавания курса географии могут быть эффективно использованы современные информационные и коммуникативные технологии .

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов: В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, срезовые и итоговые работы, тестирование, отчеты по практическим и лабораторным работам, ведение дневника природы, фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания; выполнение дифференцированных заданий в тетради на печатной основе

 

Учебно-методический комплекс:

1. Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство», В. П. Дронов, И. И. Баринова, В.Я. Ром

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

         Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.  Из них 49 теоретических занятий и 21 практических (оценочных – 13).

Сроки реализации программы: 2018 -2019 учебный год.

Предмет география входит в образовательную область  естествознание.                                                                                                                                                                                                                                       Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

 

Учебно-тематический план

рабочей программы по географии в 8 классе:

 

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Всего часов

Из них:

лекции

практ.раб

контр.раб

    1

Введение

      1

1

 

 

2

Россия на карте мира

      15

8

6

1

3

Природа России

29

24

5

 

4

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

      5

3

2

 

5

Климат и климатические ресурсы

      6

3

3

 

6

Внутренние воды и водные ресурсы

4

2

2

 

7

Почвы и почвенные ресурсы

3

3

 

 

8

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

3

 

 

9

Природное районирование

8

6

2

 

10

Население России

7

5

2

 

11

Хозяйство России

12

8

3

1

12

Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области.

3

2

1

 

 

Всего

70

47

21

2

 

Содержание рабочей программы

 

Название раздела

Содержание учебного материала

 

Введение.

  

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА.

Географическое положение

и административно-территориальное устройство России

 

Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы:

1.Определение по физической карте России границ, географических координат крайних точек, пограничных государств и обозначение их на к/к.

2.Нанесение на к/к морей, омывающих территорию России; а также островов, принадлежащих нашей стране.

3.Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

4.Определение поясного времени для различных пунктов России.

5. Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации и их центров.

Часть II ПРИРОДА

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. 

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

1.Составление сравнительной характеристики рельефа, геологического строения Русской и Западно-Сибирской равнин по плану.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России.

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. Сумма активных температур.

Практические работы:

1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.

2.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

3.Составление характеристики основных типов климата в России по плану.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России.

 

 

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

1.Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

2.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.

3.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России.

 

 

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

1.Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный, животный мир и биологические ресурсы России.

 

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Тема 6. Природное районирование.

 

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы:

1.Сравнительная характеристика двух морей, омывающих территорию России по плану.

2.Описание природных зон  России по плану. Выявление характера воздействия на них человека и определение последствий этих воздействий.

Тема 7. Природа родного края.

 

ФГП Тамбовской области. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Климат,  внутренние воды. Почвы и почвенные ресурсы области. Экологические проблемы Тамбова и Тамбовской области. Охрана природы: заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга Тамбовской области.

Практическая работа:

1.Составление характеристики физико - географического положения Тамбовской области.

Часть III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы:

1.Анализ карт населения.

2.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

3. Определение по статистическим данным и сравнение средней плотности населения России в целом и отдельных её регионов.

Часть IV.  ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы:

1.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

2.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рацио-нального использования.

3.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

 

 

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

личностные:

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотива­ции к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нор­мам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистиче­ских и литературоведческих задач, их решений, рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образователь­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;

учащихся должны быть сформированы:           

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исто­рических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и тра­диционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответст­венности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных инте­ресов;

3.Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли.

4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенно­стям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности

8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

11. Развитие эмоционально - ценностного отношения к природе, эстетического созна­ния через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы реше­ния учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объектив­ную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу дейст­вия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятст­вий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных литерату­роведческих проблем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предло­женным алгоритмом;

8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интер­претации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования ин­формационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презен­товать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; форму­лировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

предметные:

В результате изучения курса географии 8 класса обучающийся должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема: «Географическое положение»России”                                                                                                                                                                          Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.     Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское. Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.                                                                                                                                                                                         Озёра: Каспийское море.                                                                                                                                                                                                                         Острова: Земля Франца Иосифа, Ратманова.                                                                                                                                                                              Полуострова: Таймыр, Чукотский.                                                                                                                                                                                                                           Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»                                                                                                                                    Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.                                                                                                      Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.                                                                                                                                                                                                      Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.                                                                                                                                                                                 Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).                                                                                                                   Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский ( Нерюнгри).                                                                                                                                                                                Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).                                                                       Месторождения железных руд:   Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское),   Приангарье                           ( Коршуновское ), Урал ( Качканар).                                                                                                                                                                                                                Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).                             Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан).                             Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).                                     Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ),  Южная Сибирь, Шерловая Гора.  Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).                                         Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).                                                  Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).                                                                                   Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).                                                                                                                       Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»                                                                                                                                                         Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»                                                                                                                                                                    Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена,  Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.                                                                                                                                                                                                                                                           Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.                                                                                                                                     Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.                                                                                                                                                                Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.                                                                                                                                                             Каналы: Беломорско-Балтийский,  Волго-Балтийский,  Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»                                                                                                                                                                       Заповедники: Астраханский,  Баргузинский,  Галичья Гора,  Приокско-Террасный,  Кандалакшский.                                                                             

 

Система оценки достижений обучающихся                                                                                                                                                                                           Большое воспитательное значение имеет объек­тивная, правильная и своевременная оценка зна­ний, умений и навыков учащихся. Она способст­вует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требова­тельность учащихся к себе, правильную их само­оценку, честность, правдивость. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они ра­ботали или работают к моменту проверки.                                                                                                                На уро­ках географии проверяются:                                                                                                                                                                                                               1) правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;                                                   2) степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;                                                                                                                   3)самостоятельность ответа;                                                                                                                                                                                                                            4) речевая грамотность и логическую последовательность ответа.

Критерии оценивания различных видов работ (пятибалльная система):                                                                                                                                                 Устный ответ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Оценка "5" ставится, если ученик:

1.                  Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.                  Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.                  Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.                  хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:                                                                                                                                                                                                 1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.                                                                                                                                                                                                                                   2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;                                                                                                                   3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;                                                                                                                          4. Ответ самостоятельный;                                                                                                                                                                                                                             5. Наличие неточностей в изложении географического материала;                                                                                                                                                          6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;                                                                                                                                                                               7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;                                                                        8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;                                                                                  9. Понимание основных географических взаимосвязей;                                                                                                                                                                                          10. Знание карты и умение ей пользоваться;

1.                  При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.                                                                                       Оценка "3" ставится, если ученик:                                                                                                                                                                                          1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;                                                                                                                                                                                                     2.Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.Показывает недостаточную  сформированость отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное  значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.                  Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.                  Не делает выводов и обобщений.

3.                  Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.                  Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.                  При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.                  Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.                  Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.                  Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

§     выполнил работу без ошибок и недочетов;

§     допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§     не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

§     или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

§     не более двух грубых ошибок;

§     или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§     или не более двух-трех негрубых ошибок;

§     или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

§     или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§     допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§     или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

§     не приступал к выполнению работы;

§     или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

§     Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

§     Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

                                             Критерии выставления оценок за проверочные тесты                                                                                                                            Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.                                                                        

   Оценка «5» - 10 правильных ответов,      «4» - 7-9,      «3» - 5-6,      «2» - менее 5 правильных ответов.                                                                               

 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.  Время выполнения работы: 30-40 мин.                                                                   

 Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,     «4» - 14-17,     «3» - 10-13,     «2» - менее 10 правильных

ответов.                                                                                                                                                                                                                                 

      Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов)

             Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

            Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

I Учебно-методический комплект

Учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром. «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс. Дрофа Москва-2017. , Атлас – 8 класс, к/к 8 класс

II. Литература для  учителя:

 Библиотека « Первого сентября».

Библиотека школьника. В.И. Евдокимов. География полный курс в географических диктантах. «Московский лицей». Москва-2004.

В.А. Низовцев, Н.А.Марченко «Школьные олимпиады. География»   6-10 классы. Москва. Айрис-пресс.2006.

Журналы «География в школе»

Газета « География первое сентября»

Журналы «ГЕО»

Журналы «Вокруг света»

III.  Технические средства обучения: компьютер.

VI.  Программные средства:

 Мультимедийные обучающие программы:

 География 8 класс. Природа России.

 Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

 Географические карты.

Диски: Электронные учебники (6-10 класс)

Географическая энциклопедия, Карты

Сайты:

http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географ

Литература 

1.                  Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2007.

2.  Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой  - М.: Экзамен, 2015.

3.                  Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл.  – Р-на-Д.: Феникс, 2007.

4.                  Евдокимов В.И. -  Тесты по географии России к учебнику В.П. Дронова  - М.: Экзамен, 2009.

5.              Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2013. (2 шт.)

6.                  Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2013.

7.               Баринова И. И. - Рекомендации к планированию уроков, 8кл.-М.: Дрофа, 2013.

8.               Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

9.               Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа.

10.              Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2008.

11.  Баринова И.И. - Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. -М.: Дрофа, 2014.

12.         Баринова И.И. - Самостоятельные. и практические работы: 8 кл. -М.: Просвещение, 2010..

13.         Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

14.         Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 2014г..

15.              Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

16.              Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ  ЭНАС, 2005.

17.              Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2014.

18.              Пятунин В.Б., Симагин  Ю.А. – Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. – М.: Дрофа, 2006.

Интернет-ресурсы:                                                                                                                                                                                                                 

www.ecosystems.ru

www.gismeteo.ru

www.zimbio.com

animalphoto.ru

www.loveopium.ru

wordprints.com

www.nasa.gov

www.greenpeace.org

www.unm.edu

kibermed-rc.narod.ru

www.nationalgeographic.com

dic.academik.ru

ru.wikipedia.org

 http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/  - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/  - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm  - Россия, как система

 http://www.rusngo.ru/news/index.shtml  - Национальное географическое общество

 http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html  - ГородаРоссии

 http://www.mirgeografii.ru/

​ http: //www.gao.spb.ru/russian


Пояснительная записка к рабочей программе по географии

Пояснительная записка к рабочей программе по географии

Место предмета в базисном учебном плане

Место предмета в базисном учебном плане

Концепция программы: Курс «География

Концепция программы: Курс «География

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др

Климат и климатические ресурсы 633 6Внутренние воды и водные ресурсы422 7Почвы и почвенные ресурсы33 8Растительный и животный мир

Климат и климатические ресурсы 633 6Внутренние воды и водные ресурсы422 7Почвы и почвенные ресурсы33 8Растительный и животный мир

Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород

Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Что такое природно-хозяйственные зоны?

Что такое природно-хозяйственные зоны?

Часть IV . ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Часть IV . ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Отечеству, чувства гордости за свою

Отечеству, чувства гордости за свою

ИКТ-компетентности); 3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5) планировать…

ИКТ-компетентности); 3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5) планировать…

Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; различия в хозяйственном освоении разных…

Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; различия в хозяйственном освоении разных…

Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато

Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато

Критерии оценивания различных видов работ (пятибалльная система):

Критерии оценивания различных видов работ (пятибалльная система):

Показывает недостаточную сформированость отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки

Показывает недостаточную сформированость отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки

Примечание. § Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа

Примечание. § Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Чудеса природы http://www.rgo

Чудеса природы http://www.rgo
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022