УТВЕРЖДАЮ:_______ Заведующий филиалом Дьяковой В.Ф. «___»_____________2021 г |
СОГЛАСОВАНО:________ Заместитель по УМР Сапарниязова Ю.Ф. «___»_____________2021 г |
РАССМОТРЕНО на заседании МС
«___»____________2021 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
коррекционной школы 8 вида.
Трофимовой Елены Николаевны
8 класс
2021-2022 учебный год
Содержание программы.
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Основное содержание обучения.
4. Тематическое распределение количества часов.
5. Календарно-тематический план.
6.Список рекомендуемой учебной литературы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. – Сб. 1;
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки. Учащиеся знакомятся с природой континентов, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В четвертой четверти дается общий обзор природных условий Евразии.
Главная цель изучения курса географии материков и океанов – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразий ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Данный курс рассматривает особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Каждая из тем построена по единому плану:
- географическое положение и история исследования;
- разнообразие рельефа, климата;
- водные ресурсы;
- разнообразие растительного и животного мира;
- природоохранительные мероприятия;
- население и государства.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
Содержание курса «География материков и океанов».
Введение
1-2. Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.
Океаны
3. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.4. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.5. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.6. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.7. Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи
Сравнение размеров океанов (математика).Вода. Водоросли. Обитатели морей (естествознание).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Материки и части света
Африка
Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова.9. Разнообразие рельефа, климата и природных условий.10. Растения тропических лесов.11. Животные тропических лесов.12. Растительный мир саванн.13. Животный мир саванн.14. Растительный и животный мир пустынь.15. Население. Жизнь и быт народов.16-17. Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя). 18. Обобщающий урок.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия
19. Географическое положение, очертания берегов, острова.20. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.21. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.22. Растительный мир.23. Животный мир. Охрана природы.24. Население (коренное и пришлое).25. Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.26. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида
27. Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.29. Особенности природы , ее поверхность и климат.30. Растительный и животный мир. Охрана природы.31. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.32. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте изучаемого материка.Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида»
Америка
Северная Америка
Практические работы
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.
Южная Америка
Практические работы
Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив. Нанесение изученных государств и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия
54.Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.55.Очертания берегов. Моря СЛО и Атлантического океанов. Крупнейшие острова и полуострова. 56.Моря Тихого и Индийского океанов. Крупнейшие острова и полуострова.57.Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.58.Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. 59. Типы климата Евразии. 60.Водные ресурсы Европы, их использование.61.Реки и озёра Азии. 62. Растения и животные Европы. 63эРастения и животные Азии. 64.Население Евразии.65.
Культура и быт народов Европы и Азии.66.Обобщающий урок-игра «Брейн-ринг» 67.Контрольная работа за год 68.Итоговый урок
Межпредметные связи
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).
Практические работы
Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум). Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.
Образовательные и воспитательные цели и задачи:
Океаны (5ч)
1.Сформировать представление о Мировом океане.
2.Познакомить с географическим положением и хозяйственным значением океанов.
3.Дать представление о разнообразии животного и растительного мира.
4.Познакомить с влиянием хозяйственной деятельности человека на экологию Мирового океана; с природоохранительными мероприятиями.
5.Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Африка (11ч)
1.Познакомить с географическим положением, климатом, рельефом, водными ресурсами Африки.
2.Формировать умение характеризовать материк по плану.
3.Познакомить с типичными представителями флоры и фауны в соответствии с природными зонами.
4.Дать представление о населении, жизни и быте народов Африки.
5.Продолжить развитие умений работы с картой.
Австралия (8ч)
1.Сформировать представление о ФГП Австралии; познакомить с историей открытия и исследованиями материка.
2.Познакомить с особенностями природы материка, основными представителями органического мира, природоохранительными мероприятиями.
3.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи взаимодействия климата, ФГП .
4.Воспитывать любознательность; расширять кругозор учащихся.
Антарктида (6ч)
1.Познакомить учащихся с историей открытия материка, особенностями природы.
2.Дать представление о современных исследованиях Антарктиды, о значении охраны природы.
3.Продолжать развитие умения характеризовать материк по плану, работать с картой.
4.Воспитывать интерес к предмету.
Северная Америка (10ч)
1. Познакомить с историей открытия Америки, великими путешественниками.
2.Формировать умение давать характеристику материка по плану.
3.Учить устанавливать связь между природными зонами и растительным и животным и растительным миром.
4.Продолжать развивать умение работать с картой.
5.Воспитывать самостоятельность при работе с дополнительной литературой.
Южная Америка (10ч)
1. Дифференцировать понятия «материк» и «часть света».
2.Продолжать работу по описанию представителей животного и растительного мира данного материка.
3. Формировать представление о ФГП, климате, рельефе, полезных ископаемых материка и влиянии этих факторов на жизнь и хозяйственную деятельность населения материка.
4.Знакомить с политической картой Южной Америки, бытом, культурой народов.
5.Развивать навыки творческого применения знаний, учить пользоваться дополнительными источниками информации.
Евразия (15ч)
1.Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, о великих путешественниках и открытиях.
2.Продолжать работу по формированию понятий «материк» и «часть света».
3.Познакомить с географическим положением, климатом, водными ресурсами, полезными ископаемыми Европы и Азии.
4.Уточнить сходство и отличия растительного и животного мира Европы и Азии.
5. Познакомить с заповедниками, природоохранительными мероприятиями Евразии.
6.Сформировать представление о государствах и населении материка. Сделать акцент на том, что Евразия –это материк, на котором проживаем мы.
7. Продолжить работу по умению формулировать вопросы, искать дополнительную информацию, обобщать и делать выводы.
Коррекционная работа.
Коррекционная работа на уроках географии – это не отдельные, обособленно взятые упражнения в совершенствовании психической деятельности ребенка, а система средств, которая пронизывает процесс всей учебно-воспитательной работы в школе и в частности на уроках географии.
Коррекционные задачи при проведении уроков географии:
Планирование коррекционной работы по географии в 8 классе
№ |
Основные темы программы |
Кол-во часов по теме |
Коррекционная работа |
1 |
Введение |
2 |
|
2 |
Океаны |
5 |
|
3 |
Африка |
11 |
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
4 |
Австралия |
8 |
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
5 |
Антарктида |
6 |
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция внимания (объем и переключение). |
7 |
Америка |
21 |
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. |
8 |
Евразия |
15 |
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия. |
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Атлас 8 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000
Никитина Н.А.Универсальные поурочные разработки по географии 7 класс. М.: «Вако», 2012
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и его особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
Контрольно-измерительные материалы.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
Тесты
«Мировой океан», «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Северная Америка», «Южная Америка», «Евразия»
Тематическое планирование.
№ |
Раздел программы. |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
2 |
2. |
Океаны |
5 |
3. |
Африка |
11 |
4. |
Австралия |
8 |
5. |
Антарктида |
6 |
6. |
Вводный урок |
1 |
7. |
Северная Америка |
10 |
8. |
Южная Америка |
10 |
9. |
Евразия |
15 |
Итого |
68 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.