Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса с ограниченными возсожностями здоровья
Оценка 4.7

Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса с ограниченными возсожностями здоровья

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
7 кл—9 кл
06.11.2023
Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса с ограниченными возсожностями здоровья
Рабочая программа разработана с учетом особенностей детей, имеющих ограничения по здоровью
Рабочая программа по географии для 7 класса_ОВЗ.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство просвещения Тульской области‌‌ 

‌Киреевский район‌

МКОУ "Липковская ООШ №3"

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

_______­­_Блинцова Н.В..

 

№ ­­­__ «___» _____2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ

___________Кургина С.А..

 

№ ­­­____ «___» _____2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета «География»

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Липки - 2023‌ год‌

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................... 3

II.        СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.............................................................. 9

III.     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............................................ 11

 


I.            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум- ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реали- зации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «География» относится к предметной области

«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и со- ставляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предме- та «География».

Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать геогра- фические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспе- чения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного пове- дения в окружающей среде.

Задачи обучения:

-     формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;


-     формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

-     формирование умения выделять, описывать и объяснять существен- ные признаки географических объектов и явлений;

-     формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адап- тации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-     овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географиче- ской карты для получения географической информации;

-     формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природ- ных и антропогенных воздействий.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:

-     формирование элементарных, но научных и систематических сведе- ний о природе, населении, хозяйстве России;

-     знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечатель- ностями разных уголков нашей Родины.

-     знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

 

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе

Личностные результаты:

-         осознание себя как гражданина России; формирование чувства гор- дости за свою Родину;


-     формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошло- му и настоящему многонационального народа России, ценностям многона- ционального российского общества;

-     формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от- ношения к другому человеку и его мнению.

-     формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, зна- ние и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю- дей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);

-     формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в меро- приятиях по охране природы;

-       принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-     формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 7 классе

Минимальный уровень:

-     иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;

-       понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;

-     показывать на карте помощью вспомогательных средств генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;


-     определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;

-     показывать границы России на физической карте РФ;

-     показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;

-     принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

-     делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обу- чающихся) под руководством учителя;

-     выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

-     использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

-     показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физиче- ской карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;

-     показывать по картам (физической и природных зон России) геогра- фические объекты, указанные в программе;

-     устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, раститель- ным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

-     выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

-     сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;


-     вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

-     находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;

-     называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

-       0 баллов - нет фиксируемой динамики;

-       1 балл - минимальная динамика;

-       2 балла - удовлетворительная динамика;

-       3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся:

-     ориентируется на карте, находит и показывает географические объ- екты самостоятельно;

-     понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распро- страненными предложениями;

-     соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-     классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

-     дает последовательное описание объекта, раскрывающее его суще- ственные признаки и свойства;


-     правильно устанавливает причинно-следственные связи.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

-     ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;

-     дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в по- строении предложении;

-     не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена по- следовательность в описании объекта, явления.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

-     испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;

-     дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

-     материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;

-     испытывает трудности при классификации объектов на группы;

-       самостоятельно не может обобщить полученные знания и устано- вить причинно-следственные связи.

Оценка «2» - не ставится.


II.            СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказы- вать, давать определения понятиям.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с приро- дой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов эко- номической и социальной географии своей страны рассматривается в тес- ной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятель- ности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых райо- нах нашей страны.

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч П. Природные зоны России — 57 ч.

Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Учителю географии необходимо подумать о рациональном распре- делении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообраз- но уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкрет- ными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные


экономические, социальные и экологические проблемы, достопримеча- тельности разных уголков нашей Родины.

На уроках обучающиеся пользуются современными географически- ми картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые наци- онально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этно- графические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изу- чении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.

Содержание разделов

 

п\п

Тема (раздел)

Количество часов на изучение

Контрольные работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

5

1

 

Итого

68

9


 

 

III.            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

 

 

Минимальный уровень

 

 

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов

1

Географическое по- ложение России на карте мира

1ч.

Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозна- чениях морских и сухопутных границ, государственные сим- волы РФ.

Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Показывают границу Рос- сии на настенной карте, ис- пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о гео- графическом положении России по плану и опорным предложениям

Рассказывают, в каком полу- шарии и на каком материке расположено наше государ- ство. Показывают границу России, обозначают ее на кон- турной карте. Называют моря, по которым проходит госу- дарственная граница. Опреде- ляют по политической карте государства, граничащие с

Россией

2

Европейская и азиат- ская части России

1ч.

Продолжение формирования представлений о географиче- ском положении России, об- ширности ее территории. Зна- комство с названиями экономи- ческих районов Европейской и

азиатской частей РФ. Продолжение      формирования

Показывают (заранее обо- значенную               учителем) условную границу между Европой и Азией. Сравни- вают по площади Европей- скую   и   Азиатскую части

России. Находят на карте России свой город по-

Показывают на карте террито- рию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учите- лем, между Европой и Азией. Показывают   европейскую   и

азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и


 

 

 

 

навыков самостоятельной рабо- ты при выполнении упражне- ний в тетради на печатной ос- нове

мощью)

Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут

3

Административное деление России

1ч.

Продолжение формирования представлений о географиче- ском положении России, об- ширности ее территории.

Знакомство с названиями наиболее крупных областей Ев- ропейской и азиатской части РФ.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ

Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных админи- стративно-

территориальных единиц (области, республики) ев- ропейской и азиатской ча- стей РФ, показывают на настенной карте помо- щью учителя)

Находят на политико- административной карте РФ края, области, республики, ав- тономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают круп- ные       административно- территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географиче- ского положения (по плану),

показывают на карте

4

Разнообразие рельефа

1ч.

Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторе- ние условных цветов физиче- ской карты. Продолжение фор- мирования навыков правильно- го показа географических объ- ектов на карте

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на тер- ритории России помо- щью). Составляют по плану краткую характеристику географического положе- ния объекта, выделенного в учебнике, жирным шриф- том и наносят его на карту, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте равнины, ко- торые находятся на террито- рии России. Описывают гео- графическое положение Во- сточно-Европейской и Запад- но-Сибирской равнины, Сред- несибирского плоскогорья. Называют горы России, пока- зывают их на физической кар- те России. Наносят на контур- ную карту, выделенные в тек- сте жирным шрифтом геогра-

фические объекты


 

5

Полезные ископаемые, их основные месторож- дения

1ч.

Повторение и закрепление зна- ний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональ- ном использовании. Формирова- ние представлений о богатстве недр страны

Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие ме- сторождения полезных ископаемых России помощью). Составляют рассказ о бережном от- ношении к природным ресурсам по опорным

словам и словосочетани- ям

Перечисляют полезные иско- паемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторож- дения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупней- шие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно

относиться к природным ре- сурсам

6

Климат России

1ч.

Повторение и закрепление зна- ний о поясах освещенности, кли- мате, погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ

По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным пред- ложениям рассказывают о климате своей местно- сти.

Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поя- сов. Рассказывают о климате европейской части России,

Сибири и Дальнего Востока

7

Водные ресурсы Рос- сии, их использование.

1ч.

Повторение и закрепление зна- ний о водоемах, их условном изображении на физической кар- те, использовании воды в народ- ном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать поня- тия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа гео- графических объектов на карте.

Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края

Находят в словаре и за- читывают определение, что такое водные ресур- сы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Рас- сказывают как люди ис- пользуют водоемы по предложенным учителем

предложениям

Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Расска- зывают об использовании водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хо- зяйственного использования рек


 

8

Население России. Народы России.

1ч.

Формирование представлений обучающихся о России как мно- гонациональном государстве, о разнообразии народов, их тради- циях, вероисповедании.

Воспитание толерантного отно- шения к людям других нацио- нальностей

Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Расска- зывают об обычаях свое- го народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации

Знакомятся с понятием «плот- ность населения». Перечисля- ют названия народов России (с опорой на таблицу). Показы- вают на карте места расселе- ния отдельных народов опорой на политико- административную карту)

9

Промышленность- основа    хозяйства, её отрасли

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематиза- ция знаний о промышленных предприятиях своего края.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Называют некоторые от- расли тяжелой и легкой промышленности (ма- шиностроение, швейная промышленность, пище- вая промышленность) с опорой на иллюстратив- ный материал схемы, рисунки.

Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.

Называют отрасли промыш- ленности на основе иллюстра- тивных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяже- лей промышленности, что та- кое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности.

Показывают на карте круп- нейшие промышленные горо- да, заранее выделенные учи- телем.

Называют основные отрасли промышленности своего края помощью учителя)

10

Сельское хозяйство, его отрасли

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его ос- новных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сель- скохозяйственных угодьях свое- го края и их использовании

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садовод- ство) и животноводства (скотоводство, птице- водство) с опорой на ил- люстративный материал

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотовод- ство, птицеводство, рыболов- ство)

с опорой на иллюстративный материал.


 

 

 

 

 

 

Называют главную зерновую культуру нашей страны, уста- навливают с помощью учите- ля причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяй- ства.

Называют основные отрасли сельского хозяйства своего

края помощью учителя)

11

Транспорт. Экономиче- ское развитие европей- ской и азиатской частей России

1ч.

Формирование представлений о транспортном сообщении на тер- ритории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажир- ских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиат- ской части России

Перечисляют                            виды транспорта. Называют транспорт, на котором перевозят людей и гру- зы. Рассказывают о транспорте своего города

Сравнивают экономическое развитие европейской и азиат- ской частей России с помо- щью учителя.

Называют с опорой на иллю- стративный материал основ- ные отрасли промышленности и сельского хозяйства евро- пейской и азиатской частей

России

Природные зоны России 2 часов

12

Размещение природных зон на территории России

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло- вий России. Знакомство с назва- ниями природных зон России.

Называть природные зо- ны России с помощью учителя (схемы, табли- цы), находить и показы- вать           на                  карти- нах/фотографиях разные

природные зоны России

Характеризуют особенности климата природных зон Рос- сии. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны


 

13

Карта    природных            зон России

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло- вий России. Знакомство с назва- ниями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты при- родных зон

Называют природные зоны, в которых распо- ложена Россия (по карте природных зон), показы- вают на настенной карте помощью)

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскра- шивают природные зоны в контурной карте

Зона арктических пустынь 5 часов

14

Положение на карте

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой

Называют общие осо- бенности зоны арктиче- ских пустынь после объ- яснения учителя. Назы- вают и показывают на настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного

Ледовитого океана, по- казывают на карте

Показывают природную зону на настенной карте и отмеча- ют на контурной карте.

Называют и показывают на карте острова и моря Северно- го Ледовитого океана

15

Климат

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна- комство с особенностями клима- та и природными явлениями изу- чаемой природной зоны

Описывают типичную зимнюю и летнюю пого- ду зоны арктических пу- стынь помощью учи- теля)

Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны аркти- ческих пустынь. По иллю- страции описывают полярный день и полярную ночь, аркти- ческое лето


 

16

Растительный и живот- ный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна- комство с основными представи- телями растительного и живот- ного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к расти- тельному и животному миру.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы

при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Рассматривают и называют по

иллюстрации растения и животных зоны арктиче- ских пустынь. Состав- ляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложен- ным учителям предло- жениям

Называют типичных предста- вителей животного и расти- тельного мира зоны арктиче- ских пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между внешним видом, строе- нием и образом жизни

17

Население и его основ- ные занятия

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор- мирование знаний обучающихся о занятиях населения в зоне арк- тических пустынь

По иллюстрации расска- зывают, чем занимаются население в зоне аркти- ческих пустынь

Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основ- ные занятия ученых в Аркти- ке. Называют, с помощью учителя, основные экологиче- ские проблемы зоны в связи с

особенностями хозяйственной деятельности человека

18

 

 

 

Северный морской путь

1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор- мирование элементарных пред- ставлений о развитии судоход- ства в морях Северного Ледови- того океана, омывающих терри- торию России

Показывают на карте се- верный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстра- ции рассказывают, какие грузы доставляют жите- лем крайнего севера по

Северному морскому пу- ти

Показывают на карте Север- ный морской путь. Рассказы- вают, для чего был проложен Северный морской путь. От- мечают на контурной карте крупные порты Арктики


 

Зона тундры - 8 часов

19

Положение на карте. Рельеф. Полезные ис- копаемые

1ч.

Формирование представлений обучающихся о тундре.

Знакомство с географическим положением зоны тундры.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте

Показывают на настен- ной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Пе- речисляют полезные ис- копаемые, которые до- бывают   в   тундре,   ис-

пользуя помощь учителя

Показывают на карте природ- ную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с ка- кими природными зонами граничит тундра, какие полез- ные ископаемые там добыва-

ют

20

Климат. Водоемы тундры

1ч.

Формирование представлений обучающихся о тундре. Знаком- ство с климатическими условия- ми и водоемами. Продолжение формирования навыков показа

географических объектов на кар- те, навыков работы с контурной картой

Называть типичные осо- бенности климата тунд- ры, указанные в учебни- ке. Рассказывают о кли- матических условиях тундры по плану и опор- ным словами (словосо- четаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, проте- кающие по тундре

Называют, какой климат ха- рактерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето свое- го края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особен- ности климата тундры на ос- новании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Назы- вают реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их

на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот

21

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны

Рассматривают на ри- сунке или гербарии рас- тения. С опорой на ил- люстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры.

По плану и опорным словами (словосочетани-

Устанавливают, с помощью учителя,  причинно- следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не мо- гут   расти   высокие   деревья.

Составляют рассказ, исполь- зуя опорные слова, о том, как


 

 

 

 

 

ям) рассказывают об од- ном из растений тундры

растения           приспособились                   к суровым условиям тундры

22

Животный мир тундры

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного ми- ра изучаемой природной зоны.

Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны

По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, исполь- зуя предложенные учи- телем предложения. Называют животных зо-

ны тундры (по рисункам с надписями)

Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавли- вают с помощью учителя, причинно-следственные зави- симости между климатом и внешним видом и образом жизни животных

23

Хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с хозяй- ством, населением тундры.

Воспитание уважительного от- ношения к жителям коренных народов Севера

Составляют рассказ о занятиях              населения Крайнего Севера, ис- пользуя помощь учителя. С помощью иллюстра- ций называют основные занятия населения

Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обы- чаи. Традиции, основные за- нятия

24

Города: Мурманск, На- рьян-Мар

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с крупней- шими городами изучаемой при- родной зоны, их географическим положением, хозяйством, досто- примечательностями. Продолже- ние формирования навыков по- каза географических объектов на

карте, навыков работы с контур- ной картой

Показывают на карте изучаемые города (зара- нее выделенные учите- лем), отмечают их на контурной карте по- мощью)

Составляют краткие характе- ристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промыш- ленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте


 

25

Города тундры: Сале- хард, Норильск, Ана- дырь

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство школьников с крупнейшим городами изучае- мой природной зоны, их геогра- фическим положением, хозяй- ством, достопримечательностя- ми. Продолжение формирования навыков показа географических

объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой

Показывают на карте изучаемые города (зара- нее выделенные учите- лем), отмечают их на контурной карте по- мощью)

Находят и показывают на кар- те города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о го- родах по плану. Называют ос- новные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Рассказы- вают об особенностях этих городов. Отмечают их на кон- турной карте

26

Экологические пробле- мы Севера. Охрана природы тундры

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с экологиче- скими проблемами Севера. Вос- питание у обучающихся береж- ного отношения к природе своей страны

Показывают заповедни- ки зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России

Устанавливают с помощью учителя причины экологиче- ских проблем. Находят на кар- те заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации

Лесная зона – 18 часов

27

Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые

1ч.

Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне Рос- сии. Знакомство с географическим положением, особенностями ре- льефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте.

Воспитание бережного отношения к природным ресурсам

Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называ- ют, каким цветом обо- значена лесная зона. Обозначают ее в контур- ной карте помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений

По плану дают характеристи- ку географического положе- ния лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помо- щью учителя). Используя фи- зическую карту России, рас- сказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя


 

28

Климат

1ч.

Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особен- ностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе освещенности располо- жена лесная зона (с опо- рой на схему). Называют основные характеристи- ки погоды в разные вре- мена года (лето, осень. весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европей- ской части лесной зоны ока- зывают влажные и теплые ветры с Атлантического океа- на. Сравнивают климат евро- пейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Ти-

хого и Северного Ледовитого океана

29

Реки, озера, каналы

1ч.

Формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с водоемами изучае- мой природной зоны. Продолже- ние формирования навыков по- каза географических объектов на карте, навыков работы в контур- ной карте. Воспитание бережно- го отношения к водным ресурсам

Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным сло-

вам, и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской ча- стях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лес- ной зоны (по плану)

30

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

1ч.

Формирование представлений обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на раститель- ный мир.

Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны.

Называют хвойные дере- вья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги.

Показывают на карте зо- ну лесов

Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя


 

31

Смешанные и листвен- ные леса

1ч.

Закрепление и расширение пред- ставлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов.

Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны

Называют по рисунку растения смешанных ле- сов.

Называют лиственные деревья. Описывают од- но из лиственных дере- вьев по плану.

Показывают на карте зо- ну лесов

Проводят на контурной карте примерную границу смешан- ных лесов с помощью учите- ля. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге

32

Животный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с жи- вотным миром лесной зоны.

Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны

Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лес- ной зоны. Составляют рассказ об одном из жи- вотных лесной зоны, ис- пользуя помощь учителя

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищ- ные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя,                    причинно- следственные зависимости между климатом и особенно- стями животного мира. Со- ставляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу

33

Пушные звери

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пуш- ными зверями лесной зоны. Вос- питание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют пушных зве- рей (до 3 названий). Вы- писывают в тетрадь из учебника названия тра- воядных и хищных пуш- ных зверей. Составляют рассказ об одном пуш-

ном звере помощью опорных слов)

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называ- ют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тет- радь из учебника названия травоядных и хищных пуш- ных зверей. Составляют рас-

сказ об одном пушном звере по плану


 

34

Значение леса

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Повторение, систе- матизация и обобщение знаний о значении леса

Готовят схему о значе- нии леса в жизни чело- века, используя помощь учителя

Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни чело- века. Повторяют правила по- ведения в лесу

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промыш- ленность и сельское хозяйство Центральной России

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с про- мышленностью и сельским хо- зяйством Центральной России. Расширение представлений обу-

чающихся о народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь ведущие    отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. По рисунку называют    товары,  вы- пускаемы                  промышлен-

ными         предприятиями Центральной России

Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллю- стративный материал.

Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве Центральной России по плану

36

Города Центральной России

1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных горо-

дах, расположенных на террито- рии лесной зоны.

Расширение и закрепление зна- ний о столице России.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп- ные города Центральной России, используя по- мощь учителя. Состав- ляют рассказ о Москве по предложенным учи- телем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Цен- тральной России по плану

37

Особенности развития хозяйства Северо-

Западной России

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо- Западной России. Расширение представлений обучающихся об

экономических районах, народ- ном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь ведущие    отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. По рисунку называют    товары,  вы- пускаемые                промышлен- ными         предприятиями Северо-Западной России

Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал.

Выписывают в тетрадь веду- щие отрасли промышленности


 

 

 

 

 

 

и сельского хозяйства. Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве по плану

38

Города Северо-

Западной России: Санкт-Петербург, Ар- хангельск

1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных горо-

дах, расположенных на террито- рии лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп- ные города Северо- Западной России, ис- пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем

предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис- ляют отрасли промышленно- сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану

39

Города Северо-

Западной России: Нов- город, Псков, Калинин- град

1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных горо-

дах, расположенных на террито- рии лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте

Отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учи- теля. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем

предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис- ляют отрасли промышленно- сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану

40

Западная Сибирь

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство школьников с про- мышленностью Западной Сиби- ри.

Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования

Выписывают в тетрадь ведущие                   отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые,                         которые добывают    в                 Западной Сибири. Находят на кар-

те города, которые упо- минались в тексте учеб-

Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя). Называют полезные ископае- мые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторож- дения


 

 

 

 

навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой

ника помощью учите- ля)

 

41

Восточная Сибирь

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью Восточной Сибири.

Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических

объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте

Выписывают в тетрадь ведущие                   отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые,                   которые добывают в Восточной Сибири.

Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника по- мощью учителя)

Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природ- ные богатства Восточной Си- бири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.

Называют ведущие отрасли промышленности

42

Дальний Восток

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с основными отрас- лями промышленности Дальнего Востока.

Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Находят на физической карте    России             Дальний Восток     (с             помощью). Выписывают в тетрадь ведущие    отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые помощью учителя)

Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные иско- паемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие место- рождения.

Называют ведущие отрасли промышленности и  сельского

хозяйства


 

43

Заповедники и заказни- ки лесной зоны

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Расширение представлений обу- чающихся об охране природы в лесной зоне.

Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой

Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте круп- нейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия

(с помощью учителя)

Устанавливает причинно- следственные зависимости между деятельностью челове- ка и необходимостью охраны природы. Обозначают на кон- турной карте крупнейшие за- поведники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помо- щью учителя

44

Обобщающий урок по лесной зоне

1ч.

Обобщение представлений обу- чающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рацио- нального использования природ- ных богатств России.

Формирование умений работать в малых группах при выполне- нии заданий

Систематизируют  и обобщают знаний по лесной зоне

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Пока- зывают изученные объекты на физической карте и карте при- родных зон

Степная зона– 8 ч.

45

Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые. Реки

1ч.

Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с гео- графическим положением, рель- ефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны.

Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами

Показывают   на    карте

«Природные зоны Рос- сии» зону степей. Пока- зывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте

Называют основные признаки степей. Дают краткую харак- теристику географического положения зоны степей. Пере- числяют полезные ископае- мые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степ-

ной зоны. Показывают на кар- те «Природные зоны России»


 

 

 

 

 

 

и обозначают зону степей на контурной карте

46

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школь- ников с растительным миром степной зоны и его особенностя- ми.

Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны

По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тет- радь, рассказывают о растениях степей по плану, используя по- мощь учителя

Называют некоторые растения зоны степей.

С помощью учителя выделяют причинно-следственные зави- симости между климатом и особенностями растительного мира.

Обсуждают приспособление растений к условиям суще- ствования, формулируют вы- воды. Рассказывают о расте- ниях по плану.

47

Животный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с жи- вотным миром степной зоны и его особенностями.

Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны

По рисунку называют животных степей.

Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя по- мощь учителя

Называют некоторых живот- ных зоны степей (до 4) с по- мощью учителя, устанавлива- ют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны сте- пей по плану. Рассказывают, как животные приспособились

к жизни в степях

48

Хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с насе- лением изучаемой природной зоны и его занятиями.

По рисунку перечисляют занятия населения степ- ной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяй- ственных культурах, ко-

торые выращивают в степной зоне, используя

Перечисляют основные заня- тия населения. Называют от- расли промышленности, раз- витые в зоне степей. С помо- щью учителя, устанавливают

причинно-следственные зави- симости  между климатом и


 

 

 

 

 

помощь учителя

хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных куль- турах, выращиваемых в степях

49

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Продолжение формирования навыков работы

обучающихся с настенной картой

Находят и показывают на карте степную и лесо- степную зоны помо- щью).             Записывают названия крупных горо- дов степной зоны в тет- радь. Составляют рас- сказ о городах по пред- ложенным учителем

предложениям

Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в кон- турной карте.

Рассказывают о городах сте- пей по плану

50

Города степной зоны: Самара, Саратов, Вол- гоград

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Продолжение формирования навыков работы

обучающихся с настенной картой

Показывают на настен- ной карте крупные горо- да степной зоны, распо- ложенные на Волге

помощью). Составля- ют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации

Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте города степной зоны, расположенные на берегах Волги, отмечают их в контур- ной карте. Рассказывают о го- родах степей по плану

51

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Став- рополь, Краснодар

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Совершенство- вание навыков показа географи- ческих объектов на карте, навы- ки работы с контурной картой

Показывают на настен- ной карте крупные горо- да степной зоны по- мощью) Составляют рас- сказ об одном из городов по плану и предложен-

ных учителем предложе- ний

Называют города-миллионеры степной зоны. Находят изуча- емые города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают названия городов в контурной карте


 

52

Охрана природы степ- ной зоны

1ч.

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и спо- собах их решения.

Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны

По схеме называют эко- логические проблемы зоны степей.

На контурной карте от- мечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают, какая опас- ность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контур- ной карте

Зона полупустынь и пустынь 7 часов

53

Положение на карте. Рельеф. Полезные ис- копаемые

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне полупустынь и пустынь.

Знакомство с географическим положением, рельефом, полез- ными ископаемыми зоны пу- стынь

Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупу- стынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полез-

ные ископаемые, кото- рые добывают в пустыне

Называют основные признаки пустынь.

Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Пере- числяют полезные ископае- мые, которые добывают в пу- стынях и полупустынях

54

Климат. Реки

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо- бенностями климата и реками изучаемой природной зоны.

Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами

Показывают на карте природные зоны пусты- ни и полупустыни. Называют основные осо- бенности климата пу- стынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учи- телем. Подписывают их названия    в    контурной

карте. Составляют рас- сказ о реках пустыни по

Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полу- пустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте


 

 

 

 

 

плану,     используя по- мощь учителя

 

55

Растительный мир

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо- бенностями растительного мира изучаемой природной зоны

По иллюстрациям назы- вают растения зоны пу- стынь. Составляют рас- сказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учи- теля, устанавливают причин- но-следственные зависимости между климатом и особенно- стями растительного мира. Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливо-

му климату. Рассказывают о растениях по плану

56

Животный мир

1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пу- стынь и полупустынь.

Воспитание бережного отноше- ния к миру природы

По иллюстрациям назы- вают животных зоны пу- стынь. Составляют рас- сказ о верблюде по опорным словам и сло- восочетаниям

Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают при- чинно-следственные зависи- мости между растительным и животным миром. Рассказы- вают как животные приспосо- бились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают жи- вотных зоны пустынь. Состав-

ляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь

57

Хозяйство.           Население и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.

Знакомство школьников с насе- лением и его основными заняти- ями. Воспитание уважительного отношения к людям других

Показывают на карте зо- ну пустынь и полупу- стынь с опорой на иллю- страции, называют ос- новные занятия жителей

зоны пустынь и полупу- стынь. Составляют рас-

Называют основные занятия населения зоны пустынь и по- лупустынь. Перечисляют от- расли сельского хозяйства по- лупустынь.   Составляют   рас-

сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (тер-


 

 

 

 

национальностей, их обычаям и традиция

сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупу- стынь, используя по- мощь учителя

ритории между Волгой и Ах- тубой, побережья Каспийского моря) по плану

58

Города зоны полупу- стынь и пустынь

1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.

Знакомство с крупными города- ми изучаемой природной зоны. Совершенствование навыков ра- боты с настенной и контурной

картами

На настенной карте по- казывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учи- теля.              Выписывают названия крупнейших городов в тетрадь

Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природ- ных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте. Рассказывают о городах зоны пустынь и полупустынь

по плану

59

Охрана природы зоны пустынь и полупу- стынь.

1ч.

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и по- лупустынь и способах их реше- ния.

Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны

По схеме называют эко- логические проблемы зоны пустынь и полупу- стынь.

Показывают зону пу- стынь и   полупустынь на карте.

Рассказывают о зоне пу- стынь и полупустынь по опорным словам

Описывают географическое положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют характерные при- знаки климата, занятия насе- ления, крупные города.

Называют экологические про- блемы зоны пустынь и полу- пустынь.

Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные гео- графические объекты на карте

Зона субтропиков – 4 часа

60

Положение на карте

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями расти- тельного и животного мира су-

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с по- мощью). По рисункам называют    растения    и

животных субтропиков. Составляют   рассказ   об

Показывают на карте природ- ных зон России зону субтро- пиков. Отмечают ее на кон- турной карте с помощью учи- теля. Характеризуют климати-

ческие условия влажных и су- хих   субтропиков.   Называют


 

 

 

 

хих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны

одном из растений/ жи- вотных по плану с по- мощью учителя

дикорастущие и культурные растения субтропиков. Расска- зывают об одном из расте- ний/животных зоны субтропи- ков по плану

61

Курортное хозяйство. Население и его основ- ные занятия

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков.

Знакомство с населением и его основными занятиями.

Формирование элементарных представлений о курортном хо- зяйстве и его развитии на Черно- морском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма

По рисункам называют занятия населения в суб- тропиках с помощью учителя. Находят на кар- те города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учи- телем

Называют культурные расте- ния, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные го- рода субтропиков и отмечают их в контурной карте

62

Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик).

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков.

Знакомство школьников с горо- дами.

Продолжение формирования навыков работы с настенной кар- той

Находят на карте (зара- нее выделенные учите- лем) города курорты на побережье Черного моря. Обозначают города на контурной карте, прини- мая помощь учителя

Называют города на побере- жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен- ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо- дов в контурной карте

63

Города зоны сухих суб- тропиков (Ялта, Сева- стополь)

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков.

Знакомство школьников с горо- дами

Находят на карте города

- курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают   города   на

контурной карте, прини- мая помощь учителя

Называют города на побере- жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен- ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо-

дов в контурной карте


 

Высотная поясность в горах 5 часов

64

Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые. Климат

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о природных зонах РФ.

Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата

Показывают горы Рос- сии (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной по- ясности. Используя кар- ту, называют горы Рос- сии

Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах.

Обозначают горы на контур- ной карте

65

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1ч.

Формирование представлений обучающихся о высотной пояс- ности.

Знакомство школьников с Кав- казскими горами, природой, населением, хозяйством.

Воспитание толерантного отно- шения к людям других нацио- нальностей, их обычаям и тради- циям

Показывают горы на карте с помощью учите- ля.По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рас- сказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные место- рождения полезных ис-

копаемых (нефть)

Рассказывают о природе Кавка- за.Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составля- ют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учеб-

ника

66

Города и экологические проблемы Урала

1ч.

Формирование представлений обучающихся о высотной поясно- сти.

Расширение представлений о го- родах РФ.

Знакомство обучающихся с при- родой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков ра-

боты с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте Уральские горы, исполь- зуя помощь учителя. Со- ставляют рассказ о при- родных богатствах Урала по предложенным учи- телем предложениям

Находят на физической карте России Уральские горы. Пока- зывают месторождения полез- ных ископаемых. Рассказыва- ют о природных богатствах края. Перечисляют, что вы- пускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой               на схе- му/иллюстрацию. Показывают

на карте крупные города и от- мечают их на контурной карте


 

67

Алтайские горы. Осо- бенности природы. Хо- зяйство. Население и его основные занятия. Города

1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся о высотной поясности.

Знакомство с природой Алтай- ских гор, крупными городами региона.

Совершенствование навыков ра- боты с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте Алтайские горы, исполь- зуя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимают- ся сельские жители Ал- тая

Рассказывают о природе Ал- тайских гор. Называют круп- ные города Алтая. Показыва- ют на карте, отмечают их на контурной карте. Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Алтая по плану

68

Обобщающий урок по географии России

1ч.

Повторение, обобщение и систе- матизация знаний по курсу «Гео- графия России».

Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять са- мостоятельно задания в тетради на печатной основе.

Совершенствование навыков ра- боты с настенной, настольной,

контурной картами

Показывают на карте природные зоны России. Называют с опорой на карту - приложение к учебнику - характерные особенности природных зон России

Показывают на карте природ- ные зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные зоны.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

России, разных материков и отдельных стран; - формирование умения выделять, описывать и объяснять существен- ные признаки географических объектов и явлений; - формирование умений и навыков…

России, разных материков и отдельных стран; - формирование умения выделять, описывать и объяснять существен- ные признаки географических объектов и явлений; - формирование умений и навыков…

Отечеству, прошло- му и настоящему многонационального народа

Отечеству, прошло- му и настоящему многонационального народа

России на физической карте

России на физической карте

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе

Оценка «4» ставится, если обучающийся: - ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; - дает полные ответы на вопросы, но нарушена…

Оценка «4» ставится, если обучающийся: - ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; - дает полные ответы на вопросы, но нарушена…

I. СОДЕРЖАНИЕ

I. СОДЕРЖАНИЕ

Родины. На уроках обучающиеся пользуются современными географически- ми картами (физической, политико-административной и картой природных зон

Родины. На уроках обучающиеся пользуются современными географически- ми картами (физической, политико-административной и картой природных зон

I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ

I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Азиатскую части России. Находят на карте

Азиатскую части России. Находят на карте

Полезные ископаемые, их основные месторож- дения 1ч

Полезные ископаемые, их основные месторож- дения 1ч

Население России. Народы России

Население России. Народы России

Называют главную зерновую культуру нашей страны, уста- навливают с помощью учите- ля причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяй- ства

Называют главную зерновую культуру нашей страны, уста- навливают с помощью учите- ля причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяй- ства

Карта природных зон

Карта природных зон

Растительный и живот- ный мир 1ч

Растительный и живот- ный мир 1ч

Зона тундры - 8 часов 19

Зона тундры - 8 часов 19

Животный мир тундры 1ч

Животный мир тундры 1ч

Города тундры: Сале- хард, Норильск,

Города тундры: Сале- хард, Норильск,

Климат 1ч. Формирование представлений о зоне лесов

Климат 1ч. Формирование представлений о зоне лесов

Смешанные и листвен- ные леса 1ч

Смешанные и листвен- ные леса 1ч

Значение леса 1ч.

Значение леса 1ч.

Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве по плану 38

Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве по плану 38

Восточная Сибирь 1ч.

Восточная Сибирь 1ч.

Заповедники и заказни- ки лесной зоны 1ч

Заповедники и заказни- ки лесной зоны 1ч

Растительный мир 1ч.

Растительный мир 1ч.

Рассказывают о сельскохозяйственных куль- турах, выращиваемых в степях 49

Рассказывают о сельскохозяйственных куль- турах, выращиваемых в степях 49

Охрана природы степ- ной зоны 1ч

Охрана природы степ- ной зоны 1ч

Растительный мир 1ч.

Растительный мир 1ч.

Волгой и Ах- тубой, побережья

Волгой и Ах- тубой, побережья

Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны одном из растений/ жи- вотных по плану с по- мощью учителя дикорастущие и культурные растения субтропиков

Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны одном из растений/ жи- вотных по плану с по- мощью учителя дикорастущие и культурные растения субтропиков

Высотная поясность в горах – 5 часов 64

Высотная поясность в горах – 5 часов 64

Алтайские горы. Осо- бенности природы

Алтайские горы. Осо- бенности природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023