МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения Тульской области
Киреевский район
МКОУ "Липковская ООШ №3"
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР ________Блинцова Н.В..
№ __ «___» _____2023 г. |
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ ___________Кургина С.А..
№ ____ «___» _____2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Липки - 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.............................................................. 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............................................ 11
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум- ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реали- зации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и со- ставляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предме- та «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать геогра- фические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспе- чения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного пове- дения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существен- ные признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адап- тации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географиче- ской карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природ- ных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:
- формирование элементарных, но научных и систематических сведе- ний о природе, населении, хозяйстве России;
- знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечатель- ностями разных уголков нашей Родины.
- знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гор- дости за свою Родину;
- формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошло- му и настоящему многонационального народа России, ценностям многона- ционального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от- ношения к другому человеку и его мнению.
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, зна- ние и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю- дей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
- формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в меро- приятиях по охране природы;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 7 классе
Минимальный уровень:
- иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
- понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
- показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;
- определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;
- показывать границы России на физической карте РФ;
- показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;
- принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обу- чающихся) под руководством учителя;
- выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;
- использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физиче- ской карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
- показывать по картам (физической и природных зон России) геогра- фические объекты, указанные в программе;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, раститель- ным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;
- сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
- находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, находит и показывает географические объ- екты самостоятельно;
- понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распро- страненными предложениями;
- соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
- дает последовательное описание объекта, раскрывающее его суще- ственные признаки и свойства;
- правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
- дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в по- строении предложении;
- не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена по- следовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
- испытывает трудности при классификации объектов на группы;
- самостоятельно не может обобщить полученные знания и устано- вить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказы- вать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с приро- дой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов эко- номической и социальной географии своей страны рассматривается в тес- ной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятель- ности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых райо- нах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распре- делении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообраз- но уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкрет- ными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные
экономические, социальные и экологические проблемы, достопримеча- тельности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географически- ми картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые наци- онально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этно- графические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изу- чении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п |
Тема (раздел) |
Количество часов на изучение |
Контрольные работы |
1 |
Особенности природы и хозяйства России |
11 |
1 |
2 |
Природные зоны России |
2 |
1 |
3 |
Зона арктических пустынь |
5 |
1 |
4 |
Зона тундры |
8 |
1 |
5 |
Лесная зона |
18 |
1 |
6 |
Зона степей |
8 |
1 |
7 |
Зона пустынь и полупустынь |
7 |
1 |
8 |
Зона субтропиков |
4 |
1 |
9 |
Высотная поясность в горах |
5 |
1 |
|
Итого |
68 |
9 |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
||||
Особенности природы и хозяйства России- 11часов |
|||||
1 |
Географическое по- ложение России на карте мира |
1ч. |
Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозна- чениях морских и сухопутных границ, государственные сим- волы РФ. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте |
Показывают границу Рос- сии на настенной карте, ис- пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о гео- графическом положении России по плану и опорным предложениям |
Рассказывают, в каком полу- шарии и на каком материке расположено наше государ- ство. Показывают границу России, обозначают ее на кон- турной карте. Называют моря, по которым проходит госу- дарственная граница. Опреде- ляют по политической карте государства, граничащие с Россией |
2 |
Европейская и азиат- ская части России |
1ч. |
Продолжение формирования представлений о географиче- ском положении России, об- ширности ее территории. Зна- комство с названиями экономи- ческих районов Европейской и азиатской частей РФ. Продолжение формирования |
Показывают (заранее обо- значенную учителем) условную границу между Европой и Азией. Сравни- вают по площади Европей- скую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с по- |
Показывают на карте террито- рию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учите- лем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и |
|
|
|
навыков самостоятельной рабо- ты при выполнении упражне- ний в тетради на печатной ос- нове |
мощью) |
Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут |
3 |
Административное деление России |
1ч. |
Продолжение формирования представлений о географиче- ском положении России, об- ширности ее территории. Знакомство с названиями наиболее крупных областей Ев- ропейской и азиатской части РФ. Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ |
Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных админи- стративно- территориальных единиц (области, республики) ев- ропейской и азиатской ча- стей РФ, показывают на настенной карте (с помо- щью учителя) |
Находят на политико- административной карте РФ края, области, республики, ав- тономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают круп- ные административно- территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географиче- ского положения (по плану), показывают на карте |
4 |
Разнообразие рельефа |
1ч. |
Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторе- ние условных цветов физиче- ской карты. Продолжение фор- мирования навыков правильно- го показа географических объ- ектов на карте |
Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на тер- ритории России (с помо- щью). Составляют по плану краткую характеристику географического положе- ния объекта, выделенного в учебнике, жирным шриф- том и наносят его на карту, используя помощь учителя |
Называют и показывают на настенной карте равнины, ко- торые находятся на террито- рии России. Описывают гео- графическое положение Во- сточно-Европейской и Запад- но-Сибирской равнины, Сред- несибирского плоскогорья. Называют горы России, пока- зывают их на физической кар- те России. Наносят на контур- ную карту, выделенные в тек- сте жирным шрифтом геогра- фические объекты |
5 |
Полезные ископаемые, их основные месторож- дения |
1ч. |
Повторение и закрепление зна- ний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональ- ном использовании. Формирова- ние представлений о богатстве недр страны |
Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие ме- сторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном от- ношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетани- ям |
Перечисляют полезные иско- паемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторож- дения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупней- шие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ре- сурсам |
6 |
Климат России |
1ч. |
Повторение и закрепление зна- ний о поясах освещенности, кли- мате, погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ |
По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным пред- ложениям рассказывают о климате своей местно- сти. |
Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поя- сов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока |
7 |
Водные ресурсы Рос- сии, их использование. |
1ч. |
Повторение и закрепление зна- ний о водоемах, их условном изображении на физической кар- те, использовании воды в народ- ном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать поня- тия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа гео- графических объектов на карте. Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края |
Находят в словаре и за- читывают определение, что такое водные ресур- сы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Рас- сказывают как люди ис- пользуют водоемы по предложенным учителем предложениям |
Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Расска- зывают об использовании водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хо- зяйственного использования рек |
8 |
Население России. Народы России. |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о России как мно- гонациональном государстве, о разнообразии народов, их тради- циях, вероисповедании. Воспитание толерантного отно- шения к людям других нацио- нальностей |
Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Расска- зывают об обычаях свое- го народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации |
Знакомятся с понятием «плот- ность населения». Перечисля- ют названия народов России (с опорой на таблицу). Показы- вают на карте места расселе- ния отдельных народов (с опорой на политико- административную карту) |
9 |
Промышленность- основа хозяйства, её отрасли |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематиза- ция знаний о промышленных предприятиях своего края. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе |
Называют некоторые от- расли тяжелой и легкой промышленности (ма- шиностроение, швейная промышленность, пище- вая промышленность) с опорой на иллюстратив- ный материал – схемы, рисунки. Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям. |
Называют отрасли промыш- ленности на основе иллюстра- тивных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяже- лей промышленности, что та- кое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. Показывают на карте круп- нейшие промышленные горо- да, заранее выделенные учи- телем. Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя) |
10 |
Сельское хозяйство, его отрасли |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его ос- новных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сель- скохозяйственных угодьях свое- го края и их использовании |
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садовод- ство) и животноводства (скотоводство, птице- водство) с опорой на ил- люстративный материал |
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотовод- ство, птицеводство, рыболов- ство) с опорой на иллюстративный материал. |
|
|
|
|
|
Называют главную зерновую культуру нашей страны, уста- навливают с помощью учите- ля причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяй- ства. Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя) |
11 |
Транспорт. Экономиче- ское развитие европей- ской и азиатской частей России |
1ч. |
Формирование представлений о транспортном сообщении на тер- ритории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажир- ских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиат- ской части России |
Перечисляют виды транспорта. Называют транспорт, на котором перевозят людей и гру- зы. Рассказывают о транспорте своего города |
Сравнивают экономическое развитие европейской и азиат- ской частей России с помо- щью учителя. Называют с опорой на иллю- стративный материал основ- ные отрасли промышленности и сельского хозяйства евро- пейской и азиатской частей России |
Природные зоны России – 2 часов |
|||||
12 |
Размещение природных зон на территории России |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло- вий России. Знакомство с назва- ниями природных зон России. |
Называть природные зо- ны России с помощью учителя (схемы, табли- цы), находить и показы- вать на карти- нах/фотографиях разные природные зоны России |
Характеризуют особенности климата природных зон Рос- сии. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны |
13 |
Карта природных зон России |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло- вий России. Знакомство с назва- ниями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты при- родных зон |
Называют природные зоны, в которых распо- ложена Россия (по карте природных зон), показы- вают на настенной карте (с помощью) |
Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскра- шивают природные зоны в контурной карте |
Зона арктических пустынь – 5 часов |
|||||
14 |
Положение на карте |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой |
Называют общие осо- бенности зоны арктиче- ских пустынь после объ- яснения учителя. Назы- вают и показывают на настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, по- казывают на карте |
Показывают природную зону на настенной карте и отмеча- ют на контурной карте. Называют и показывают на карте острова и моря Северно- го Ледовитого океана |
15 |
Климат |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна- комство с особенностями клима- та и природными явлениями изу- чаемой природной зоны |
Описывают типичную зимнюю и летнюю пого- ду зоны арктических пу- стынь (с помощью учи- теля) |
Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны аркти- ческих пустынь. По иллю- страции описывают полярный день и полярную ночь, аркти- ческое лето |
16 |
Растительный и живот- ный мир |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна- комство с основными представи- телями растительного и живот- ного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к расти- тельному и животному миру. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе |
Рассматривают и называют по иллюстрации растения и животных зоны арктиче- ских пустынь. Состав- ляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложен- ным учителям предло- жениям |
Называют типичных предста- вителей животного и расти- тельного мира зоны арктиче- ских пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между внешним видом, строе- нием и образом жизни |
17 |
Население и его основ- ные занятия |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор- мирование знаний обучающихся о занятиях населения в зоне арк- тических пустынь |
По иллюстрации расска- зывают, чем занимаются население в зоне аркти- ческих пустынь |
Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основ- ные занятия ученых в Аркти- ке. Называют, с помощью учителя, основные экологиче- ские проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека |
18 |
Северный морской путь |
1ч. |
Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор- мирование элементарных пред- ставлений о развитии судоход- ства в морях Северного Ледови- того океана, омывающих терри- торию России |
Показывают на карте се- верный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстра- ции рассказывают, какие грузы доставляют жите- лем крайнего севера по Северному морскому пу- ти |
Показывают на карте Север- ный морской путь. Рассказы- вают, для чего был проложен Северный морской путь. От- мечают на контурной карте крупные порты Арктики |
Зона тундры - 8 часов |
|||||
19 |
Положение на карте. Рельеф. Полезные ис- копаемые |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о тундре. Знакомство с географическим положением зоны тундры. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте |
Показывают на настен- ной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Пе- речисляют полезные ис- копаемые, которые до- бывают в тундре, ис- пользуя помощь учителя |
Показывают на карте природ- ную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с ка- кими природными зонами граничит тундра, какие полез- ные ископаемые там добыва- ют |
20 |
Климат. Водоемы тундры |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о тундре. Знаком- ство с климатическими условия- ми и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на кар- те, навыков работы с контурной картой |
Называть типичные осо- бенности климата тунд- ры, указанные в учебни- ке. Рассказывают о кли- матических условиях тундры по плану и опор- ным словами (словосо- четаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, проте- кающие по тундре |
Называют, какой климат ха- рактерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето свое- го края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особен- ности климата тундры на ос- новании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Назы- вают реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот |
21 |
Растительный мир |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны |
Рассматривают на ри- сунке или гербарии рас- тения. С опорой на ил- люстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры. По плану и опорным словами (словосочетани- |
Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не мо- гут расти высокие деревья. Составляют рассказ, исполь- зуя опорные слова, о том, как |
|
|
|
|
ям) рассказывают об од- ном из растений тундры |
растения приспособились к суровым условиям тундры |
22 |
Животный мир тундры |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного ми- ра изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны |
По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, исполь- зуя предложенные учи- телем предложения. Называют животных зо- ны тундры (по рисункам с надписями) |
Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавли- вают с помощью учителя, причинно-следственные зави- симости между климатом и внешним видом и образом жизни животных |
23 |
Хозяйство. Население и его основные занятия |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с хозяй- ством, населением тундры. Воспитание уважительного от- ношения к жителям коренных народов Севера |
Составляют рассказ о занятиях населения Крайнего Севера, ис- пользуя помощь учителя. С помощью иллюстра- ций называют основные занятия населения |
Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обы- чаи. Традиции, основные за- нятия |
24 |
Города: Мурманск, На- рьян-Мар |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с крупней- шими городами изучаемой при- родной зоны, их географическим положением, хозяйством, досто- примечательностями. Продолже- ние формирования навыков по- каза географических объектов на карте, навыков работы с контур- ной картой |
Показывают на карте изучаемые города (зара- нее выделенные учите- лем), отмечают их на контурной карте (с по- мощью) |
Составляют краткие характе- ристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промыш- ленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте |
25 |
Города тундры: Сале- хард, Норильск, Ана- дырь |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство школьников с крупнейшим городами изучае- мой природной зоны, их геогра- фическим положением, хозяй- ством, достопримечательностя- ми. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой |
Показывают на карте изучаемые города (зара- нее выделенные учите- лем), отмечают их на контурной карте (с по- мощью) |
Находят и показывают на кар- те города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о го- родах по плану. Называют ос- новные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Рассказы- вают об особенностях этих городов. Отмечают их на кон- турной карте |
26 |
Экологические пробле- мы Севера. Охрана природы тундры |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с экологиче- скими проблемами Севера. Вос- питание у обучающихся береж- ного отношения к природе своей страны |
Показывают заповедни- ки зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России |
Устанавливают с помощью учителя причины экологиче- ских проблем. Находят на кар- те заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации |
Лесная зона – 18 часов |
|||||
27 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые |
1ч. |
Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне Рос- сии. Знакомство с географическим положением, особенностями ре- льефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам |
Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называ- ют, каким цветом обо- значена лесная зона. Обозначают ее в контур- ной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений |
По плану дают характеристи- ку географического положе- ния лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помо- щью учителя). Используя фи- зическую карту России, рас- сказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя |
28 |
Климат |
1ч. |
Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особен- ностями климата лесной зоны |
Называют, в каком поясе освещенности располо- жена лесная зона (с опо- рой на схему). Называют основные характеристи- ки погоды в разные вре- мена года (лето, осень. весна, зима) |
Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европей- ской части лесной зоны ока- зывают влажные и теплые ветры с Атлантического океа- на. Сравнивают климат евро- пейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Ти- хого и Северного Ледовитого океана |
29 |
Реки, озера, каналы |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучае- мой природной зоны. Продолже- ние формирования навыков по- каза географических объектов на карте, навыков работы в контур- ной карте. Воспитание бережно- го отношения к водным ресурсам |
Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным сло- вам, и словосочетаниям |
Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской ча- стях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лес- ной зоны (по плану) |
30 |
Растительный мир. Хвойные леса (тайга) |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на раститель- ный мир. Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны. |
Называют хвойные дере- вья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги. Показывают на карте зо- ну лесов |
Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя |
31 |
Смешанные и листвен- ные леса |
1ч. |
Закрепление и расширение пред- ставлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов. Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны |
Называют по рисунку растения смешанных ле- сов. Называют лиственные деревья. Описывают од- но из лиственных дере- вьев по плану. Показывают на карте зо- ну лесов |
Проводят на контурной карте примерную границу смешан- ных лесов с помощью учите- ля. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге |
32 |
Животный мир |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с жи- вотным миром лесной зоны. Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны |
Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лес- ной зоны. Составляют рассказ об одном из жи- вотных лесной зоны, ис- пользуя помощь учителя |
Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищ- ные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно- следственные зависимости между климатом и особенно- стями животного мира. Со- ставляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу |
33 |
Пушные звери |
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пуш- ными зверями лесной зоны. Вос- питание бережного отношения к животному миру своей страны |
Называют пушных зве- рей (до 3 названий). Вы- писывают в тетрадь из учебника названия тра- воядных и хищных пуш- ных зверей. Составляют рассказ об одном пуш- ном звере (с помощью опорных слов) |
Объясняют, каких зверей называют пушными. Называ- ют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тет- радь из учебника названия травоядных и хищных пуш- ных зверей. Составляют рас- сказ об одном пушном звере по плану |
34 |
Значение леса |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Повторение, систе- матизация и обобщение знаний о значении леса |
Готовят схему о значе- нии леса в жизни чело- века, используя помощь учителя |
Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни чело- века. Повторяют правила по- ведения в лесу |
35 |
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промыш- ленность и сельское хозяйство Центральной России |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с про- мышленностью и сельским хо- зяйством Центральной России. Расширение представлений обу- чающихся о народном хозяйстве РФ |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. По рисунку называют товары, вы- пускаемы промышлен- ными предприятиями Центральной России |
Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллю- стративный материал. Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве Центральной России по плану |
36 |
Города Центральной России |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о крупных горо- дах, расположенных на террито- рии лесной зоны. Расширение и закрепление зна- ний о столице России. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп- ные города Центральной России, используя по- мощь учителя. Состав- ляют рассказ о Москве по предложенным учи- телем предложениям |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Цен- тральной России по плану |
37 |
Особенности развития хозяйства Северо- Западной России |
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо- Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народ- ном хозяйстве РФ |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. По рисунку называют товары, вы- пускаемые промышлен- ными предприятиями Северо-Западной России |
Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь веду- щие отрасли промышленности |
|
|
|
|
|
и сельского хозяйства. Рассказывают о промышлен- ности и сельском хозяйстве по плану |
38 |
Города Северо- Западной России: Санкт-Петербург, Ар- хангельск |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о крупных горо- дах, расположенных на террито- рии лесной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп- ные города Северо- Западной России, ис- пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис- ляют отрасли промышленно- сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану |
39 |
Города Северо- Западной России: Нов- город, Псков, Калинин- град |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о крупных горо- дах, расположенных на террито- рии лесной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте |
Отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учи- теля. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем предложениям |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис- ляют отрасли промышленно- сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану |
40 |
Западная Сибирь |
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство школьников с про- мышленностью Западной Сиби- ри. Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Западной Сибири. Находят на кар- те города, которые упо- минались в тексте учеб- |
Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя). Называют полезные ископае- мые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторож- дения |
|
|
|
навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой |
ника (с помощью учите- ля) |
|
41 |
Восточная Сибирь |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью Восточной Сибири. Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты в контурной карте |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с по- мощью учителя) |
Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природ- ные богатства Восточной Си- бири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири. Называют ведущие отрасли промышленности |
42 |
Дальний Восток |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с основными отрас- лями промышленности Дальнего Востока. Расширение представлений обу- чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ |
Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про- мышленности и сельско- го хозяйства. Перечис- ляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя) |
Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные иско- паемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие место- рождения. Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства |
43 |
Заповедники и заказни- ки лесной зоны |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Расширение представлений обу- чающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо- ты с контурной картой |
Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте круп- нейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя) |
Устанавливает причинно- следственные зависимости между деятельностью челове- ка и необходимостью охраны природы. Обозначают на кон- турной карте крупнейшие за- поведники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помо- щью учителя |
44 |
Обобщающий урок по лесной зоне |
1ч. |
Обобщение представлений обу- чающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рацио- нального использования природ- ных богатств России. Формирование умений работать в малых группах при выполне- нии заданий |
Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне |
Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Пока- зывают изученные объекты на физической карте и карте при- родных зон |
Степная зона– 8 ч. |
|||||
45 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые. Реки |
1ч. |
Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с гео- графическим положением, рель- ефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами |
Показывают на карте «Природные зоны Рос- сии» зону степей. Пока- зывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте |
Называют основные признаки степей. Дают краткую харак- теристику географического положения зоны степей. Пере- числяют полезные ископае- мые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степ- ной зоны. Показывают на кар- те «Природные зоны России» |
|
|
|
|
|
и обозначают зону степей на контурной карте |
46 |
Растительный мир |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школь- ников с растительным миром степной зоны и его особенностя- ми. Воспитание бережного отноше- ния к растительному миру своей страны |
По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тет- радь, рассказывают о растениях степей по плану, используя по- мощь учителя |
Называют некоторые растения зоны степей. С помощью учителя выделяют причинно-следственные зави- симости между климатом и особенностями растительного мира. Обсуждают приспособление растений к условиям суще- ствования, формулируют вы- воды. Рассказывают о расте- ниях по плану. |
47 |
Животный мир |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с жи- вотным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отноше- ния к животному миру своей страны |
По рисунку называют животных степей. Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя по- мощь учителя |
Называют некоторых живот- ных зоны степей (до 4) с по- мощью учителя, устанавлива- ют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны сте- пей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях |
48 |
Хозяйство. Население и его основные занятия |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с насе- лением изучаемой природной зоны и его занятиями. |
По рисунку перечисляют занятия населения степ- ной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяй- ственных культурах, ко- торые выращивают в степной зоне, используя |
Перечисляют основные заня- тия населения. Называют от- расли промышленности, раз- витые в зоне степей. С помо- щью учителя, устанавливают причинно-следственные зави- симости между климатом и |
|
|
|
|
помощь учителя |
хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных куль- турах, выращиваемых в степях |
49 |
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск |
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой |
Находят и показывают на карте степную и лесо- степную зоны (с помо- щью). Записывают названия крупных горо- дов степной зоны в тет- радь. Составляют рас- сказ о городах по пред- ложенным учителем предложениям |
Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в кон- турной карте. Рассказывают о городах сте- пей по плану |
50 |
Города степной зоны: Самара, Саратов, Вол- гоград |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой |
Показывают на настен- ной карте крупные горо- да степной зоны, распо- ложенные на Волге (с помощью). Составля- ют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации |
Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте города степной зоны, расположенные на берегах Волги, отмечают их в контур- ной карте. Рассказывают о го- родах степей по плану |
51 |
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Став- рополь, Краснодар |
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп- ными городами. Совершенство- вание навыков показа географи- ческих объектов на карте, навы- ки работы с контурной картой |
Показывают на настен- ной карте крупные горо- да степной зоны (с по- мощью) Составляют рас- сказ об одном из городов по плану и предложен- ных учителем предложе- ний |
Называют города-миллионеры степной зоны. Находят изуча- емые города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают названия городов в контурной карте |
52 |
Охрана природы степ- ной зоны |
1ч. |
Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и спо- собах их решения. Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны |
По схеме называют эко- логические проблемы зоны степей. На контурной карте от- мечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя |
Рассказывают, какая опас- ность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контур- ной карте |
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов |
|||||
53 |
Положение на карте. Рельеф. Полезные ис- копаемые |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полез- ными ископаемыми зоны пу- стынь |
Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупу- стынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полез- ные ископаемые, кото- рые добывают в пустыне |
Называют основные признаки пустынь. Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Пере- числяют полезные ископае- мые, которые добывают в пу- стынях и полупустынях |
54 |
Климат. Реки |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо- бенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами |
Показывают на карте природные зоны пусты- ни и полупустыни. Называют основные осо- бенности климата пу- стынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учи- телем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рас- сказ о реках пустыни по |
Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полу- пустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте |
|
|
|
|
плану, используя по- мощь учителя |
|
55 |
Растительный мир |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо- бенностями растительного мира изучаемой природной зоны |
По иллюстрациям назы- вают растения зоны пу- стынь. Составляют рас- сказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям |
Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учи- теля, устанавливают причин- но-следственные зависимости между климатом и особенно- стями растительного мира. Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливо- му климату. Рассказывают о растениях по плану |
56 |
Животный мир |
1ч. |
Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пу- стынь и полупустынь. Воспитание бережного отноше- ния к миру природы |
По иллюстрациям назы- вают животных зоны пу- стынь. Составляют рас- сказ о верблюде по опорным словам и сло- восочетаниям |
Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают при- чинно-следственные зависи- мости между растительным и животным миром. Рассказы- вают как животные приспосо- бились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают жи- вотных зоны пустынь. Состав- ляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь |
57 |
Хозяйство. Население и его основные занятия |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство школьников с насе- лением и его основными заняти- ями. Воспитание уважительного отношения к людям других |
Показывают на карте зо- ну пустынь и полупу- стынь с опорой на иллю- страции, называют ос- новные занятия жителей зоны пустынь и полупу- стынь. Составляют рас- |
Называют основные занятия населения зоны пустынь и по- лупустынь. Перечисляют от- расли сельского хозяйства по- лупустынь. Составляют рас- сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (тер- |
|
|
|
национальностей, их обычаям и традиция |
сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупу- стынь, используя по- мощь учителя |
ритории между Волгой и Ах- тубой, побережья Каспийского моря) по плану |
58 |
Города зоны полупу- стынь и пустынь |
1ч. |
Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с крупными города- ми изучаемой природной зоны. Совершенствование навыков ра- боты с настенной и контурной картами |
На настенной карте по- казывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учи- теля. Выписывают названия крупнейших городов в тетрадь |
Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природ- ных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте. Рассказывают о городах зоны пустынь и полупустынь по плану |
59 |
Охрана природы зоны пустынь и полупу- стынь. |
1ч. |
Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и по- лупустынь и способах их реше- ния. Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны |
По схеме называют эко- логические проблемы зоны пустынь и полупу- стынь. Показывают зону пу- стынь и полупустынь на карте. Рассказывают о зоне пу- стынь и полупустынь по опорным словам |
Описывают географическое положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют характерные при- знаки климата, занятия насе- ления, крупные города. Называют экологические про- блемы зоны пустынь и полу- пустынь. Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные гео- графические объекты на карте |
Зона субтропиков – 4 часа |
|||||
60 |
Положение на карте |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями расти- тельного и животного мира су- |
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с по- мощью). По рисункам называют растения и животных субтропиков. Составляют рассказ об |
Показывают на карте природ- ных зон России зону субтро- пиков. Отмечают ее на кон- турной карте с помощью учи- теля. Характеризуют климати- ческие условия влажных и су- хих субтропиков. Называют |
|
|
|
хих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отноше- ния к природным богатствам своей страны |
одном из растений/ жи- вотных по плану с по- мощью учителя |
дикорастущие и культурные растения субтропиков. Расска- зывают об одном из расте- ний/животных зоны субтропи- ков по плану |
61 |
Курортное хозяйство. Население и его основ- ные занятия |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков. Знакомство с населением и его основными занятиями. Формирование элементарных представлений о курортном хо- зяйстве и его развитии на Черно- морском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма |
По рисункам называют занятия населения в суб- тропиках с помощью учителя. Находят на кар- те города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учи- телем |
Называют культурные расте- ния, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные го- рода субтропиков и отмечают их в контурной карте |
62 |
Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик). |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков. Знакомство школьников с горо- дами. Продолжение формирования навыков работы с настенной кар- той |
Находят на карте (зара- нее выделенные учите- лем) города курорты на побережье Черного моря. Обозначают города на контурной карте, прини- мая помощь учителя |
Называют города на побере- жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен- ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо- дов в контурной карте |
63 |
Города зоны сухих суб- тропиков (Ялта, Сева- стополь) |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи- ков. Знакомство школьников с горо- дами |
Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, прини- мая помощь учителя |
Называют города на побере- жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен- ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо- дов в контурной карте |
Высотная поясность в горах – 5 часов |
|||||
64 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ис- копаемые. Климат |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о природных зонах РФ. Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата |
Показывают горы Рос- сии (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной по- ясности. Используя кар- ту, называют горы Рос- сии |
Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах. Обозначают горы на контур- ной карте |
65 |
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о высотной пояс- ности. Знакомство школьников с Кав- казскими горами, природой, населением, хозяйством. Воспитание толерантного отно- шения к людям других нацио- нальностей, их обычаям и тради- циям |
Показывают горы на карте с помощью учите- ля.По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рас- сказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные место- рождения полезных ис- копаемых (нефть) |
Рассказывают о природе Кавка- за.Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составля- ют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учеб- ника |
66 |
Города и экологические проблемы Урала |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о высотной поясно- сти. Расширение представлений о го- родах РФ. Знакомство обучающихся с при- родой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков ра- боты с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте Уральские горы, исполь- зуя помощь учителя. Со- ставляют рассказ о при- родных богатствах Урала по предложенным учи- телем предложениям |
Находят на физической карте России Уральские горы. Пока- зывают месторождения полез- ных ископаемых. Рассказыва- ют о природных богатствах края. Перечисляют, что вы- пускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой на схе- му/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и от- мечают их на контурной карте |
67 |
Алтайские горы. Осо- бенности природы. Хо- зяйство. Население и его основные занятия. Города |
1ч. |
Продолжение формирование представлений обучающихся о высотной поясности. Знакомство с природой Алтай- ских гор, крупными городами региона. Совершенствование навыков ра- боты с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте Алтайские горы, исполь- зуя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимают- ся сельские жители Ал- тая |
Рассказывают о природе Ал- тайских гор. Называют круп- ные города Алтая. Показыва- ют на карте, отмечают их на контурной карте. Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Алтая по плану |
68 |
Обобщающий урок по географии России |
1ч. |
Повторение, обобщение и систе- матизация знаний по курсу «Гео- графия России». Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять са- мостоятельно задания в тетради на печатной основе. Совершенствование навыков ра- боты с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте природные зоны России. Называют с опорой на карту - приложение к учебнику - характерные особенности природных зон России |
Показывают на карте природ- ные зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные зоны. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.