Рабочая программа по химии 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 17.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы, предназначается для использования в 10 классе. На изучение химии в 10 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ №23 на 2021-2022 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часа в соответствии с календарным учебным графиком школы.
Иконка файла материала Программа 10 кл 2022-2023.doc

                                                                                                               

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №23

 

 

                                  Утверждаю

                                                              директор МБОУ СОШ № 23

                                                               __________ П.А.Петровсков                       

                                                                    приказ от __________ №______

 

                                                                            

       

                                                                                               

                                                                                                                                         

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по химии

 

Уровень общего образования (класс)

основное общее,  10 класс

 

Количество часов:  68

 

Учитель:   Семёнычева Лариса Витальевна

 

Программа разработана на основе

               Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных 

               учреждений О.С. Габриелян  Москва «Дрофа» - 2011;

               к учебнику О.С. Габриелян (Москва «Дрофа» 2018).

              

         

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

                                                               2022  г.                                                                                                                                                                                                                              

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Химия» разработана в соответствии с перечнем основных нормативно-правовых документов:   

1.     Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.     ФГОС СОО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, от 29.06.2017 г. № 613.

3.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254".

5.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.     Основная образовательная программа СОО, утвержденная приказом МБОУ СОШ № 23 от 31.08.2020 г. № 190-ОД, с изменениями, утвержденными приказом МБОУ СОШ № 23 от 31.08.2021 г. № 264-ОД.

7.     Примерная программа по учебным предметам. (Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян Москва «Дрофа» - 2017, программа ориентирована на использование учебника: Химия: 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриеля – М.: Дрофа, 2018. – 191с.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы, предназначается для использования в 10 классе.

 

На изучение химии в 10 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ №23 на 2021-2022 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часа в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по химии в 10 классе запланировано 66 часа (календарное тематическое планирование предмета составлено с учётом государственных праздничных дней, определённых Правительством РФ).

Прохождение программного материала в 10 классе будет обеспечено за счет прохождения тем: Введение за 2 часа вместо 1 часа.  «Теория строения органических соединений» за 4 часа вместо 6 часов. «Углеводороды и их природные источники» за 19 часов вместо 16.  «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» за 17 часов вместо 19 часов.  «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» за 11 часов вместо 9 часов; «Биологически активные органические соединения» за 2 часа вместо 4 часов. «Искусственные и синтетические полимеры» за 5 часов вместо 7 часов. «Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии» 6 часов взято из резервного времяни.

 

В условиях угрозы распространения и профилактики коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также при введении режима повышенной готовности, программа (или ее часть) может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

Цели:

·       освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·       воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

 

Задачи:

1.     Сформировать знание основных понятий и законов химии.

2.     Воспитывать общечеловеческую культуру.

3.     Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.   

4.     Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.     Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

  

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М.Бутлерова;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

 

 

 


Содержание учебного предмета

 

п/п

 

Раздел, содержание раздела

 

Кол-во

часов

Формы организации учебной деятельности

 

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.

Расчетные задачи:

Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.

2

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя.

Работа с учебником научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

2

Тема 1. Теория строения органических соединений

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

 

 

4

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Вывод и доказательство формул.

Анализ формул.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой:

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация.

Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения

на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты.

1. Определение элементного состава органических соединений.

2. Изготовление моделей молекул углеводородов.3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

19

 

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Вывод и доказательство формул.

Анализ формул.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

Проведение исследовательского эксперимента.

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.

Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и

глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 5 Свойства этилового спирта. 6, 7 Свойства глицерина, формальдегида. 8 Свойства уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 11, 12 Свойства глюкозы, крахмала.

17

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Вывод и доказательство формул.

Анализ формул.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Проведение исследовательского эксперимента.

 

 

5

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение

в живой природе 

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле

анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).

Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая

и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.

Переходы: этанол → этилен этиленгликоль → этиленгликолят меди (II); этанол → этаналь → этановая кислота.

Лабораторные опыты. 13. Свойства белков.

Практическая работа №1.

Идентификация органических соединений.

11

 

 

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Вывод и доказательство формул.

Анализ формул.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Выполнение работ практикума.

Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

Проведение исследовательского эксперимента.

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения 

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

Лабораторные опыты. 14. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.

2

 

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой

Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

Проведение исследовательского эксперимента.

7

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры

И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

5

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание объяснений учителя и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником с научно-популярной литературой сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической основой:

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Выполнение работ практикума.

8

Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу

органической химии

Решение задач и упражнений по курсу органической химии, подготовка, выполнение и анализ итоговой контрольной работы.

6

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности со словесной основой:

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с научно-популярной литературой;

Вывод и доказательство формул.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Анализ графиков, таблиц, схем.

 

Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 10 класс

 

урока

Тема урока

К-во

часов

Формы

контроля

Дата

по плану

Дата

фактическая

Введение 2 ч.

2

 

 

 

1

1. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Предмет органической химии. Сравнение органических и неорганических веществ.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

01.09

 

2

2. Расчетные задачи: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элемента; по продуктам сгорания.

1

индивидуальный групповой контроль

07.09

 

Тема 1. Теория строения органических соединений 4 ч.

4

 

 

 

3

1. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М Бутлерова.

1

индивидуальный и фронтальный опрос;

08.09

 

4

2. Классифиция органических соединений. Основы номенклатуры.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

14.09

 

5

3. Изомерия, её виды. 3ависимость свойств веществ от химического строения молекул.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

15.09

 

6

4. Классификация реакций в органической химии. Механизм реакций, взаимное влияние атомов в органических веществах.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

21.09

 

Тема 2. Углеводороды и их природные источники 19 ч.

19

 

 

 

7

1. Природный газ как топливо. Физические и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Способы получения алканов

1

индивидуальный и фронтальный опрос

22.09

 

8

2. Применение алканов на основе свойств. Решение теоретических задач, химические свойства алканов.

1

групповой контроль

28.09

 

9

3. Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

1

индивидуальный и фронтальный опрос;

29.09

 

10

4. Решение теоретических задач химические свойства и способы получения алканов и циклоалканов.

1

индивидуальный групповой контроль

05.10

 

11

5. Контрольная работа №1. 

«Предельные углеводороды»

1

контрольная работа из 4 вариантов

06.10

 

12

6. Алкены. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия, физических свойств алкенов. Решение задач.

1

фронтальный опрос

12.10

 

13

7. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

13.10

 

14

8. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. Решение теоретических задач.

1

групповая работа

19.10

 

15

9. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

20.10

 

16

10. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Применение каучука и резины.                                                                                 

1

индивидуальный и фронтальный опрос

26.10

 

17

11. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

27.10

 

18

12. Применение ацетилена на основе его свойств. Решение теоретических задач.                                                   

1

индивидуальный и фронтальный опрос

09.11

 

19

13. Алкины. Электронное и пространственное строение. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

10.11

 

20

14. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

16.11

 

21

15. Применение бензола на основе свойств. Решение теоретических задач.

1

решение задач

17.11

 

22

16. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

1

групповой контроль

23.11

 

23

17. Экологическое загрязнение окружающей среды. Обобщение изученного материала. Решение задач.

 

 

24.11

 

24

18. Генетическая связь между классами органических веществ.

1

контрольная работа из 4 вариантов

30.11

 

25

19. Контрольная работа №2.

 «Непредельные углеводороды»

 

 

01.12

 

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения их природные источники 

17

 

 

 

26

1. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

 

фронтальный опрос

07.12

 

27

2. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Представление о водородной связи.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

08.12

 

28

3. Химические свойства применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

14.12

 

29

4. Решение теоретических задач по теме: «Одноатомные спирты»

1

индивидуальный

15.12

 

30

5. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин - представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

1

индивидуальная работа

21.12

 

31

6. Получение и применение фенола. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

22.12

 

32

7. Получение и химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт.

1

Индивидуальный групповой контроль

28.12

 

33

8. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

11.01

 

34

9. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

12.01

 

35

10. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

18.01

 

36

11. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

1

групповая работа

19.01

 

37

12. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

25.01

 

38

13. Состав, получение и свойства мыла. 3ащита природы от загрязнения СМС.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

26.01

 

39

14. Контрольная работа №3. 

«Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные»

1

контрольная работа из 4 вариантов

01.02

 

40

15. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств.

1

групповая работа

02.02

 

41

16. Дисахариды. Полисахариды.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

08.02

 

42

17. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

09.02

 

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

11

 

 

 

43

1. Понятие об аминах. Получение и свойства аминов. Применение.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

15.02

 

44

2. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Применение анилина.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

16.02

 

45

3. Аминокислоты. Получение и химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений. Пептидная связь и полипептиды.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

22.02

 

46

4. Применение аминокислот на основе свойств.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

01.03

 

47

5. Генетическая связь между классами азотсодержащими соединениями. Решение теоретических задач.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

02.03

 

48

6. Структуры белков. Получение и химические свойства белков. Биохимические функции белков.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

09.03

 

49

7. Контрольная работа №4. 

«Амины. Аминокислоты»

1

контрольная работа из 4 вариантов

15.03

 

50

8. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

16.03

 

51

9. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

22.03

 

52

10. Генетическая связь между классами органических соединений.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

23.03

 

53

11. Практическая работа №1.

Идентификация органических соединений.

1

письменный отчет

05.04

 

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры

5

 

 

 

54

1. Искусственные полимеры. Получение полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

06.04

 

55

2. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

12.04

 

56

3. Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров их структура.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

13.04

 

57

4. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

19.04

 

58

5. Практическая работа №2

«Волокна и полимеры»

1

письменный отчет

20.04

 

Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

6

 

 

 

59

1. Теория строения органических соединений. Решение теоретических задач.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

26.04

 

60

2. Генетическая взаимосвязь между изученными классами веществ.

1

Групповая работа

27.04

 

61

3. Качественные реакции на классы веществ. Решение задач.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

03.05

 

62

4. Генетическая взаимосвязь между изученными классами веществ. Решение задач.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

04.05

 

63

5. Решение теоретических задач.

1

Групповая работа

10.05

 

64

6. Контрольная работа №5.

«Обобщение знаний по курсу органической химии»

1

контрольная работа

11.05

 

Тема 5. Биологически активные органические соединения

4

 

 

 

65

1. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

17.05

 

66

2. Витамины. Нарушения, связанные с витаминами.

1

индивидуальный опрос

18.05

 

67

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов

1

Групповая работа

24.05

 

68

Лекарственная химия от иатрохимии до химиотерапии. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.

1

 

25.05

 

 

 


Критерии оценивания

 

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности,  литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные  ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две–три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько  существенных ошибок.

 

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и  решении.

 

Оценка экспериментальных умений

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена  правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена  правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена   существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки  в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами

 

 

                      СОГЛАСОВАНО                                                  СОГЛАСОВАНО                                   

     Протокол заседания                                                     Заместитель директора по УВР

     методического объединения                                             

     МБОУ СОШ №23                                                        ________   /Л.Е. Гапонова /   

     №6 от 27.05. 2022                                                               подпись                      Ф.И.О. 

                                                                                             ____________   2022 года 

    Руководитель МО _____   /О.И. Макаренко/                                                         

                                      подпись             Ф.И.О.                            


Скачано с www.znanio.ru