Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тихменевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
от «___» __________2020 г Приказ по школе № ___
от «___» ____________2020 г
Зам. дир. по УВР _______ Викторова З.С. Директор школы ___________С.А.Смирнов
Рабочая программа
учебного курса
ХИМИЯ
8 класс
Учитель химии:
Безуглая Елена Ивановна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса химии для 8 класса составлена на основе примерной программы по химии, разработанной в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте. Программа ориентирована на использование учебника: О.С Габриелян, И.Г. остроумов, С.А. Сладков Химия. 8 : учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: «Просвещение», 2020.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1897 от 17.12.2010 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г);
· Примерная программа по химии М: Просвещение, 2012;
· Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № НТ-51/08пр;
· Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Тихменевской средней общеобразовательной школы, утвержденная приказом директора МОУ Тихменевской СОШ
· Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897»
· Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
· Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019.
· Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждений Ярославской области.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Так как химия — наука экспериментальная, обучающиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В процессе изучения курса у обучающихся продолжают формироваться умения ставить вопросы, объяснять, классифицировать, сравнивать, определять источники информации, получать и анализировать её, готовить информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию. Следовательно, деятельностный подход в изучении химии способствуют достижению личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
· формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
· развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
· выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
· формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
В основу курса положены следующие идеи:
· материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
· ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
· взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов материального мира;
· развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;
· генетическая связь между веществами.
Эти идеи реализуются в курсе химии основной школы путём достижения следующих целей:
• Формирование у учащихся химической картины мира, как органической части его целостной естественно-научной картины.
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.
• Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
• Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.
• Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Общая характеристика учебного предмета химии
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии
являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование
закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения
веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение
основные содержательные линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
·
язык
химии
— система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура
неорганических веществ, то есть их названия (в том числе и тривиальные),
химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с
естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Место учебного предмета в учебном плане
Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.
В соответствии с учебным планом школы на 2020 - 2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 35 -я неделя может быть использована для процедуры промежуточной аттестации, например, повторной. В 8 классе на изучение химии отводится 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В 8 классе имеются учащиеся c ограниченными возможностями здоровья. Учебный план для данной категории учащихся составляет так же 68 часов в год, поэтому настоящая программа соответствует любой категории учащихся класса. Контроль знаний учащихся дифференцирован под личностные особенности ученика. Осуществляется педагогическое сопровождение учебной деятельности учащихся на уроках, лабораторных и контрольных работах. Домашнее задание так же дифференцировано под личностные особенности обучающихся.
Для обучающихся с ОВЗ предусмотрены изменения к уровню подготовки: знание расчётных формул без их вывода, сокращение требований к оформлению лабораторных и практических работ, уменьшение числа устных ответов, решение задач для простых условий по готовому алгоритму. Обучение предмету «Химия» детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах.
Важными коррекционными задачами курса химии для детей с ОВЗ являются развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и соблюдением логических связей в излагаемом материале.
Особое внимание при изучении курса химии уделяется постановке и организации эксперимента, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами и веществами, анализировать полученные данные.
В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с ОВЗ (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
При подготовке к урокам следует предусмотреть достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи с такими дисциплинами, как природоведение, география, физика, биология, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Учебно-методический комплект О. С. Габриеляна:
1. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М.: Просвещение, 2020.
2. Габриелян O. C. Химия. Методическое пособие для 8 класса учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
3. Габриелян O. C. Химия. Сборник задач и упражнений. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак М.: Просвещение, 2019
Формы, методы и средства обучения, технологии
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность, здоровьесбережение.
Формы обучения следующие: учебные занятия, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Предполагается использование системного обучения – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения.
Формы контроля
аттестация проводится в форме:
- тестов;
-контрольных;
- самостоятельных и проверочных работ;
- практических работ;
- творческих работ.
Результаты
изучения предмета химии
Деятельность образовательного учреждения общего образования в
обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по химии являются:
·
использование
умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение
основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
·
умение
генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;
· использование различных источников для получения химической информации.
· для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
· для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
·анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
·разъяснять на примерах (приводить примеры подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;
·строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
· планировать и проводить химический эксперимент;
· использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Начальные понятия и законы химии. (20 часов)
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материала и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии.: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.
Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие, твердые. Способы разделения смесей: перегонка или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация, выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атом и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. ПСХЭ Д.И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несет химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, обмена, замещения. Катализаторы и катализ.
Демонстрации.
· Коллекции материалов и изделий из них.
· Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.
· Объемные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
· Модели кристаллических решеток.
· Собирание прибора для получения газов и проверка его на герметичность.
· Возгонка сухого льда, йода или нафталина.
· Агрегатные состояния воды.
· Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
· Установка для фильтрования и его работа.
· Установка для выпаривания и его работа.
· Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии.
· Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
· Портреты Й.Я. Берцелиуса и Д.И. Менделеева.
· Короткопериодный и длиннопериодный варианты ПСХЭ Д.И. Менделеева.
· Конструирование шаростержневых моделей.
· Аппарат Киппа.
· Разложение бихромата аммония.
· Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
· Получение гидроксида меди (2) и его разложение при нагревании.
Лабораторные опыты.
1. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
2. Проверка прибора для получения газов на герметичность.
3. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.
4. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
5. Получение гидроксида меди (2) и его взаимодействие с серной кислотой.
6. Взаимодействие раствора соды с кислотой.
7. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щелочи и кислоты.
8. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (4).
9. Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы.
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.
2. Анализ почвы.
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. (18 часов)
Состав воздуха. Понятие об объемной доле компонента природной газовой смеси – воздуха. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по названиям. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Кислоты, их состав и классификация. Ингибиторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Относительная плотность одного газа по другому.
. Кратные единицы измерения количества вещества –миллимолярный и киломолярный объемы газов.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворитель и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия»массовая доля растворенного вещества».
Демонстрации.
· Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.
· Собирание методом вытеснения воздуха и воды.
· Распознавание кислорода.
· Горение магния, железа, угля серы и фосфора в кислороде.
· Коллекция оксидов.
· Получение, собирание, распознавание водорода.
· Горение водорода.
· Взаимодействие водорода с оксидом меди.
· Коллекция минеральных кислот.
· Правило разбавления серной кислоты.
· Коллекция солей.
· Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
· Некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества в 1 моль.
· Коллекция оснований.
Лабораторные опыты.
10. Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
11. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.
12. Распознавание кислот индикаторами.
13. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
14. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки – растворами пероксида водорода, спиртовой настойки йода и нашатырного спирта.
Практические работы.
3. Получение, собирание и распознавание кислорода.
4. Получение, собирание и распознавание водорода.
5. Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей.
Раздел 3. Основные классы неорганических соединений. (10 часов)
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Лабораторные опыты.
15. Взаимодействие оксида кальция с водой.
16. Помутнение известковой воды.
17. Реакция нейтрализации.
18. Получение гидроксида меди (2) и его взаимодействие с кислотой.
19. Разложение гидроксида меди (2) при нагревании.
20. Взаимодействие кислот с металлами.
21. Взаимодействие кислот с солями.
22. Ознакомление с коллекцией солей.
23. Взаимодействие сульфата меди (2) с железом.
24. Взаимодействие солей с солями.
25. Генетическая связь на примере соединений меди.
Практические работы.
6. Решение экспериментальных задач.
Раздел 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов (ПЗ и ПСХЭ) Д.И. Менделеева и строение атома. (8 часов)
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д.И. Менделеевым ПЗ и создание им ПСХЭ.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атомов.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. строение электронных уровней атомов химических элементов
№№ 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка ПЗ. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Демонстрации.
· Различные формы таблиц ПС.
· Моделирование построения ПС Д,И. Менделеева.
· Модели атомов химических элементов.
· Модели атомов элементов 1 – 3 периодов.
Лабораторные опыты.
26. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Раздел 5. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. (10 часов)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решетки и физические свойства веществ с этим типом решетки. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этим типом решеток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, свойства веществ с этим типом решеток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степеней окисления и валентности. Правила расчета степени окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации.
· Видеофрагменты и слайды «Ионная химическая связь».
· Коллекция веществ с ионной связью.
· Модели ионных кристаллических решеток.
· Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь».
· Коллекция веществ молекулярного и атомного строения. Модели молекулярных и атомных кристаллических решеток.
· Слайды «Металлическая химическая связь».
· Коллекция «Металлы и сплавы»
· Взаимодействие цинка с серной и соляной кислотой, хлоридом меди.
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе
№ |
Тема |
Количество часов |
Кол-во практических |
Кол-во контрольных |
1 |
Раздел 1. Начальные понятия и законы химии. |
20 часов |
2 |
1 |
2 |
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. |
18 часов |
3 |
1 |
3 |
Раздел 3. Основные классы неорганических соединений. |
10 часов |
1 |
1 |
4 |
Раздел 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов (ПЗ и ПСХЭ) Д.И. Менделеева и строение атома. |
8 часов |
|
|
5 |
Раздел 5. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. |
10 часов |
|
1 |
6 |
Резервное время |
2 часа. |
|
|
7 |
Всего часов |
68 часов |
6 |
4 |
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
·осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
·постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
·оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
·оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
·формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки сам выдвигать самостоятельно;
· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
· обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя;
· ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения;
· самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
· планирует ресурсы для достижения цели;
· называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
· . анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
· преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
· осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
· создает модели и схемы для решения задач;
· переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
· устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· участвует в проектно- исследовательской деятельности. проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· дает определение понятиям, устанавливает причинно-следственные связи;
· обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
· осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строит классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
· знает основы усваивающего чтения умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий), знает основы ознакомительного чтения; последовательность описываемых событий) - ставить проблему, аргументировать её актуальность.
· самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
· соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
· пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
· формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;
· координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
· устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
· осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
· определяет цели и функции участников, способы взаимодействия;
· планирует общие способы работы;
· умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации;
· интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· учитывает разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте, рассмотрение химических процессов;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
объяснять мир с точки зрения химии;
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы; - определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК «Химия. 8 класс»
4. Габриелян O. C. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019
Информационные средства
1. http://www.alhimik.ru. Представлены рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений).
2. http://www.hij.ru. Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия», в котором представлено множество
опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.
5. http://www.drofa-ventana.ru. Известное издательство учебной литературы. Новинки научно-популярных и занимательных книг по химии.
6. http://1september.ru. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
8. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриелян "Химия. 8 класс": учебное пособие / О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2016.
2. Купцова А.В. Химия: Диагностические работы. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику О.С.Габриелян "Химия. 8 класс"/ А.В. Купцова. - М.: Дрофа, 2015.
3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриелян "Химия. 8 класс" / О.С.Габриелян, А.В. Купцова. - М.: Дрофа, 2016
4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8 класс" (с тестовыми заданиями ЕГЭ). Вертикаль. ФГОС
5. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии. 8 класс. _ М.: ВАКО, 2016
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.