Рабочая программа по курсу «Химия». 9 класс. ФГОС ООО
(9 «А», «Б», «В», «Г»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по химии. В основе планирования авторская программа
О.С. Габриеляна.
Рабочая программа по химии составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» учителем химии Куликовой И.А.
В соответствии с учебным планом школы на 2020/21 учебный год рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником О.С. Габриеляна «Химия 9». М.: «Дрофа» 2017.Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021-2022 учебный год.
Планируемые результаты обучения.
1. Личностные результаты:
1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и по- строение индивидуальной образовательной траектории;
3) формирование целостной естественнонаучной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
2. Метапредметные результаты:
1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
4) определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация;
5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
3. Предметные результаты:
1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в периодической системе Д. И. Менделеева;
2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;
3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
5) умение классифицировать простые вещества (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды - кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли);
6) формулирование периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения периодического закона;
7) умение характеризовать строение вещества - виды химических связей и типы кристаллических решёток;
8) описание строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 1-20 и 26, отображение их с помощью схем;
9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степени окисления или заряду ионов;
11) умение формулировать основные законы химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;
13) определение признаков, условий протекания и прекращения реакций;
14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;
15) составление уравнений реакций с участием электролитов также в ионной форме;
16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;
17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;
18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;
19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов и катиона аммония в растворе;
20) объяснение влияния различных факторов на скорость реакций;
21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;
23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование этих различий примерами промышленных способов получения металлов;
24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА-групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);
25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;
26) умение производить химические расчёты с использованием понятий
«массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;
27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;
28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;
29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Основные содержательные линии.
1) Вещества.
2) Основные свойства веществ, биологическое действие.
3) Состав т строение веществ.
4) Химическая реакция.
5) Применение веществ
6) Химический язык.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1.Стандарт основного общего образования по химии.
2. Рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна. Химия. 8-11 класс/
авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. Волгоград: Учитель, 2017
3. Габриелян О.С.Химия.9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2017.
4. Журин А.А., Заграничная Н.А.Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. М.:ВАКО, 2017.
Тематическое планирование
№/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Общая характеристика химических элементов и химических реакций |
10 |
2 |
Металлы |
14 |
3 |
Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений» |
2 |
4 |
Неметаллы |
25 |
5 |
Практикум 2 «Свойства неметаллов и их соединений» |
3 |
6 |
Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ |
11 |
|
Резервное время |
1 |
|
Итого: |
66 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п |
Наименование разделов и тем |
дата |
||||
по плану |
по факту
|
|||||
9 А |
9 Б |
9 В |
9Г |
|||
|
Тема 1 «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» - 10 ч. |
|
|
|
|
|
1 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева |
01.09-10.09
|
|
|
|
|
2 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева |
01.09-10.09
|
|
|
|
|
3 |
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды |
13.09-17.09
|
|
|
|
|
4 |
Периодический закон периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева |
13.09-17.09
|
|
|
|
|
5 |
Химическая организация природы. Решение задач на выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного |
20.09-24.09
|
|
|
|
|
6 |
Классификация химических реакций |
20.09-24.09
|
|
|
|
|
7 |
Скорость химических реакций |
27.09-01.10
|
|
|
|
|
8 |
Катализаторы и катализ |
27.09-01.10
|
|
|
|
|
9 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакции» |
11.10- 15.10
|
|
|
|
|
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» |
11.10- 15.10
|
|
|
|
|
|
Тема 2 «Металлы» – 14ч. |
|
|
|
|
|
11 |
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строение их атомов |
18.10- 22.10
|
|
|
|
|
12 |
Физические и химические свойства металлов |
18.10- 22.10
|
|
|
|
|
13 |
Получение металлов |
25.10- 29.10
|
|
|
|
|
14 |
Коррозия металлов |
25.10- 29.10
|
|
|
|
|
15 |
Щелочные металлы |
01.11-05.11
|
|
|
|
|
16 |
Соединения щелочных металлов |
01.11-05.11
|
|
|
|
|
17 |
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы |
08.11-12.11
|
|
|
|
|
18 |
Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов |
08.11-12.11
|
|
|
|
|
19 |
Алюминий |
22.11-26.11
|
|
|
|
|
20 |
Соединения алюминия |
22.11-26.11
|
|
|
|
|
21 |
Железо |
29.11-03.12
|
|
|
|
|
22 |
Соединения железа |
29.11-03.12
|
|
|
|
|
23 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» |
06.12-10.12 |
|
|
|
|
24 |
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» |
06.12-10.12
|
|
|
|
|
|
Тема 3 «Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений»»- 2 ч. |
|
|
|
|
|
25 |
Осуществление цепочки химических превращений |
13.12-17.12
|
|
|
|
|
26 |
Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов |
13.12-17.12
|
|
|
|
|
|
Тема 4 «Неметаллы» - 25ч. |
|
|
|
|
|
27 |
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух |
20.12-24.12
|
|
|
|
|
28 |
Водород |
20.12-24.12
|
|
|
|
|
29 |
Вода. Вода в жизни человека |
27.12-29.12
|
|
|
|
|
30 |
Галогены |
27.12-29.12
|
|
|
|
|
31 |
Соединения галогенов |
10.01-14.01
|
|
|
|
|
32 |
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений |
10.01-14.01
|
|
|
|
|
33 |
Кислород |
17.01-21.01
|
|
|
|
|
34 |
Сера |
17.01-21.01
|
|
|
|
|
35 |
Соединения серы |
24.01-28.01 |
|
|
|
|
36 |
Серная кислота, как электролит. Соли серной кислоты |
24.01-28.01
|
|
|
|
|
37 |
Серная кислота, как окислитель. Получение и применение серной кислоты |
31.01-04.02
|
|
|
|
|
38 |
Азот |
31.01-04.02 |
|
|
|
|
39 |
Аммиак. Соли аммония |
07.02-11.02
|
|
|
|
|
40 |
Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, как электролит |
07.02-11.02
|
|
|
|
|
41 |
Азотная кислота, как окислитель |
14.02-18.02
|
|
|
|
|
42 |
Соли азотной кислоты |
14.02-18.02
|
|
|
|
|
43 |
Фосфор и его соединения |
28.02-04.03 |
|
|
|
|
44 |
Углерод |
28.02-04.03 |
|
|
|
|
45 |
Оксиды углерода |
07.03-11.03
|
|
|
|
|
46 |
Угольная кислота и её соли |
07.03-11.03 |
|
|
|
|
47 |
Кремний |
14.03-18.03 |
|
|
|
|
48 |
Соединения кремния |
14.03-18.03 |
|
|
|
|
49 |
Силикатная промышленность |
21.03-25.03
|
|
|
|
|
50 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» |
21.03-25.03 |
|
|
|
|
51 |
Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» |
28.03-01.04 |
|
|
|
|
|
Тема 5 «Практикум 2 «Свойства неметаллов и их соединений»» – 3 ч. |
|
|
|
|
|
52 |
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» |
28.03-01.04 |
|
|
|
|
53 |
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода» |
11.04-15.04 |
|
|
|
|
54 |
Получение и собирание газов |
11.04-15.04 |
|
|
|
|
|
Тема 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы Подготовка к основному государственному экзамену» – 11 ч. |
|
|
|
|
|
55 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева |
18.04-22.04
|
|
|
|
|
56 |
Строение атомов химических элементов |
18.04-22.04
|
|
|
|
|
57 |
Виды химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ |
25.04-29.04
|
|
|
|
|
58 |
Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химической реакции |
25.04-29.04
|
|
|
|
|
59 |
Неорганические вещества, их номенклатура и классификация |
02.05-06.05 |
|
|
|
|
60 |
Неорганические вещества, их номенклатура и классификация |
02.05-06.05 |
|
|
|
|
61 |
Генетические ряды металлов |
09.05-13.05 |
|
|
|
|
62 |
Генетические ряды неметаллов и переходного металла |
09.05-13.05 |
|
|
|
|
63 |
Тренинг – тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии |
16.05-20.05
|
|
|
|
|
64 |
Тренинг – тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии |
16.05-20.05
|
|
|
|
|
65 |
Контрольная работа №4 по теме 6 «Обобщение знаний за курс основной школы» |
23.05-27.05
|
|
|
|
|
|
Резервное время (1ч.) |
|
|
|
|
|
66 |
Вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит примеси или находится в растворе. Решение вариантов ОГЭ |
23.05-27.05
|
|
|
|
|
|
Итого часов по курсу: 66 |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.