Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса

Оценка 4.9
doc
химия
9 кл
27.02.2020
Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса
Данная программа составлена на основании УМК О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии 9 класс.doc

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Григорьевская основная школа»

 

 

 

ПРИНЯТО

 

    УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

 

приказом по школе

№1 от 30.08.2019 г.

 

№ 154 от 30.08.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по химии

для учащихся 9 класса

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                                              

                                                        Учитель химии Сергеева Т.Н.,

                                                         I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 - 2020 учебный год

 

Настоящая рабочая программа по химии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по химии, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Григорьевская ОШ», с учетом учебного плана МКОУ «Григорьевская ОШ» на 2019-2020 учебный год.

Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и ориентирована  на использование  учебника по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных  коллективом авторов под руководством О.С.Габриеляна:                                                                           

            Для реализации содержания  программы  имеется учебно-методический комплект для учащихся и учителя:……………………………………………………………………..                                                                                                                                                                   - Учебник: О.С.Габриелян. Химия. 9 класс: учебник для ОУ. М.: Дрофа, 2011.                                   - Химия.  9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2017.

 

На прохождение программного материала отводится 2 часа в неделю. Большое внимание уделяется лабораторным работам.

Лабораторных и практических работ  -14/6.

Контрольных работ – 5 (Первая контрольная работа является стартовой работой, на ее проведение отводится 15- 20 минут урока. Итоговая контрольная работа проводится в течение всего урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Планируемые личностные результаты:

 

         У обучающегося будут сформированы:

·           чувство гордос­ти за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

·           готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·           сформированность ответственного отношения к учению;

·           готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·           сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

·           готовность и способность к выполнению требований техники безопасности на уроках химии.

 

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся  научится:

·         целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

·          планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты;

·         уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

·         составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы (выполнения проекта);

·         принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

·         адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

·         основам прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса;

·         в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:

Обучающийся научится:

 

  • самостоятельно находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать её в учебной деятельности, использовать дополнительные источники информации, составлять схемы и таблицы;
  • анализировать, осуществлять элементарный учебный эксперимент,
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительных источников информации;
  • уметь выбирать критерии для сравнения объектов.

 

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

 

·        работать индивидуально и в паре, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

·        правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

·        осуществлять самоконтроль,  контроль, оценку действия партнера, уметь убеждать.

Планируемые предметные результаты:

Выпускник научится:

·      характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

·      описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

·      раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

·      различать химические и физические явления;

·      определять состав веществ по их формулам;

·      определять тип химических реакций;

·      называть признаки и условия протекания химических реакций;

·      выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

·      соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

·      пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

·      вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

·      вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

·      характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

·      получать, собирать кислород и водород;

·      распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

·      раскрывать смысл закона Авогадро;

·      характеризовать физические и химические свойства воды;

·      раскрывать смысл понятия «раствор»;

·      вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

·      приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

·      называть соединения изученных классов неорганических веществ;

·      определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

·      составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

·      проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

·      распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

·      характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

·      раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

·      объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

·      объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

·      характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

·      раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

·      характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

·      определять вид химической связи в неорганических соединениях;

·      изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

·      раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

·      определять степень окисления атома элемента в соединении;

·      раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

·      составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

·      объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

·      составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

·      определять возможность протекания реакций ионного обмена;

·      проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

·      определять окислитель и восстановитель;

·      составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

·      называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

·      классифицировать химические реакции по различным признакам;

·      характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

·      проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

·      распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

·      характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

·      называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

·      оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·      грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

·      определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

·      выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

·      характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·      составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

·      прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

·      составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

·      выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

·      использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·      использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

·      объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

·      критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

·      осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

·      понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

            Введение в курс 9 класса.

            Характеристика химического элемента (металла) на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева Характеристика химического элемента (неметалла) на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Переходные элементы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Химическая организация живой и неживой природы. Классификация химических реакций по различным основаниям

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Лабораторные опыты.

- получение гидроксида цинка и исследование его свойств,

- замещение железом меди в растворе,

-зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ,

- зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ,

-зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ,

-зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ,

- разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца.

 

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Лабораторные опыты:

- Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами,

- ознакомление с рудами железа,

- окрашивание пламени солями щелочных металлов,

- взаимодействие железа с соляной кислотой,

- получение гидроксидов железа (2) и (3) и изучение их свойств.

Практикум.

Практические работы. Получение и свойства соединений металлов. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов

Неметаллы IVVII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Применение серы  в  быту. Демеркуризация. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин.  Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Лабораторные опыты:

- исследование поверхностного натяжения воды,

- растворение перманганата калия в воде,

- изготовление гипсового отпечатка,

- ознакомление с коллекцией бытовых приборов,

- ознакомление с составом минеральной воды,

- качественная реакция на галогенид ионы,

- распознавание солей аммония,

- свойства разбавленной азотной кислоты,

- свойства концентрированной азотной кислоты,

- распознавание фосфатов,

- получение кремниевой кислоты и изучение её свойств.

Практикум.

Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» Получение, собирание и распознавание газов

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.

Химия и жизнь.

 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Применение лекарств, использование средств бытовой химии.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Типы расчетных задач:

1.                  Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

2.                  Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

3.                  Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема

Количество  часов

В  том  числе

практических  работ/лабораторные

контроль-ных  работ

1

Введение в курс 9 класса

10

/7

Стартовая работа-1

1

2

Металлы

11

/5

1

3

Практикум

2

2

 

4

Неметаллы

24

/11

1

5

Практикум

4

4

 

6

Первоначальные сведения об органических веществах

8

 

 

7

Химия и жизнь

2

 

 

8

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

 

1

9

Резерв

1

 

 

 

Итого

67

6/23

5

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

Календарно-тематическое планирование  по химии 9 класс

 

п/п

Тема урока

 

Задание на дом

Дата

Примечание

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса –  10 ч

 

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева

 


03.09

 

 

2

Характеристика химического элемента (неметалла) на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева

 

 


05.09

 

 

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Переходные элементы.

 


10.09

 

 

4

Периодический закон и периодическая система химических элементов

 


12.09

 

 

5

Химическая организация живой и неживой природы.

 


17.09

 

 

6

Классификация химических реакций по различным основаниям

 


19.09

 

 

7

Понятие о скорости химической реакции

 


24.09

 

 

8

Катализаторы

 


26.09

 

 

9

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Характеристика химических элементов  и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов»

 


01.10

 

 

10

Контрольная работа по теме «Характеристика химических элементов  и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов»

 


03.10

 

 

Металлы – 11 ч

 

11

Век медный, бронзовый, железный Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение его атомов

 

08.10

 

12

Физические свойства металлов. Сплавы.

 

10.10

 

13

Химические свойства металлов.

 

15.10

 

14

Металлы в природе. Общие способы их получения.

 

17.10

 

15

Понятие о коррозии металлов.

 

22.10

 

16

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Соединения щелочных металлов

 

24.10

 

17

Щёлочно-земельные металлы. Соединения щелочноземельных металлов.

 


05.11

 

18

Алюминий и его соединения.

 

07.11

 

19

Железо и его соединения.

 

12.11

 

20

Обобщение знаний по теме «Металлы»

 

14.11

 

21

Контрольная работа по теме «Металлы»

 

19.11

 

Практикум -2

22

Получение и свойства соединений металлов.

21.11

 

23

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов

26.11

 

Неметаллы – 24 ч

24

Общая  характеристика неметаллов

 

28.11

 

 

25

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения..

 

03.12

 

 

26

 Водород.

 

05.12

 

 

27

Вода.

 

10.12

 

 

28

Галогены.

 

12.12

 

 

29

Соединения галогенов.

 

17.12

 

 

30

Кислород.

 

19.12

 

 

31

Сера, её физические и химические свойства. Применение серы  в  быту. Демеркуризация.

 

24.12

 

 

32

Соединения серы.

 

26.12

 

 

33

Серная кислота как электролит и её соли.

§23

14.01

 

 

34

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

 

16.01

 

 

35

Азот и его свойства.

 

21.01

 

 

36

Аммиак и его свойства. Соли аммония

 

23.01

 

 

37

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, её применение.

 

28.01

 

 

38

Азотная кислота как окислитель, её получение

 

30.01

 

 

39

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

 

04.02

 

 

40

Углерод.

 

06.02

 

 

41

Оксиды углерода.

 

11.02

 

 

42

Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды и способы её устранения.

 

13.02

 

 

43

Кремний. Соединения кремния.

 

18.02

 

 

44

Силикатная промышленность.

 

20.02

 

 

45

Решение расчетных задач. (Количество вещества, молярный объём)

 

25.02

 

 

46

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

 

27.02

 

 

47

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

 

03.03

 

 

Практикум – 4 ч

 

48

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

05.03

 

 

49

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

10.03

 

 

50

 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

12.03

 

 

51

Получение, собирание и распознавание газов

17.03

 

 

Органические соединения -8 ч

 

52

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

 

19.03

 

 

53

Предельные углеводороды – метан и этан. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ.

 

02.04

 

 

54

Непредельные углеводороды – этилен.

 

07.04

 

 

55

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

 

 

09.04

 

 

56

Одноосновные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

 

14.04.

 

 

57

Жиры

 

16.04

 

 

58

Понятие об аминокислотах и белках.

 

21.04

 

 

59

Понятие об углеводах. Глюкоза.

 

23.04

 

 

Химия и жизнь- 2 ч

 

60

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

 

28.04

 

 

61

Применение лекарств, использование средств бытовой химии.

 

30.04

 

 

Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 5ч

 

62

Периодическая система химических элементов

 

05.05

 

 

63

Виды химических связей и типы кристаллических решеток Классификация химических реакций по различным признакам

 

07.05

 

 

64

Диссоциация электролитов в водных растворах. Окислительно-восстановительные реакции Классификация и свойства неорганических веществ.

 

12.05

 

 

65

Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

 

7.05

14.05

 

 

66

Анализ итогового теста

 

14.05

 

 

Резерв -1

 

67

Резерв

 

19.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Григорьевская основная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Григорьевская основная школа»

Настоящая рабочая программа по химии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной…

Настоящая рабочая программа по химии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной…

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые предметные результаты :

Планируемые предметные результаты :

Периодического закона Д.И. Менделеева; · объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе

Периодического закона Д.И. Менделеева; · объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе

Выпускник получит возможность научиться: · выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические…

Выпускник получит возможность научиться: · выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические…

· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; · объективно оценивать информацию о веществах…

· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; · объективно оценивать информацию о веществах…

Содержание Введение в курс 9 класса

Содержание Введение в курс 9 класса

Практикум . Практические работы

Практикум . Практические работы

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения об органических веществах

Металлы 11 /5 1 3

Металлы 11 /5 1 3

Приложение1. Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс № п/п

Приложение1. Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс № п/п

Водород. 05.12 27

Водород. 05.12 27

Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 5ч 62

Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 5ч 62
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020