Рабочая программа
Основного общего образования
по ХИМИИ
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за российскую химическую науку
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений. Осознанному построению индивидуальных образовательных траекторий с учетом устойчивых познавательных интересов
- формирование коммуникативной компетенции в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности
- Формирование и понимание ценности здорового и безлопастного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угождающих жизни и здоровью людей
- Формирование познавательной информационной культуры. В том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде
-Развитие готовности к решению творческих задач, умение находить адекватные способы поведения и взаимодействие с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему работы
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются:
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- Осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- Приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
- Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
-Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Выпускник научится:
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
· изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
· сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
· классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
· описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
· пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
· проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
· различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
· Классифицировать многообразие химических реакций
· Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений
Выпускник получит возможность научиться:
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
· осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
· понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
· использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ.
Содержание курса 8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно- молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы , молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление по химическим формулам. Массовая доля химических элементов в сложном веществе
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельностьМ.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций
Практические работы:
· Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием.
· Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода.. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон , аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода . Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение, применение оксидов.
Гидроксиды . Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение. Применение. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Кислоты: состав, классификация и номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов
Соли.: состав, классификация и номенклатура. Физические и химические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей способы получения солей. Применение солей
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификация химических эелементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне , его емкости. Заполнение электронных слоев у атома элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достяжения Д.И.Менделеева : исправление относительных атомных масс, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Раздел 3 Строение веществ
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Содержание курса 9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория
растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований
и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного
обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»
Лабораторные опыты: Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение
в природе. Физические и химические свойства галогенов.
Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы.
Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли.
Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и
её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в
природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,
получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её
свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение
азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие
в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические
свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её
соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе
химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия
углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе.
Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .
Демонстрации:
Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.
Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных
углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и
химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый
ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные
реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен.
Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических
соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты
(муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль
белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
8 класс.
Первоначальные химические понятия. 21 час.
1.Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.
2.Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.
3.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
4. Физические и химические явления. Химические реакции.
5. Атомы , молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.
6. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
7. Язык химии. Знаки химических элементов.
8. Закон постоянства состава веществ.
9. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.
10.Массовая доля химических элементов в сложном веществе
11. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.
12.Составление химических формул по валентности.
13.Атомно-молекулярное учение.
14.Закон сохранения массы веществ.
15.. Химические уравнения.
16. Типы химических реакций
17.Повторение и обобщение по теме.
18,19 .Практические работы:
· Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием.
· Очистка загрязненной поваренной соли.
20,21. Контрольная работа
Кислород. Горение. 5 часов.
1.Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
2. Физические и химические свойства кислорода.. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
3. Озон , аллотропия кислорода.
4. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
5. Практическая работа:
· Получение и свойства кислорода.
Водород . 3 часа.
1. Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода.. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
2. Практическая работа:
· Получение водорода и исследование его свойств.
3. Контрольная работа.
Вода. Растворы . 8 часов.
1. Вода . Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды.
2. Химические свойства воды. Применение воды.
3. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде.
4. Определение массовой доли растворенного вещества.
5. Решение задач.
6. Повторение и обобщение по темам Кислород. Водород. Вода. Растворы.
7. Практическая работа
· Приготовление растворов солей с определённой массовой долей.
8. Контрольная работ.
Количественные отношения в химии. 5 часов.
1. Моль. Молярная масса.
2. Вычисления по химическим уравнениям.
3. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
4. Относительная плотность газов.
5. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. 12 часов.
1. Оксиды: состав, классификация.. Номенклатура оксидов. Свойства, получение, применение оксидов.
2. Гидроксиды . Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура.
3. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Применение.
4. Амфотерные оксиды и гидроксиды
5. Кислоты: состав, классификация и номенклатура. Получение.
6. Химические свойства кислот.
7. Соли.: состав, классификация и номенклатура. Способы получения солей
8. Химические свойства солей.
9. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
10. Повторение и обобщение по теме.
11.Практическая работа
· Приготовление растворов солей с определённой массовой долей.
12. Контрольная работа.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. 7 часов.
1. Классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.
2. Периодический закон Д. И. Менделеева.
3. Периодическая таблица химических элементов.
4. Строение атома:. Состав атомных ядер. Изотопы. Современная формулировка понятия «химический элемент.
5. Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.
6. Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева
7. Повторение и обобщение по теме.
Строение вещества. Химическая связь. 7 часов.
1. Электроотрицательность химических элементов.
2. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная.
3. Ионная связь
4. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
5.Окислительно- восстановительные реакции.
6. Повторение и обобщение по теме.
7. Итоговая контрольная работа.
9 класс.
Многообразие химических реакций. 17 часов.
1. Повторение материала 8 класса.
2. Повторение материала 8 класса.
3. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.
4. Окислительно-восстановительные реакции.
5. Тепловой эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
6. Скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
7. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
8. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.
9. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
10. Реакции ионного обмена. Условия их протекания.
11. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных реакциях.
12. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных реакциях.
13. Гидролиз солей.
14, 15. Практическая работа
· Изучение влияния условий проведения химических реакций на её скорость.
· Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства кислот, оснований, солей»
16,17. Контрольная работа
Многообразие веществ. 43 часа.
1. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов.
2. Хлор. Свойства хлора. Применение хлора.
3. Хлороводород. Получение и свойства.
4. Соляная кислота и её соли.
5. Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы.
6. Свойства и применение серы.
7. Сероводород. Сульфиды.
8. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.
9. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
10. Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.
11. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,получение, применение.
12. Соли аммония.
13. Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.
14. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.
15. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
16. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
17. Положение углерода и кремни в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода.
18. Химические свойства углерода. Адсорбция.
19. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.
20. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.
21. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.
22. Обобщение по теме «Неметаллы».
23. Обобщение по теме «Неметаллы».
24. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. . Сплавы.
25. Нахождение металлов в природе. Общие способы получения металлов.
26. Химические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).
27. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
28. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение.
29. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
30. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
31. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
32. Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
33. Соединения железа.
34. Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы».
35. Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы».
36-40. Практические работы
· Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
· Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
· Получение аммиака и изучение его свойств.
· Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
· Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
41, 42, 43. Контрольные работы.
Краткий обзор важнейших органических веществ. 8 часов.
1. Предмет органической химии. Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.
2. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
3. Производные углеводородов. Спирты.
4. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры.
5. Углеводы.
6. Аминокислоты. Белки. Полимеры.
7. Обобщающий урок по теме.
8. Контрольная работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.