Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бочаровская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____2018 Руководитель МО _________ В.Н. Богакова |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Заграбская Е.В.
«_____»__________________
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________Поляков А.И.
Приказ № ________ от «____»____________2018 г |
Рабочая программа
по химии
в 10классе
Программу составил
учитель химии
высшей квалификационной категории
Смирнова Л.А.
2018-2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе по химии в 8 классе
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 10-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Учебно-методический комплекс (УМК ) : Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11класс. М.: Просвещение Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Основные цели изучения химии напралены: - на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике - на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций - на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии возникающими жизненными потребностями - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры - на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Место предмета в учебном плане Согласно действующему учебному плану,рабочая программа рассчитана на 35 часов в год. 1 урок в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Теоретические основы органической химии(3 ч)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы.Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Классификация органических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Углеводороды (12 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3ч)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации.Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства.. Применение.
Практическая работа 1. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)
Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации.Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки.
Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Кислородсодержащие органические соединения (12 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства этанола(метанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами.
Демонстрации. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). Растворение глицерина в воде.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч)
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение.Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Получение этаналя окислением этанола.
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 8. Жиры. Углеводы .(4 ч)
Жиры. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.Глюкоза. Строение молекулы. Свойства. Применение. Сахароза. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (4 ч)
Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Тема 10. Белки (2 ч)
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.Цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения (4 ч)
Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп |
Тема |
Количество часов |
В том числе практических работ |
В том числе контрольных работ |
1 |
Тема 1 «Теоретические основы органической химии» |
3 |
- |
- |
2 |
Тема 2 «Предельные углеводороды (алканы)» |
3 |
- |
- |
3 |
Тема 3 «Непредельные углеводороды» |
4 |
1
|
- |
4 |
Тема 4 «Ароматические углеводороды (арены)» |
2 |
- |
- |
5 |
Тема 5 «Природные источники углеводородов»
|
3 |
- |
1 |
6 |
Тема 6 «Спирты и фенолы» |
4
|
- |
- |
7 |
Тема 7 «Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты»
|
4 |
1 |
- |
8 |
Тема 8 «Жиры. Углеводы»
|
4 |
1 |
- |
9 |
Тема 9 «Амины и аминокислоты»
|
2 |
- |
- |
10 |
Тема 10 «Белки» |
2
|
- |
- |
11 |
Тема 11 «Синтетические полимеры» |
4 |
- |
1 |
|
Итого |
35 |
3 |
2 |
Тематическое планирование химия 10 класс
№ |
Название разделов, тем |
Коли чество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Органическая химия Тема 1. Теоретические основы органической химии (3 ч) |
|
|
|
1 |
Инструктаж по Т.Б. Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова |
1 |
3.09 |
|
2 |
Электронная природа химических связей в органических соединениях |
1 |
10.09 |
|
3 |
Классификация органических соединений |
1 |
17.09 |
|
|
Углеводороды (12 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч) |
|
|
|
4 |
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. |
1 |
24.09 |
|
5 |
Свойства алканов. Получение и применение |
1 |
1.10 |
|
6 |
Понятие о циклоалканах. Решение задач на нахождение формулы газообразного углеводорода. |
1 |
8.10 |
|
|
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч) |
|
|
|
7 |
Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Свойстваалкенов иих применение |
1 |
15.10 |
|
8 |
Практическая работа 1. Получение этилена и изучение его свойств.Инструктаж по Т.Б. |
1 |
2210 |
|
9 |
Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. |
1 |
29.10 |
|
10 |
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Свойства ацетилена и его применение |
1 |
12.11 |
2 четв |
|
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч) |
|
|
|
11 |
Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение |
1 |
19.11 |
|
12 |
Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов |
1 |
26.11 |
|
|
Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч) |
|
|
|
13 |
Природный и попутный нефтяные газы, их состав и применение |
1 |
3.12 |
|
14 |
Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти |
1 |
10.12 |
|
15 |
Контрольная работа 1. «Углеводороды». |
1 |
17.12 |
|
|
Кислородсодержащие органические соединения (12 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч) |
|
|
|
16 |
Предельные одноатомные спирты. Строение, свойства, получение и применение |
1 |
24.12 |
|
17 |
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства и применение |
1 |
14.01 |
3 четв |
18 |
Строение, свойства и применение фенола |
1 |
21.01 |
|
19 |
Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами |
1 |
28.01 |
|
|
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч) |
|
|
|
20 |
Альдегиды, кетоны. Строение, изомерия и номенклатура. Свойства, получение и применение |
1 |
4.02 |
|
21 |
Карбоновые кислоты. Строение. Изомерия. Свойства карбоновых кислот |
1 |
11.02 |
|
22 |
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
18.02 |
|
23 |
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение доли выхода продукта реакции |
1 |
25.02 |
|
|
Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч) |
|
|
|
24 |
Жиры. Нахождение в природе. Свойства, применение. Понятие о моющих средствах |
1 |
4.03 |
|
25 |
Глюкоза и сахароза Строение. Свойства. Применение |
1 |
11.03 |
|
26 |
Крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Свойства, применение. |
1 |
18.03 |
|
27 |
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач.Инструктаж по Т.Б. |
1 |
1.04 |
4 четв |
|
Азотсодержащие органические соединения (4 ч) Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч) |
|
|
|
28 |
Амины. Строение, свойства. Анилин. |
1 |
8.04 |
|
29 |
Аминокислоты. Строение, изомерия и свойства. Применение |
1 |
15.04 |
|
|
Тема 10. Белки (2 ч) |
|
|
|
30 |
Белки - природные полимеры. Состав, строение, свойства |
1 |
22.04 |
|
31 |
Химия и здоровье человека. |
1 |
29.04 |
|
|
Высокомолекулярные соединения (4 ч) Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч) |
|
|
|
32 |
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. |
1 |
6.05 |
|
33 |
Синтетические каучуки. Синтетические волокна |
1 |
13.05 |
|
34 |
Контрольная работа 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества |
1 |
20.05 |
|
35 |
Обобщение знаний по органической химии |
1 |
27.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.