Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бочаровская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____2017 Руководитель МО _________ В.Н. Богакова |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Заграбская Е.В.
«_____»__________________
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________Поляков А.И.
Приказ № ________ от «____»____________2017 г |
Рабочая программа
по химии
в 8 классе
Программу составил
учитель химии
высшей квалификационной категории
Смирнова Л.А.
2018-2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе по химии в 8 классе
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по химии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательной школы автора Н.Н.Гара; - М., Просвещение, 2013 г.; учебника «Химия 8» авторов Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2017
Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 8-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Учебно-методический комплекс (УМК ) : Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение Учебный план ( количество часов ) : 8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Основные цели изучения химии напралены: - на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике - на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций - на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии возникающими жизненными потребностями - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры - на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования . Рабочая программа разработана на основе примерной программы по химии для общеобразовательных учреждений автора Н.Н.Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебно-методический комплект:
1.Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2013. -56с.
2.Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. 3.Учебник. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8 – М.: Просвещение, 2017
Цели и задачи обучения
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов. Изменения, внесенные в программу; из резервного времени 2 часа добавлено в тему «Первоначальные химические понятия», 1 час в тему «Важнейшие классы неорганических соединений», 2 часа в тему «Строение вещества. Химическая связь».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
· Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
· Очистка загрязнённой поваренной соли.
· Получение и свойства кислорода
· Получение водорода и изучение его свойств.
· Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
· Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тематическое планирование химия - 8 класс
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений (54 ч) Тема 1. Первоначальные химические понятия (22 ч) |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества и их свойства |
1 |
3.09 |
|
2 |
Методы познания химии |
1 |
3.09 |
|
3 |
Практическая работа 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием». Инструктаж по ТБ |
1 |
10.09 |
|
4 |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей |
1 |
10.09 |
|
5 |
Практическая работа 2 «Очистка загрязненной поваренной соли». Инструктаж по ТБ |
1 |
17.09 |
|
6 |
Физические и химические явления.Химические реакции |
1 |
17.09 |
|
7 |
Атомы , молекулы и ионы |
1 |
24.09 |
|
8 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения |
1 |
24.09 |
|
9 |
Простые и сложные вещества |
1 |
1.10 |
|
10 |
Химические элементы |
1 |
1.10 |
|
11 |
Относительная атомная масса химических элементов |
1 |
8.10 |
|
12 |
Знаки химических элементов |
1 |
8.10 |
|
13 |
Закон постоянства состава веществ |
1 |
15.10 |
|
14 |
Химические формулы. Относительная молекулярная масса |
1 |
15.10 |
|
15 |
Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении |
1 |
22.10 |
|
16 |
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений |
1 |
22.10 |
|
17 |
Составление химических формул по валентности |
1 |
29.10 |
|
18 |
Атомно – молекулярное учение |
1 |
29.10 |
|
19 |
Закон сохранения массы веществ |
1 |
12.11 |
|
20 |
Химические уравнения |
1 |
12.11 |
|
21 |
Типы химических реакций |
1 |
19.11 |
|
22 |
Контрольная работа 1 «Первоначальные химические понятия» |
1 |
19.11 |
|
|
Тема 2. Кислород (5 ч) |
|
|
|
23 |
Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение |
1 |
26.11 |
|
24 |
Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе |
1 |
26.11 |
|
25 |
Практическая работа 3 «Получение и свойства кислорода». Инструктаж по ТБ |
1 |
3.12 |
|
26 |
Озон. Аллотропия кислорода |
1 |
3.12 |
|
27 |
Воздух и его состав |
1 |
10.12 |
|
|
Тема 3. Водород (3 ч) |
|
|
|
28 |
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение |
1 |
10.12 |
|
29 |
Свойства и применение водорода |
1 |
17.12 |
|
30 |
Практическая работа 4 «Получение водорода и исследование его свойств». Инструктаж по ТБ |
1 |
17.12 |
|
|
Тема 4. Растворы. Вода (7 ч) |
|
|
|
31 |
Вода |
1 |
24.12 |
|
32 |
Химические свойства и применение воды |
1 |
24.12 |
|
33 |
Вода – растворитель. Растворы |
1 |
14.01 |
|
34 |
Массовая доля растворенного вещества |
|
14.01 |
|
35 |
Практическая работа 5 «Приготовление раствора соли с определённой массовой долей вещества». Инструктаж по ТБ |
1 |
21.01 |
|
36 |
Повторение тем «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» |
1 |
21.01 |
|
37 |
Контрольная работа 2 «Кислород, водород, растворы, вода» |
1 |
28.01 |
|
|
Тема 5. Количественные отношения в химии (5 ч) |
|
|
|
38 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса |
1 |
28.01 |
|
39 |
Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса» |
1 |
4.02 |
|
40 |
Относительная плотность газов |
1 |
4.02 |
|
41 |
Закон Авогадро. Молярный объем газов |
1 |
11.02 |
|
42 |
Объемные отношения газов при химических реакциях |
1 |
11.02 |
|
|
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч) |
|
|
|
43 |
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов |
1 |
18.02 |
|
44 |
Оксиды. Получение. Применение |
1 |
18.02 |
|
45 |
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение |
1 |
25.02 |
|
46 |
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации |
1 |
25.02 |
|
47 |
Амфотерные оксиды и гидроксиды |
1 |
4.03 |
|
48 |
Кислоты |
1 |
4.03 |
|
49 |
Химические свойства кислот |
1 |
11.03 |
|
50 |
Соли |
1 |
11.03 |
|
51 |
Химические свойства солей |
1 |
18.03 |
|
52 |
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений |
1 |
18.03 |
|
53 |
Практическая работа 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Инструктаж по ТБ |
1 |
1.04 |
|
54 |
Контрольная работа 3 «Основные классы неорганических соединений» |
1 |
1.04 |
|
|
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 ч) Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8ч) |
|
|
|
55 |
Классификация химических элементов. |
1 |
8.04 |
|
56 |
Периодический закон Д.И. Менделеева |
1 |
8.04 |
|
57 |
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды |
1 |
15.04 |
|
58 |
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент- вид атомов с одинаковым зарядом ядра |
1 |
15.04 |
|
59 |
Распределение электронов по энергетическим уровням |
1 |
22.04 |
|
60 |
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева |
1 |
22.04 |
|
61 |
Повторение и обобщение знаний по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» |
1 |
29.04 |
|
|
Тема 8. Строение вещества. Химическая связь (9 ч) |
|
|
|
62 |
Электроотрицательность химических элементов |
1 |
29.04 |
|
63 |
Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи |
1 |
6.05 |
|
64 |
Ионная связь |
1 |
6.05 |
|
65 |
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов |
1 |
13.05 |
|
66 |
Окислительно - восстановительные реакции |
1 |
13.05 |
|
67 |
Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» |
1 |
20.05 |
|
68 |
Контрольная работа 4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь» |
1 |
20.05 |
|
69 |
Работа над ошибками |
1 |
27.05 |
|
70 |
Повторение основных химических понятий |
1 |
27.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.