Рабочая программа по химии в 8 классе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала химия 8 кл ФГОС 2018отп.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бочаровская средняя общеобразовательная школа

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

естественно-математического

цикла                                                                Протокол №___от_____2017 Руководитель МО _________  В.Н. Богакова

«СОГЛАСОВАНО»  

Заместитель директора по УВР

___________Заграбская Е.В.

 

«_____»__________________

 

     «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________Поляков А.И.

 

    Приказ № ________ от

«____»____________2017 г

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по химии

в 8 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составил

 учитель химии

высшей квалификационной категории

Смирнова Л.А.

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

                  Аннотация к рабочей программе по химии в 8 классе

Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по химии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательной школы автора Н.Н.Гара; - М., Просвещение, 2013 г.; учебника «Химия 8» авторов  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.  – М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся  8-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет  70  учебных часов  в год.                                                                                              Учебно-методический комплекс (УМК ) :                                                                                       Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение                                                      Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение                                               Учебный план ( количество часов ) :                                                                                                         8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год                                                                                                   9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год                                                                                         Цели обучения с учетом специфики учебного предмета                                                           Основные цели изучения химии напралены:                                                                                                - на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике                                                                                                                                                  - на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций                                                                                                                                       - на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии возникающими жизненными потребностями                                                                 - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры                                                                        - на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

            

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования . Рабочая программа разработана на основе примерной программы по химии для общеобразовательных учреждений автора Н.Н.Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методический комплект:

1.Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2013. -56с.

 2.Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.                          3.Учебник. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.  Химия 8  – М.: Просвещение, 2017

 Цели и задачи обучения

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде                                                                                                                                                          Место предмета в учебном плане                                                                                                                                Рабочая программа  рассчитана на  70 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов.                                                                                                                                 Изменения, внесенные в программу; из резервного времени 2 часа добавлено в тему «Первоначальные химические понятия», 1 час в тему «Важнейшие классы неорганических соединений», 2 часа  в тему «Строение вещества. Химическая связь».

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

 

 

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

 Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.   Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.  Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

 Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.  Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха  и воды.

  Анализ воды. Синтез воды.

    Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

·                     Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

·                     Очистка загрязнённой поваренной соли.

·                     Получение и свойства кислорода

·                     Получение водорода и изучение его свойств.

·                     Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

·                     Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 3. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование                                                                                                                                                 химия -  8 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество  часов

Дата

план

факт

 

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений (54 ч)

Тема 1. Первоначальные химические понятия (22 ч)

 

 

 

1

Инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества и их свойства

1

3.09

 

2

Методы познания химии

1

3.09

 

3

Практическая работа 1  «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием».  Инструктаж по ТБ

1

10.09

 

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей       

1

10.09

 

5

Практическая работа  2 «Очистка загрязненной поваренной соли». Инструктаж по ТБ

1

17.09

 

6

Физические и химические явления.Химические реакции 

1

17.09

 

7

Атомы , молекулы и ионы

1

24.09

 

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

24.09

 

9

Простые и сложные вещества

1

1.10

 

10

Химические элементы

1

1.10

 

11

Относительная атомная масса  химических элементов

1

8.10

 

12

Знаки химических элементов

1

8.10

 

13

Закон постоянства состава веществ

1

15.10

 

14

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

1

15.10

 

15

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении

1

22.10

 

16

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений

1

22.10

 

17

Составление химических формул по валентности

1

29.10

 

18

Атомно – молекулярное учение

1

29.10

 

19

Закон сохранения массы веществ

1

12.11

 

20

Химические уравнения

1

12.11

 

21

Типы химических реакций  

1

19.11

 

22

Контрольная работа 1 «Первоначальные химические понятия»

1

19.11

 

 

Тема 2. Кислород (5 ч)

 

 

 

23

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и  получение

1

26.11

 

24

Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе

1

26.11

 

25

Практическая работа  3 «Получение и свойства кислорода». Инструктаж по ТБ     

1

3.12

 

26

Озон. Аллотропия кислорода

1

3.12

 

27

Воздух и его состав

1

10.12

 

 

Тема 3. Водород (3 ч)

 

 

 

28

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и  получение

1

10.12

 

29

Свойства и применение водорода

1

17.12

 

30

Практическая работа  4 «Получение водорода и исследование его свойств». Инструктаж по ТБ     

1

17.12

 

 

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

 

 

 

31

Вода

1

24.12

 

32

Химические свойства и применение воды

1

24.12

 

33

Вода – растворитель. Растворы

1

14.01

 

34

Массовая доля растворенного вещества

 

14.01

 

35

Практическая работа  5 «Приготовление раствора соли с определённой массовой долей вещества».   Инструктаж по ТБ     

1

21.01

 

36

Повторение тем «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

1

21.01

 

37

Контрольная работа  2 «Кислород, водород, растворы, вода»

1

28.01

 

 

Тема 5. Количественные отношения в химии (5 ч)

 

 

 

38

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

28.01

 

39

Вычисления с использованием понятий  «количество вещества» и «молярная масса»

1

4.02

 

40

Относительная плотность газов

1

4.02

 

41

Закон Авогадро. Молярный объем газов

1

11.02

 

42

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

11.02

 

 

Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч) 

 

 

 

43

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов

1

18.02

 

44

Оксиды. Получение. Применение

1

18.02

 

45

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение

1

25.02

 

46

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации

1

25.02

 

47

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

4.03

 

48

Кислоты

1

4.03

 

49

Химические свойства кислот

1

11.03

 

50

Соли

1

11.03

 

51

Химические свойства солей

1

18.03

 

52

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1

18.03

 

53

Практическая работа  6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».  Инструктаж по ТБ

1

1.04

 

54

Контрольная работа 3 «Основные классы неорганических соединений»

1

1.04

 

 

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 ч)                                                                             Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8ч)                                                                            

 

 

 

55

Классификация химических элементов.

1

8.04

 

56

Периодический закон Д.И. Менделеева

1

8.04

 

57

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды

1

15.04

 

58

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент- вид атомов с одинаковым зарядом ядра

1

15.04

 

59

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

22.04

 

60

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность  Д.И. Менделеева

1

22.04

 

61

Повторение и обобщение знаний по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»

1

29.04

 

 

Тема 8. Строение вещества. Химическая связь (9 ч)

 

 

 

62

Электроотрицательность химических элементов

1

29.04

 

63

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

1

6.05

 

64

Ионная связь

1

6.05

 

65

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

1

13.05

 

66

Окислительно - восстановительные реакции

1

13.05

 

67

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

20.05

 

68

Контрольная работа  4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.  Строение атома. Строение вещества. Химическая связь»

1

20.05

 

69

Работа над ошибками

1

27.05

 

70

Повторение основных химических понятий

1

27.05