Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №___
Рассмотрено: |
Согласовано: |
Утверждено: |
на заседании методического объединения, протокол № __ от «__» _______ 202__ г. __________ (ФИО)
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе «__ » ________ 202_ г. _______________ (ФИО)
|
приказ от «__» __________202_ г. № ________________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Информатика»
основное общее образование
5 класс
Учебники:
Босова Л.Л., Еремин Е.А. Информатика. 5 класс: учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
г. Сургут
20__ – 20__ учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по информатике и ИКТ, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15), примерной рабочей программы по информатике для 5-6 классов, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897», в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2016-2017 учебный год. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе.
¾ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
¾ формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
¾ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
¾ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
¾ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
¾ развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
¾ целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
¾ воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и построение системы знаний этого опыта.
Место курса в учебном плане
По базисному учебному (образовательному) плану на изучение информатики и ИКТ в 5-м классе основной школы отводится 1 час в неделю, всего 35 уроков в год. Резервные уроки (2 ч.) были распределены следующим образом: 1 час на выполнение итогового мини-проекта, 1 час на анализ итогового тестирования. Темы «Выполнение итогового мини-проекта. Пр. р. №18 «Создаем слайд-шоу» перенесли с 32-33 урока на 34-35 уроки, так как 35 (последний) урок приходился на анализ итогового тестирования.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
¾ наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
¾ понимание роли информационных процессов в современном мире;
¾ владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
¾ ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
¾ развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
¾ способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
¾ готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
¾ способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
¾ способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Регулятивные УУД:
¾ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
¾ умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
¾ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
¾ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
¾ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
¾ владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
¾ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
¾ владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
¾ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).;
¾ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
¾ навыки смысловое чтение;
¾ Коммуникативные УУД:
¾ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
¾ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты изучения «Информатики» в составе предметной области «Математика и информатика»:
¾ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
¾ формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
¾ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
¾ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
¾ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения
Выпускник научится:
¾ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
¾ приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
¾ приводить примеры древних и современных информационных носителей;
¾ классифицировать информацию по способам е. восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
¾ кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
¾ определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
¾ определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
¾ различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
¾ запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
¾ создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
¾ работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
¾ вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
¾ выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
¾ применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
¾ выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
¾ использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
¾ создавать и форматировать списки;
¾ создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
¾ применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
¾ использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
¾ осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
¾ ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
¾ соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места.
Выпускник получит возможность:
¾ сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
¾ сформировать представление о способах кодирования информации;
¾ преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
¾ овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
¾ научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
¾ сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
¾ расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
¾ создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
¾ осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
¾ оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
¾ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
¾ различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
¾ приводить примеры информационных носителей;
¾ иметь представление о способах кодирования информации;
¾ уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
¾ определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
¾ различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
¾ запускать программы из меню Пуск;
¾ уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
¾ вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
¾ уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
¾ уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
¾ уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
¾ знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
¾ за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
¾ за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
¾ за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
¾ 50-70% — «3»;
¾ 71-85% — «4»;
¾ 86-100% — «5».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Пр. р. |
Контрольная работа |
||
1. |
Компьютер |
5 |
5 |
5 |
|
2. |
Подготовка текстов на компьютере |
7 |
7 |
6 |
|
3. |
Компьютерная графика |
7 |
5 |
6 |
|
4. |
Информация вокруг нас |
14 |
14 |
3 |
|
5. |
Итоговое повторение курса |
2 |
1 |
|
1 |
|
Итого |
35 |
32 |
20 |
1 |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Информационные технологии (20 час)
Тема 1. Компьютер (5 часов)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Компьютерный урок – исследование
1. Клавиатурный тренажер.
2. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
3. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
4. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».
5. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».
Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (7 часов)
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерный урок – исследование
1. Практическая работа №5. «Вводим текст».
2. Практическая работа №6. «Редактируем текст».
3. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
4. Практическая работа №8 «Форматируем текст»
5. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»
6. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Тема 3. Компьютерная графика (7 часов)
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Компьютерный урок – исследование
1. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
2. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
3. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
4. Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
5. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
Раздел 2. Информация вокруг нас (14 часов)
Тема 1. Информация вокруг нас (14 часов)
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Компьютерный урок – исследование
1. Практическая работа №14 «Создаем списки»
2. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
3. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы
Калькулятор»
Раздел 3. Повторение (2 часа)
Тема 1. Итоговое повторение курса. (2 часа)
Информационные процессы и информационные технологии.
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
— компьютер;
— проектор;
— экран;
— устройства вывода звуковой информации — колонки;
— устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;
— устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок, проектов: принтер.
Технические средства обучения:
— рабочее место учащегося - 8 компьютеров, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы;
— рабочее место учителя - акустические колонки, мультимедийный проектор, принтер (черно-белой печати, формата А4), сканер;
— комплект оборудования для подключения к сети интернет, сервер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
— операционная система;
— файловый менеджер;
— почтовый клиент;
— браузер;
— мультимедиа проигрыватель;
— антивирусная программа;
— программа-архиватор;
— интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
— растровый и векторный графические редакторы;
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 5 класса
на 20__ - 20__ учебный год
Автор(ы): Л.Л. Босова
Всего уроков по программе: З5часов
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Вид контроля |
Планируемые результаты |
Дата по плану |
Дата по факту |
Домашнее задание |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Вводный инструктаж по ТБ ИТБ №139-11. Первичный инструктаж по ТБ ИТБ №140-11. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Информация вокруг нас. |
«Открытие» нового знания |
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей |
Самоконтроль |
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. |
умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику |
общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах |
|
|
Введение, §1, §2 (3) |
2. |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
«Открытие» нового знания |
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; |
Тематический контроль |
представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) |
основы ИКТ-компетентности |
знание основных устройств компьютера и их функций; |
|
|
§2 |
3. |
Ввод информации в память компьютера. Пр. р. №1 «Вспоминаем клавиатуру». |
«Открытие» нового знания |
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации |
Тематический контроль, самоконтроль |
понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. |
основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры; |
представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера; |
|
|
§3 |
4. |
Управление компьютером. Пр. р. № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
«Открытие» нового знания |
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер |
Тематический контроль, самоконтроль |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
основы ИКТ-компетентности; навыки управления компьютером; |
общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приемах управления компьютером |
|
|
§4 |
5. |
Хранение информации. Пр. р. № 3 «Создаем и сохраняем файлы» |
«Открытие» нового знания |
приводить примеры информационных носителей; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации |
Тематический контроль |
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве |
общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; |
|
|
§5 |
6. |
Передача информации. |
«Открытие» нового знания |
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации |
Тематический контроль, самоконтроль |
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
понимание единой сущности процесса передачи информации; |
общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации; |
|
|
§6 (1) |
7. |
Электронная почта. Пр. р. № 4 «Работаем с электронной почтой» |
«Открытие» нового знания |
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); |
Тематический контроль |
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма |
общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме |
|
|
§6 (2) |
8. |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
«Открытие» нового знания |
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды |
Тематический контроль, внешний контроль |
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики |
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; |
общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; |
|
|
§7 (1, 2) |
9. |
Метод координат |
«Открытие» нового знания |
кодировать и декодировать сообщения, используя метод координат |
Тематический контроль |
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики |
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи |
представление о методе координат; |
|
|
§7 (3) |
10. |
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
«Открытие» нового знания |
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; |
общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; |
|
|
§8 (1, 3) |
11. |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Пр. р. №5 «Вводим текст» |
«Открытие» нового знания |
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; |
|
|
§8 (2, 4) |
12. |
Редактирование текста. Пр. р. №6 «Редактируем текст». |
«Открытие» нового знания |
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке; |
|
|
§8 (5) |
13. |
Текстовый фрагмент и операции с ним. Пр. р. №7 «Работаем с фрагментами текста» |
«Открытие» нового знания |
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов |
умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов |
|
|
§8 (5) |
14. |
Форматирование текста. Пр. р. №8 «Форматируем текст». |
«Открытие» нового знания |
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; |
представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы; |
|
|
§8 (6) |
15. |
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Пр. р. №9 «Создаем простые таблицы» (зад. 1 и 2) |
«Открытие» нового знания |
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации; |
представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы; |
|
|
§9 (1) |
16. |
Табличное решение логических задач. Пр. р. №9 «Создаем простые таблицы» (зад. 3 и 4) |
«Открытие» нового знания |
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств; |
умение представлять информацию в табличной форме. |
|
|
§9 (2) |
17. |
Разнообразие наглядных форм представления информации. |
«Открытие» нового знания |
выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей. |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; |
умение представлять информацию в наглядной форме; |
|
|
§10 (1) |
18. |
Диаграммы. Пр. р. №10 «Строим диаграммы». |
«Открытие» нового знания |
Создавать простые диаграммы |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные; |
умение строить столбиковые и круговые диаграммы; |
|
|
§10 (3) |
19. |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Пр. р. №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
«Открытие» нового знания |
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; |
умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией |
|
|
§ 11 (1) |
20. |
Преобразование графических изображений. Пр. р. №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
«Открытие» нового знания |
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. |
Тематический контроль, самоконтроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации; |
|
|
§ 11 (1) |
21. |
Создание графических изображений Пр. р. №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
«Открытие» нового знания |
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности; |
умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов; |
|
|
§ 11 (1, 2) |
22. |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
«Открытие» нового знания |
решать задачи в соответствующих программных средах |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации |
представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации; |
|
|
§ 12 (1, 2) |
23. |
Списки – способ упорядочения информации. Пр. р. №14 «Создаем списки» |
«Открытие» нового знания |
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; |
Тематический контроль |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ-компетентность; |
представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки; |
|
|
§ 12 (2) |
24. |
Поиск информации. Пр. р. №15 «Ищем информацию в сети Интернет». |
«Открытие» нового знания, развивающий контроль |
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку |
Тематический контроль |
первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования. |
умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; |
представление о поиске информации как информационной задаче; |
|
|
§ 12 (3) |
25. |
Кодирование как изменение формы представления информации. |
«Открытие» нового знания |
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи |
представление о кодировании как изменении формы представления информации; |
|
|
§ 12 (4) |
26. |
Преобразование информации по заданным правилам. Пр. р. №16 «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор» |
«Открытие» нового знания |
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение анализировать и делать выводы; ИКТ-компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач; |
представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам |
|
|
§ 12 (5) |
27. |
Преобразование информации путем рассуждений |
«Открытие» нового знания |
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение анализировать и делать выводы; |
представление об обработке информации путем логических рассуждений |
|
|
§ 12 (6) |
28. |
Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
Отработка умений и рефлексии |
решать задачи на переправы и пр. в соответствующих программных средах |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; |
представление об обработке информации путем разработки плана действий; |
|
|
§12 (7) |
29. |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
«Открытие» нового знания |
решать задачи на переливания и пр. в соответствующих программных средах |
Тематический контроль, самоконтроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; |
представление об обработке информации путем разработки плана действий; |
|
|
§12 (7) |
30. |
Создание движущихся изображений. Пр. р. №17 «Создаем анимацию» (зад. 1) |
«Открытие» нового знания |
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; |
представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану; |
|
|
§ 12 (8) |
31. |
Создание анимации по собственному замыслу. Пр. р. №17 «Создаем анимацию» (зад. 2) |
«Открытие» нового знания |
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ-компетентность |
навыки работы с редактором презентаций; |
|
|
§ 12 (8) |
32 |
Итоговое тестирование |
Развивающий контроль |
Учет знаний и навыков |
Итоговый контроль, внешний контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе; |
|
|
Повторить §1-§12 |
33 |
Анализ итогового тестирования |
Развивающий контроль |
Коррекция знаний и умений |
Итоговый контроль, внешний контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе; |
|
|
Повторить §1-§12 |
34-35 |
Выполнение итогового мини-проекта. Пр. р. №18 «Создаем слайд-шоу» |
Урок – исследование |
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения |
Тематический контроль |
понимание роли информационных процессов в современном мире. |
умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе; |
|
|
Повторить §1-§12 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.