Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Рассмотрено: |
Согласовано: |
Утверждено: |
на заседании методического объединения, протокол № __ «__» _______ 202__ г. __________/ (ФИО)
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе «__» ________202__ г. _______________/ (ФИО)
|
приказ от «__»_________ 202__ г.№ ____________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Информатика»
основное общее образование
6 класс
Учебники:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 6 класс: учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
г. Сургут
202__ – 202__ учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по информатике и ИКТ, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, примерной рабочей программы по информатике для 5-6 классов, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897», в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2021-2022 учебный год. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
К основным целям изучения информатики можно отнести:
¾ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
¾ формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
¾ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
¾ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
¾ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
¾ развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
¾ целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
¾ воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и построение системы знаний этого опыта.
По базисному учебному (образовательному) плану на изучение информатики и ИКТ в 6-м классе основной школы отводится 1 час в неделю. Согласно учебного плана образовательного учреждения настоящая программа составлена на 35 часов. Рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов по авторской программе всего: 35 ч.; по учебному плану школы: 35 ч., в неделю – 1 ч.
Количество часов по четвертям: 1 четверть – 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть – 10 ч., 4 четверть – 9 ч.
Количество практических работ: 19
Количество контрольных работ: 6
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Объекты и системы |
11 |
6 |
5 |
2 |
Информация вокруг нас |
3 |
1 |
2 |
3 |
Информационные модели |
10 |
4 |
6 |
4 |
Алгоритмика |
11 |
8 |
3 |
|
Итого: |
35 |
19 |
16 |
Темы, раскрывающие основное содержание программы и число часов, отводимых на каждую тему |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Объекты и системы (11 часов) |
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. |
Аналитическая деятельность: · анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; · выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; · осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; · приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: · изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; · изменять свойства панели задач; · узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; · упорядочивать информацию в личной папке. |
Тема 2. Информация вокруг нас (3 часа) |
Систематизация информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Чёрные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. |
Аналитическая деятельность: · классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; · разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; · определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. · уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях. Практическая деятельность: · Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; · Преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; · Решать задачи на переливания, переправы в соответствующих программных средах. · Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения; · Научиться образовывать понятия; · Научиться давать понятиям определения. |
Тема 3. Информационные модели (10 часов) |
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. |
Аналитическая деятельность: · различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; · приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: · создавать словесные модели (описания); · создавать многоуровневые списки; · создавать табличные модели; · создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; · создавать диаграммы и графики; · создавать схемы, графы, деревья; · создавать графические модели. |
Тема 4. Алгоритмика (11 часов) |
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. |
Аналитическая деятельность: · приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; · придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; · выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая деятельность: · составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; · составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; · составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. |
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 6 класса на 2021-2022 учебный год
Автор(ы): Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Всего уроков по программе: З5часов
№ |
Дата |
Наименование раздела и темы урока |
Вид деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Кол-во часов |
Домаш-нее задание |
При-меча-ние |
|
|||
По плану |
По факту |
Личностные |
Мета-предметные |
Предметные |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Раздел 1. Объекты и системы (11 часов) |
|||||||||||
1 |
|
|
Вводный инструктаж по ТБ. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира |
Регулятивные:
целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование
– выбирать действия |
Адекватная мотивация учебной деятельности, навыки безопасного поведения при работе в компьютерном классе
|
Умение работать с учебником, умение работать с электронным приложением к учебнику, умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки (свойства, действия, поведение, состояния) |
Общие представления о целях изучения курса информатики, технике безопасности и правильной организации рабочего места, объектах окружающего мира и их признаках |
1 |
Введение, §1 – читать, ответить на вопросы |
|
|
2 |
|
|
Первичный инструктаж по ТБ. Компьютерные объекты. ПР №1 "Работаем с основными объектами операционной системы" |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Владение основными универсальными умениями информационного характера, формирование ИКТ-компетентности, основных навыков пользователя |
Представление о компьютерных объектах и их признаках, навыки работы с объектами |
1 |
§2 (3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
3 |
|
|
Файлы и папки. Размер файла. ПР №2 "Работаем с объектами файловой системы" |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: самостоятельно задавать вопросы, обращаться за помощью, вступать в диалог с учителем и одноклассниками |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
Владение основными универсальными умениями информационного характера, выделение необходимой информации |
Представление о компьютерных объектах и их признаках, основных понятиях пользователя, навыки работы с компьютерными объектами |
1 |
§2 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
4 |
|
|
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3) |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач, поиска и отбора необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – уметь задавать вопросы; выдвигать гипотезу и обосновывать её, определять общую цель и пути ее достижения |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; развитие навыков ИКТ-компетентности (основные умения работы в графическом редакторе) |
Представления об отношениях между объектами, навыки работы за компьютером с использованием графического редактора |
1 |
§3 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
5 |
|
|
Отношение «входит в состав». ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 4-6) |
Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; развитие навыков ИКТ-компетентности |
Представления об отношениях между объектами |
1 |
§3 (3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
6 |
|
|
Разновидности объекта и их классификация |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников |
Понимание значения логического мышления, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), умение выбора основания для классификации |
Представление об отношении «является разновидностью» |
1 |
§4 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
7 |
|
|
Классификация компьютерных объектов. ПР №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию |
Понимание значения логического мышления, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), умение выбора основания для классификации |
Подходы к классификации компьютерных объектов |
1 |
§4 (3,4) – читать, ответить на вопросы |
|
|
8 |
|
|
Системы объектов. Состав и структура системы. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3) |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую
задачу |
Понимание необходимости использования системного подхода в жизни, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода |
Понятия системы, её состава и структуры |
1 |
§5 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
9 |
|
|
Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик». ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5) |
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия
|
Понимание необходимости использования системного подхода в жизни, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода |
Объяснение понятий системы, «чёрного ящика» |
1 |
§5 (3,4) – читать, ответить на вопросы |
|
|
10 |
|
|
Персональный компьютер как система. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные –
использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – ставить вопросы |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода |
Понятие интерфейса, представление о компьютере как о системе |
1 |
§6– читать, ответить на вопросы |
|
|
11 |
|
|
Контрольная работа №1 «Объекты и системы» |
Регулятивные: контроль- в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода |
Понятие интерфейса, представление о компьютере как о системе |
1 |
§1-6– повто-рить |
Контроль знаний |
|
Раздел 2. Информация вокруг нас (3 часа) |
|
||||||||||
12 |
|
|
Способы познания окружающего мира. ПР №6 "Создаем компьютерные документы" |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества |
ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации |
Представление о способах познания окружающего мира |
1 |
§7– читать, ответить на вопросы |
|
|
13 |
|
|
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) |
Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека |
Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез |
Представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта |
1 |
§8 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
14 |
|
|
Определение понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2,3) |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь. |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека |
Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие |
Умение определять понятия |
1 |
§8 (3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
Раздел 3. Информационные модели (10 часов) |
|
||||||||||
15 |
|
|
Информационное моделирование как метод познания. ПР №8 «Создаем графические модели» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Владение знаково-символическими действиями |
Представления о моделях и моделировании |
1 |
§9– читать, ответить на вопросы |
|
|
16 |
|
|
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. ПР №9 «Создаём словесные модели» |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Представления о знаковых словесных информационных моделях |
1 |
§10 (1,2,3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
17 |
|
|
Математические модели. Многоуровневые списки. ПР №10 "Создаем многоуровневые списки" |
Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта |
Представления о математических моделях как разновидности информационных моделей |
1 |
§10 (4) – читать, ответить на вопросы |
|
|
18 |
|
|
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. ПР №11 "Создаем табличные модели" |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации |
Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей |
1 |
§11 (1,2,3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
19 |
|
|
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. ПР №12 "Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре" |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации |
Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей |
1 |
§11 (4,5) – читать, ответить на вопросы |
|
|
20 |
|
|
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. ПР №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4) |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и
изменения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить графики и диаграммы) |
Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей |
1 |
§12– читать, ответить на вопросы |
|
|
21 |
|
|
Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) |
Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей |
1 |
§12– читать, ответить на вопросы |
|
|
22 |
|
|
Многообразие схем и сферы их применения. ПР №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1,2,3) |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) |
Представления о схемах как разновидностях информационных моделей |
1 |
§13 (1) – читать, ответить на вопросы |
|
|
23 |
|
|
Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. ПР №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) |
Представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы |
1 |
§13– читать, ответить на вопросы |
|
|
24 |
|
|
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» |
Регулятивные: контроль- в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни |
Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять разные виды информационных моделей для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы, диаграммы, графики) |
Представления о разных видах информационных моделей (графиках, диаграммах, графах) |
1 |
§9-13– повто- рить |
|
|
Раздел 4. Алгоритмика (11 часов) |
|
||||||||||
25 |
|
|
Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Представление об основном понятии информатики - алгоритме |
1 |
§14– читать, ответить на вопросы |
|
|
26 |
|
|
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Представление об исполнителе алгоритмов |
1 |
§15– читать, ответить на вопросы |
|
|
27 |
|
|
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования |
Представление о различных формах записи алгоритмов |
1 |
§16– читать, ответить на вопросы |
|
|
28 |
|
|
Линейные алгоритмы. ПР №15 «Создаем линейную презентацию» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую
задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций) |
Представление о линейных алгоритмах |
1 |
§17 (1) – читать, ответить на вопросы |
|
|
29 |
|
|
Алгоритмы с ветвлениями. ПР №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками) |
Представления об алгоритмах с ветвлениями |
1 |
§17 (2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
30 |
|
|
Алгоритмы с повторениями. ПР №17 «Создаем циклическую презентацию» |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций) |
Представления об алгоритмах с повторениями |
1 |
§17 (3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
31 |
|
|
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов |
Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
1 |
§18 (1,2) – читать, ответить на вопросы |
|
|
32 |
|
|
Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество– формулировать свои затруднения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов |
Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
1 |
§18 (3) – читать, ответить на вопросы |
|
|
33 |
|
|
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов |
Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
1 |
§18 (4) – читать, ответить на вопросы |
|
|
34 |
|
|
Контрольная работа №3 «Алгоритмика» |
Регулятивные: контроль- в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни |
Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы с исполнителем, знание команд), уверенное оперирование понятием алгоритм, классификацией алгоритма; умение составлять простые программы с использованием разных видов алгоритма; умение решать простые типы задач |
Понятие алгоритма, разные виды алгоритмов, структура алгоритма и способы его построение и создания, навыки работы с исполнителем Чертёжник |
1 |
§14-18– повто- рить |
|
|
35 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
Регулятивные: контроль- в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни |
Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Представления о понятиях интерфейса, представление о компьютере как о системе, способах познания окружающего мира, алгоритме и способах его создани; умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
1 |
§1-18– повто- рить основные понятия и определения курса за 6 класс |
|
|
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
¾ за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
¾ за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
¾ за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
¾ 50-70% — «3»;
¾ 71-85% — «4»;
¾ 86-100% — «5».
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 10–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
· принтер (черно-белой печати, формата А4);
· мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
· экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
· устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
· управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
· акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
· оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
· нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
· учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
· научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
· периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
· комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
· информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
· каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 6 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2013
4. Босова Л.Л.,Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:
· файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
· демонстрационные работы;
· текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
· плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
· презентации по отдельным темам;
· интерактивные тесты;
· логические игры;
· авторские видеоуроки;
· виртуальные лаборатории.
7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
9. Операционная система Windows 7.
10. Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010, программа для тестирования MyTest, программа КуМир.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Планируемые результаты приведены с учётом изучения курса информатики в 5 классе, так как ряд изучаемых тем служат продолжением изученных ранее.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
· понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
· приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
· приводить примеры древних и современных информационных носителей;
· классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
· кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
· сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· сформировать представление о способах кодирования информации;
· преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
· научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
· приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
· определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
· различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
· запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
· создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
· работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
· вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
· выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
· применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
· выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
· использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
· создавать и форматировать списки;
· создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
· создавать круговые и столбиковые диаграммы;
· применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
· использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
· осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
· ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
· соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
· овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
· научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
· сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
· создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
· осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
· оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
· видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
· научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
· научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
· научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
· научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
· расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
· понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
· перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
· строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
· сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
· понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
· понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
· подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.