Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС
Оценка 4.6

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
14.01.2022
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

 

 

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

на заседании методического объединения,

протокол № __

«__» _______ 202__ г.

__________/ (ФИО)

 

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

«__» ________202__ г.

_______________/ (ФИО)

 

приказ от «__»_________ 202__ г.№ ____________

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика»

основное общее образование

6 класс

 

Учебники:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 6 класс: учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

 

г. Сургут

202__ – 202__ учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по информатике и ИКТ, одобренной  Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, примерной рабочей программы по информатике для 5-6 классов, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897», в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2021-2022 учебный год. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

 

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

К основным целям изучения информатики можно отнести:

¾      формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

¾      формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

¾      развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

¾      формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

¾      формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

¾    развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

¾    целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

¾    воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и построение системы знаний этого опыта.

 

Место курса в учебном плане

По базисному учебному (образовательному) плану на изучение информатики и ИКТ в 6-м классе основной школы отводится 1 час в неделю. Согласно учебного плана образовательного учреждения настоящая программа составлена на 35 часов. Рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов по авторской программе всего: 35 ч.; по учебному плану школы: 35 ч., в неделю – 1 ч.

Количество часов по четвертям: 1 четверть – 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть – 10 ч., 4 четверть – 9 ч.

Количество практических работ: 19

Количество контрольных работ: 6

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

·         наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

·         понимание роли информационных процессов в современном мире;

·         владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

·         ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·         развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·         способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·         готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

·         способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

·         способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

·         владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

·         владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·         владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·         владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

·         ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

·         формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·         формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

·         развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

·         формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

·         формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

 

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

11

6

5

2

Информация вокруг нас

3

1

2

3

Информационные модели

10

4

6

4

Алгоритмика

11

8

3

 

Итого:

35

19

16

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Темы, раскрывающие основное содержание программы и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Объекты и системы (11 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

·       анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·       выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·       осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

·       приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

·       изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

·       изменять свойства панели задач;

·       узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

·       упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 2. Информация вокруг нас (3 часа)

Систематизация информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Чёрные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Аналитическая деятельность:

·       классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·       разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

·       определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

·       уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·       приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Практическая деятельность:

·       Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·       Преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

·       Решать задачи на переливания, переправы в соответствующих программных средах.

·       Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения;

·       Научиться образовывать понятия;

·       Научиться давать понятиям определения.

Тема 3. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

 Аналитическая деятельность:

·         различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

·         приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

·         создавать словесные модели (описания);

·         создавать многоуровневые списки;

·         создавать табличные модели;

·         создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

·         создавать диаграммы и графики;

·         создавать схемы, графы, деревья;

·         создавать графические модели.

Тема 4. Алгоритмика (11 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

·         приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·         придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

·         выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

·         составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

·         составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

·         составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

 

 

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 6 класса на 2021-2022 учебный год

Автор(ы): Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Всего уроков по программе: З5часов

Дата

Наименование раздела и темы урока

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты

Кол-во часов

Домаш-нее задание

При-меча-ние

 

По плану

По факту

Личностные

Мета-предметные

Предметные

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Раздел 1. Объекты и системы (11 часов)

1

 

 

Вводный инструктаж по ТБ. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Адекватная мотивация учебной деятельности, навыки безопасного поведения при работе в компьютерном классе  

 

Умение работать с учебником, умение работать с электронным приложением к учебнику, умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки (свойства, действия, поведение, состояния)

Общие представления о целях  изучения курса информатики, технике безопасности и правильной организации рабочего места, объектах окружающего мира и их признаках

1

Введение, §1 – читать, ответить на вопросы

 

 

2

 

 

Первичный инструктаж по ТБ. Компьютерные объекты. ПР №1 "Работаем с основными объектами операционной системы"

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Владение основными универсальными умениями информационного характера, формирование ИКТ-компетентности, основных навыков пользователя

Представление о компьютерных объектах и их признаках, навыки работы с объектами

1

§2 (3) – читать, ответить на вопросы

 

 

3

 

 

Файлы и папки. Размер файла. ПР №2 "Работаем с объектами файловой системы"

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: самостоятельно задавать вопросы, обращаться за помощью, вступать в диалог с учителем и одноклассниками

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение основными универсальными умениями информационного характера, выделение необходимой информации

Представление о компьютерных объектах и их признаках, основных понятиях пользователя, навыки работы с компьютерными объектами

1

§2 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

4

 

 

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3)

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач, поиска и отбора необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – уметь задавать вопросы; выдвигать гипотезу и обосновывать её, определять общую цель и пути ее достижения

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; развитие навыков ИКТ-компетентности (основные умения работы в графическом редакторе)

Представления об отношениях между объектами, навыки работы за компьютером с использованием графического редактора

1

§3 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

5

 

 

Отношение «входит в состав». ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 4-6)

Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; развитие навыков ИКТ-компетентности

Представления об отношениях между объектами

1

§3 (3) – читать, ответить на вопросы

 

 

6

 

 

Разновидности объекта и их классификация

Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

Понимание значения логического мышления, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), умение выбора основания для классификации

Представление об отношении «является разновидностью»

1

§4 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

7

 

 

Классификация компьютерных объектов. ПР №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию

Понимание значения логического мышления, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), умение выбора основания для классификации

Подходы к классификации компьютерных объектов

1

§4 (3,4) – читать, ответить на вопросы

 

 

8

 

 

Системы объектов. Состав и структура системы. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3)

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Понимание необходимости использования системного подхода в жизни, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понятия системы, её состава и структуры

1

§5 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

9

 

 

Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик». ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5)

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.

Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

 

Понимание необходимости использования системного подхода в жизни, значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Объяснение понятий системы, «чёрного ящика»

1

§5 (3,4) – читать, ответить на вопросы

 

 

10

 

 

Персональный компьютер как система. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы
и обращаться за помощью

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понятие интерфейса, представление о компьютере как о системе

1

§6– читать, ответить на вопросы

 

 

11

 

 

Контрольная работа №1 «Объекты и системы»

Регулятивные: контроль-  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понятие интерфейса, представление о компьютере как о системе

1

§1-6– повто-рить

Контроль знаний

 

Раздел 2. Информация вокруг нас (3 часа)

 

12

 

 

Способы познания окружающего мира. ПР №6 "Создаем компьютерные документы"

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации

Представление о способах познания окружающего мира

1

§7– читать, ответить на вопросы

 

 

13

 

 

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека

Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез

Представление о понятии  как совокупности существенных признаков объекта

1

§8 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

14

 

 

Определение понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2,3)

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека

Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие

Умение определять понятия

1

§8 (3) – читать, ответить на вопросы

 

 

Раздел 3. Информационные модели (10 часов)

 

15

 

 

Информационное моделирование как метод познания. ПР №8 «Создаем графические модели»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Владение знаково-символическими действиями

Представления о моделях и моделировании

1

§9– читать, ответить на вопросы

 

 

16

 

 

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. ПР №9 «Создаём словесные модели»

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Представления о знаковых словесных информационных моделях

1

§10 (1,2,3) – читать, ответить на вопросы

 

 

17

 

 

Математические модели. Многоуровневые списки. ПР №10 "Создаем многоуровневые списки"

Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Представления о математических моделях как разновидности информационных моделей

1

§10 (4) – читать, ответить на вопросы

 

 

18

 

 

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. ПР №11 "Создаем табличные модели"

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации

Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей

1

§11 (1,2,3) – читать, ответить на вопросы

 

 

19

 

 

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. ПР №12 "Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре"

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации

Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей

1

§11 (4,5) – читать, ответить на вопросы

 

 

20

 

 

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. ПР №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4)

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить графики и диаграммы)

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

1

§12– читать, ответить на вопросы

 

 

21

 

 

Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы)

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

1

§12– читать, ответить на вопросы

 

 

22

 

 

Многообразие схем и сферы их применения. ПР №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1,2,3)

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

Представления о схемах как разновидностях информационных моделей

1

§13 (1) – читать, ответить на вопросы

 

 

23

 

 

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. ПР №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

Представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы

1

§13– читать, ответить на вопросы

 

 

24

 

 

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»

Регулятивные: контроль-  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять разные виды информационных моделей для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы, диаграммы, графики)

Представления о разных видах информационных моделей (графиках, диаграммах, графах)

1

§9-13– повто- рить

 

 

Раздел 4. Алгоритмика (11 часов)

 

25

 

 

Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Представление об основном понятии информатики - алгоритме

1

§14– читать, ответить на вопросы

 

 

26

 

 

Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Представление об исполнителе алгоритмов

1

§15– читать, ответить на вопросы

 

 

27

 

 

Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования

Представление о различных формах записи алгоритмов

1

§16– читать, ответить на вопросы

 

 

28

 

 

Линейные алгоритмы. ПР №15 «Создаем линейную презентацию»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций)

Представление о линейных алгоритмах

1

§17 (1) – читать, ответить на вопросы

 

 

29

 

 

Алгоритмы с ветвлениями. ПР №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками)

Представления об алгоритмах с ветвлениями

1

§17 (2) – читать, ответить на вопросы

 

 

30

 

 

Алгоритмы с повторениями. ПР №17 «Создаем циклическую презентацию»

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций)

Представления об алгоритмах с повторениями

1

§17 (3) – читать, ответить на вопросы

 

 

31

 

 

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

1

§18 (1,2) – читать, ответить на вопросы

 

 

32

 

 

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество– формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

1

§18 (3) – читать, ответить на вопросы

 

 

33

 

 

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

1

§18 (4) – читать, ответить на вопросы

 

 

34

 

 

Контрольная работа №3 «Алгоритмика»

Регулятивные: контроль-  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни

Навыки ИКТ-компетенции (основные умения работы с исполнителем, знание команд), уверенное оперирование понятием алгоритм, классификацией алгоритма; умение составлять простые программы с использованием разных видов алгоритма; умение решать простые типы задач

Понятие алгоритма, разные виды алгоритмов, структура алгоритма и способы его построение и создания, навыки работы с исполнителем Чертёжник

1

§14-18– повто- рить

 

 

35

 

 

Итоговая контрольная работа

Регулятивные: контроль-  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Коммуникативные: выражение знаний в письменной речи

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизни

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Представления о понятиях интерфейса, представление о компьютере как о системе, способах познания окружающего мира, алгоритме и способах его создани; умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

1

§1-18– повто- рить основные понятия и определения курса за 6 класс

 

 

 

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Основная форма контроля – тестирование.

Правила при оценивании:

¾     за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

¾     за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

¾     за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

¾     50-70% — «3»;

¾     71-85% — «4»;

¾     86-100% — «5».

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 10–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

·         принтер (черно-белой печати, формата А4);

·         мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

·         экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

·         устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

·         управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

·         акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

·         оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

·         нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

·         учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

·         научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

·         периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

·         комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

·         информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

·         каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике.

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

 

1.      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2.      Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

3.      Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 6 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2013

4.      Босова Л.Л.,Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5.      Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

6.      Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:

·   файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

·   демонстрационные работы;

·   текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

·   плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);

·   презентации по отдельным темам;

·   интерактивные тесты;

·   логические игры;

·   авторские видеоуроки;

·   виртуальные лаборатории.

7.      Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

8.      Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

9.      Операционная система Windows 7.

10.  Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010, программа для тестирования MyTest, программа КуМир.

 

 

 

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Планируемые результаты приведены с учётом изучения курса информатики в 5 классе, так как ряд изучаемых тем служат продолжением изученных ранее.

 

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

·           понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

·           приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·           приводить примеры древних и современных информационных носителей;

·           классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·           кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

·           определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

·           сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

·           сформировать представление о способах кодирования информации;

·           преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

·           научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

·           приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

·           для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·           называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·           осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

·           приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

 

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

·           определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

·           различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

·           запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

·           создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

·           работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

·           вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

·           выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

·           применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

·           выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

·           использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

·           создавать и форматировать списки;

·           создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

·           создавать круговые и столбиковые диаграммы;

·           применять простейший графический редактор для создания и редактирования  простых рисунков;

·           использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

·           осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

·           ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

·           соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

·           овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

·           научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·           сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

·           расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

·           создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

·           осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·           оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·           видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

·           научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

·           научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

·           научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

·           научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

·           расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

 

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

·           понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

·           различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

·            «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

·           перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

·           строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

·           сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

·           приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

·           познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

·           выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

 

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

·           понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

·           понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·           осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

·           понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

·           подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;

·           исполнять линейный алгоритм  для формального исполнителя с заданной системой команд;

·           разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

 

Выпускник получит возможность:

·           исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

·           по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

·           разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения

ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других…

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других…

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Создание и форматирование списков

Создание и форматирование списков

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема 3. Информационные модели (10 часов)

Тема 3. Информационные модели (10 часов)

Календарно-тематическое планирование по информатике и

Календарно-тематическое планирование по информатике и

Работаем с объектами файловой системы"

Работаем с объектами файловой системы"

Разновидности объекта и их классификация

Разновидности объекта и их классификация

Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик»

Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик»

Коммуникативные : выражение знаний в письменной речиПонимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизниНавыки

Коммуникативные : выражение знаний в письменной речиПонимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизниНавыки

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человекаВладение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и…

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человекаВладение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и…

Регулятивные : оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Регулятивные : оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Регулятивные : прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач

Регулятивные : прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач

Многообразие схем и сферы их применения

Многообразие схем и сферы их применения

Коммуникативные : выражение знаний в письменной речиПонимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизниУмение выделять существенные признаки…

Коммуникативные : выражение знаний в письменной речиПонимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, необходимости использования системного подхода в жизниУмение выделять существенные признаки…

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои…

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои…

Представление о различных формах записи алгоритмов1§16 – читать, ответить на вопросы

Представление о различных формах записи алгоритмов1§16 – читать, ответить на вопросы

ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками)Представления об алгоритмах с ветвлениями1§17 (2) – читать, ответить на вопросы

ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками)Представления об алгоритмах с ветвлениями1§17 (2) – читать, ответить на вопросы

Представления об алгоритмах с повторениями1§17 (3) – читать, ответить на вопросы

Представления об алгоритмах с повторениями1§17 (3) – читать, ответить на вопросы

Коммуникативные : взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затрудненияСпособность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого…

Коммуникативные : взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затрудненияСпособность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого…

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем 1 §18 (4) – читать, ответить на вопросы

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем 1 §18 (4) – читать, ответить на вопросы

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в

Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в

Перечень учебно-методического и программного обеспечения 1

Перечень учебно-методического и программного обеспечения 1

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты изучения информатики

Раздел 2. Информационные технологии

Раздел 2. Информационные технологии

Интернет материалы; · расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами

Интернет материалы; · расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами

Выпускник получит возможность: · исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; · по данному алгоритму определять, для решения какой…

Выпускник получит возможность: · исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; · по данному алгоритму определять, для решения какой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2022