Рабочая программа по истории 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по истории 10 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

 

 

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2019 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Потапова Г.Н./

Дата «___»_________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Анчиков В.Д./

Приказ № ______________

от______________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«История»

10 класс

Базовый уровень

 

 

 

 

 

 

 

Составлена:   Максимовым Л.А.

учителем истории высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кяхта

2019г.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);

- Примерной про­граммы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

 - Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

- Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

- Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

 

Адресат, объем и сроки обучения.

Рабочая программа по истории разработана для учащихся 10 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.

 

Роль и место дисциплины.

«История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего  общего образования. На изучение курса истории на базовом уровне базисным планом отводится 140 часов: в 10 и 11 классах по 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из 70 часов около 40 часов приходится на изучение курса истории России, т.е. не менее 55% учебного времени.

Межпредметные связи с курсами: литературы, естественно-научного и эстетического циклов,  географии.         

 

Актуальность.

Историческое образование на ступени среднего общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени среднего общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени среднего общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени среднего общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

 

 

Возрастные особенности. Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».

Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.

В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.

Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.

Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.

 

Особенности программного материала

Истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.   Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно-следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.

 

Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.

Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ЕГЭ; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Программа предполагает проведение 6 контрольно-обобщающих уроков:

 

№   урока

Наименование

Вид контроля

4

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пути и методы познания истории»

Контрольная работа

11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «От первобытности к цивилизации»

Контрольная работа

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь, Европа и Азия в Средние века»

Контрольная работа

42

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени»

Контрольная работа

52

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»

Контрольная работа

70

Итоговый урок по теме: «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века»

Контрольная работа

 

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов:

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе:

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

 

 

Содержание курса

 

История как наука. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

 

Всеобщая история. 

Древнейшая стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Цивилизации Древнего мира и Средневековья

 Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

 Новое время: эпоха модернизации

 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в.

 

История России.

История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и коневое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

 Русь в IX - начале XII в.

 Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

 Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

 Российское государство во второй половине XV-XVII в.

 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

 Россия в XVIII - середине XIX в.

 Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в.

 Россия во второй половине XIX - начале XX в.

 Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.

 

Национально-региональный компонент.

Бурятия в древности. Присоединение Бурятии к России. Бурятия в XVIII-XIX вв. Хозяйственная жизнь. Культурное развитие.

 

Перечень учебно-методическое обеспечения:

Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень.

 

      Список литературы:

Алексеев В.П. История первобытного общества /В.П. Алексеев, А.И. Першиц. — М., 2002.

Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига /Ю.Г. Алексеев. — Л., 1989.

Андриянов В. Косыгин / В. Андриянов. — М., 2003.

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна / Е.В. Анисимов. — М., 2002.

Анисимов Е.В. Россия в XVIII — первой половине XIXвека / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. — М., 1994.

Андреев И.Л. Алексей Михайлович / И.Л. Андреев. — М., 2003.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки /М.А. Барг. — М., 1984.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма /М.А. Барг. — М., 1987.

Белякова Г.С. Славянская мифология / Г.С. Белякова. — М., 1995.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /М. Блок. — М., 1987.

Борисов Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. — М., 2000.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. — М.,2001.

Брандт М.Ю. Введение в историю / М.Ю. Брандт,тЛ.М. Ляшенко. — М., 1994.

Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. — М., 1991. — Т. 3.

Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. — М., 1990.

Булдаков В.П. Красная смута / В.П. Булдаков. — М., 1997.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: IX—XVI вв. / С.В. Бушуев. — М., 1991.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII–

XVIII вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. — М., 1994.

Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы «холодной войны» (вторая половина 40-х – начало 60-х годов) / И.В. Быстров. — М., 2000.

В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. — М., 1988.

Введение христианства на Руси. — М., 1987.

Великие пастыри России. — М., 1999.

Великие русские люди. — М., 1995.

Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М.,1990.

Галкина Е.С. Кочевая периферия восточных славян и Руси (этнополитические процессы) / Е.С. Галкина, А.М. Родригес. — М., 2003.

Галкина Е. С. Тайны Русского каганата / Е.С. Галкина. — М., 2002.

Гачев Г. Ментальности народов мира / Г. Гачев. — М.,2003.

Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. — М., 2005.

Греков И. Б. Золотая Орда и ее падение / И.Б. Греков, А.Ю. Якубовский. — М., 1998.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» /А.Я. Гуревич. — М.. 1993.

Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков /Е.В. Гутнова. — М., 1985.

Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / Н.И. Данилевский. — М.,

1999.

Данилевский Н И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) / Н.И. Данилевский. — М., 2000.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — М., 1995.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. — М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX в.) / Р. Зидер. — М.,

1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. / А.А. Зимин. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. — М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий / А.А. Зимин. — М., 1982.

История Европы. — М., 1996.

История Европы с древнейших времен до наших дней. — М., 1990—2004. — Т. 1–8.

История крестьянства в Европе. — М., 1986–1987. — Т. 1–3.

История Москвы с древнейших времен до наших дней. — М., 1997–2000. — Т. 1–3.

История Москвы: Хрестоматия. — М., 1995–1997. —Т. 1–3.

История ментальностей, историческая антропология. — М., 1996.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация / А.Б. Каменский. — М., 1999.

Каргалов В. В. Полководцы Древней Руси / В.В. Каргалов, А.Н. Сахаров. — М., 1985.

Карпов А. Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — М.,1997.

Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. — М.,2002.

Кобрин В. Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. — М., 1989.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси XV–XVIII вв. / В.Б. Кобрин. — М., 1985.

Кузьмин А. Г. Крещение Руси / А.Г. Кузьмин. — М.,2004..

Кузьмин А.Г. Начало Руси / А.Г. Кузьмин. — М., 2003.

Культура России, IX–XX вв.: учеб. пособие. — М.,1996.

Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762–1914 гг. / В.В. Леонтович. — М., 1995.

Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. — М., 2001.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории / Ю.А. Лимонов. — М.,1987.

Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. — М.,1988.

Ляшенко Л.М. Александр II / Л.М. Ляшенко. — М.,2004.

Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации / Г.Н. Матюшин. — М., 1992.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России:сравнительное историческое исследование / А.Н. Медушевский. — М., 1994.

Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России XVIII – начало XXI века / А.Н. Медушевский. — М., 2005.

Милов Л. В. Великорусский пахарь / Л.В. Милов. — М.,1999.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия / С.В. Мироненко. — М., 1990.

Миронов Б.Я. Социальная история России. В 2 т. /Б.Я. Миронов. — СПб., 1999.

Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1987. — Т. 1–2.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого / Н.Н. Молчанов. — М., 1991.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.

Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.

Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — М., 2004.

Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. — М., 1998.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова / Н.И. Павленко. — М., 1996.

Пантин И.К. Революционная традиция в России,1783–1883 / И.К. Пантин, Е.Г. Плимак, В.Г. Хорос. — М.,

1986.

Перевезенцев С.В. Смысл русской истории / С.В. Перевезенцев. — М., 2004.

Преображенский А. А. История открывает тайны /А.А. Преображенский. — М., 1991.

Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества / В.А. Ранов. — М., 1989.

Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.

Россия: поиск пути. — М., 1999.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б.Н. Рыбаков. — М., 1987.

Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация /А.Н. Сахаров. — М., 2004.

Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–XX вв. /М.Б. Свердлов. —СПб., 1996.

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В.В. Седов. — М., 1982.

Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. — М., 2001.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. — М., 1999.

Соловей В.Д. Русская история: новое прочтение / В.Д. Соловей. — М., 2005.

Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций /А.И. Уткин. — М., 2000.

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. — М., 2001.

Флоря Б.Н. Иван Грозный / Б.Н. Флоря. — М., 1999.

Фомин В.В. Варяги и Варяжская Русь / В.В. Фомин. — М., 2005.

Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы / И.Я. Фроянов. — М.; СПб., 1995.

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. — М., 1960.

Что нужно знать о народах России: справочник. — М.,1999.

Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России / Н.Я. Эйдельман. — М., 1988.

Энциклопедический словарь юного историка. — М.,1997.

Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В Яковец. — М.,1995


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

10 «А»

По плану

По факту

 

Пути и методы познания истории

4

 

 

1

Этапы развития исторического знания

1

03.09

 

2

Основы исторической науки

1

05.09

 

3

Россия во всемирной истории

1

10.09

 

4

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пути и методы познания истории»

1

12.09

 

 

От первобытности к цивилизации

7

 

 

5

У истоков рода человеческого

1

17.09

 

6

Государства Древнего Востока

1

19.09

 

7

Культура стран Древнего Востока

1

24.09

 

8

Цивилизация Древней Греции

1

26.09

 

9

Древнеримская цивилизация

1

01.10

 

10

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации

1

03.10

 

11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «От первобытности к цивилизации»

1

08.10

 

 

Русь, Европа и Азия в средние века

19

 

 

12

Европа в эпоху раннего Средневековья

1

10.10

 

13

Рождение исламской цивилизации

1

15.10

 

14

Славяне в раннем Средневековье

1

17.10

 

15

Образование Древнерусского государства

1

22.10

 

16

Расцвет Древней Руси

1

24.10

 

17

Социально-экономическое развитие Древней Руси

1

29.10

 

18

Политическая раздробленность Руси

1

31.10

 

19

Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

1

12.11

 

20

Католический мир на подъеме

1

14.11

 

21

Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии

1

19.11

 

22

Монгольское нашествие на Русь

1

21.11

 

23

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского

1

26.11

 

24

Западная Европа в XIV-XV вв.

1

28.11

 

25

Европейская культура, наука и техника в Средние века

1

03.12

 

26

Мир за пределами Европы в Средние века

1

05.12

 

27

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы

1

10.12

 

28

Эпоха Куликовской битвы

1

12.12

 

29

Междоусобная война на Руси

1

17.12

 

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь, Европа и Азия в Средние века»

1

19.12

 

 

Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII)

12

 

 

31

На заре новой эпохи

1

24.12

 

32

Западная Европа: новый этап развития

1

26.12

 

33

Тридцатилетняя война и первые революции в Европе

1

14.01

 

34

Образование Русского централизованного государства

1

16.01

 

35

Правление Ивана Грозного

1

21.01

 

36

Культура и быт России в XIV-XVI вв.

1

23.01

 

37

Смутное время на Руси

1

28.01

 

38

Россия при первых Романовых

1

30.01

 

39

Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

1

04.02

 

40

Россия накануне преобразований

1

06.02

 

41

Культура и быт России в XVII в.

1

11.02

 

42

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени»

1

13.02

 

 

Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации

10

 

 

43

Промышленный переворот в Англии и его последствия

1

18.02

 

44

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

20.02

 

45

Государства Азии в XVII-XVIII вв.

1

25.02

 

46

Россия при Петре I

1

27.02

 

47

Россия в период дворцовых переворотов

1

03.03

 

48

Расцвет дворянской империи

1

05.03

 

49

Могучая внешнеполитическая поступь империи

1

10.03

 

50

Экономика и население России во второй половине XVIII в.

1

12.03

 

51

Культура и быт России XVIII в.

1

17.03

 

52

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»

1

19.03

 

 

Россия и мир в конце XVIII-XIX вв.

18

 

 

53

Война за независимость в Северной Америке

1

24.03

 

54

Великая французская революция и ее последствия для Европы

1

26.03

 

55

Европа и наполеоновские войны

1

07.04

 

56

Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года

1

09.04

 

57

Россия и Священный союз. Тайные общества

1

14.04

 

58

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.

1

16.04

 

59

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

1

21.04

 

60

Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США

1

23.04

 

61

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

28.04

 

62

Россия при Николае I. Крымская война

1

30.04

 

63

Воссоединение Италии и объединение Германии

1

05.05

 

64

Россия в эпоху реформ Александра II

1

07.05

 

65

Правление Александра III

1

12.05

 

66

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века

1

14.05

 

67

Власть и оппозиция в России середины-конца XIX века

1

19.05

 

68

Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

1

21.05

 

69

Золотой век русской культуры

1

26.05

 

70

Итоговый урок по теме: «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века»

1

28.05