Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Потапова Г.Н./ Дата «___»_________2019г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019 г.
|
Рабочая программа
«История»
10 класс
Базовый уровень
Составлена: Максимовым Л.А.
учителем истории высшей категории
Кяхта
2019г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по истории для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);
- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
- Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по истории разработана для учащихся 10 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины.
«История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего общего образования. На изучение курса истории на базовом уровне базисным планом отводится 140 часов: в 10 и 11 классах по 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из 70 часов около 40 часов приходится на изучение курса истории России, т.е. не менее 55% учебного времени.
Межпредметные связи с курсами: литературы, естественно-научного и эстетического циклов, географии.
Актуальность.
Историческое образование на ступени среднего общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени среднего общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени среднего общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени среднего общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Возрастные особенности. Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.
Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.
Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности программного материала
Истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества. Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно-следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ЕГЭ; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Программа предполагает проведение 6 контрольно-обобщающих уроков:
№ урока |
Наименование |
Вид контроля |
4 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пути и методы познания истории» |
Контрольная работа |
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «От первобытности к цивилизации» |
Контрольная работа |
30 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь, Европа и Азия в Средние века» |
Контрольная работа |
42 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени» |
Контрольная работа |
52 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации» |
Контрольная работа |
70 |
Итоговый урок по теме: «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» |
Контрольная работа |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов:
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе:
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание курса
История как наука. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Всеобщая история.
Древнейшая стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в.
История России.
История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и коневое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII в.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в.
Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.
Национально-региональный компонент.
Бурятия в древности. Присоединение Бурятии к России. Бурятия в XVIII-XIX вв. Хозяйственная жизнь. Культурное развитие.
Перечень учебно-методическое обеспечения:
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень.
Список литературы:
Алексеев В.П. История первобытного общества /В.П. Алексеев, А.И. Першиц. — М., 2002.
Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига /Ю.Г. Алексеев. — Л., 1989.
Андриянов В. Косыгин / В. Андриянов. — М., 2003.
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна / Е.В. Анисимов. — М., 2002.
Анисимов Е.В. Россия в XVIII — первой половине XIXвека / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. — М., 1994.
Андреев И.Л. Алексей Михайлович / И.Л. Андреев. — М., 2003.
Барг М.А. Категории и методы исторической науки /М.А. Барг. — М., 1984.
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма /М.А. Барг. — М., 1987.
Белякова Г.С. Славянская мифология / Г.С. Белякова. — М., 1995.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /М. Блок. — М., 1987.
Борисов Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. — М., 2000.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. — М.,2001.
Брандт М.Ю. Введение в историю / М.Ю. Брандт,тЛ.М. Ляшенко. — М., 1994.
Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. — М., 1991. — Т. 3.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. — М., 1990.
Булдаков В.П. Красная смута / В.П. Булдаков. — М., 1997.
Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: IX—XVI вв. / С.В. Бушуев. — М., 1991.
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII–
XVIII вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. — М., 1994.
Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы «холодной войны» (вторая половина 40-х – начало 60-х годов) / И.В. Быстров. — М., 2000.
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. — М., 1988.
Введение христианства на Руси. — М., 1987.
Великие пастыри России. — М., 1999.
Великие русские люди. — М., 1995.
Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М.,1990.
Галкина Е.С. Кочевая периферия восточных славян и Руси (этнополитические процессы) / Е.С. Галкина, А.М. Родригес. — М., 2003.
Галкина Е. С. Тайны Русского каганата / Е.С. Галкина. — М., 2002.
Гачев Г. Ментальности народов мира / Г. Гачев. — М.,2003.
Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. — М., 2005.
Греков И. Б. Золотая Орда и ее падение / И.Б. Греков, А.Ю. Якубовский. — М., 1998.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» /А.Я. Гуревич. — М.. 1993.
Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков /Е.В. Гутнова. — М., 1985.
Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / Н.И. Данилевский. — М.,
1999.
Данилевский Н И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) / Н.И. Данилевский. — М., 2000.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — М., 1995.
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. — М., 1989.
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX в.) / Р. Зидер. — М.,
1997.
Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. / А.А. Зимин. — М., 1991.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. — М., 2001.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий / А.А. Зимин. — М., 1982.
История Европы. — М., 1996.
История Европы с древнейших времен до наших дней. — М., 1990—2004. — Т. 1–8.
История крестьянства в Европе. — М., 1986–1987. — Т. 1–3.
История Москвы с древнейших времен до наших дней. — М., 1997–2000. — Т. 1–3.
История Москвы: Хрестоматия. — М., 1995–1997. —Т. 1–3.
История ментальностей, историческая антропология. — М., 1996.
Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация / А.Б. Каменский. — М., 1999.
Каргалов В. В. Полководцы Древней Руси / В.В. Каргалов, А.Н. Сахаров. — М., 1985.
Карпов А. Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — М.,1997.
Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. — М.,2002.
Кобрин В. Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. — М., 1989.
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси XV–XVIII вв. / В.Б. Кобрин. — М., 1985.
Кузьмин А. Г. Крещение Руси / А.Г. Кузьмин. — М.,2004..
Кузьмин А.Г. Начало Руси / А.Г. Кузьмин. — М., 2003.
Культура России, IX–XX вв.: учеб. пособие. — М.,1996.
Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762–1914 гг. / В.В. Леонтович. — М., 1995.
Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. — М., 2001.
Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории / Ю.А. Лимонов. — М.,1987.
Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. — М.,1988.
Ляшенко Л.М. Александр II / Л.М. Ляшенко. — М.,2004.
Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации / Г.Н. Матюшин. — М., 1992.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России:сравнительное историческое исследование / А.Н. Медушевский. — М., 1994.
Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России XVIII – начало XXI века / А.Н. Медушевский. — М., 2005.
Милов Л. В. Великорусский пахарь / Л.В. Милов. — М.,1999.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия / С.В. Мироненко. — М., 1990.
Миронов Б.Я. Социальная история России. В 2 т. /Б.Я. Миронов. — СПб., 1999.
Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1987. — Т. 1–2.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого / Н.Н. Молчанов. — М., 1991.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.
Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — М., 2004.
Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. — М., 1998.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова / Н.И. Павленко. — М., 1996.
Пантин И.К. Революционная традиция в России,1783–1883 / И.К. Пантин, Е.Г. Плимак, В.Г. Хорос. — М.,
1986.
Перевезенцев С.В. Смысл русской истории / С.В. Перевезенцев. — М., 2004.
Преображенский А. А. История открывает тайны /А.А. Преображенский. — М., 1991.
Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества / В.А. Ранов. — М., 1989.
Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.
Россия: поиск пути. — М., 1999.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б.Н. Рыбаков. — М., 1987.
Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация /А.Н. Сахаров. — М., 2004.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–XX вв. /М.Б. Свердлов. —СПб., 1996.
Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В.В. Седов. — М., 1982.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. — М., 2001.
Славяне и Русь: Проблемы и идеи. — М., 1999.
Соловей В.Д. Русская история: новое прочтение / В.Д. Соловей. — М., 2005.
Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций /А.И. Уткин. — М., 2000.
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. — М., 2001.
Флоря Б.Н. Иван Грозный / Б.Н. Флоря. — М., 1999.
Фомин В.В. Варяги и Варяжская Русь / В.В. Фомин. — М., 2005.
Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы / И.Я. Фроянов. — М.; СПб., 1995.
Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. — М., 1960.
Что нужно знать о народах России: справочник. — М.,1999.
Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России / Н.Я. Эйдельман. — М., 1988.
Энциклопедический словарь юного историка. — М.,1997.
Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В Яковец. — М.,1995
Тематическое планирование |
||||
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
10 «А» |
|
По плану |
По факту |
|||
|
Пути и методы познания истории |
4 |
|
|
1 |
Этапы развития исторического знания |
1 |
03.09 |
|
2 |
Основы исторической науки |
1 |
05.09 |
|
3 |
Россия во всемирной истории |
1 |
10.09 |
|
4 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пути и методы познания истории» |
1 |
12.09 |
|
|
От первобытности к цивилизации |
7 |
|
|
5 |
У истоков рода человеческого |
1 |
17.09 |
|
6 |
Государства Древнего Востока |
1 |
19.09 |
|
7 |
Культура стран Древнего Востока |
1 |
24.09 |
|
8 |
Цивилизация Древней Греции |
1 |
26.09 |
|
9 |
Древнеримская цивилизация |
1 |
01.10 |
|
10 |
Культурно-религиозное наследие античной цивилизации |
1 |
03.10 |
|
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «От первобытности к цивилизации» |
1 |
08.10 |
|
|
Русь, Европа и Азия в средние века |
19 |
|
|
12 |
Европа в эпоху раннего Средневековья |
1 |
10.10 |
|
13 |
Рождение исламской цивилизации |
1 |
15.10 |
|
14 |
Славяне в раннем Средневековье |
1 |
17.10 |
|
15 |
Образование Древнерусского государства |
1 |
22.10 |
|
16 |
Расцвет Древней Руси |
1 |
24.10 |
|
17 |
Социально-экономическое развитие Древней Руси |
1 |
29.10 |
|
18 |
Политическая раздробленность Руси |
1 |
31.10 |
|
19 |
Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации |
1 |
12.11 |
|
20 |
Католический мир на подъеме |
1 |
14.11 |
|
21 |
Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии |
1 |
19.11 |
|
22 |
Монгольское нашествие на Русь |
1 |
21.11 |
|
23 |
Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского |
1 |
26.11 |
|
24 |
Западная Европа в XIV-XV вв. |
1 |
28.11 |
|
25 |
Европейская культура, наука и техника в Средние века |
1 |
03.12 |
|
26 |
Мир за пределами Европы в Средние века |
1 |
05.12 |
|
27 |
Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы |
1 |
10.12 |
|
28 |
Эпоха Куликовской битвы |
1 |
12.12 |
|
29 |
Междоусобная война на Руси |
1 |
17.12 |
|
30 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь, Европа и Азия в Средние века» |
1 |
19.12 |
|
|
Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII) |
12 |
|
|
31 |
На заре новой эпохи |
1 |
24.12 |
|
32 |
Западная Европа: новый этап развития |
1 |
26.12 |
|
33 |
Тридцатилетняя война и первые революции в Европе |
1 |
14.01 |
|
34 |
Образование Русского централизованного государства |
1 |
16.01 |
|
35 |
Правление Ивана Грозного |
1 |
21.01 |
|
36 |
Культура и быт России в XIV-XVI вв. |
1 |
23.01 |
|
37 |
Смутное время на Руси |
1 |
28.01 |
|
38 |
Россия при первых Романовых |
1 |
30.01 |
|
39 |
Экономическое и общественное развитие России в XVII в. |
1 |
04.02 |
|
40 |
Россия накануне преобразований |
1 |
06.02 |
|
41 |
Культура и быт России в XVII в. |
1 |
11.02 |
|
42 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени» |
1 |
13.02 |
|
|
Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации |
10 |
|
|
43 |
Промышленный переворот в Англии и его последствия |
1 |
18.02 |
|
44 |
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм |
1 |
20.02 |
|
45 |
Государства Азии в XVII-XVIII вв. |
1 |
25.02 |
|
46 |
Россия при Петре I |
1 |
27.02 |
|
47 |
Россия в период дворцовых переворотов |
1 |
03.03 |
|
48 |
Расцвет дворянской империи |
1 |
05.03 |
|
49 |
Могучая внешнеполитическая поступь империи |
1 |
10.03 |
|
50 |
Экономика и население России во второй половине XVIII в. |
1 |
12.03 |
|
51 |
Культура и быт России XVIII в. |
1 |
17.03 |
|
52 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации» |
1 |
19.03 |
|
|
Россия и мир в конце XVIII-XIX вв. |
18 |
|
|
53 |
Война за независимость в Северной Америке |
1 |
24.03 |
|
54 |
Великая французская революция и ее последствия для Европы |
1 |
26.03 |
|
55 |
Европа и наполеоновские войны |
1 |
07.04 |
|
56 |
Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года |
1 |
09.04 |
|
57 |
Россия и Священный союз. Тайные общества |
1 |
14.04 |
|
58 |
Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. |
1 |
16.04 |
|
59 |
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи |
1 |
21.04 |
|
60 |
Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США |
1 |
23.04 |
|
61 |
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока |
1 |
28.04 |
|
62 |
Россия при Николае I. Крымская война |
1 |
30.04 |
|
63 |
Воссоединение Италии и объединение Германии |
1 |
05.05 |
|
64 |
Россия в эпоху реформ Александра II |
1 |
07.05 |
|
65 |
Правление Александра III |
1 |
12.05 |
|
66 |
Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века |
1 |
14.05 |
|
67 |
Власть и оппозиция в России середины-конца XIX века |
1 |
19.05 |
|
68 |
Наука и искусство в XVIII-XIX вв. |
1 |
21.05 |
|
69 |
Золотой век русской культуры |
1 |
26.05 |
|
70 |
Итоговый урок по теме: «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» |
1 |
28.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.