
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Учебный предмет по курсу обществознание для обучения разработан в соответствии с:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
11. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
13. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
14. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
15. МР 2.4.0331-23 Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях;
16. Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»;
18. Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ №3»;
19. Учебным планом МАОУ «СОШ №3»;
20. Уставом МАОУ «СОШ №3».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
· воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
· развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
· развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
· формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
· владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
· создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
· осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
· характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;
· приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
· классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
· сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
· устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
· использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
· определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
· решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
· овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
· искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
· анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
· оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
· использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
· осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
· осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
· характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
· приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
· классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
· сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
· устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
· использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
· с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
· решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
· систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
· овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
· искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
· анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
· оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
· использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
· самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг;
· осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
· осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
· характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
· приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
· классифицировать социальные общности и группы;
· сравнивать виды социальной мобильности;
· устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
· использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
· определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
· решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
· осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
· извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
· анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
· оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
· использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
· осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
· осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
· характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
· приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста;
· сравнивать требования к современным профессиям;
· устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
· использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
· определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
· решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
· осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
· осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.
Тематическое планирование
9 КЛАСС
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
|
Раздел 1. Человек в политическом измерении |
|||||
|
1.1 |
Политика и политическая власть |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
1.2 |
Участие граждан в политике |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
Итого по разделу |
6 |
|
|||
|
Раздел 2. Гражданин и государство |
|||||
|
2.1 |
Основы конституционного строя Российской Федерации |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
2.2 |
Высшие органы публичной власти в Российской Федерации |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
2.3 |
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
2.4 |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина |
2 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
Итого по разделу |
8 |
|
|||
|
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений |
|||||
|
3.1 |
Социальные общности и группы |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
3.2 |
Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
3.3 |
Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
3.4 |
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
Итого по разделу |
11 |
|
|||
|
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
|
Защита проектов, итоговое повторение |
4 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
0 |
|
|
9 КЛАСС
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
|
1 |
Политика и политическая власть |
1 |
|
|
03.09 |
|
|
2 |
Государство — политическая организация общества |
1 |
|
|
10.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4652 |
|
3 |
Политические режимы |
1 |
|
|
17.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec47ec |
|
4 |
Формы политического участия. Выборы, референдум |
1 |
|
|
24.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4aee |
|
5 |
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации |
1 |
|
|
1.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c |
|
6 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в политическом измерении» |
1 |
|
|
8.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4e68 |
|
7 |
Основы конституционного строя Российской Федерации |
1 |
|
|
15.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec53c2 |
|
8 |
Основы конституционного строя Российской Федерации |
1 |
|
|
22.10 |
|
|
9 |
Высшие органы публичной власти в Российской Федерации |
1 |
|
|
05.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec575a |
|
10 |
Государственное управление и противодействие коррупции |
1 |
|
|
12.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec591c |
|
11 |
Государственно- территориальное устройство Российской Федерации |
1 |
|
|
19.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8 |
|
12 |
Местное самоуправление |
1 |
|
|
26.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc |
|
13 |
Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации |
1 |
|
|
3.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a |
|
14 |
Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и государство». Контрольная работа |
1 |
1 |
|
10.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6150 |
|
15 |
Социальная структура общества |
1 |
|
|
17.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec64de |
|
16 |
Социальная мобильность |
1 |
|
|
24.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec66a0 |
|
17 |
Социальный статус человека в обществе |
1 |
|
|
14.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c |
|
18 |
Социальные роли. Ролевой набор подростка |
1 |
|
|
21.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6c40 |
|
19 |
Социализация личности |
1 |
|
|
28.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c |
|
20 |
Семья и ее функции |
1 |
|
|
4.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6fce |
|
21 |
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство |
1 |
|
|
11.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7190 |
|
22 |
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство |
1 |
|
|
18.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec746a |
|
23 |
Социальная политика Российского государства |
1 |
|
|
25.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec55a2 |
|
24 |
Отклоняющееся поведение |
1 |
|
|
4.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec765e |
|
25 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в системе социальных отношений» |
1 |
|
|
11.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a |
|
26 |
Информационное общество |
1 |
|
|
18.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec96de |
|
27 |
Сущность глобализации |
1 |
|
|
25.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec98b4 |
|
28 |
Молодёжь — активный участник общественной жизни |
1 |
|
|
8.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9a58 |
|
29 |
Профессиии настоящего и будущего |
1 |
|
|
15.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9be8 |
|
30 |
Здоровый образ жизни. Мода и спорт |
1 |
|
|
22.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9e54 |
|
31 |
Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в политическом измерении» |
1 |
1 |
|
29.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6 |
|
32 |
Защита проектов, итоговое повторение по теме «Гражданин и государство» |
1 |
|
|
6.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca1ec |
|
33 |
Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в системе социальных отношений» |
1 |
|
|
13.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca3d6 |
|
34 |
Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в современном изменющемся мире» |
1 |
|
|
20.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca552 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
0 |
|
||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС
|
Код проверяемого результата |
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
|
1 |
По теме «Человек в политическом измерении» |
|
1.1 |
Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях |
|
1.2 |
Характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство |
|
1.3 |
Приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве |
|
1.4 |
Классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций |
|
1.5 |
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе, демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум |
|
1.6 |
Устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве |
|
1.7 |
Использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве |
|
1.8 |
Определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм |
|
1.9 |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения |
|
1.10 |
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики; преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике |
|
1.11 |
Искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет |
|
1.12 |
Анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме |
|
1.13 |
Оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии |
|
1.14 |
Использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере, а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом |
|
1.15 |
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты |
|
2 |
По теме «Гражданин и государство» |
|
2.1 |
Осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации |
|
2.2 |
Характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации |
|
2.3 |
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма |
|
2.4 |
Классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации |
|
2.5 |
Сравнивать с использованием Конституции Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации |
|
2.6 |
Устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан |
|
2.7 |
Использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции |
|
2.8 |
С опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания» |
|
2.9 |
Решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях |
|
2.10 |
Систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом |
|
2.11 |
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему |
|
2.12 |
Искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет |
|
2.13 |
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами |
|
2.14 |
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии |
|
2.15 |
Использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом |
|
2.16 |
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг |
|
2.17 |
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
|
3 |
По теме «Человек в системе социальных отношений» |
|
3.1 |
Осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни |
|
3.2 |
Характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства |
|
3.3 |
Приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства |
|
3.4 |
Классифицировать социальные общности и группы |
|
3.5 |
Сравнивать виды социальной мобильности |
|
3.6 |
Устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов |
|
3.7 |
Использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества |
|
3.8 |
Определять и аргументировать с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта своё отношение к разным этносам |
|
3.9 |
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов |
|
3.10 |
Осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности) |
|
3.11 |
Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и сети Интернет о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст |
|
3.12 |
Анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию |
|
3.13 |
Оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения |
|
3.14 |
Использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни |
|
3.15 |
Осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур |
|
4 |
По теме «Человек в современном изменяющемся мире» |
|
4.1 |
Осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах |
|
4.2 |
Характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс |
|
4.3 |
Приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста |
|
4.4 |
Сравнивать требования к современным профессиям |
|
4.5 |
Устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации |
|
4.6 |
Использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека |
|
4.7 |
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни |
|
4.8 |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве |
|
4.9 |
Осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и других) по проблемам современного общества, глобализации, непрерывного образования, выбора профессии |
|
4.10 |
Осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
|
Код |
Проверяемый элемент содержания |
|
1 |
Человек в экономических отношениях |
|
1.1 |
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор |
|
1.2 |
Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства |
|
1.3 |
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда |
|
1.4 |
Занятость и безработица |
|
1.5 |
Экономическая система и её функции. Собственность |
|
1.6 |
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение |
|
1.7 |
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков |
|
1.8 |
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности |
|
1.9 |
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства |
|
1.10 |
Обмен. Торговля и её формы |
|
1.11 |
Деньги и их функции |
|
1.12 |
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников |
|
1.13 |
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации |
|
1.14 |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание |
|
1.15 |
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг |
|
1.16 |
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования |
|
1.17 |
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений |
|
1.18 |
Экономические цели и функции государства |
|
1.19 |
Налоги |
|
1.20 |
Доходы и расходы государства. Государственный бюджет |
|
1.21 |
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции |
|
2 |
Человек в мире культуры |
|
2.1 |
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура |
|
2.2 |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества |
|
2.3 |
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации |
|
2.4 |
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации |
|
2.5 |
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества |
|
2.6 |
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет |
9 КЛАСС
|
Код |
Проверяемый элемент содержания |
|
1 |
Человек в политическом измерении |
|
1.1 |
Политика и политическая власть |
|
1.2 |
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика |
|
1.3 |
Форма государства |
|
1.4 |
Монархия и республика ‒ основные формы правления |
|
1.5 |
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство |
|
1.6 |
Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество |
|
1.7 |
Участие граждан в политике. Выборы, референдум |
|
1.8 |
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации |
|
2 |
Гражданин и государство |
|
2.1 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия ‒ светское государство |
|
2.2 |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации |
|
2.3 |
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации |
|
2.4 |
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент ‒ глава государства Российская Федерация |
|
2.5 |
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации |
|
2.6 |
Правительство Российской Федерации |
|
2.7 |
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации |
|
2.8 |
Местное самоуправление |
|
2.9 |
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации |
|
3. |
Человек в системе социальных отношений |
|
3.1 |
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп |
|
3.2 |
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка |
|
3.3 |
Социальная мобильность |
|
3.4 |
Социализация личности |
|
3.5 |
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи |
|
3.6 |
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур |
|
3.7 |
Социальная политика Российского государства |
|
3.8 |
Социальные конфликты и пути их разрешения |
|
3.9 |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения |
|
4 |
Человек в современном изменяющемся мире |
|
4.1 |
Информационное общество |
|
4.2 |
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия |
|
4.2 |
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения |
|
4.3 |
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение |
|
4.4 |
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера |
|
4.5 |
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт |
|
4.6 |
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Код проверяемого требования |
Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС |
|
1 |
Освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма |
|
2 |
Умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт |
|
3 |
Умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве |
|
4 |
Умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции |
|
5 |
Умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции |
|
6 |
Умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве |
|
7 |
Умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей |
|
8 |
Умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности |
|
9 |
Умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений |
|
10 |
Овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст |
|
11 |
Овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет |
|
12 |
Умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами |
|
13 |
Умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения |
|
14 |
Приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом |
|
15 |
Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Код |
Проверяемый элемент содержания |
|
1 |
Человек и его социальное окружение |
|
1.1 |
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного |
|
1.2 |
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека |
|
1.3 |
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция |
|
1.4 |
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение) |
|
1.5 |
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности |
|
1.6 |
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося |
|
1.7 |
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве |
|
1.8 |
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях |
|
2 |
Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире |
|
2.1 |
Что такое общество. Связь общества и природы |
|
2.2 |
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие |
|
2.3 |
Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации:как они изменили мир. Информационное общество. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера |
|
2.4 |
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет |
|
2.5 |
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения |
|
3 |
Человек в мире культуры |
|
3.1 |
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности |
|
3.2 |
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм |
|
3.3 |
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Волонтёрское движение |
|
3.4 |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества |
|
3.5 |
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации |
|
3.6 |
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации |
|
3.7 |
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества |
|
4 |
Человек в экономических отношениях |
|
4.1 |
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны |
|
4.2 |
Экономическая система и её функции. Собственность |
|
4.3 |
Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы |
|
4.4 |
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда |
|
4.5 |
Занятость и безработица |
|
4.6 |
Рыночная экономика. Конкуренция. Государственная политика по развитию конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков |
|
4.7 |
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства |
|
4.8 |
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности |
|
4.9 |
Деньги и их функции |
|
4.10 |
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации |
|
4.11 |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание |
|
4.12 |
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг |
|
4.13 |
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений |
|
4.14 |
Экономические цели и функции государства |
|
4.15 |
Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. |
|
5 |
Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы |
|
5.1 |
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп |
|
5.2 |
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур |
|
5.3 |
Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность |
|
5.4 |
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура |
|
5.5 |
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль |
|
5.6 |
Социализация личности |
|
5.7 |
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи |
|
5.8 |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения |
|
5.9 |
Социальные конфликты и пути их разрешения |
|
5.10 |
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. |
|
5.11 |
Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства |
|
6 |
Человек в политическом измерении |
|
6.1 |
Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть |
|
6.2 |
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика |
|
6.3 |
Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство |
|
6.4 |
Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество |
|
6.5 |
Участие граждан в политике. Выборы, референдум |
|
6.6 |
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации |
|
7 |
Гражданин и государство |
|
7.1 |
Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств. Государственная власть в нашей стране. Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн Российской Федерации |
|
7.2 |
Конституция Российской Федерации ‒ основной закон |
|
7.3 |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации |
|
7.4 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с респубиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Россия ‒ светское государство |
|
7.5 |
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации |
|
7.6 |
Президент ‒ Глава государства Российская Федерация |
|
7.7 |
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации |
|
7.8 |
Правительство Российской Федерации |
|
7.9 |
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации |
|
7.10 |
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации |
|
7.11 |
Местное самоуправление |
|
8 |
Человек как участник правовых отношений. Основы российского права |
|
8.1 |
Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности |
|
8.2 |
Законы и подзаконные акты. Отрасли права |
|
8.3 |
Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений. Физические и юридические лица в гражданском праве. Правоспообность и дееспособность |
|
8.4 |
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений |
|
8.5 |
Право собственности, защита прав собственности |
|
8.6 |
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи |
|
8.7 |
Права потребителей и возможности их защиты |
|
8.8 |
Условия заключения брака в Российской Федерации |
|
8.9 |
Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей |
|
8.10 |
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха |
|
8.11 |
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности |
|
8.12 |
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних |
|
8.13 |
Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность |
|
8.14 |
Административные проступки и административная ответственность |
|
8.15 |
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность |
|
8.16 |
Преступления и уголовная ответственность |
|
8.17 |
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.