Рабочая программа по истории 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
5 кл
23.01.2020
Рабочая программа по истории 5 класс
Рабочая программа по истории 5 класс.doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

 

 

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2019 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Потапова Г.Н./

Дата «___»_________2019 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Анчиков В.Д./

Приказ № ______________

от______________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«История»

5 класс

 

 

 

Составлена:   Максимовым Л.А.

учителем истории высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кяхта

2019г.

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки  РФ от 17.12.2010г. № 1897;

· Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15(в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015);

· Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт

· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

· Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

· Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

· Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

· Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

 

Программа ориентирована на УМК:

1.                       В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – Под научной редакцией С.П. Карпова. – М.: ООО «Русское слово», 2019. – 328с.: ил.- (ФГОС Инновационная школа).

 

Адресат, объем и сроки обучения.

Рабочая программа по истории разработана для учащихся 5 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.

Роль и место дисциплины.

 Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы явля­ется первым систематическим научным курсом истории. Этим обус­ловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Об­щая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании па­триотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных истори­ческих знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гума­нистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как науч­ной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических поня­тий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от же­сткого детерминизма, то есть представления об определяющем значе­нии какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тес­ную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значе­нии «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимание термина «цивилизация» как совокупность хозяйственных, политических, идеологических особенностей опреде­ленного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

 

Актуальность

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

 

Возрастные особенности учащихся.

5 класс – это конец детства, период, предшествующий подростковому. В это время дети еще доверяют взрослым, открыты для общения с ними, признают их авторитет, ждут от взрослых помощи и поддержки. Это открывает широкие возможности для воспитания и поддержания близких, доверительных отношений. 5 класс – это период адаптации к средней ступени школы (приспособление к новым условиям и требованиям среды). Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой. Новые, незнакомые условия всегда вызывают у человека напряжение и тревогу той или иной степени. Ребенок в таких условиях переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о новых аспектах учебной деятельности.

Особенности программного материала.

Для учащихся 5 класса  «История Древнего мира» это первый систематический курс Всеобщей истории.  Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций  в складывании основ современного мира.

Курс построен  по  проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание  наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития  и выделить его основные этапы.

Организация учебного процесса в 5 классе предполагает работу с учебно-методическими комплексами: Ф.А. Михайловский «История древнего мира» для 5 класса; Ф.А. Михайловский. История Древнего мира. Программа кур­са. 5 класс; Ф.А. Михайловский. История Древнего мира. Книга для учи­теля. 5 класс; Е.С. Манданова. История Древнего мира. Поурочное планирование; 5. Е.С. Манданова. Тематический контроль по истории Древнего мира. 5 класс; С. В. Агафонов. Схемы по всеобщей истории. 5 класс; С. И. Алексеев; Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс.

 

Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.

 

Цели изучения курса:

 · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

 · развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 · выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

· развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияний исторических событий и явлений.

 

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.

Контроль осуществляется через различные формы работ:

· Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

· Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

· Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

· Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,

·  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.

Программа предполагает проведение 9 контрольно-обобщающих уроков:

 

№   урока

Наименование

Вид контроля

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

Контрольная работа

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Контрольная работа

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Азия в древности»

Контрольная работа

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Контрольная работа

38

Повторительно-обобщающий урок по теме «Греческие полисы»

Контрольная работа

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

Контрольная работа

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Римская республика»

Контрольная работа

69

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

Контрольная работа

70

Итоговый  урок по теме «Цивилизации Древнего мира»

Контрольная работа

 

Планируемые результаты освоения курса на основе ПООП ООО

 

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в 5 классах относятся:

- формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

- освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

– первичная гражданская, социальная, этнонациональная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом;

– осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений;

– осторожность и внимательность при работе с историческими текстами и апелляции к прошлому.

 

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

Регулятивные УУД

1.              Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

·           анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·           идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·           выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·           ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·           формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·           обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.              Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·           определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·           обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·           определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·           выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·           выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·           составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·           определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·           описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;

·           планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.              Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

·           определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·           систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·           отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·           оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·           находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·           работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·           устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·           сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.              Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·           определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·           анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·           свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·           оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·           обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·           фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.              Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

·           наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·           соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·           принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·           самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·           ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·           демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.              Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 Обучающийся сможет:

·           выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·           выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство;

·           объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·           выделять явление из общего ряда других явлений;

·           определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·           строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·           строить рассуждение на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки;

·           излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·           самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·           вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·           объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·           выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·           делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.              Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·           определять логические связи между явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·           создавать абстрактный или реальный образ явления;

·           строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·           создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·           переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·           строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·           строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·           анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.              Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

·           находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·           ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·           устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·           резюмировать главную идею текста;

·           преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,);

·           критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·           соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-          определять возможные роли в совместной деятельности;

-          играть определенную роль в совместной деятельности;

-          принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-          определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-          строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-          корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-          критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-          предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-          выделять общую точку зрения в дискуссии;

-          договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-          организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-          устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

11.                   Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

·           определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·           отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·           представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·           соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·           высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·           принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·           использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

·           использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

·           делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

12.            Формирование и развитие компетентности в области использования информационно

коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

·           целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·           выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·           выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·           использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·           использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

 

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 кл. включают:

– элементарные представления о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понимание основных принципов жизни общества в прошлом и настоящем, взаимосвязи между природными, социальными, экономическими, политическими и культурными явлениями, их влияния на жизнь человека;

– умение определять исторические и общественно-политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;

– умение искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Обучающийся научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Обучающийся получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

 

Содержание курса

 

Что изучает история. Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта.

Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ.

Люди каменного века. Появление людей на Земле. Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

Жизнь древних охотников. Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние  природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.

Искусство и религия первобытных людей. Открытие пещерной живописи. Создатели древних рисунков  и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.

Возникновение цивилизации. Древние земледельцы и скотоводы. Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Образование родовых общин и племён. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли.

От первобытности к цивилизации. Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. Основные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, приведшие к возникновению цивилизации. Основные признаки цивилизации. Наследие первобытного мира и современность.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

Древний Египет.

Возникновение государства в Древнем Египте. Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.

Жизнь древних египтян. Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Управление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов.

Могущество и упадок державы фараонов. Отношения Египта с соседними народами. Нашествие гиксосов. Освобождение от иноземного владычества. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. до н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта — Фивы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины её провала. Деятельность Рамсеса II. Отношения Египта с Хеттским царством. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II    и распад Египетского государства.

Религия древних египтян. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Миф об Осирисе. Миф о загробном суде. Пирамиды Египта и скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом.

Культура Древнего Египта. Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем Египте. Древнеегипетская письменность. Дешифровка письменности Древнего Египта Ф. Шампольоном. Образование в Древнем Египте. Научные знания в Древнем Египте.

Западная Азия в древности. Древнее Междуречье. Географическое положение Месопотамии (Междуречья), её природно-климатические особенности. Шумеры. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись. Мифы и сказания шумеров.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи как исторический источник.

Финикийские мореплаватели. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности.

Древняя Палестина. Географическое положение и природные особенности Палестины. Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятии единобожия и образования государства. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства.

Ассирийская держава. Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие её военное превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование Ассирийской державы и политика ассирийских царей в завоёванных странах. Правители Ассирии. Сокровища Ниневии. Гибель Ассирийской державы.

Нововавилонское царство. Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII — VI вв. до н.э. Легендарные памятники города Вавилона: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян.

Персидская держава. Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоёванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы. Зороастризм — древняя религия персов.

Индия и Китай в древности. Государства Древней Индии. Географическое положение Индии, особенности рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация. Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремёслам. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. Образование державы Маурьев и её расцвет в царствование Ашоки (III в. до н.э.). Распад державы Маурьев. Возвышение державы Гуптов, её расцвет в правление Чандрагутпы II. Упадок державы Гуптов.

Общество и культура Древней Индии. Варны и касты, отношения в обществе. Верования индийцев. Легенда о Будде. Причины распространения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения и научные открытия древних индийцев.

Государства Древнего Китая. Географическое  положение  Китая,  особенности   рек   Хуан- хэ и Янцзы. Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке. Государства Шан (Инь), Чжоу. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI — III вв. до н.э. Объединение Китая под  властью  Цинь  Шихуанди.  Организация  управления в империи Цинь: император и подданные, положение различных групп населения. Великая Китайская стена. Падение империи Цинь. Империя Хань.

Культура Древнего Китая. Конфуций и его учение. Лао Цзы и учение даосизма. Памятники искусства. Храмы Древнего Китая. Изобретения китайцев. Великий шёлковый путь. Развитие наук в Древнем Китае. Сыма Цянь и его «Исторические записки».

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Древнейшая Греция.

Зарождение греческой цивилизации. Географические и природные условия Греции. Цивилизация Крита: организация управления, занятия жителей. Гибель Критской цивилизации. Источники по истории цивилизации Крита.

Ахейская Греция. Вторжение ахейских племён в начале II тыс. до н.э. Ахейская Греция в XV — XII вв. до н.э. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Ослабление ахейских государств и их завоевание. Начало «тёмных веков».

Поэмы Гомера. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятник культуры и исторический источник. «Гомеровская Греция». Герои поэм Гомера.

Боги и герои Древней Греции. Верования древних греков. Сказания о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады.

Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием. Возникновение полисов. «Тёмные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации. Характерные черты древнегреческого полиса. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Великая греческая колонизация. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Значение греческой колонизации.

Возникновение демократии в Афинах. Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоёв населения Афинского полиса. Законы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Древняя Спарта. Спарта: географическое положение, основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Греко-персидские войны. Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. Соотношение сил персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильтиада и причины победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне. Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Фермопильское сражение, его герои, его значение     в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Битвы при Платеях и Микале. Причины победы греков. Итоги войн  с Персией.

Могущество и упадок Афин. Расцвет Афинского государства. Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до н.э. Деятельность Перикла. Укрепление основ демократии в Афинах в результате греко-персидских войн. Деятельность Народного собрания, Совета пятисот, суда. Избрание должностных лиц, их полномочия. Ограниченность афинской демократии. Недовольство союзников политикой Афин и предпосылки Пелопоннесской войны.

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Масштабы использования рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к ним свободных греков. Пирей — международный торговый порт и источник обогащения Афинского государства. Быт и досуг древних греков.

Упадок Эллады. Причины и начало Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Непрочность Никиева мира (421 г. до н.э.). Спарта в Пелопоннесской войне. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и её последствия для Греции в целом.

Древнегреческая культура. Образование и наука в Древней Греции. Школа  и  образование  в  греческих  полисах.  Развитие  наук   в Древней Греции. Научные интересы и открытия греческих учёных. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве. Греческая философия.

Древнегреческое искусство. Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр.

Олимпийские игры. Спортивные состязания. Олимпийские игры.

Македонские завоевания. Возвышение Македонии. Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. Реакция разных слоёв населения Греции на угрозу македонского завоевания. Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) и объединение полисов под властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского похода против персов. Гибель Филиппа II.

Завоевания Александра Македонского. Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Продолжение похода Александра Македонского на Восток. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование Македонской державы.

Греческие государства на Востоке. Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др. Греческий Восток — ареал распространения античной культуры. Александрия Египетская — политический, культурный и научный центр мира в III — I вв. до н.э. Учёные эпохи эллинизма и их открытия.

ДРЕВНИЙ РИМ.

Образование Римской республики. Начало римской истории. Местоположение и природные условия Италии. Пестрота населения Древней Италии: латины, самниты, этруски, греки, галлы. Этруски, их культура и влияние на Рим. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Республика римских граждан. Государственное устройство. Римские консулы. Диктатура как чрезвычайная должность. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Победа плебеев в борьбе с патрициями. Римское гражданство. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов.

Завоевание Римом Италии. Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царём Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. Положение италийских союзников Рима. Образование фонда «общественной земли». Колонии римских граждан.

Римские завоевания в Средиземноморье. Первая война с Карфагеном. Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наёмная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Окончание войны. Захват римлянами Сицилии, Корсики и Сардинии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Война с Ганнибалом. Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Квинт Фабий Максим и его тактика. Битва при Каннах. Осада римлянами Капуи и Сиракуз. Высадка войск Публия Корнелия Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Рим — завоеватель Средиземноморья. Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоёванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Гражданские войны в период Римской республики. Народные трибуны — братья Гракхи. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли». Гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Сулла — первый военный диктатор Рима. Война с нумидийским царём Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Война с Митридатом. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. Военная диктатура Суллы, её отличие от традиционной власти диктатора в Риме. Проскрипции. Реформа государственной власти. Наделение землёй солдат.

Восстание Спартака. Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III — I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие событий в 74–71 гг. до н.э., основные сражения, направления походов рабов, причины поражения.

Цезарь — повелитель Рима. Триумвират (Марк Красс, Гней  Помпей  и  Гай  Юлий  Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49–45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом и причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н.э.).

Падение республики. Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря». Поражение республиканцев в битве у города Филиппы (43 г. до н.э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть. Причины победы Октавиана.

Расцвет и могущество Римской империи. Император Октавиан Август. Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его единоличной власти (принципат). Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки расцвета римской культуры во времена правления Октавиана Августа. Золотой век поэзии. Развитие научных знаний в Древнем Риме.

Цезари Рима. Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров). «Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели, способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ Римской империи при Траяне.

Жизнь в Римской империи. Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времён империи. Отдых и досуг римлян. Состояние дорог    и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения гражданских прав на все свободное население Римской империи (212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны.

Закат античной цивилизации. Кризис Римской империи в III веке. Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270–275 гг.) и безуспешные попытки преодолеть кризис.

Христианство. Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме. Предпосылки превращения в конце III в. христианской Церкви    в организованную и влиятельную силу.

Императоры Диоклетиан и Константин. Личности римских императоров III — IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284–305 гг.) и его реформы управления Римом: уничтожение признаков республики и установление монархии (домината), административная и налоговая реформы, их эффективность в борьбе с кризисом Рима. Константин (306–337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. Причины прекращения гонений на христианскую церковь. Основание «Нового Рима».

Падение Западной Римской империи. Натиск  варварских  племён  на  границы  Римской  империи   в период Великого переселения народов. Политика  Феодосия I по преодолению кризисных явлений: уступки готам, запрет языческих религий и обрядов, утверждение христианства в качестве единственной религии. Раздел империи (395 г.) и его последствия для судеб западной и восточной частей Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.), захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира.

 

Национально-региональный компонент. Первобытные люди на территории Бурятии. Самые древние известные следы обитания человека на территории РБ.

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

·  В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – Под научной редакцией С.П. Карпова. – М.: ООО «Русское слово», 2019. – 328с.: ил.- (ФГОС Инновационная школа)

·  атлас и контурные карты по ИДМ;

·  Карты и таблицы по ИДМ;

·  Видеокассеты и СD – диски, слайды, дидактический материал для учащихся;

·  Энциклопедия «Древний мир» - М.: Эксмо. 2006., «История Древнего мира» - М.: Риджерс Дайджест. 2007.

·  «Секреты исчезнувших цивилизаций» - М.: Риджерс Дайджест. 2007.

 

Список литературы:

·  Абрамов Ю.А., Демин В.Н. 100 великих книг. М. 1999.

·  Атлас Языков Мира. Лик пресс. 1998.

·  Бабанин В.П. Самые большие загадки прошлого. СПб.2000.

·  Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. М. 2001.

·  Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М. 1997.

·  Великовский И. Рамзес 11 и его время. Ростов-на-Дону. Феникс. 1997.

·  Вогэн А.К. Этруски. М. Крон-Пресс. 1998.

·  Демин В.Н. Гиперборея. М. ФАИР-ПРЕСС. 2000.

·  Демин В.Н. Русь летописная. М. Вече. 2002.

·  Демин В.Н., Лазарев Е.С., Слатин Н.В. Древнее древности. М. ООО «АиФ-Принт». 2004.

·  Джеймс П., Торп Н. Тайны древних цивилизаций. М. ЭКСМО. 2001.

·  История письма. Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней. М. Эксмо. Спб. Terra fantastica. 2002.

·  Моуэт Ф. От ариев до викингов. М. ЭКСМО. 2004

 

 


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

1

Что изучает история Древнего мира

1

 

 

 

 

 

 

2

Счёт лет в истории

1

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века

3

 

 

 

 

 

 

3

Древнейшие люди

1

 

 

 

 

 

 

4

Древние охотники

1

 

 

 

 

 

 

5

Искусство и религия первобытных людей

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. У истоков цивилизации

3

 

 

 

 

 

 

6

Возникновение земледелия и скотоводства

1

 

 

 

 

 

 

7

От первобытности к цивилизации

1

 

 

 

 

 

 

8

Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Древний Восток

19

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Древний Египет

6

 

 

 

 

 

 

9

Государство на берегах Нила

 

 

 

 

 

 

 

10

Жизнь древних египтян

 

 

 

 

 

 

 

11

Могущество и упадок державы фараонов

 

 

 

 

 

 

 

12

Религия древних египтян

 

 

 

 

 

 

 

13

Культура Древнего Египта

 

 

 

 

 

 

 

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Западная Азия в древности

8

 

 

 

 

 

 

15

Древнее Междуречье

 

 

 

 

 

 

 

16

Законы вавилонского царя Хаммурапи

 

 

 

 

 

 

 

17

Финикийские мореплаватели

 

 

 

 

 

 

 

18

Древняя Палестина

 

 

 

 

 

 

 

19

Ассирийская держава

 

 

 

 

 

 

 

20

Нововавилонское царство

 

 

 

 

 

 

 

21

Персидская держава

 

 

 

 

 

 

 

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Азия в древности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Индия и Китай в древности

5

 

 

 

 

 

 

23

Государства Древней Индии

 

 

 

 

 

 

 

24

Общество и культура Древней Индии

 

 

 

 

 

 

 

25

Государства Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

 

26

Культура Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

 

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Древняя Греция

21

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Древнейшая Греция

4

 

 

 

 

 

 

28

Зарождение греческой цивилизации

 

 

 

 

 

 

 

29

Ахейская Греция

 

 

 

 

 

 

 

30

Поэмы Гомера

 

 

 

 

 

 

 

31

Боги и герои Древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием

7

 

 

 

 

 

 

32

Возникновение полисов

 

 

 

 

 

 

 

33

Великая греческая колонизация

 

 

 

 

 

 

 

34

Возникновение демократии в Афинах

 

 

 

 

 

 

 

35

Древняя Спарта

 

 

 

 

 

 

 

36

Марафонская битва

 

 

 

 

 

 

 

37

Персидское нашествие на Грецию

 

 

 

 

 

 

 

38

Повторительно-обобщающий урок по теме «Греческие полисы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Могущество и упадок Афин

3

 

 

 

 

 

 

39

Расцвет Афинского государства

 

 

 

 

 

 

 

40

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

41

Упадок Эллады

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Древнегреческая культура

3

 

 

 

 

 

 

42

Образование и наука в Древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

43

Древнегреческое искусство

 

 

 

 

 

 

 

44

Олимпийские игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Македонские завоевания

4

 

 

 

 

 

 

45

Возвышение Македонии

 

 

 

 

 

 

 

46

Завоевания Александра Македонского

 

 

 

 

 

 

 

47

Греческие государства на Востоке

 

 

 

 

 

 

 

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Древний Рим

21

 

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Образование Римской республики

3

 

 

 

 

 

 

49

Начало римской истории

 

 

 

 

 

 

 

50

Республика римских граждан

 

 

 

 

 

 

 

51

Завоевание Римом Италии

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Римские завоевания в Средиземноморье

3

 

 

 

 

 

 

52

Первая война с Карфагеном

 

 

 

 

 

 

 

53

Война с Ганнибалом

 

 

 

 

 

 

 

54

Рим – завоеватель Средиземноморья

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Гражданская война в период Римской республики

6

 

 

 

 

 

 

55

Земельный закон братьев Гракхов

 

 

 

 

 

 

 

56

Диктатор Сулла

 

 

 

 

 

 

 

57

Восстание Спартака

 

 

 

 

 

 

 

58

Единовластие Цезаря

 

 

 

 

 

 

 

59

Падение республики

 

 

 

 

 

 

 

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Римская республика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Расцвет и могущество Римской империи

4

 

 

 

 

 

 

61

Император Октавиан Август

 

 

 

 

 

 

 

62

Цезари Рима

 

 

 

 

 

 

 

63

Жизнь в Римской империи: город Рим

 

 

 

 

 

 

 

64

Жизнь в Римской империи: в провинциях и в деревне

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 15. Закат античной цивилизации

5

 

 

 

 

 

 

65

Кризис Римской империи в III веке

 

 

 

 

 

 

 

66

Христианство

 

 

 

 

 

 

 

67

Императоры Диоклетиан и Константин

 

 

 

 

 

 

 

68

Падение Западной Римской империи

 

 

 

 

 

 

 

69

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

 

 

 

 

 

 

 

70

Итоговый  урок по теме «Цивилизации Древнего мира»

1

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020