Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «История России. Всеобщая история» для 5 класса разработана на основе авторской программы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс» в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу общего образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников с ОВЗ.
Преподавание курса истории для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся с ОВЗ к изучению предметов гуманитарного цикла.
Данная программа ставит следующие цели:
· изучение исторического материала;
· овладение знаниями и умениями;
· коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика с ОВЗ;
· формирование личностных качеств гражданина;
· подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач:образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся с ОВЗ исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи: гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся с ОВЗ, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся, а также у учащихся с ОВЗ формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся поадаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников с ОВЗ, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
В учебном плане МКОУ СОШ №23 на изучение курса России. Всеобщая история отводится в 5 классе —70 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
· представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
· приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
· освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
· опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
· способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
· готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
· умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
· способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
· целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
· яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
· способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;
· представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
· умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
· уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
· уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
· уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
· умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
· умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
· умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
· готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Содержание программы
В соответствии с ФГОС второго поколения в программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике — основные виды учебной деятельности, которыми должен овладеть ученик.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 |
Вводный урок: Что изучает история Древнего мира? |
1 |
1) актуализация ранее полученных знаний; 2) чтение и анализ текста учебника; 3) работа с исторической картой; |
12 222 2 |
Первобытные собиратели и охотники |
3 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; 4) составление развернутого плана параграфа; |
3 |
Первобытные земледельцы и скотоводы |
2 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; |
4 |
Древний Египет |
8 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; |
5 |
.Западная Азия в древности |
7 |
1) актуализация ранее полученных знаний; 2) чтение и анализ текста учебника; 3) работа с исторической картой; |
6 |
Индия и Китай в древности |
4 |
1) актуализация ранее полученных знаний; 2) чтение и анализ текста учебника; 3) работа с исторической картой; |
7777777 |
Д Древнейшая Греция |
5 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; |
8888888 |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
7 |
1) актуализация ранее полученных знаний; 2) чтение и анализ текста учебника; 3) работа с исторической картой; 4) формулирование устных ответов на вопросы; 5) формулирование выводов; 6) работа с иллюстрациями. |
9999999 |
9. Воз Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии |
5 |
1) актуализация ранее полученных знаний; 2) чтение и анализ текста учебника; 3) работа с исторической картой; |
11111110 |
Рим: от его возникновениядо установления господства над Италией |
3 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; 4) составление развернутого плана параграфа; 5) работа с исторической картой; |
11111111 |
13. Р Рим – сильнейшая держава Средиземноморья |
4 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; 4) составление развернутого плана параграфа; 5) анализ исторического источника; |
11111112 |
14. Г Гражданские войны в Риме |
4 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; 4) составление развернутого плана параграфа; 5) работа с исторической картой; 6) составление таблицы; |
11111113 |
Римс Римская империя в первые века нашей эры |
4 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений; |
11111114 |
РазгрРазгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
6 |
1) чтение и анализ текста учебника; 2) формулирование устных и письменных ответов на вопросы; 3) объяснение исторических понятий и явлений;
|
Календарно – тематическое планирование
Класс 5
учитель Кравченко Татьяна Николевна
количество часов по учебному плану - 70 ч
всего часов –70 ч., в неделю – 2 ч.
Планирование составлено на основе авторской программы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс» в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения)
Учебник: всеобщая история. История Древнего мира
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения |
Примечание |
|
|
План |
Факт |
|
1. |
Вводный урок: Что изучает история Древнего мира?
|
|
|
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей, 7ч Тема 1. Первобытные собиратели и охотники, 3ч
|
|
|
|
|
2. |
Древнейшие люди
|
|
|
|
3. |
Родовые общины охотников и собирателей
|
|
|
|
4. |
Возникновение искусства и религии
|
|
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы, 2ч
|
|
|
|
|
5. |
Возникновение земледелия и скотоводства
|
|
|
|
6. |
Появление неравенства и знати
|
|
|
|
Тема 3. Счет лет в истории, 2ч
|
|
|
|
|
7. |
Счет лет в истории
|
|
|
|
8. |
Контрольное тестирование ««Жизнь первобытных людей»
|
|
|
|
Раздел 2. Древний Восток, 19 ч Тема 4. Древний Египет, 8 ч
|
|
|
|
|
9. |
Государство на берегах Нила
|
|
|
|
10. |
Как жили ремесленники. Земледельцы в Египте
|
|
|
|
11. |
Жизнь египетского вельможи
|
|
|
|
12. |
Военные походы фараонов
|
|
|
|
13. |
Религия древних египтян
|
|
|
|
14. |
Искусство Древнего Египта
|
|
|
|
15. |
Письменность и знания древних египтян
|
|
|
|
16. |
Контрольное тестирование «Древний Египет»
|
|
|
|
Тема 5. Западная Азия в древности, 7ч
|
|
|
|
|
17. |
Древнее Двуречье
|
|
|
|
18. |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
|
|
|
|
19. |
Финикийские мореплаватели
|
|
|
|
20. |
Библейские сказания
|
|
|
|
21. |
Древнееврейское царство
|
|
|
|
22. |
Ассирийская держава
|
|
|
|
23. |
Персидская держава «царя царей». Терминологический диктант
|
|
|
|
Тема 6. Индия и Китай в древности, 4ч
|
|
|
|
|
24. |
Природа и люди Древней Индии
|
|
|
|
25. |
Индийские касты
|
|
|
|
26. |
Чему учил китайский мудрец Конфуций
|
|
|
|
27. |
Складывание государства в Древнем Китае Хронологический диктант
|
|
|
|
Раздел 3. Древняя Греция, 21ч Тема 7. Древнейшая Греция, 5 ч
|
|
|
|
|
28. |
Греки и критяне
|
|
|
|
29. |
Микены и Троя
|
|
|
|
30. |
Поэма Гомера «Илиада»
|
|
|
|
31. |
Поэма Гомера «Одиссея»
|
|
|
|
32. |
Религия древних греков
|
|
|
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием, 7ч |
|
|
|
|
33. |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
|
|
|
|
34. |
Зарождение демократии в Афинах
|
|
|
|
35. |
Древняя Спарта
|
|
|
|
36. |
Греческая колонизация
|
|
|
|
37. |
Олимпийские игры в древности
|
|
|
|
38. |
Победа греков над персами в Марафонской битве
|
|
|
|
39. |
Нашествие персидских войск на Элладу
|
|
|
|
40. |
Контрольное тестирование по теме « Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»
|
|
|
|
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии, 5 ч
|
|
|
|
|
41. |
В гаванях афинского порта Пирей
|
|
|
|
42. |
В городе богини Афины |
|
|
|
43. |
В афинских школах и гимнасиях |
|
|
|
44. |
В афинском театре
|
|
|
|
45. |
Афинская демократия при Перикле
|
|
|
|
46. |
Города Эллады подчиняются Македонии
|
|
|
|
47. |
Поход Александра Македонского на Восток
|
|
|
|
48. |
В Александрии Египетской
|
|
|
|
49. |
Контрольная работа « Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии»
|
|
|
|
Раздел 4. Древний Рим,21ч. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией, 3ч |
|
|
|
|
50. |
Древнейший Рим
|
|
|
|
51. |
Завоевание Римом Италии
|
|
|
|
52. |
Устройство Римской республики
|
|
|
|
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья, 4 ч
|
|
|
|
|
53. |
Вторая война Рима с Карфагеном
|
|
|
|
54. |
Установление господства Рима
|
|
|
|
55. |
Рабство в Древнем Риме
|
|
|
|
56. |
Тестирование «Усиление Рима»
|
|
|
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме, 4 ч |
|
|
|
|
57. |
Анализ тестирования Земельный закон братьев Гракхов
|
|
|
|
59. |
Восстание Спартака
|
|
|
|
58 |
Единовластие Цезаря
|
|
|
|
60. |
Установление империи
|
|
|
|
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры, 4 ч |
|
|
|
|
61. |
Соседи Римской империи
|
|
|
|
62. |
В Риме при императоре Нероне
|
|
|
|
63. |
Первые христиане и их учение Расцвет империи во 2в. н.э
|
|
|
|
64. |
«Вечный город» и его жители Исторический диктант
|
|
|
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи, 6ч
|
|
|
|
|
65. |
Римская империя при Константине
|
|
|
|
66. |
Взятие варварами Рима Семь чудес света
|
|
|
|
67. |
Контрольная работа «Древний Рим»
|
|
|
|
68. |
Анализ контрольной работы Подготовка к итоговой контрольной работе |
|
|
|
69. |
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
70. |
Анализ итоговой контрольной работы
|
|
|
|
|
Итого: контрольные работы-4
тестовый контроль-3
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.