Рабочая программа по истории для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2007 г.
2. Программы «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2016
3. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение, 2012;
4. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса / Е.В. Пчелов –М.: «Русское слово», 2009.
5. «История России с древнейших времен до конца XVI века». Атлас. 6 класс, М., Дизайн.
6. Учебник «История Татарстана с древнейших времен до конца XVI века » для 6 класса /Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарёв.- Казань: ТаРИХ 2006г.
Нормативно - правовая база курса “История” представлена:
· Законы РФ и РТ «Об образовании»;
· Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗ от 24.07.1998г.;
· Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 443РТ от 18.07.2004 г.;
· Письмо МОиН РТ от 23.06.2012 года № 7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;
· Приказ МОиН РТ от 09.07.2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования;
· Приказ МОиН РТ от 10.07.2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования;
· федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067);
· Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» на 2013/2014 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса истории в 6 классе 70 часов. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Содержание представляет комплекс знаний и умений, соответствующих требований основных объектов изучения предмета, состоящего из курсов по истории средних веков – 29 часов, истории России с древнейших времён до конца 16 века – 31 часа, истории Татарстана - 10 часов. Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, информатики, географии, обществознания, мировой художественной культуры.
Применение УМК направлено на:
· усвоение базовых знаний курса;
· расширение круга базовых понятий;
· ориентацию на сферы деятельности человечества, развитие общественного прогресса.
· формирование опыта типичных видов учебной и исследовательской деятельности.
Цели и задачи определены Программой. Содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, внедряющиеся через системный и личностно- ориентированный подход при применении модульной, компьютерной и игровых технологий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА
В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать и понимать:
· основные этапы и ключевые события истории России, Татарстана и мира в средние века;
· выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь:
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории, истории родного края и всеобщей истории;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, истории Татарстана и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Ученик 6 класса должен достичь определённого уровня знаний и компетенций, как являющихся базовыми, так и отражающих уровень обученности, обеспечивающую преемственность по отношению к предыдущему году обучения. Он формирует умения сравнения исторических событий, давать самостоятельную оценку, работать с исторической картой, анализировать материал. Наряду с этим вводится ряд проблем, понимание которых определяет современного человека: система гуманистических и демократических ценностей, идеалы добра и справедливости.
Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 6 класс.
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Учебно-тематическое планирование курса «История» для 6-ых классов
История средних веков (34 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, методы и технологии обучения |
Цели урока |
Ожидаемый результат |
Оборудование урока |
Дом. задание |
Сроки |
||||
1. |
Ведение. Живое Средневековье. |
1 |
|
Дать представление учащимся о хронологических границах Средневековья. |
|
Учебник « История средних веков» |
|
|
||||
2. |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIIIвв. |
1
|
Урок изучения нового материала |
Познакомить с жизнью германцев и процессом Великого переселения народов, с историей возникновения Франкского королевства, с системой управления. |
Умение показывать на карте пути переселений германцев и определять границы их государств к началу VI века. Умение сравнивать социальное положение людей в королевстве, определять главную задачу государства. |
Карты «Европа в V-VIIвв.», «Народы и их передвижения в Европе в IV-VIIвв.». |
№1, стр.12-20 |
|
||||
3. |
Христианская церковь в раннее Средневековье. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Познакомить учащихся с организацией христианской церкви, с понятиями духовенство, монастырь, миряне, проповедь, епископ, Папа ,феодал, феод. |
Определение значения принятия христианства в королевстве франков, умение работать с учебником и делать краткие записи. |
Карта «Франкское государство в Vв- середине IXв.», наглядный материал из альбома «Средние века» |
№2 стр.21-27 |
|
||||
4. |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Познакомить учащихся с личностью Карла Великого, рассказать о его военных походах и их результатах. |
Оценка действий Карла Великого, умение сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом.
|
Карта «Образование империи Карла Великого», наглядный материал
|
№3,стр.27-33
|
|
||||
5. |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Выяснить причины ослабления королевской власти во Франции в IX-XI вв. |
Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме. |
Карта «Империя Карла Великого», тестовые задания |
№4,стр. 33-39 |
|
||||
6. |
Англия в раннее Средневековье |
1 |
Повторит.- обобщающий урок |
Дать представление о начальном периоде складывания государства в Англии. Познакомить с понятиями бритты, круглый стол, саги норманны ,викинги. Систематизация и контроль качества знаний учащихся. |
Формирование у учеников устойчивых представлений об истории Англии в данный период. |
Карта « Англия в XI-XIVвв.», Учебное электронное издание Всеобщая история» |
№5, стр. 40-47 |
|
||||
7. |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий
|
Дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации. |
Оценка правления и личности Юстиниана. Представление о византийской культуре. Умение работать с историей, документами.
|
Карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XIвв.», наглядный материал |
№ 6 стр.47-53 |
|
||||
8. |
Культура Византии. Образование славянских государств. |
1 |
|
|
|
|
П.7-8 стр.53-67 |
|
||||
Арабы в VI-XIвв.
|
||||||||||||
9. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Дать представление о возникновении, ценностях и отличительных чертах исламской цивилизации. Познакомить с понятиями бедуины, ислам ,пророк, мусульманин, халиф, экспансия. |
Умение показывать на карте завоеванные арабами территории, найти общее в причинах распада халифата и империи Карла Великого. |
Карта «Арабы и их завоевания в начале VII-IXвв.», тестовые задания
|
№ 9 стр.68-77 |
|
||||
10 |
Культура стран халифата. |
1 |
|
|
|
|
П.10 стр.77-85 |
|
||||
|
Феодалы и крестьяне |
|
||||||||||
11
|
Средневековая деревня и ее обитатели. |
1 |
Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий |
Познакомить учащихся с основными занятиями феодалов, совершить виртуальное путешествие в рыцарский замок. Определить виды крестьянской зависимости. |
Умение различать виды крестьянской зависимости. Знать определение натуральное хозяйство. |
Учебное электронное издание «Всеобщая история» |
№ 11, стр87-93. |
|
||||
12 |
В рыцарском замке |
1 |
Комбинирован ный урок с использованием компьют. технологий |
Объяснить учащимся, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. |
Уметь выделить качества, которые высоко ценились среди феодалов, понимание сути рыцарской чести. |
Учебное электронное издание «Всеобщая история» |
№ 12, стр.94-101 |
|
||||
13 |
Формирование средневековых городов . Городское ремесло. |
1 |
Комбинирован ный урок
|
Рассказать об образовании городов, о жизни и быте горожан, выяснить причины борьбы городов с сеньорами. Познакомить с понятиями патриции, ратуша, самоуправление, бургомистр. |
Умение называть последствия борьбы городов с сеньорами, описывать средневековый город. Умение работать с историческими документами. |
Карта «Европа в средние века» |
№13 стр. 102-111
|
|
||||
|
|
|||||||||||
14 |
Торговля в средневековой Европе |
1 |
Повторит.- обобщающий урок |
Рассказать об образовании мелкого городского ремесла, привить уважение к трудолюбию средневековых ремесленников. |
Умение называть последствия разделе-ния труда между городом и деревней. Определение роли цехов в жизни города. |
Виды европейских городов средневековья, репродукции картин |
№14 стр. 111-117 |
|
||||
15 |
Горожане и их образ жизни. |
1
|
|
|
|
|
П.15 стр.117-126 |
|
||||
16 |
Контрольная работа. |
1
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы |
||||||||||||
17 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий |
Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и эконом. организацию. Выяснить причину разделения церквей. |
Представление о борьбе светской и духов-ной власти за влияние на подданных.Умение работать с учебником, выделять главное. |
Учебное электронное издание «Всеобщая история», тестовые задания |
№16 стр. 127-135 |
|
||||
18 |
Крестовые походы |
1 |
Комбинирован ный урок |
Выяснить цели и причины крестовых походов, разъяснить суть религиозного фанатизма. |
Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного ист. события. |
Карта «Западная Европа в XI-XIIIвв. Крестовые походы», тестовые задания |
№ 17, стр.135-150. таб. с. 149 |
|
||||
Образование централизованных государств в Западной Европе ( 11-15 века) |
||||||||||||
19 |
Как происходило объединение Франции |
1 |
Урок изучения нового материала |
Выяснить причины объединения Франции, рассказать о положении разных слоев населения. |
Умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. |
Карта «Англия и Франция в средние века» |
№18 стр.151-158
|
|
||||
20. |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий |
Определить, почему в Англии процесс усиления королевской власти был более ранним, чем во Франции. Рассказать о возникновении англ. парламента и его влиянии на дела государства. |
Определение последствий нормандского завоевания Англии. Умение анализировать и сравнивать сходные процессы и явления в разных странах. |
Карта «Англия и Франция в средние века» Учебное электронное издание «Всеобщая история» |
№19 стр.158-167 |
|
||||
21.
|
Столетняя война. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Выяснить причину Столетней войны, рассказать о положении крестьян, проследить ход военных действий. сформировать уважение к героине французского народа Жанне д Арк. |
Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного исторического события. Умение показывать на карте места основных сражений. |
Карта «Англия и Франция во времена Столетней войны» |
№20 стр. 167-178 |
|
||||
22. |
Усиление королевской власти в конце XVв. в Англии и Франции |
1 |
Урок закрепления знаний |
Сравнить пути завершения образования централизованного государства во Франции и Англии в средние века. |
Представление о последствиях объединения Франции, усилении королевской власти в Англии.
|
Карта «Завершение объединения Англии и Франции» |
№21 стр. 178-184 |
|
||||
23. |
Реконкиста и образование централизованных гос.-в на Пиренейском полуострове |
1 |
Повторит.- обобщающий урок |
Познакомить учащихся с понятием Реконкиста, выяснить чем она завершилась, выяснить почему Италия осталась раздробленной. |
Умение сравнить пути создания централизованных государств на юге Европы с фр. или английским, находить общие черты и различия.
|
Карта «Европа в средние века» |
№22 стр.184-191 |
|
||||
24. |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках |
1 |
Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий |
Выяснить причины отсутствия единого централизованного государства в Германии, дать представление о раздробленной Италии.
|
Представление о династии Габсбургов в XIII-XVвв., о политической борьбе в Италии.
|
Учебное электронное издание «Всеобщая история» |
№23 стр.191-199 |
|
||||
|
|
|||||||||||
25. |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
Комбинирован ный урок |
Дать представление о развитии Чехии XIVв. Познакомить с личностью Яна Гуса и его идеями. Рассказать о вооруженной борьбе чешского народа против катол. церкви. Познакомить учащихся с понятиями табориты, умеренные, сейм. |
Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений. Вывод учащихся о том, что идеи гуситов привели к подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе. |
Карта, наглядный материал из альбома «Средние века» |
№24 стр.200-207 |
|
||||
26. |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
|
1 |
Урок изучения нового материала |
Дать представление о государстве, основанном на традициях и культуре мусульманской цивилизации. |
Умение назвать последствия османс-кого завоевания для покоренных народов, назвать причины начавшегося упадка Османской империи во вт. половине XVIв. |
Карта «Османская империя в XIV-XVвв.» |
№25 стр.208-214 |
|
||||
27 |
Контрольная работа. |
1
|
|
|
|
|
|
|
||||
Культура Западной Европы в Средние века |
||||||||||||
28. |
Образование и философия. |
1 |
Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий |
Дать представление о культуре, средневековой системе образования и становлении науки в средние века. |
Формирование у учащихся устойчивого представления о достижениях средневековой культуры.
|
Учебное электронное издание «Всеобщая история» |
№26 стр.214-223
|
|
||||
29. |
Средневековая литература Средневековое искусство
|
1
|
Комбинирован ный урок с |
Познакомить учащихся с развитием литературы, живописи, архитектуры эпохи средневековья. Сравнить средневековое искусство с античным. |
Умение выделять особенности романского и готического стилей в архитектуре. |
Наглядный материал из альбома «Средние века» |
№27 -28 стр.224-235 |
|
||||
30
|
Культура раннего Возрождения в Италии. |
1 |
|
|
|
|
П.29 стр.236-243 |
|
||||
31 |
Научные открытия и изобретения |
1 |
Урок закрепления знаний |
Дать представление о становлении науки в средние века. Рассказать о технических открытиях и изобретениях периода расцвета средневековья.
|
Умение определить значение технических открытий и изобретений. |
Наглядный материал из альбома «Средние века» |
П.30 стр.243-251 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
||||||||||||
32 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
|
1 |
Урок изучения нового материала |
Дать представление о государственном устройстве, быте нравах и обычаях, культуре китайского народа в средние века. |
Умение сравнить крестьянскую войну в Китае с обычными восстаниями крестьян. Представление о куль-туре Китая. |
Карта «Китай в средние века», тестовые задания |
П.31 стр.252-264 |
|
||||
33 |
Государства и народы Африки доколумбовой Америки .
|
1
|
Урок закрепления знаний |
Дать представление о жизни, быте и нравах африканских народов в средние века, древнейших государствах и контактах с европейцами. |
Умение работы с историческими документами, выполнять задания. |
Карта «Африка в средние века», тестовые задания |
П.32 стр.265-276 |
|
||||
34 |
Мир в эпоху средневековья Контрольная работа. |
1 |
Итоговый контрольный урок
|
Контроль знаний учащихся. Контрольная работа по теме «Мир в эпоху средневековья».
|
Умение называть даты, основные события по теме. |
Карточки с датами, с заданиями, карты. |
Повторить записи в тетради |
|
||||
История России (34 час) |
||||||||||||
Народы и государства на территории нашей страны в древности. |
||||||||||||
1 |
Введение. Наша Родина - Россия |
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
Урок изучения нового материала |
Сформировать у учащихся представление о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны. Дать представление об истоках русской цивилизации и древнейших предках народов России. |
Понимание, что эволюция на террито-рии современной России происходила аналогично подобным процессам на других землях. Умение сравнивать, извлекать данные для выявления исторических закономерностей. |
Карта атласа «Древнейшие поселения на территории нашей страны» |
П.1 стр. 10-19 |
|
||||
3 |
Образование первых государств |
1 |
Комбинированный урок |
Рассказать о взаимоотношениях жителей греческих городов-государств с местным населением, дать представление о тюркских народах и их государствах на территор. нашей страны.
|
Представление о системе управления в государствах, образованных на территории нашей страны в древности. Умение работы с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. |
Карта «Древнейшие народы и государства на территории СССР (IVв до н.э.-IIв н.э.)»
|
П.2 стр.19-26 |
|
||||
4 |
Восточные славяне и их соседи. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Рассказать о происхождении восточных славян, их хозяйственной жизни, быте и нравах, дать общее представление о религии древних славян. |
Формирование у уч. представления о предках славян, духовном мире сла-вян. Умение работы с ист. документом, выделять главное в прочитанном тексте.
|
Карта «Древнерусское государство в IX-началеXIIв.»
|
П.3 стр.26-34 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Русь в IX-первой половине XII в. |
||||||||||||
5 |
Первые известия о Руси. |
1 |
Комбини- рованный урок с использован. компьютерных технологий
|
Рассказать о начале складывания Древнерус-ского государства, показать происходившие в нем изменения, осветить вопрос о происхождении названия «Русь». Познакомить учащихся с первыми русскими князьями. |
Понимание, что к IX веку у восточных славян сложились предпосылки для появления государства. Умение показать на карте места расселения восточнославянских племен и их соседей.
|
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века», тестовые задания |
П.4 стр.36-39 |
|
||||
6 |
Становление Древнерусского государства |
1 |
Комбини- рованный урок |
Дать представление об организации власти князя над покоренными племенами, рассказать о походах первых русских князей, дать предста-вление о гос. деятельности княгини Ольги, един. женщины из рода Рюриковичей, правившей в Киевской Руси. |
Понимание того, что образование государства у восточных славян было прогрессивным явлением и ему предшествовала эволюция общества. Оценка роли первых русских князей в сложении государства. |
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-началеXIIвв.»
|
П.5 стр.39-49 |
|
||||
7 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
1 |
Комбини- рованный урок |
Рассказать о внешней и внутренней политике князя Владимира, дать ученикам представление о принятии христианства на Руси, обосновать причины этого шага. |
Понимание значения принятия христиан-ства на Руси, особен-ности новой религии по сравнению с язы-чеством. Умение работы с историч. документом. |
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-началеXIIвв.»
|
П.6 стр.49-56 |
|
||||
8 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
Комбини- рованный урок с использован. компьютерных технологий |
Рассказать об усобицах в русском государстве после смерти Владимира I, дать представление о личности Ярослава Мудрого и его законодательной деятельности. |
Формирование у учеников устойчивых представлений об истории страны в данный период. Оценка правления Ярослава Мудрого.
|
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века»
|
П.7 стр.56-63
|
|
||||
9 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
1
|
Комбини- рованный урок |
Рассказать о личности Владимира Мономаха и его деятельности, которая была направлена на защиту и внутреннее сплочение русских земель. |
Представление об одном из самых известных князей Древней Руси и его политики по стабилизации страны.
|
Карта « Киевская Русь в IX-началеXIIвв.»
|
П.8 стр.64-69
|
|
||||
10 |
Общественный строй и церковная организация на Руси. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Сформировать у учеников целостное представление о Киевской Руси, рассказать о жизни горожан, познакомить с основными слоями древнерусского населения. |
Представление о формировании древнерусской народности. Умение сравнивать образ жизни верхушки общества и основной массы населения. |
Иллюстрации учебника |
П.9 стр.69-83 |
|
||||
11 |
Культурное пространство Европы и культура Руси. |
1 |
Повторит.- обобщающий урок с использован. компьютерных технологий |
Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям, показать главные тенденции её развития.
|
Представление о развитии культуры Киевской Руси и её мировом значении. Умение работать с историческими документами. Умение составлять конспект в форме тезисов. |
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» |
П.10 стр.84-93
|
|
||||
12 |
Повседневная жизнь населения |
1 |
|
|
|
|
П.11 стр.93-98 |
|
||||
13
|
Контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
Русь в серединеXII- начале XIII в. |
||||||||||||
14 |
Политическая раздробленность на Руси |
1 |
Урок изучения нового материала |
Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси , рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями. |
Умение учащимися сделать вывод о том, что раздробленность Древнерусского гос-ва носила закономерный характер и была вызвана экономическими и политическими причинами. |
Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» |
П.12 стр.100-108 |
|
||||
15 |
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
Урок закрепления знаний |
Познакомить с характером княжеской власти в северо-восточных землях, с личностями князей Ю.Долгорукого, А.Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо |
Умение сравнивать, анализировать события и факты истории. Умение показать на карте земли княжества. |
Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» |
П.13.108-117
|
|
||||
16 |
Новгородская республика |
1 |
Комбинирован ный урок |
Познакомить учащихся с новой формой политичес-кой власти в Древней Руси – феодальной республикой, достижениями куль-туры Новгородской земли. |
Умение сравнивать, анализировать события и факты истории. Умение показать на карте земли Новгородской республики. |
Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» |
П.14 стр.117-122
|
|
||||
17. |
Работа с понятиями |
1
|
|
|
|
|
|
|
||||
18 |
Юго-Западная Русь |
1 |
Комбинирован ный урок с использован. компьютерных технологий |
Выяснить особенность Галицко-Волынской земли, причины борьбы между князьями и боярством. |
Умение показать на карте Галицкое и Волынское княжества. |
Учебное электр. издание «Уроки отеч. истории Кирилла и Мефо-дия до XIX века» |
Стр.123-128 |
|
||||
19 |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
Русские земли в середине XIII-XIV в. |
||||||||||||
20 |
Монгольская империя и изменение политической карты мира. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события, показать мужест-во и героизм простых русских людей в борьбе с монголо-татарами. Обратить внимание на личность мирового масштаба Чингисхана |
Умение показать по карте направление ударов монголов и места решающих битв. Умение работать с историческим источником. |
Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIIIв» |
П.15 стр.4-11 |
|
||||
21 |
Батыево нашествие на Русь. |
1 |
|
|
|
|
П.16 стр.12-19 |
|
||||
22 |
Северо-западная Русь между востоком и западом. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов, обратить внимание учащихся на полководческий талант Александра Невского. |
Умение работать с историческим документом и анализировать его. |
Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIIIв». Портрет А.Невского, |
П.17 стр.19-26 |
|
||||
23
|
Золотая Орда: гос. строй , население ,экономика, культура. |
1 |
Комбинирован ный урок с использован. компьютерных технологий |
Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, о последствиях ордынского владычества. |
Формирование у учеников устойчивых представлений об истории страны в данный период. Умение работать с историческим источником. |
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» |
П.18 стр.27-34 |
|
||||
24
|
Литовское государство и Русь. |
1 1
|
Комбинирован ный урок |
Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. |
Определение значения присоединения русских земель к Литве. |
Карта «Русь в XIIIв» |
П.19 стр.35-41
|
|
||||
25 |
Усиление Московского княжества |
1 |
Урок закрепления знаний |
Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, объяснить причины возвышения Москвы. Познакомить с личностью князя Ивана Калиты. |
Умение участвовать в учебном диалоге, задавать уточняющие вопросы, умение работать с картой. |
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVIвв)» |
П.20 стр.41-48 |
|
||||
26 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Тестирование по теме «Борьба народов Руси против иноземных захватчиков». Выяснить причины распада державы Тамерлана, рассказать об образовании новых государств на юго-восточных рубежах Руси. |
Умение характеризовать деятельность наиболее видных князей, умение работать с картой. Определение последствий распада Золотой Орды. |
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» карточки с заданиями. |
П.21 стр.48-57 |
|
||||
27 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв. |
1 |
Повторит.- обобщающий урок с использован. компьютерных технологий |
Познакомить учащихся с культурой единого Русского гос.-ва. Ознакомить с главными явлениями русского быта. Охарактеризовать основные этапы и направления развития. |
Представление о развитии культуры Русского государства данного периода. |
Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории до XIX века» |
П.22 стр.57-64 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Формирование единого Русского государства |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
28 |
Русские земли на полит. Карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Показать процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве. Осветить деятельность Ивана III по собиранию русских земель. Рас-сказать о его реформах. |
Формирование представления о создании нового централизованного гос-ва. Оценка заслуги Ивана III в падении ордынского ига. |
Карта «Образование и расширение Российского государства. XIV- XVIвв.» |
П.23 стр.66-71
|
|
||||
29 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Сформировать представление о состоянии основных отраслей экономики в данный период. |
Умение установить взаимосвязь политической и экономической мощи государства |
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVIвв.)» |
П.24 стр.71-78 |
|
||||
30. |
Распад Золотой Орды и его последствия. |
1 |
|
|
|
|
П.25 стр.78-83 |
|
||||
31. |
Московское гос-во и его соседи во второй половине XV в. |
1 |
|
|
|
|
П.26 стр.84-95 |
|
||||
32 |
Формирование культурного пространства единого Российского гос-ва. |
1 |
|
|
|
|
П.27 стр.107-116 |
|
||||
33 |
Контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
34 |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.