ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Истории России и Всеобщей Истории для 8 класса разработана в соответствии:
- С Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( в действующей редакции);
-С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);
- с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 34
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ;
- с Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, авторов А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2014; М. «Просвещение», 2014 год. а так же Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 8 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
Выбор этой программы обусловлен следующим:
- программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования,
-основными методологическими принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса;
-курс программы «История» делиться на 2 части: Первый курс дает возможность проследить огромную роль Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Нового времени , которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Второй кур помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Планируемые предметные результаты основного учебного предмета содержатся в указанной авторской программе
Цели и задачи изучения учебного предмета «История России .Всеобщая История. »:
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
На изучение курса «История» в 8 классе отводится часов (2 часа в неделю35учебные недели). В 2019/20 учебном году продолжительность курса составляет 70часов.Курс 8 класса составит – 70часов.
Всего часов |
Кол-во часов на контрольные работы |
Кол-во часов на лабораторную работу |
Кол-во часов на проектную работу |
70 |
0 |
0 |
10 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История России .Всеобщая История.»:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— познавательный интерес к прошлому своей страны
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
— уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
— уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
— следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
— формирование коммуникативной компетентности;
— обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
— расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
— активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
— критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания;
— умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
— знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
— основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
— важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
— изученные виды исторических источников;
— соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
— показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
— рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
— соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
— определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
— объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
— использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Всеобщая история
Содержание учебного предмета |
Формы организации учебных занятий |
Тема №1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Тема №2. Строительство новой Европы |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Тема №3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Тема №4.Две Америки |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Тема №5 Традиционные общества в XIX веке: новый этап |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Тема №6 Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. |
Теоретические занятия, проверочные работы, проект. Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
История |
России |
Глава 1. Эпоха Петра Великого. |
Теоретические занятия, проверочные работы Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Глава 2. Эпоха Дворцовых переворотов. |
Теоретические занятия, проверочные работы |
Глава 3. Россия при Екатерине Великой |
Теоретические занятия, проверочные работы Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
Глава 4. Россия при Павле I |
Теоретические занятия, проверочные работы |
Глава5 Культурное пространство Российской империи в XVIII в. |
Теоретические занятия, проверочные работы Урок (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль, закрепление, проект). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ .ВСЕОБЩ ИСТОРИИ .
8класс (70часов, 2 часов в неделю)
№
|
Тема урока |
Плановые сроки прохождения |
Скорректи-рованные сроки прохождения |
|||
|
|
|||||
8 «А» |
8 «Б» |
8 «А» |
8«Б» |
|||
1 четверть (02.09.19-27.10.19) РАЗДЕЛ 1. Новая история. 27 часов (03.09-10.12) Глава 1.Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. 6 часов
|
||||||
|
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному |
03.09 |
02.09 |
|
|
|
|
От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальная революция |
04.09 |
04.09 |
|
|
|
|
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
10.09 |
09.09 |
|
|
|
|
Наука: создание научной картины мира XIX в. |
11.09 |
11.09 |
|
|
|
|
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство |
17.09 |
16.09 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества» |
18.09 |
18.09 |
|
|
|
Глава 2.Строительство новой Европы 8 часов(24.09-16.10) |
|
|||||
|
Консульство и образование наполеоновской империи |
24.09 |
23.09 |
|
|
|
|
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс |
25.09 |
25.09 |
|
|
|
|
Англия: сложный путь к величию и процветанию |
01.10 |
30.09 |
|
|
|
|
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. |
02.10 |
02.10
|
|
|
|
|
Франция: революция 1848г. и Вторая империя |
08.10 |
07.10 |
|
|
|
|
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
09.10 |
09.10 |
|
|
|
|
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
15.10 |
14.10 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок «Строительство новой Европы». |
16.10 |
16.10 |
|
|
|
Глава 3.Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв. 5 часов(22.10-11.11)
|
|
|||||
|
Германская империя в конце XIX – начале XX в. |
22.10 |
21.10 |
|
|
|
|
Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
23.10 |
23.10 |
|
|
|
2 четверть (05.11.19-28.12.19) |
|
|||||
|
Франция: Третья республика. |
05.11 |
04.11 |
|
|
|
|
Италия: время реформ и колониальных захватов. |
06.11 |
06.11 |
|
|
|
|
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса |
12.11 |
11.11 |
|
|
|
Глава 4.Две Америки. 2 часа(13.11-19.11)
|
|
|||||
|
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики |
13.11 |
13.11 |
|
|
|
|
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. |
19.11 |
18.11 |
|
|
|
Глава 5.Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости 3 часов(20.11-27.11) |
|
|||||
|
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». |
20.11 |
20.11 |
|
|
|
|
Индия: насильственное разрушение традиционного общества |
26.11 |
25.11 |
|
|
|
|
Африка: континент в эпоху перемен |
27.11 |
27.11 |
|
|
|
Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. 3 час(03.12-10.12) |
|
|||||
|
Международные отношения: дипломатия или войны? |
03.12 |
02.12 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая история» |
04.12 |
04.12 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая история» |
10.12 |
09.12 |
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. История России. (41 час) Эпоха Петра Великого. (17 ч.)(11.12-18.02) |
|
|||||
|
Россия и Европа в конце XVII в |
11.12 |
11.12 |
|
|
|
|
Предпосылки Петровских реформ |
17.12 |
16.12 |
|
|
|
|
Начало правления Петра I |
18.12 |
18.12 |
|
|
|
|
Северная война 1700-1721 гг. |
24.12 |
23.12 |
|
|
|
|
Северная война 1700-1721 гг |
25.12 |
25.12 |
|
|
|
Третья четверть (09.01.20-13.03.20) |
|
|||||
|
Северная война 1700-1721 гг |
14.01 |
13.01 |
|
|
|
|
День Героев Отечества |
15.01 |
15.01 |
|
|
|
|
Реформы Петра I |
21.01 |
20.01 |
|
|
|
|
Реформы Петра I |
22.01 |
22.01 |
|
|
|
|
Экономическая политика Петра I |
28.01 |
27.01 |
|
|
|
|
Российское общество в Петровскую эпоху |
29.01 |
29.01 |
|
|
|
|
Российское общество в Петровскую эпоху |
04.02 |
03.02 |
|
|
|
|
Российское общество в Петровскую эпоху |
05.02 |
05.02 |
|
|
|
|
Изменения в культуре и повседневной жизни. |
11.02 |
10.02 |
|
|
|
|
Изменения в культуре и повседневной жизни. |
12.02 |
12.02 |
|
|
|
|
Изменения в культуре и повседневной жизни. |
18.02 |
17.02 |
|
|
|
|
Значение петровских преобразований в истории страны |
19.02 |
19.02 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу Эпоха Петра Великого |
25.02 |
24.02 |
|
|
|
Эпоха Дворцовых переворотов. (6 ч.) (19.02-11.03)
|
|
|||||
|
Эпоха дворцовых переворотов.
|
26.02 |
26.02 |
|
|
|
|
Эпоха дворцовых переворотов. |
03.03 |
02.03 |
|
|
|
|
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг |
04.03 |
04.03 |
|
|
|
|
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. |
03.03 |
02.03 |
|
|
|
|
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. |
04.03 |
04.03 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме II |
10.03 |
09.03 |
|
|
|
Россия при Екатерине Великой (9 ч.)(11.03-15.04) |
|
|||||
|
Россия в системе международных отношений |
11.03 |
11.03 |
|
|
|
4 четверть (25.03.19-28.05.19) |
|
|||||
|
Внутренняя политика Екатерины II |
24.03 |
23.03 |
|
|
|
|
Экономическое развитие России при Екатерине II |
25.03 |
25.03 |
|
|
|
|
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в |
31.03 |
30.03 |
|
|
|
|
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. |
01.04 |
01.04 |
|
|
|
|
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II |
07.04 |
06.04 |
|
|
|
|
Внешняя политика Екатерины II |
08.04 |
08.04 |
|
|
|
|
Начало освоения Новороссии и Крыма |
14.04 |
13.04 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме III |
15.04 |
15.04 |
|
|
|
Россия при Павле I (2 ч)(21.04-22.04) |
|
|||||
|
Внутренняя политика Павла I |
21.04 |
20.04 |
|
|
|
|
Внешняя политика Павла I |
22.04 |
22.04 |
|
|
|
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч) |
|
|||||
|
Общественная мысль, публицистика, литература |
28.04 |
27.04 |
|
|
|
|
Образование в России в XVIII в. |
29.04 |
29.04 |
|
|
|
|
Российская наука и техника в XVIII в |
05.05 |
04.05 |
|
|
|
|
Русская архитектура XVIII в. |
06.05 |
06.05 |
|
|
|
|
Живопись и скульптура |
12.05 |
11.05 |
|
|
|
|
Музыкальное и театральное искусство |
13.05
|
13.05 |
|
|
|
|
Народы России в XVIII в Перемены в повседневной жизни российских сословий |
19.05 |
18.05 |
|
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V |
20.05 26.05 27.05 |
20.05 25.05 27.05 |
|
|
|
Список литературы
1. - ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год
Состав учебно-методического комплекта:
· Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
· Учебник «Всеобщая история. Новая история. 1800-1900 гг.. 8 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова ; М. «Просвещение», 2014 год.
· Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.
· Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1800-1913 гг. авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2002 г.
· Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
· Атлас по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
· Контурные карты по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
· Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
· Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
· Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.