Рабочая программа
по учебному предмету
«История России. Всеобщая история»
9кл
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- примерная программа основного общего образования по истории;
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год;
- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2019 год;
- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;
- концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории;
- основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Слюсаревской ОШ
- устав образовательного учреждения;
-учебный план школы.
Данная рабочая программа разработана с учётом перехода 9-х классов на ФГОС ООО и переходом на линейную систему преподавания Отечественной истории в общеобразовательных учреждениях, с целью реализации Концепции нового УМК (включающей Историко-культурный стандарт).
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Программа предполагает использование следующих учебников:
«История России. 9класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
«Всеобщая история. История Нового времени.9 класс», А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,» 2019;
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 9 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История».
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:
На изучение учебного предмета «История» в 9 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. История Нового времени.9 класс», (24 часа). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 44 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем.
Данная рабочая программа предполагает изучение учебного предмета «История» на базовом уровне.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;
- умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных
Планируемые результаты изучения курса «История»[1]:
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 9 классах предполагают, что в процессе усвоения программы ученики будут знать/уметь:
- регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- оценивать деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Результаты – требования к уровню подготовки в конце 9-го класса
Ученики получат возможность научиться:
1. Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
• Разделять российскую и всеобщую историю Новейшего времени на этапы и объяснять выбранное деление.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Новейшего времени: социализм и коммунизм, информационное общество, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.
2. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия кризиса капиталистического индустриального общества, социалистических преобразований в нашей стране и их последствия, развитие системы международных отношений в Новейшее время.
• Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей Новейшего времени.
3. Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.
4. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины, изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах Новейшего времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории.
4. Историко-культурный стандарт.
5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2019 год
Состав учебно-методического комплекта:
· Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
· «Всеобщая история. История Нового времени.9 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,2019 Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
9-й класс
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч)
СОДЕРЖАНИЕ
Всеобщая история-24 ч
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Модернизация — обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.
ГЛАВА 1 Начало индустриальной эпохи
Промышленная революция: достижения и проблемы. Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии.
Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений. Человек в изменившемся мире: материальная культура повседневность. Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь.
Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения. Наука: создание научной картины мира. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.
Глава 2. Страны Европы и США в первой половине 19 в
Франция. Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс. От Франции революционной к Франции буржуазной. Император французов.. Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. От реставрации к революции. Июльская монархия. Февральская революция 1848г.от Второй республики к Второй империи.
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Англия — «мастерская мира». Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Политическое развитие Великобритании. Реформы 1820-1840-хгг. Рабочее движение.
От Альп до Сицилии. Объединение Италии Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии.революция 1820-хг. Революция 1848 г. объединение Италии
Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент.. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Образование Северогерманского союза
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 в.роль национальной идеи. Австрийская империя территория и национальный состав. От Австрии к Австро-Венгрии кризис Османской империи.
США в начале XIX в.: экономическое, политическое развитие. Проблемы рабства. Гражданская война 1861-1865 гг.
Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19-начале 20 в.
Индия к началу 19 в. . Британское владычество в Индии. Восстание сипаев 1857—1859. Начало борьбы за независимость. Индийский национальный конгресс (ИНК). Персия в первой половине 19 в. От восстания бабидов до революции 1905-1911гг. Афганистан в 19 в.
Китай в первой половине 19 в. Восстание тайпинов. Раздел Китая.
Япония в первой половине 19 в. «Реставрация» Мэйдзи 1808 г и реформы.
Африка в 19 – начале 20 в. «Открытие» Африки. Покорение Северной Африки. «Схватка за Африку». Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Европейская колонизация Африки.
Латинская Америка к началу 19 в. Война за независимость. После освобождения. Латинская Америка на рубеже 19-20 вв. доктрина Монро.
Глава 4.страны Европы и США во второй половине 19- начале 20 в.
Великобритания до Первой мировой войны. Викторианская эпоха. Больше не «мастерская» мира. Парламентские реформы. рабочий вопрос. Ирландский вопрос. От империи к содружеству наций.
Франция. Вторая империя во Франции 1852-1870гг. Франко-германская война 1870-1871 гг. парижская коммуна 1871г. борьба за ресублику. Социально-экономическое развитие. Политическое развитие . Рабочий вопрос.
Германия на пути к европейскому лидерству. Внутреннее устройство. Германское общество. Экономическое развитие. Политика Бисмарка. «Личное правление» Вильгельма 11. Рост национализма.
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Система дуализма. Экономическое развитие. социальное развитие. политическое развитие. национальная проблема. Балканские страны.
Италия – время реформ и колониальных захватов. Цена объединения. Конституционная монархия. Развитие сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Монополистический капитализм. «Мироне экономическое проникновение». Эмиграция. Движение протеста. Виктор Эмануил 111 – сторонник нового курса. Колониальная политика.. между двумя блоками.
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». Реконструкция Юга. Экономический рывок.. Монополии, рабочее и фермерское движение. Двухпартийная система. Расовая проблема. Идеи экспансии.
Международные отношения в 19 начале 20 вв. венская система. Международные отношения до Крымской войны 1853-1856 гг. крымская война 1853-1856. Кризис Венской системы. Система союзов Бисмарка. Рост колониальной активности. Особенности колониальной политики. Англо-германские противоречия и складывание Антанты. Предвоенные кризисы.
Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в
История России – 44 ч
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия в первой четверти 19 в
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Самостоятельная и проектная работа.
Национальная политика Александра 1
Россия во второй четверти 19 в
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Самостоятельная и проектная работа.
Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Россия в эпоху Великих реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Самостоятельная и проектная работа.
Национальная и религиозная политика Александра II.
Россия в 1880-1890-е гг
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Самостоятельная и проектная работа.
Национальная и религиозная политика Александра III.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Самостоятельная и проектная работа.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Учебно – тематическое планирование
Учебно-тематический план 9 класс Новейшая история (Всеобщая история 24часа, история России 44 часа)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Новая история. |
24 |
2 |
История России. Россия в первой четверти 19 века |
13 |
3 |
История России. Россия во второй четверти 19 века |
8 |
4 |
История России. Россия в эпоху Великих реформ |
8 |
5 |
История России. Россия в конце 19 – начале 20 века |
15 |
6 |
Итого: Всеобщая история – 24 часа, история России – 44 часа |
68 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ |
Раздел Тема урока Тип урока |
Понятия |
Планируемые результаты ученика |
Дата проведения |
|||||||
|
контроль |
Предметные |
УУД |
Личностные Научится: |
План /Факт |
||||||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Новейшая история. 24 ч |
|||||||||||
Раздел 1. Начало индустриальной эпохи 8 ч |
|||||||||||
1 |
Введение. Экономическое развитие в 19-начале 20 в. комбинированный |
Промышленная революция, индустриализация, Картель, синдикат, трест |
Вопросы по теме, § 1,
|
Модернизация — обновление, изменение традиционного общества Основные черты индустриального общества Промышленная революция |
Научится: Р.: совершать промежуточный самоанализ, планировать деятельность П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками |
Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох |
02.09 |
||||
2 |
Меняющееся общество Лекция с элементами самостоятельной деятельности. |
Демографическая революция, урбанизация, социальная мобильность, буржуазия |
§3, вопросы и задания Составление конспекта |
Промышленная революция. Развитие новых основных классов капиталистического общества |
Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; |
Устанавливать причинно – следственные связи. работать с текстом учебника; составлять таблицу. |
03.09 |
||||
3 |
Век демократизации комбинированный |
Демократизация, парламентская республика, вето, ценз |
П 4 |
Закономерности изменения в политической системе |
П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
09.09 |
||||
4 |
«Великие идеологии» комбинированный |
Либерализм, консерватизм, социализм, анархия
|
П 5 |
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. |
П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
10.09 |
||||
5 |
Образование и наука комбинированный |
Секуляризация, социал-дарвинизм
|
|
Наука: создание научной картины мира. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
16.09 |
|||||
6 |
19 век в зеркале художественных исканий комбинированный |
Романтизм, реализм |
П 6 |
Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура |
Устанавливать причинно – следственные связи |
17.09 |
|||||
7 |
Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 в комбинированный |
Телеграф
|
П 7 |
Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие совершенствование средств связи. Рост культуры города |
Устанавливать причинно – следственные связи |
23.09 |
|||||
8 |
ПОУ «Начало индустриальной эпохи»комбинированный |
|
П 1-7 |
|
П. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Устанавливать причинно – следственные связи. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
24.09 |
||||
Раздел II ведущие страны Запада: от процветания к кризису -7 ч |
|||||||||||
9 |
Консульство и Империя Лекция с элементами исследования |
Конституция, консул, континентальная блокада.
|
§ 8, Беседа по вопросам Составление таблицы |
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс |
Научится: П. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
получит мотивацию к познавательной деятельности |
30.09 |
||||
10 |
Франция в первой половине 19 в от Реставрации к Империи Лекция с элементами проблемной беседы. |
Хартия, бонапартисты.
|
§ 9, вопр. 1–7. индивидуальные сообщения,
|
|
Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения логических задач, анализировать историческую карту К.: оперировать знаковыми системами |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
01.10 |
||||
11 |
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Лекция с элементами проблемной беседы.
|
Работный дом, чартизм |
§ 10, вопр. индивидуальные сообщения, таблица, |
Англия — «мастерская мира». Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Политическое развитие Великобритании. Реформы 1820-1840-хгг. Рабочее движение.
|
Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для выработки аргументации по проблемным вопросам К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
07.10 |
||||
12 |
От Альп до Сицилии. комбинированный |
Карбонарий, рисорджименто
|
§ 11–конспект |
Объединение Италии Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии.революция 1820-хг. Революция 1848 г. объединение Италии |
Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
Устанавливать причинно – следственные связи |
08.10 |
||||
13 |
Германия в первой половине 19 в комбинированный |
Бундестаг, юнкер
|
§ 12–конспект, вопросы к параграфу |
Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент.. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Образование Северогерманского союза
|
Научится: Р.: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, пересказывать прочитанный текст. К.: работать в группе |
высказывать собственное мнение по вопросу |
14.10 |
||||
14 |
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 в. комбинированный |
Ландтаг, сейм
|
§ 13–конспект, таблица, вопросы к параграфу |
Австрийская империя территория и национальный состав. От Австрии к Австро-Венгрии кризис Османской империи |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. |
15.10 |
||||
15 |
США до середины 19 в: рабовладение, демократия и экономический, рост. Лекция с элементами проблемной беседы.
|
Фронтир, расизм, конфедерация,
|
§ 14 вопр. документ, таблица. индивидуальные сообщения. тест по разделу |
США в начале XIX в.: экономическое, политическое развитие. Проблемы рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. |
Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
проявлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре другого времени |
21.10 |
||||
Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19-начале 20 в. - 2ч |
|||||||||||
16 |
Страны Азии и Африки в 19-начале 20 в Лекция с элементами проблемной беседы |
Сипаи, тайпины,
|
§ 15-16, вопр., документ |
Индия. Британское владычество в Индии. Восстание сипаев 1857—1859. Начало борьбы за независимость. (ИНК). Персия в первой половине 19 в. Афганистан в 19 в. Китай в первой половине 19 в. Восстание тайпинов. Раздел Китая. Япония в первой половине 19 в. «Реставрация» Мэйдзи 1808 г и реформы. Африка в 19 – начале 20 в. «Открытие» Африки. Независимые государства Европейская колонизация Африки.
|
Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных 17задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор
|
22.10 |
||||
17 |
Латинская Америка: нелегкий груз независимости комбинированный |
Пеоны, гаучо, креолы, каудильо
|
§ 17, вопр |
Война за независимость. После освобождения. Латинская Америка на рубеже 19-20 вв. доктрина Монро. |
Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации
|
28.10 |
||||
Глава 4.страны Европы и США во второй половине 19- начале 20 в. –7 ч |
|||||||||||
18 |
Великобритания до Первой мировой войны. комбинированный |
Парламент, лейбористы, тред-юнионы
|
§ 18, вопросы, |
Викторианская эпоха. Больше не «мастерская» мира. Парламентские реформы. рабочий вопрос. Ирландский вопрос. От империи к содружеству наций.
|
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, составлять сравнительные таблицы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
высказывать свое мнение относительно общемировых процессов консолидации стран |
29.10 |
||||
19 |
Франция: Вторая империя и Третья республика комбинированный |
Плебисцит, коммуна,
|
§ 19 вопросы, индивидуальные сообщения. тест, таблица, с |
Франции 1852-1870гг. Франко-германская война 1870-1871 гг. парижская коммуна 1871г. борьба за ресублику. Социально-экономическое развитие. Политическое развитие . Рабочий вопрос. |
Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: составлять краткий исторический портрет по плану К.: владеть устной и письменной речью |
проявлять ответственное отношение к учению |
11.11 |
||||
20 |
Германия на пути к европейскому лидерству. комбинированный |
Канцлер, бундесрат, кайзер, рейхстаг.
|
§ 20 вопросы, индивидуальные сообщения. тест, таблица, с |
Внутреннее устройство. Германское общество. Экономическое развитие. Политика Бисмарка. «Личное правление» Вильгельма 11. Рост национализма.
|
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. |
12.11 |
||||
21 |
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. комбинированный |
Рейхсрат, |
§ 21 вопросы, план. индивидуальные сообщения, |
Система дуализма. Экономическое развитие. социальное развитие. политическое развитие. национальная проблема. Балканские страны.
|
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
|
18.11 |
||||
22 |
Италия – время реформ и колониальных захватов. комбинированный |
эмиграция
|
§ 22 вопросы, план. индивидуальные сообщения, |
Конституционная монархия. Роль государства в процессе индустриализации. Монополистический капитализм. «Мироне экономическое проникновение». Эмиграция. Движение протеста. Колониальная политика.. между двумя блоками. |
Научится: Р.: устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. |
аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
19.11 |
||||
23 |
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». комбинированный |
Монополия, экспансия
|
§ 23, вопросы, план. индивидуальные сообщения, |
Реконструкция Юга. Экономический рывок.. Монополии, рабочее и фермерское движение. Двухпартийная система. Расовая проблема. Идеи экспансии.
|
Научится: П: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К: излагать своё мнение |
осознавать взаимосвязь между экономическим положением страны и её политическими процессами |
25.11 |
||||
24 |
Международные отношения в 19 начале 20 вв. комбинированный |
Венская система
|
§ 24 вопросы. индивидуальные сообщения |
Венская система. Система союзов Бисмарка. Рост колониальной активности. Особенности колониальной политики. Англо-германские противоречия и складывание Антанты. Предвоенные кризисы.
|
Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части и обобщать, доказывать, делать выводы) , определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
осознавать взаимосвязь между экономическим положением страны и её культурным развитием |
26.11 |
||||
ИСТОРИЯ РОССИИ Глава 1. Россия в первой четверти 19 века (13 часов) |
|||||||||||
|
|||||||||||
25 |
Культура России в XVIII веке комбинированный |
|
Работа с текстом |
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами.
|
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
|
Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
09.12 |
||||
26 |
Россия и мир на рубеже 18 – 19 века комбинированный |
Сословия, купечество,казачество
|
§ 1 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится объяснять суть и главные признаки промышленной революции; анализировать основные тенденции политического, экономического и социального развития России на рубеже веков |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Воспитывать в себе патриотическую гражданскую «Я-позицию». Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох |
10.12 |
||||
27 |
Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. комбинированный |
Негласный комитет, гимназия, комитет министров
|
§ 2 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится давать оценку реформаторским планам Александра 1 в первые годы его правления. |
Научится: Р.: принимать решение в проблемной ситуации П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками |
Давать оценку роли личности в истории |
16.12 |
||||
28 |
Внешняя политика Александра 1 в 1801 – 1812 гг комбинированный |
Континентальная блокада
|
§ 3 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится перечислять основные события внешней политики России в указанный период и анализировать их значение |
Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов , работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
проявлять ответственное отношение к учению |
17.12 |
||||
29 |
Отечественная война 1812 года комбинированный |
редут
|
§ 4 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение Отечественной войны 1812 года |
Научится: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: Работать с исторической картой Европы. К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения |
выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор |
23.12 |
||||
30 |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813 – 1825 гг. комбинированный |
Венский конгресс
|
§ 5 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Работать с картой, определять причины, ход событий, основные битвы, итоги и последствия внешней политики России в указанный период времени. |
Научится: Р.: устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. |
Высказывать свое мнение относительно роли личности человека в истории |
24.12 |
||||
31 |
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815 – 1825 гг. комбинированный |
|
§ 6 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Давать общую оценку внутренней политики Александра 1 |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину, работать с исторической картой К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Понимать важность реформирования всех сфер общества. |
13.01 |
||||
32 |
Национальная политика Александра 1 самостоятельная работа |
|
вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Давать общую оценку национальной политики Александра 1 в многонациональной Российской империи |
Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов , работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
Учиться толерантному отношению к представителям различных национальностей и конфессий |
14.01 |
||||
33 |
Социально – экономическое развитие страны в первой четверти 19 века комбинированный |
Капиталистые крестьяне, месячина,
|
§ 7 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Объяснять проявление капиталистических тенденций в экономике России в первой четверти 19 века |
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
Высказывать собственное мнение по вопросу о причинах социального неравенства в обществе. |
20.01 |
||||
34 |
Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов комбинированный |
Декабристы, автономия, амнистия, идеолог, инстанция
|
§ 8-9 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Объяснять суть понятия «общественные движения» и анализировать работу тайных обществ России в первой четверти 19 века. |
Научится: Р.: самостоятельно определять цели своего обучения П.: Предлагать варианты мотивов поступков известных исторических личностей К.: отображать в речи содержание совершаемых действий |
собственные мировоззренческие позиции
|
21.01 |
||||
35 |
Обобщение и систематизация материала по главе 1 «Россия в первой четверти 19 века» комбинированный |
|
вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения
|
Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации
|
27.01 |
||||
Глав 2. Россия во второй четверти 19 века (8 часов) |
|||||||||||
36 |
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 комбинированный |
Инвентарная реформа |
§ 10 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Понимать основные тенденции во внутренней политике Николая 1 и смена вектора развития страны после правления Александра 1 |
Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); |
Критически мыслить, выделять причинно – следственные связи |
28.01 |
||||
37 |
Социально – экономическое развитие страны во второй четверти 19 века комбинированный |
Промышленный переворот
|
§ 11 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Осознавать проявление кризиса феодально – крепостнической системы в указанный период |
Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Проводить сравнительный анализ |
03.02 |
||||
38 |
Общественное движение при Николае 1 комбинированный |
Социализм, радикализм,
|
§ 12 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Объяснять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 |
Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Систематизации полученной информации, ориентации на результат в процессе учебной деятельности |
04.02 |
||||
39 |
Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817 – 1864 гг. комбинированный |
|
§ 13 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение кавказской войны 1817 – 1864 гг |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Воспитывать в себе гражданскую «Я-позицию». Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох |
10.02 |
||||
40 |
Внешняя политика Николая 1. Крымская война 1853 – 1856 гг. комбинированный |
|
§ 14 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение крымской войны 1853 – 1856 гг |
Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Воспитывать в себе гражданскую «Я-позицию». Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох |
11.02 |
||||
41 |
Культурное пространство империи в первой пол 19 в: наука и образование самостоятельная работа |
Ассигнации, жандармерия |
индивидуальные задания |
Ученик научится Определять события, оказавшие определяющие воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине 19 века |
Научится: Р.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения П.: устанавливать аналогии К.: представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. |
излагать свое суждение по вопросу о значимости образования в жизни каждого человека |
17.02 |
||||
42 |
Культурное пространство империи в первой пол 19 в: художественная культура народов России в первой половине 19 века самостоятельная работа |
Классицизм, протекционизм, разночинцы |
индивидуальные задания |
Ученик научится Определять важнейшие особенности развития художественной культуры России в первой половине 19 века |
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
излагать свое суждение по вопросу о значимости культурного воспитания в жизни каждого человека |
18.02 |
||||
43 |
Обобщение и систематизация материала по разделу 4 «Россия во второй четверти 19 века» комбинированный |
|
|
Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения |
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение. |
Анализировать собственные достижения и находить пробелы в собственных знаниях |
20.02 |
||||
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (8 часов) |
|||||||||||
44 |
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России комбинированный |
Индустриализация |
§ 15 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Объяснять суть процесса индустриализации и особенности промышленного переворота в России и причины ограничения его масштабов. |
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
Проводить сравнительный анализ и устанавливать причинно – следственные связи |
24.02 |
||||
45 |
Александр 11: начало правления. Крестьянская реформа 1861 гг. комбинированный |
Губернские комитеты
|
§ 16 таблица индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать причины, содержание и сущность и значение реформы |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Пониманию важности реформирования в историческом процессе |
25.02 |
||||
46 |
Реформы 1860 – 1870 гг. социальная и правовая модернизация комбинированный |
Судебная палата |
§ 17 таблица индивидуальные задания |
Ученик научится Объяснять суть основных либеральных реформ в период правления Александра 2 и их значения в истории России |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. |
03.03 |
||||
47 |
Социально – экономическое развитие страны в пореформенный период комбинированный |
Буржуазия, промышленный подъём
|
§ 18 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Определять влияние реформ на развитие экономики страны. |
Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: умению самостоятельно планировать |
осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
04.03 |
||||
48 |
Общественное движение при Александре 11 и политика правительства комбинированный |
Консерваторы, либералы, радикалы
|
§ 19-20 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в пореформенный период |
Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью |
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях |
06.03 |
||||
49 |
Национальная и религиозная политика Александра 2 Самостоятельная работа |
|
индивидуальные задания |
Ученик научится Определять основные направления национальной и религиозной политики Александра 2 |
Научится: П. давать определение понятиям; К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; |
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
|
10.03 |
||||
50 |
Внешняя политика Александра 2. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг. комбинированный |
Западничество, народничество |
§ 21 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать восстановление международного престижа России дипломатическим и военным путем |
Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Формировать гражданскую «Я-позицию» и чувство сопричастности Родине |
11.03 |
||||
51 |
Обобщение и систематизация материала по главе 3 «Россия в эпоху Великих реформ» комбинированный |
|
|
Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения |
Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Анализировать собственные достижения и находить пробелы в собственных знаниях |
17.03 |
||||
Глава 4 Россия в 1880-1890-е гг (15 часов) |
|||||||||||
52 |
Александр 111: особенности внутренней политики комбинированный |
Цензура, расчётные книжки |
§ 22 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится анализировать причины, суть и значение основных контрреформ во время правления Александра 3 |
Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Формировать собственное мнение относительно теории «официальной народности». |
18.03 |
||||
53 |
Перемены в экономике и социальном строе комбинированный |
Буржуазия, пролетариат |
§ 23 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Анализировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века |
Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; |
Преобразовывать графически изложенную информацию в текст |
31.03 |
||||
|
Общественное движение в 1880 – 1890 гг. комбинированный |
Марксизм, народничество |
§ 24 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в указанный период |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
01.04 |
||||
54 |
Национальная и религиозная политика Александра 3 комбинированный |
|
индивидуальные задания |
Ученик научится Определять основные направления национально – конфессиональной политики 1880 – 1890 гг |
Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Толерантному отношению к представителям других религиозных конфессий |
07.04 |
||||
55 |
Внешняя политика Александра 3 комбинированный |
|
§ 25 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Ориентироваться в основных направлениях внешней политики в указанный период |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Осознавать роль России на международной политической арене к концу 19 века |
08.04 |
||||
56 |
Культурное пространство империи во второй половине 19 века достижения российской науки и образования комбинированный |
|
вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Ориентироваться в основных достижениях науки и образования, литературы и художественной культуры второй половины 19 века; основным изменениям в повседневной жизни населения |
Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; |
Вырабатывать собственный стиль публичного выступления |
14.04 |
||||
57 |
Повседневная жизнь разных слоев населения в 19 в комбинированный |
Брусчатка, телеграф, конка, акциз |
вопросы. индивидуальные задания |
Анализировать на каком уровне находилась культураРоссии в начале 20 века; перечислять изменения, которые происходили в социальной структуре общества в указанный период |
Научится: Р.: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, работать с большими текстами К.: работать в группе |
|
15.04 |
||||
58 |
Россия и мир на рубеже 19-20 вв: динамика и противоречия развития комбинированный |
Научная революция, модернизация |
§ 26 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Характеризовать политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор |
21.04 |
||||
59 |
Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв комбинированный |
Монополия
|
§ 27 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Характеризовать экономическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Вырабатывать критическое мышление |
22.04 |
||||
60 |
Николай 11, начало правления. политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. комбинированный |
Большевики
|
§ 28 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Характеризовать политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. |
Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Вырабатывать критическое мышление |
28.04 |
||||
61 |
Внешняя политика Николая 11.Русско – японская война 1904 – 1905 гг. комбинированный |
КВЖД,
|
§ 29 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. |
Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией |
выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор |
29.04 |
||||
62 |
Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. комбинированный |
Манифест |
§ 30 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится определять причины, повод, характер, основные события , итоги и значение революции 1905 – 1907 гг. |
Научится: П: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К: излагать своё мнение |
Вырабатывать критическое мышление |
05.05 |
||||
63 |
Социально – экономические реформы П.А. Столыпина комбинированный |
земства
|
§ 31 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится оценивать вклад деятельности Столыпина в социально – экономическое развитие России в начале 20 века |
Научится: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение |
Осознавать роль отдельной личности в истории государства
|
06.05 |
||||
64 |
Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. комбинированный |
Государственная дума |
§ 32 вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится определять основной вектор политического развития в указанный период |
Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами |
Высказывать собственное мнение относительно методов политической борьбы |
12.05 |
||||
65 |
Серебряный век русской классики. комбинированный |
|
вопросы. индивидуальные задания |
Ученик научится Давать оценку развития культуры в начале 20 века. проводить самоанализ, систематизацию знаний, планированию учебных достижений в следующем году. |
Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью |
Анализировать собственные достижения и находить пробелы в собственных знаниях |
13.05 |
||||
66 |
Наш край в в эпоху Великих реформ |
|
|
|
|
|
|
||||
67 |
Наш край вXIXв |
|
|
|
|
|
|
||||
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории. |
Тестирование по типу ОГЭ. |
Основные положения изученного курса истории: даты, личности, события, понятийный аппарат. |
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.