Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Искусство»
предмет «Изобразительное искусство»
1 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Спицына Т.О.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2021 год
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317с. – (Стандарты второго поколения)
- авторской программы «Изобразительное искусство».1-4 кл./В.С. Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др.-М.: Дрофа, 2011.-46с.;
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно – методического комплекта «Начальная школа ХХI века»;
- санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Целостное, гармоничное восприятие мира; интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство; самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; умение доводить работу до конца; способность предвидеть результат своей деятельности; адекватная оценка результатов своей деятельности; способность работать в коллективе; умение работать индивидуально и в малых группах; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Предметные результаты
Сформированность представлений об
искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на
доступном возрасту уровне; умение анализировать и сравнивать произведения
искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки
зрения эмоционального содержания; умение сравнивать описания, произведения
искусства на одну тему; способность обосновывать своё суждение, подбирать слова
для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения
искусства; умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации
(самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении
искусства, герое, картине,
спектакле, книге; умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во
время восприятия произведения искусства; сформированность представлений о
природном пространстве и архитектуре разных народов; сформированность
представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников
своего региона, их истории; активное участие в обсуждении роли искусства в
жизни общества и человека; понимание влияния природного окружения на
художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни
человечества; понимание зависимости народного искусства от природных и климатических
особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением
народа; умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов
в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; умение
создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном,
изобразительном, пластическом, музыкальном; умение развивать предложенную
сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.); сформированность
навыков использования средств компьютерной графики в разных
видах творческой деятельности; умение выражать в беседе своё отношение к
произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального;
хореографии, литературы), понимать специфику вырази-
тельного языка каждого из них; умение выбирать выразительные средства для
реализации творческого замысла; умение сравнивать произведения на одну тему,
относящиеся к разным видам и жанрам искусства; умение распознавать
выразительные средства, использованные автором для созда-
ния художественного образа, выражения идеи произведения; умение использовать
элементы импровизации для решения творческих задач.
К концу обучения ученик научится:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства;
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Ученик получит возможность научиться:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Содержание учебного предмета, курса
Рисование с натуры
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса.
Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Модуль «Русские умельцы»
Знакомство с росписью «Хохлома», «Гжель», «Палех», знакомство с дымковской игрушкой и приёмами её росписи; растительными и геометрическими узорами, составление узора в полосе, построение и роспись матрёшки, изображение русской избы.
Форма промежуточной аттестации по окружающему миру – административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Коли-чество часов |
|
Изобразительное искусств (21 ч) «Русские умельцы» (6 ч) |
|
||
1 |
Вводный урок «Радуга и праздник красок» |
1 |
|
2 |
Декоративное рисование «Красота орнаментов из геометрических фигур» |
1 |
|
3 |
Декоративное рисование «Волшебные превращения геометрических фигур» |
1 |
|
4 |
Рисование с натуры «Золотые краски осени» |
1 |
|
5 |
«Русские умельцы». «Кокошник». Украшение и фантазия. |
1 |
|
6 |
Рисование с натуры «Осенние подарки» (фрукты) |
1 |
|
7 |
Декоративное рисование на свободную тему |
1 |
|
8 |
Рисование с натуры «Украшение для елки» (карандаш) |
1 |
|
9 |
Рисование с натуры «Украшение для елки» (цвет) |
1 |
|
10 |
«Русские умельцы». «Волшебный узор» (ознакомить с росписью «Хохлома», составление узора в полосе) |
1 |
|
11 |
Рисование на тему «Наша новогодняя елка» (прорисовка елки кистью) |
1 |
|
12 |
Декоративное рисование «В мире красоты» |
1 |
|
13 |
Декоративное рисование «Мы рисуем зимние деревья» |
1 |
|
14 |
«Русские умельцы». Красота орнаментов из растительных форм «Палех» |
1 |
|
15 |
Рисование на тему «В гостях у сказки» (карандаш) Иллюстрир. РНС «Колобок» |
1 |
|
16 |
Рисование на тему «В гостях у сказки» (цвет) Иллюстрир. РНС «Колобок» |
1 |
|
17 |
Рисование по памяти и представлению «Красавица зима»» |
1 |
|
18 |
«Русские умельцы». «Летняя сказка зимой» ознакомить с росписью «Гжель» |
1 |
|
19 |
Декоративное рисование «Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал» |
1 |
|
20 |
Рисование на тему «Герои любимых сказок» (цвет) |
1 |
|
21 |
Рисование на тему «Весенний день» |
1 |
|
22 |
«Русские умельцы». «Волшебные листья и ягоды» (построение и роспись матрёшки) |
1 |
|
23 |
Беседа «Встречаем весну – красну» |
1 |
|
24 |
Выполнение коллективной работы. Рисование с натуры цветов |
1 |
|
25 |
Рисование по памяти и представлению «Красота вокруг нас» |
1 |
|
26 |
«Русские умельцы». Праздничные краски узоров (ознакомить с дымковской игрушкой и приемами росписи) |
1 |
|
27 |
Рисование по представлению «Лето на пороге» |
1 |
|
|
Итого: |
27 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.