Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №10_____________А.В.Неретин
Приказ №____________от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
базовый уровень, ФГОС
7 класс
Учитель Матвеенкова Т.В.
Составитель:
Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:
·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);
·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);
·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
·основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №10;
·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 7 класс. Базовый уровень.
·На основе авторской рабочей программы Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 7 класс/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского - 11-е изд. - М.:Просвещение,2021.-175с.
·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;
·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;
·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).
Общие цели учебного предмета
· формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
· формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств.
Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и
архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с
изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов
любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий,
роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во
многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное
продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды,
рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной
среды нашего обитания.
Многообразие современной материально-вещной среды. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах
архитектурного и дизайнерского творчества.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Архитектура и дизайн — конструктивные
искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции —основа дизайна и архитектуры (8 ч).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных
этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй
природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и
красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в
графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приёмы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика,
ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его
художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных
искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!»
Объёмно-пространственная и плоскостная
композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная
и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие,
движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции (все вариации
рассматриваются на пример упражнений с простейшими формами — прямоугольники,
квадраты).
Задание: выполнение практических работ по теме «Основы
композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции,
динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущённость и разреженность
формы).
Материалы: бумага (не более ¼ машинописного
листа), ножницы, клей, фломастер.
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных
элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и
сгущённость.
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
Образно-художественная осмысленность простейших
плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый
образ.
Задание: выполнение практических работ по теме «Прямые
линии — элемент организации плоскостной композиции»
Материалы: бумага, клей, ножницы (или компьютер).
Цвет — элемент композиционного творчества.
Функциональные задачи цвета в конструктивных
искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст.
Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Задание: выполнение практических работ по теме
«Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства».
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задание: выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве».
Материалы: бумага, ножницы, клей; живописные или графические материалы (по выбору).
Буква — строка —текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука.
Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и
содержание текста.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов
плоскостной композиции. Логотип.
Задание: выполнение аналитических и практических работ
по теме «Буква — изобразительный элемент композиции».
Материалы: бумага, ножницы, клей, фломастер (или
компьютер).
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката,
монтажность их соединения, образно-информационная цельность.
Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в
пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задание: выполнение практических работ по теме
«Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза
плаката и открытки».
Материалы: бумага, фотоизображения, ножницы, клей.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов графического дизайна: от визитки
до книги.
Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги,
журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задание: выполнение практических работ по теме
«Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета
журнала» (в технике коллажа или на компьютере).
Материалы: бумага, фотоизображения, фломастер, ножницы,
клей (или компьютер).
В мире вещей и зданий
Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.
Задание: выполнение практических работ по теме: "Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве" (создание объемно - пространственных макетов).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно - макетных композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задание: выполнение практической работы по теме: "Композиционная взаимосвязь объектов в макете" (создание объемно - пространственного макета из 2 - 3 объемов).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Прослеживание структур и зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задание: выполнение практических работ по темам: "Разнообразие объемных форм, их композиционное усложнение", "Соединение объемных форм в единое архитектурное целое", "Модуль как основа эстетической цельности в конструкции".
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете архитектурного объекта.
Задание: выполнение практических работ по теме: "Проектирование объемно - пространственного объекта из важнейших элементов здания" (создание макетов)
Материалы: бумага, фломастер, ножницы, клей.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Задание: выполнение аналитической работы по теме: "Аналитическая зарисовка бытового предмета", а также творческой работы "Создание образно - тематической инсталляции" (портрет человека, протрет времени, портрет времени действия).
Материалы: графический материал, бумага (для зарисовки); предметы, вещи, рама (для инсталляций).
Форма и материал.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задание: выполнение практических работ по теме: "Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи" (проекты "Сочинение вещи", "Из вещи - вещь").
Материалы: моток проволоки, комок ваты, кусок стекла или дерева, мех, цепочки, шарики и т. п.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно - дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задание: выполнение коллективной практической работы по теме: "Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции" (создание комплекса упаковок из 3 - 5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).
Материалы: Цветная и белая бумага, вырезки из фотографий, ткань, фольга и т. д.
Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно - аналитический обзор развития образно - стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задание: выполнение работ по теме "Архитектурные образы прошлых эпох" (аналитические работы: зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля).
Материалы: фломастер, гуашь; фотоизображения, ножницы, бумага, клей.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект "перестройки" в архитектуре.
Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально - строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градо- строительстве.
Задание: выполнение практических работ по теме "Образ современного города и архитектурного стиля будущего" (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая "визитная карточка" одной из столиц мира).
Материалы: материалы для коллажа; графические материалы (по выбору), бумага.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, асимметричная, прямоугольная и др. Схема - планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задание: выполнение практических работ по теме "Композиционная организация городского пространства" (создание макетной или графической схемы ("карты") организации городского пространства; создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов кому - либо главному объекту).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, ножницы, клей.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, "диваны" и пр.) киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задание: выполнение практических работ по теме "Проектирование дизайна объектов городской среды" (создание коллажно - графической композиции и дизайн - проекта оформления витрины магазина).
Материалы: фотографии части города, 2 -3 реальные вещи, ткани, декор (для проектов); графические материалы, бумага (для предварительных эскизов).
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера.
Архитектурный "остов" интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Задание: выполнение практической и аналитической работ по теме "Роль вещи в образно - стилевом решении интерьера" (создание образно - коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно - цветового решения элемента сервиса по аналогии с остальными его предметами).
Материалы: фотоматериалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно - парковой средой. Развитие пространственно - конструктивного мышления. Технология макетирования путем введения в технику бумаго-пластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т.д.) для создания архитектурно - ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Задание: выполнение практической и аналитической работ по теме "Композиция архитектурно - ландшафтного макета" (выполнение аналитического упражнения, создание фото-изобразительного монтажа "Русская усадьба", создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т.д.).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, ветки, камешки, нитки, пластик и т. д.
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объемно - пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно - экологические, историко - социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно - смысловой логики.
Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме "Проектирование архитектурного образа города" ("Исторический город", "Сказочный город", "Город будущего").
Материалы: бумага, картон, нетрадиционные материалы, ножницы, клей.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Образ человека и индивидуальное проектирование (6 ч)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Мечты и представления о своем будущем жилище, реализующиеся в архитектурно - дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно - бытовых и санитарно - технических задач.
Задание: выполнение практической и аналитической работ по теме «Индивидуальное проектирование». Создание плана проекта "Дом моей мечты" (выполнение конспект - "проектного здания" с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага.
Интерьер, который мы создаем.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно - архитектурного замысла и композиционно - стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения.
Задание: выполнение практической работы по теме "Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты" (фантазийный или реальный).
Материалы: фотоматериалы (для коллажа), бумага, ножницы, клей.
Пугало в огороде, или... под шепот фонтанных струй.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини - пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икэбана как пространственная композиция в интерьере.
Задания: выполнение практических работ по темам: "Дизайн - проект территории приусадебного участка", "Создание фито-композиции по типу икэбаны" (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, природные материалы.
Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме "Мода, культура и ты" (подбор костюмов для разных людей с учетом специфики их фигуры, пропорции, возраста; создание 2 - 3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба).
Материалы: графические или живописные материалы, кисть, бумага.
Встречают по одежке.
Психология индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. "Быть или казаться"? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия "стаи" и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задание: выполнение коллективных практических работ по теме "Дизайн современной одежды" (создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма, создание коллекции моделей образно - фантазийного костюма в натуральную величину).
Материалы: живописные материалы, фотоматериалы (для коллажа), бумага, марля, проволока, ленты и т. п.
Автопортрет на каждый день.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди - арт и татуаж как мода.
Задания: выполнение практических работ по теме "Изменение образа средствами внешней выразительности" (подбор вариантов прически и грима для создания различных образов одного и того же лица - рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа).
Материалы: графические материалы (по выбору) или материалы для коллажа, материалы для макияжа.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж - дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж - дизайна с "паблик рилейшенс", технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж - дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: создание коллективной практической работы по теме "Имидж - мейкерский сценарий - проект с использованием различных визуально - дизайнерских элементов", соревновательно - игровая реализация сценария - проекта.
Материалы: по выбору учителя и учащихся.
Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение темы)
Человек - мера вещного мира. Он - или его хозяин, или раб. Создавая "оболочку" - имидж, создаешь и "душу". Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик. Понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Задание: участие в выставке творческих работ, коллективное обсуждение художественных особенностей работ.
Учебно-тематический план
количество в неделю 1 ч (34 недели)
№ |
Темы раздела |
Авторская рабочая программа |
Рабочая программа |
1 |
Художник – дизайн - архитектура.
|
8 |
8 |
2 |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
|
8 |
8 |
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры, как среды жизни человека.
|
12 |
12 |
4 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
|
6 |
6 |
|
Всего
|
34ч |
34ч |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
|
Сроки прохождения |
Скорректированные сроки |
|||
|
Древние корни народного искусства
|
8 |
|
|
1 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
|
1 |
01.09-03.09 |
|
2 |
Прямые линии и организация пространства.
|
1 |
06.09-10.09 |
|
3 |
Цвет — элемент композиционного творчества.
|
1 |
13.09-17.09 |
|
4 |
Свободные формы: линии и пятна.
|
1 |
20.09-24.09 |
|
5 |
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
|
1 |
27.09-01.10 |
|
6 |
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Когда текст и изображение как элементы композиции
|
1 |
11.10-15.10 |
|
7 |
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).
|
1 |
18.10-22.10 |
|
8 |
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).
|
1 |
25.10-29.10 |
|
|
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
|
8 |
|
|
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
|
1 |
01.11-05.11 |
|
10 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
|
1 |
08.11-12.11 |
|
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
|
1 |
22.11-26.11 |
|
12 |
Важнейшие архитектурные элементы здания.
|
1 |
29.11-03.12 |
|
13 |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
|
1 |
06.12-10.12 |
|
14 |
Форма и материал.
|
1 |
13.12-17.12 |
|
15 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
|
1 |
20.12-24.12 |
|
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
|
1 |
27.12-30.12 |
|
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
|
12 |
|
|
17 |
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
|
1 |
10.01-14.01 |
|
18 |
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
|
1 |
17.01-21.01 |
|
19 |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
1 |
24.01-28.01 |
|
20 |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
1 |
31.01-04.02 |
|
21 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
|
1 |
07.02-11.02 |
|
22 |
Вещь в городе. Городской дизайн.
|
1 |
14.02-18.02 |
|
23 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
|
1 |
28.02-04.03 |
|
24 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
|
1 |
07.03-11.03 |
|
25 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
|
1 |
14.03-18.03 |
|
26 |
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществления.
|
1 |
21.03-25.03 |
|
27 |
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
|
1 |
28.03-01.04 |
|
28 |
Интерьер, который мы создаем.
|
1 |
11.04-15.04 |
|
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
|
6 |
|
|
29 |
Пугало в огороде, или…Под шепот фонтанных струй
|
1 |
18.04-22.04 |
|
30 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
|
1 |
25.04-29.04 |
|
31 |
Встречают по одежке.
|
1 |
03.05-06.05 |
|
32 |
Автопортрет на каждый день.
|
1 |
10.05-13.05 |
|
33 |
Моделируя себя – моделируешь мир.
|
1 |
16.05-20.05 |
|
34 |
Резерв.
|
1 |
23.05-27.05 |
|
Рассмотрено на заседании «СОГЛАСОВАНО»
МО Зам. директора по УВР
Протокол №1 от 26 .08.2021г. ___________Н. В. Каминская
_________Руководитель ШМ 27.08.2021г.
Т. В. Матвеенкова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.