Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей естественно- математического цикла Протокол №1 от 29.08. 2018 г.
|
Принята педагогическим советом
Протокол № 1
от 30.08. 2018 г.
|
«Утверждаю»
Директор МКОУ Стадницкой ООШ _________А.Т. Калинин Приказ № 33 от 31.08. 2018 г.
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
ФГОС НОО
Составитель: учитель 1КК
Грачева Валентина Николаевна
с.Стадница
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;3. Программы курса «Изобразительное искусство» ФГОС. 1-4 класс авторы-составители Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2012. 3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
4. Программы курса Изобразительное искусство ФГОС. 1-4 класс Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. М.:Просвещение, 2015
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.01.2017 г. № 15 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
7.Учебного плана МКОУ Стадницкой ООШ, реализующей основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на 2018-2019 учебный год.
8. Положения о рабочей программе Приказ №22 от 30.08.17
Место учебного предмета в школьном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 часа в год (при 1 ч в неделю). В МКОУ Стадницкой ООШ в 1 классе (согласно Методическим рекомендациям департамента образования науки и молодёжной политики от 24.08.2012г. №01.03/06321) используется «ступенчатый» режим обучения. В I четверти, в сентябре-октябре по 3 урока в день, таким образом на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 0,5часов в неделю, 29 часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1класс
Личностные результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
К концу изучения курса «Изобразительное искусство»(1 класс)
Первоклассник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2 класс
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
3 класс
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
4 класс
Личностные результаты
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Содержание программы 1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч)
Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения (7 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
v Изображения всюду вокруг нас.
v Мастер Изображения учит видеть.
v Изображать можно пятном.
v Изображать можно в объеме.
v Изображать можно линией.
v Разноцветные краски.
v Изображать можно и то, что невидимо.
v Художники и зрители (обобщение темы).
Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения. (6 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
v Мир полон украшений.
v Цветы.
v Красоту надо уметь замечать.
v Узоры на крыльях. Ритм пятен.
v Красивые рыбы. Монотипия.
v Украшения птиц. Объёмная аппликация.
v Узоры, которые создали люди.
v Как украшает себя человек.
v Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки. (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
v Постройки в нашей жизни.
v Дома бывают разными.
v Домики, которые построила природа.
v Дом снаружи и внутри.
v Строим город.
v Все имеет свое строение.
v Строим вещи.
v Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
v Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
v Праздник весны.
v Сказочная страна.
v Времена года (экскурсия)
v Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч.)
Чем и как работают художники (9 ч.)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия(7 ч.)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (9 ч.)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9 ч.)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
Искусство в твоем доме. (8 ч)
Воплощение замысла в искусстве.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города. (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).
Художник и зрелище. (11 ч)
Художник в цирке.
Образ театрального героя.
Театральные маски. Театр кукол.
Театр кукол.
Театр кукол
Художник в театре.
Художник в театре.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Праздник в городе.
Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы
Художник и музей. (8 ч)
Музеи в жизни города
Картина-натюрморт
Картина-пейзаж
Картина-портрет
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
Художественная выставка.
4 класс
Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли.
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой.
Деревня – деревянный мир.
Образ русского человека (женский образ).
Образ русского человека (мужской образ).
Воспевание труда в искусстве.
Народные праздники.
Древние города нашей земли (7ч)
Древнерусский город - крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины – защитники.
Города Русской земли
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ – художник (11ч)
Образ японских построек.
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
Отношение к красоте природы в японской культуре.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.
Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.
Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции
Европейские города Средневековья (архитектура).
Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.
Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы (8ч)
Материнство.
Мудрость старости.
Мудрость старости.
Сопереживание великая тема искусства.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира. (Обобщение темы)
Каждый народ – художник.
Учебно – тематический план 1 класс.
№ п/п |
Содержание. |
Кол – вочасов |
1. |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. |
7 |
2. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. |
6 |
3. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. |
8 |
4. |
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу. |
8 |
Итого : |
29 |
Учебно – тематический план 2 класс.
№ п/п |
Содержание раздела |
Количество часов |
1. |
Чем и как работают художники. |
9 |
2. |
Реальность и фантазия. |
7 |
3. |
О чём говорит искусство. |
9 |
4. |
Как говорит искусство. |
9 |
Итого: |
34 |
Учебно-тематический план 3 класс.
№ п/п |
Наименование разделов. |
Количество часов. |
1. |
Вводный урок. |
1 |
2. |
Искусство в твоём доме. |
7 |
3. |
Искусство на улицах твоего города (села). |
7 |
4. |
Художник и зрелище. |
11 |
5. |
Художник и музей. |
8 |
Итого: |
34 |
Учебно –тематический план 4 класс.
№ п/п |
Наименование разделов. |
Количество часов |
1. |
Истоки родного искусства. |
8 |
2. |
Древние города нашей земли. |
7 |
3. |
Каждый народ – художник. |
11 |
4. |
Искусство объединяет народы. |
8 |
Итого: |
34 |
|
Итого 1-4 класс |
131 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 классс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
|
Чем и как работают художники. (9ч.)
|
|
|
|
|
1 |
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти |
1 |
|
|
|
2 |
Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий |
1 |
|
|
|
3 |
Пастель, цветные мелки, акварель.Изображение осеннего букета. |
1 |
|
|
|
4 |
Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка |
1 |
|
|
|
5 |
Выразительные возможности графических материалов. Что может линия? Изображение леса из природных материалов. |
1 |
|
|
|
6 |
Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина. |
1 |
|
|
|
7 |
Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. |
1 |
|
|
|
8 |
Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. |
1 |
|
|
|
9 |
Любой материал может стать выразительным (обобщение) |
1 |
|
|
|
|
Реальность и фантазия. (7ч.)
|
|
|
|
|
10 |
Изображение и реальность. Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради. |
1 |
|
|
|
11 |
Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. |
1 |
|
|
|
12 |
Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника |
1 |
|
|
|
13 |
Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок
|
1 |
|
|
|
14 |
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира |
1 |
|
|
|
15 |
Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города |
1 |
|
|
|
16 |
Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Елочная игрушка.
|
1 |
|
|
|
|
О чём говорит искусство. (9ч.)
|
|
|
|
|
17 |
Выражение характера животных. Изображение животных с характером |
1 |
|
|
|
18 |
Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа
|
1 |
|
|
|
19 |
Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа |
1 |
|
|
|
20 |
Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей |
1 |
|
|
|
21 |
Изображение природы в разных состояниях (контрастных) Изображение погоды после дождя. |
1 |
|
|
|
22 |
Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия |
1 |
|
|
|
23 |
Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация) |
1 |
|
|
|
24- 25 |
Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке .Образ здания. |
2 |
|
|
|
|
Как говорит искусство. (9ч.)
|
|
|
|
|
26 |
Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы. |
1 |
|
|
|
27 |
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет. |
1 |
|
|
|
28 |
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. |
1
|
|
|
|
29 |
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. |
1 |
|
|
|
30 |
Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. |
1 |
|
|
|
31 |
Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. |
1 |
|
|
|
32 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц» |
1 |
|
|
|
33 |
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. |
1 |
|
|
|
34 |
Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 классс
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
Искусство в твоём доме (8 ч.) |
|
|||
1 |
Пейзаж родной земли. |
1 |
04.09 |
|
|
2 |
Красота природы в произведениях русской живописи. |
1 |
11.09 |
|
|
3 |
Русская красавица. |
1 |
18.09 |
|
|
4 |
Деревня – деревянный мир. |
1 |
25.09 |
|
|
5 |
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. |
1 |
02.10 |
|
|
6 |
Образ русского человека в произведениях художников. |
1 |
09.10 |
|
|
7 |
Календарные праздники. |
1 |
16.10 |
|
|
8 |
Народные праздники. |
1 |
23.10 |
|
|
|
Древние города нашей земли (7ч.) |
|
|||
9 |
Родной угол. |
1 |
30.10 |
|
|
10 |
Древние соборы. |
1 |
13.11 |
|
|
11 |
Города Русской земли. |
1 |
20.11 |
|
|
12 |
Древнерусские воины - защитники. |
1 |
27.11 |
|
|
13 |
«Золотое кольцо России». |
1 |
04.12 |
|
|
14 |
Узорочье теремов. |
1 |
11.12 |
|
|
15 |
Праздничный пир в теремных палатах. |
1 |
18.12 |
|
|
|
Каждый народ – художник (11ч.) |
|
|||
16 |
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. |
1 |
25.12 |
|
|
17 |
Искусство оригами. |
1 |
15.01 |
|
|
18 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
1 |
22.01 |
|
|
19 |
Народы гор и степей. |
1 |
29.01 |
|
|
20 |
Юрта как произведение архитектуры. |
1 |
05.02 |
|
|
21 |
Города в пустыне. |
1 |
12.02 |
|
|
22 |
Древняя Эллада. |
1 |
19.02 |
|
|
23 |
Олимпийские игры. |
1 |
26.02 |
|
|
24 |
Средневековый город. |
1 |
05.03 |
|
|
25 |
Образ готического храма в средневековом городе. |
1 |
12.03 |
|
|
26 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ-художник». |
1 |
19.03 |
|
|
|
Искусство объединяет народы (8ч.) |
|
|||
27 |
Тема материнства в искусстве. |
1 |
02.04 |
|
|
28 |
Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. |
1 |
09.04 |
|
|
29 |
Мудрость старости. |
1 |
16.04 |
|
|
30 |
Сопереживание Дорогою добра. |
1 |
23.04 |
|
|
31 |
Герои-защитники. |
1 |
30.05 |
|
|
32 |
Героическая тема в искусстве разных народов. |
1 |
07.05 |
|
|
33 |
Юность и надежда. |
1 |
14.05 |
|
|
34 |
Искусство народов мира (обобщение темы). |
1 |
21.05 |
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения изобразительного искусства выпускник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах;
- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
- конструировать из бумаги макеты детских книжек;
- складывать бумагу в несколько слоёв, соединять простые объёмные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции;
- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Выпускник получит возможность научиться :
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.