Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 29.08. 2018 г.
|
Принята педагогическим советом
Протокол № 1
от 30.08. 2018 г.
|
«Утверждаю»
Директор МКОУ Стадницкой ООШ _________А.Т. Калинин Приказ № 33 от 31.08. 2018 г.
|
Рабочая программа
по русскому языку
ФГОС НОО
Составитель:учитель 1КК
Грачева Валентина Николаевна
с.Стадница
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
4. Программы курса Русский язык ФГОС. 1-4 класс В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийМ.:Просвещение, 2015
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.01.2017 г. № 15 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
7.Учебного плана МКОУ Стадницкой ООШ, реализующей основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на 2018-2019 учебный год для 2,4 класса.
8. Положения о рабочей программе Приказ №22 от 30.08.17
Место учебного предмета в школьном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540ч. В 1 классе – 132ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели); из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч(4 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметныерезультаты
Предметные результаты
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД::
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
б)
безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными
правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 2 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
б)
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными
правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 3 класс
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
б)
подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 4 класс
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
б)
подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля
при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
б)
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета, курса «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Содержание программы
1 класс
Добукварный период (14 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период (60 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Послебукварный период (18 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения. Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией.
Наша речь (1 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (2 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (3 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (4 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (29 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.Повторение (1 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса. К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся: - называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;- различать гласные и согласные звуки и буквы;- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, буквы, соединения, слова;- выделять предложения из потока речи; - правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возможность научиться : - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; - при письме букв выбирать их соединения с учётом начертания следующей буквы; - выделять последовательность звуков слова характеризовать каждый звук; строить модель слогового и звукового состава слова; - оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом. К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся: - под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания; - различать слово и предложение; - правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке; - правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [ й ]; - обнаруживать в словах изученные орфограммы; - правильно оформлять границы предложений; обозначать начало большой буквой, а конец – точкой; - обозначать пробелами границы слов; - писать большую букву в собственных именах; - соблюдать основное правило переноса слов; - правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; - писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова; - не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.; - списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( в виде предложения или небольшого текста); - обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и в собственных записях; - правильно писать слова с удвоенными согласными; - под руководством учителя осуществлять проверку написанного; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картине и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев; - выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствие между их произношением и правописанием; - писать безударные гласные , проверяемые ударением в двусложных словах.
2 КЛАСС
Наша речь (4 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (5 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (20 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (34ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и орфоэпические нормы произношения слов с этими сочетаниями. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и их правописание. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными.
Части речи (49 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (17 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса. В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся: - понимать, что предложение – это основная единица речи; - понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; - различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные); - оформлять предложения в устной и письменной речи; - различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание); - различать главные члены предложения; - понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; - различать словосочетание и предложение; - понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола; - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; - понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные форма слова»; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; - различать деление слов на слоги и для переноса; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать звуки [и] и [й’] и буквы их обозначающие; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости, обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака в слове; - верно употреблять прописную букву. В результате изучения русского языка во 2 классе дети получат возможность научиться: - использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для : - выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря; - составления предложений на заданную тему; - употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации; - оформления предложений и текстов в устной и письменной речи - самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо друг другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям); - орфографической грамотности речи учащихся; - проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов; - деления слов на слоги и для переноса слов; - правильного написания слов с буквой Й; - обозначения мягкости согласных на письме; - написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком; - употребления прописной буквы в именах собственных; - работы со словарём (использование алфавита); - каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажения букв; - письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
3 КЛАСС
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (17 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (19)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (51 ч)
Имя существительное (20 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (14 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (4 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (13 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (11 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся: - понимать, что предложение – основа единица речи; - понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; - различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные); - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); - различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение); - называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; - различать словосочетание и предложение; - называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; - называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс); - понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове. Третьеклассники получат возможность научиться: - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; - проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; - производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); - изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные, изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам; - интонационно правильно произносить предложения;определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - вычленять в предложении основу и словосочетания; - производить элементарный синтаксический разбор предложения; - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; - определять тип текста; - писать изложение и сочинение (65-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
4 КЛАСС
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (9ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (41 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (31 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (9 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (32 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (18 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса. В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся : - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - разбирать простое предложение с однородными членами; - ставить запятую между однородными членами в изученных случаях; - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); - писать обучающее изложение доступного текста; - списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы; - производить разбор слова по составу; - подбирать однокоренные слова; - распознавать части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, союз, предлог); - определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных; - производить морфологический разбор доступных слов; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове; - устанавливать связь слов в предложении по вопросам; - производить элементарный синтаксический разбор предложения; - различать признаки текста и типы текстов. Четвероклассники получат возможность научиться: - орфографически грамотно каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы; - проверять написанное, находить изученные орфограммы; - производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных;род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); - изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам; - производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, число, падеж имён прилагательных;начальная (неопределённая) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени); род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, число, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений; - интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - вычленять в предложении основу и словосочетания; - производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами; - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; - определять тип текста; - писать изложение и сочинение (85-90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Русский язык»
Блок «Русский язык. Обучение письму»1 класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
1 |
Добукварный (подготовительный) период |
15 |
2 |
Букварный (основной) период |
46 |
3 |
Послебукварный (заключительный) период |
21 |
|
Всего |
82 |
Блок «Русский язык»
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Наша речь |
2 |
2 |
Текст, предложение, диалог |
3 |
3 |
Слова, слова, слова ... |
4 |
4 |
Слово и слог. Ударение |
6 |
5 |
Звуки и буквы |
33 |
6 |
Итоговое повторение |
2 |
|
Всего |
50 |
2 класс
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Наша речь |
4 |
2 |
Текст |
5 |
3 |
Предложение |
12 |
4 |
Слова, слова, слова… |
20 |
5 |
Звуки и буквы |
34 |
6 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками |
29 |
7 |
Части речи |
49 |
8 |
Повторение |
17 |
|
Всего |
136 часов |
3 класс
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Язык и речь.
|
2
|
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание |
11 |
3 |
Слово в языке и речи |
12 |
4 |
Состав слова |
11 |
5 |
Правописание частей слова |
22 |
6 |
Части речи |
70 |
7
|
Повторение
|
8 |
|
Всего |
136 часов |
4 класс
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Повторение |
11 |
2 |
Предложение |
9 |
3 |
Слово в языке и речи |
21 |
4 |
Имя существительное |
43 |
5 |
Имя прилагательное |
30 |
6 |
Личные местоимения |
7 |
7 |
Глагол |
34 |
8 |
Повторение |
15 |
|
Всего |
136 часов |
|
Итого |
540часов |
Календарно-тематическое планирование курса по русскому языку 2 класс(136 часов)
№п/п |
Название разделов |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Наша речь (3ч) |
|
|
|
||
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
1 ч |
03.09 |
|
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
1ч |
04.09 |
|
|
3 |
Как отличить диалог от монолога? |
1ч |
05.09 |
|
|
Текст (4 ч) |
|
|
|
||
4 |
Что такое текст? |
1 ч |
06.09 |
|
|
5 |
Что такое тема и главная мысль текста? |
1ч |
10.09 |
|
|
6 |
Части текста. |
1ч |
11.09 |
|
|
7 |
Закрепление изученного. |
1ч |
12.09 |
|
|
Предложение (12 ч) |
|
|
|
||
8 |
Что такое предложение? |
1 ч |
13.09 |
|
|
9 |
Как из слов составить предложение? |
1ч |
17.09 |
|
|
10 |
Контрольное списывание. |
1ч |
18.09 |
|
|
11 |
Что такое главные члены предложения? |
1ч |
19.09 |
|
|
12 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
1ч |
20.09 |
|
|
13 |
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. |
1 ч |
24.09 |
|
|
14 |
Что такое распространённые и нераспространённые предложения? |
1ч |
25.09 |
|
|
15 |
Как установить связь слов в предложении? Словарный диктант |
1ч |
26.09 |
|
|
16 |
Контрольный диктант. |
1 ч |
27.09 |
|
|
17 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1ч |
01.10 |
|
|
Слова, слова, слова….(20 ч) |
|
|
|
||
18 |
Что такое лексическое значение слова? |
1 ч |
02.10 |
|
|
19 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
1 ч |
03.10 |
|
|
20 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
1 ч |
04.10 |
|
|
21 |
Что такое синонимы? |
1 ч |
08.10 |
|
|
22 |
Что такое антонимы? |
1ч |
09.10 |
|
|
23 |
Закрепление изученного. |
1ч |
10.10 |
|
|
24-25 |
Что такое родственные слова? |
2 ч |
11.10.15.10 |
|
|
26-27 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
2 ч |
16.10.17.10 |
|
|
28 |
Какие бывают слоги? Словарный диктант |
1 ч |
18.10 |
|
|
29-30 |
Как определить ударный слог? |
2 ч |
22.10.23.10 |
|
|
31-32 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
2 ч |
24.10.25.10 |
|
|
33 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
1ч |
29.10 |
|
|
34 |
Проверочная работа. |
1 ч |
30.10 |
|
|
Звуки и буквы (34 ч) |
|
|
|
||
35 |
Как различить звуки и буквы? |
1 ч |
31.10 |
|
|
36-37 |
Как мы используем алфавит? |
2 ч |
08.11.12.11. |
|
|
38 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
1ч |
13.11. |
|
|
39 |
Как определить гласные звуки? |
1 ч |
14.11. |
|
|
40 |
Контрольный диктант |
1ч |
15.11. |
|
|
41 |
Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
1 ч |
19.11 |
|
|
42-44 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
3 ч |
20.11.21.11.22.11 |
|
|
45-47 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
3 ч |
26.11.27.11.28.11. |
|
|
48 |
Развитие речи. Обучающее сочинение.
|
1ч |
29.11 |
|
|
49 |
Контрольное списывание. Проверочная работа.
|
1 ч |
03.12 |
|
|
50 |
Работа над ошибками.
|
1ч |
04.12 |
|
|
51 |
Как определить согласные звуки?
|
1 ч |
05.12 |
|
|
52 |
Согласный звук [ Й ] и буква И краткое.
|
1 ч |
06.12 |
|
|
53 |
Слова с удвоенными согласными.
|
1ч |
10.12 |
|
|
54 |
Развитие речи.
|
1 ч |
11.12 |
|
|
55 |
Наши проекты. И в шутку и всерьёз.
|
1ч |
12.12 |
|
|
56-57 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
2 ч |
13.12.17.12 |
|
|
58 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
|
1 ч |
18.12 |
|
|
59-60 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
2ч |
19.12.20.12 |
|
|
61 |
Контрольный диктант.
|
1ч |
24.12 |
|
|
62 |
Проверочная работа.
|
1 ч |
25.12 |
|
|
63 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1ч |
26.12 |
|
|
64 |
Наши проекты. Пишем письмо.
|
1 ч |
27.12 |
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) |
|
|
|
||
65 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
|
1ч |
14.01 |
|
|
66 |
Развитие речи. Обучающее изложение.
|
1 ч |
15.01 |
|
|
67 |
Наши проекты. Рифма.
|
1ч |
16.01 |
|
|
68-70 |
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. |
3 ч |
17.01.21.01.22.01 |
|
|
71 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
|
1ч |
23.01 |
|
|
72 |
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
1 ч |
24.01 |
|
|
73 |
Проверка парных согласных в корне слова.
|
1ч |
28.01 |
|
|
74 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
1 ч |
29.01 |
|
|
75 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. |
1 ч |
30.01 |
|
|
76-78 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
3 ч |
31.01.04.02.05.02 |
|
|
79 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
1ч |
06.02 |
|
|
80 |
Проверка знаний.
|
1 ч |
07.02 |
|
|
81 |
Диктант.
|
1ч |
11.02 |
|
|
82 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
|
1 ч |
12.02 |
|
|
83-84 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
2 ч |
13.02.14.02. |
|
|
85 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
1 ч |
18.02 |
|
|
86 |
Обучающее сочинение "Зимние забавы".
|
1ч |
19.02 |
|
|
87 |
Проверка знаний.
|
1 ч |
20.02 |
|
|
Части речи (49 ч) |
|
|
|
||
88 |
Что такое части речи?
|
1 ч |
21.02 |
|
|
89 |
Что такое имя существительное?
|
1 ч |
25.02 |
|
|
90 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
1ч |
26.02 |
|
|
91 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
1 ч |
27.02 |
|
|
92 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. |
1 ч |
28.02 |
|
|
93 |
Заглавная буква в написании кличек животных, в географических названиях. |
1ч |
04.03 |
|
|
94 |
Контрольное изложение.
|
1ч |
05.03 |
|
|
95 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
1 ч |
06.03 |
|
|
96-97 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
2 ч |
07.03.11.03 |
|
|
98 |
Проверка знаний.
|
1 ч |
12.03 |
|
|
99 |
Диктант.
|
1ч |
13.03 |
|
|
100 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
1 ч |
14.03 |
|
|
101-102 |
Что такое глагол? |
2 ч |
18.03.19.03. |
|
|
103-104 |
Единственное и множественное число глаголов. |
2 ч |
20.03.21.03. |
|
|
105 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
1 ч |
01.04 |
|
|
106 |
Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол". |
1ч |
02.04
|
|
|
107 |
Что такое текст-повествование? Проверка знаний.
|
1 ч |
03.04 |
|
|
108 |
Что такое имя прилагательное? |
1 ч |
04.04 |
|
|
109 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
1 ч |
08.04 |
|
|
110 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
1 ч |
09.04 |
|
|
111 |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
1ч |
10.04 |
|
|
112 |
Что такое текст-описание?
|
1 ч |
11.04 |
|
|
113 |
Восстановление предложений.
|
1 ч |
15.04 |
|
|
114 |
Проверка знаний.
|
1ч |
16.04 |
|
|
115 |
Диктант
|
1 ч |
17.04 |
|
|
116 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
|
1ч |
18.04 |
|
|
117-118 |
Что такое местоимение? |
2 ч |
22.04.23.04. |
|
|
119 |
Что такое текст-рассуждение?
|
1 ч |
24.04. |
|
|
120 |
Общее понятие о предлоге.
|
1ч. |
25.04. |
|
|
121-122 |
Раздельное написание предлогов со словами. |
2ч. |
29.04.30.04 |
|
|
123 |
Проверка знаний.
|
1ч |
02.05. |
|
|
124 |
Контрольный диктант.
|
1 ч |
06.05 |
|
|
125 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
|
1 ч |
07.05 |
|
|
Повторение (11 ч) |
|
|
|
||
126 |
Повторение по теме "Текст"
|
1ч |
08.05 |
|
|
127 |
Контрольное списывание.
|
1 ч |
09.05 |
|
|
128 |
Повторение по теме " Предложение"
|
1 ч |
13.05 |
|
|
129 |
Повторение по теме " Слово и его значение"
|
1ч |
14.05 |
|
|
130 |
Повторение по теме " Части речи"
|
1 ч |
15.05 |
|
|
131-132 |
Повторение по теме " Звуки и буквы" |
2 ч |
16.05.20.05 |
|
|
133 |
Повторение по теме " Правила правописания"
|
1 ч |
21.05 |
|
|
134-135 |
Повторение и закрепление изученного материала |
2 ч |
22.05.23.05 |
|
|
136 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс
|
1 ч |
24.05. |
|
|
Календарно-тематическое планирование курса по русскому языку 4 класс(136 часов)
№ п/п |
Название разделов |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Повторение (10 ч) |
|
|
|
||
1 |
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык |
1ч |
03.09 |
|
|
2 |
Язык и речь. Формула вежливости |
1ч |
04.09 |
|
|
3 |
Текст и его план |
1ч |
05.09 |
|
|
4 |
Обучающее изложение |
1ч |
06.09 |
|
|
5 |
Анализ изложения. Типы текстов |
1ч |
10.09 |
|
|
6 |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации |
1ч |
11.09 |
|
|
7 |
Контрольный диктант по теме «Повторение» |
1ч |
12.09 |
|
|
8 |
Работа над ошибками. Диалог. Обращение |
1ч |
13.09 |
|
|
9 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения |
1ч |
17.09 |
|
|
10 |
Словосочетание |
1ч |
18.09 |
|
|
Предложение (6 ч) |
|
|
|
||
11 |
Однородные члены предложения |
1ч |
19.09 |
|
|
12 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1ч |
20.09 |
|
|
13 |
Сочинение по картинке И. Левитана « Золотая осень» |
1ч |
24.09 |
|
|
14 |
Наши проекты |
1ч |
25.09 |
|
|
15 |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного |
1ч |
26.09 |
|
|
16 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1ч |
27.09 |
|
|
Слово в языке и речи (19ч) |
|
|
|
||
17 |
Работа над ошибками.Слово и его лексическое значение |
1ч |
|
|
|
18 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
1ч |
|
|
|
19 |
Синонимы, антонимы, омонимы |
1ч |
|
|
|
20 |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
1ч |
|
|
|
21-22 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
2ч |
|
|
|
23 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов |
1ч |
|
|
|
24 |
Правописание приставок и суффиксов |
1ч |
|
|
|
25 |
Разделительные Ь и Ъ знаки |
1ч |
|
|
|
26 |
Обучающее изложение |
1ч |
|
|
|
27 |
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи |
1ч |
|
|
|
28 |
Склонение имён существительных и имён прилагательных |
1ч |
|
|
|
29 |
Имя числительное . Глагол |
1ч |
|
|
|
30 |
Наречие как часть речи |
1ч |
|
|
|
31 |
Правописание наречий |
1ч |
|
|
|
32 |
Сочинение-отзыв по картине В. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» |
1ч |
|
|
|
33 |
Контрольный диктант по теме «Части речи» |
1ч |
|
|
|
Имя существительное (41 ч) |
|
|
|
||
34 |
Распознавание падежей имён существительных |
1ч |
|
|
|
35 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных |
1ч |
|
|
|
36 |
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах |
1ч |
|
|
|
37 |
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные |
1ч |
|
|
|
38 |
Три склонения имён существительных. 1 склонениеимён существительных |
1ч |
|
|
|
39 |
Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег» |
1ч |
|
|
|
40 |
2-ое склонение имён существительных |
1ч |
|
|
|
41 |
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения |
1ч |
|
|
|
42 |
3-е склонение имён существительных |
1ч |
|
|
|
43 |
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения |
1ч |
|
|
|
44 |
Обучающее изложение |
1ч |
|
|
|
45 |
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных |
1ч |
|
|
|
46 |
Именительный и винительный падежи |
1ч |
|
|
|
47 |
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже |
1ч |
|
|
|
48 |
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже |
1ч |
|
|
|
49 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах |
1ч |
|
|
|
50 |
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже |
1ч |
|
|
|
51 |
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже |
1ч |
|
|
|
52 |
Правописание окончаний имён существительных во всех падежах |
1ч |
|
|
|
53 |
Сочинение по картине В. Тропинина «Кружевница» |
1ч |
|
|
|
54 |
Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» |
1ч |
|
|
|
55 |
Работа над ошибками. Повторение |
1ч |
|
|
|
56 |
Склонение имён существительных во множественном числе |
1ч |
|
|
|
57 |
Именительный падеж имён существительных множественного числа |
1ч |
|
|
|
58 |
Родительный падеж имён существительных множественного числа |
1ч |
|
|
|
59 |
Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных множественного числа |
1ч |
|
|
|
60 |
Обучающее изложение |
1ч |
|
|
|
61 |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных. |
1ч |
|
|
|
62 |
Контрольный диктант за первое полугодие |
1ч |
|
|
|
63 |
Работа над ошибками. Проверочная работа |
1ч |
|
|
|
64 |
Наши проекты |
1ч |
|
|
|
Имя прилагательное (31 ч) |
|
|
|
||
65 |
Имя прилагательное как часть речи |
1ч |
|
|
|
66 |
Род и число имён прилагательных |
1ч |
|
|
|
67 |
Описание игрушки |
1ч |
|
|
|
68 |
Склонение имён прилагательных |
1ч |
|
|
|
69 |
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. Серова «Мика Морозов»» |
1ч |
|
|
|
70 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
1ч |
|
|
|
71 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах |
1ч |
|
|
|
72 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
1ч |
|
|
|
73 |
Именительный, винительный и родительный падежи |
1ч |
|
|
|
74 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
1ч |
|
|
|
75 |
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты |
1ч |
|
|
|
76 |
Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода |
1ч |
|
|
|
77 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода |
1ч |
|
|
|
78 |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода |
1ч |
|
|
|
79 |
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода |
1ч |
|
|
|
80 |
Изложение описательного текста |
1ч |
|
|
|
81 |
Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе |
1ч |
|
|
|
82 |
Сочинение-отзыв по картине Н. Рериха «Заморские гости» |
1ч |
|
|
|
83 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа |
1ч |
|
|
|
84 |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа |
1ч |
|
|
|
85 |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа |
1ч |
|
|
|
86 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
|
|
|
87 |
Сочинение-отзыв по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» |
1ч |
|
|
|
88 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
|
|
|
89 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение |
1ч |
|
|
|
Местоимение (7 ч) |
|
|
|
||
90 |
Местоимение как часть речи. Личные местоимения |
1ч |
|
|
|
91 |
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам |
1ч |
|
|
|
92 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам |
1ч |
|
|
|
93 |
Изменение личных местоимений по падежам |
1ч |
|
|
|
94 |
Изложение повествовательного текста с элементами описания |
1ч |
|
|
|
95 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1ч |
|
|
|
96 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение |
1ч |
|
|
|
Глагол (32 ч) |
|
|
|
||
97 |
Роль глаголов в языке |
1ч |
|
|
|
98 |
Изменение глаголов по временам |
1ч |
|
|
|
99 |
Неопределённая форма глагола |
1ч |
|
|
|
100 |
Изменение глаголов по временам |
1ч |
|
|
|
101 |
Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
1ч |
|
|
|
102 |
Анализ изложения. Спряжение глаголов |
1ч |
|
|
|
103 |
Спряжение глаголов |
1ч |
|
|
|
104 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе |
1ч |
|
|
|
105 |
Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода» |
1ч |
|
|
|
106 |
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени |
1ч |
|
|
|
107 |
1 и 2 спряжение глаголов будущего времени |
1ч |
|
|
|
108 |
Наши проекты |
1ч |
|
|
|
109-111 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
3ч |
|
|
|
112 |
Возвратные глаголы |
1ч |
|
|
|
113 |
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах |
1ч |
|
|
|
114 |
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок |
1ч |
|
|
|
115 |
Правописание глаголов в прошедшем времени |
1ч |
|
|
|
116 |
Изложение повествовательного текста по вопросам |
1ч |
|
|
|
117 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1ч |
|
|
|
118 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение |
1ч |
|
|
|
119-120 |
Обобщение по теме «Глагол» |
2ч |
|
|
|
121 |
Проверка знаний по теме «Глагол»
|
1ч |
|
|
|
122 |
Тестирование. Повторение
|
1ч |
|
|
|
Повторение (14 ч) |
|
|
|
||
123 |
Язык. Тест. Речь
|
1ч |
|
|
|
124-125 |
Предложение и словосочетание |
2ч |
|
|
|
126 |
Лексическое значение слова
|
1ч |
|
|
|
127 |
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. Шишкина «Рожь»» |
1ч |
|
|
|
128-129 |
Состав слова |
2ч |
|
|
|
130 |
Части речи
|
2ч |
|
|
|
131 |
Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
1ч |
|
|
|
132 |
Анализ изложения. Части речи
|
1ч |
|
|
|
133 |
Итоговый контрольный диктант
|
1ч |
|
|
|
134 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение
|
1ч |
|
|
|
135 |
Звуки и буквы
|
1ч |
|
|
|
136 |
Игра «По галактике Частей Речи»
|
1ч |
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - разбирать простое предложение с однородными членами; - ставить запятую между однородными членами в изученных случаях; - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); - писать обучающее изложение доступного текста; - списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы; - производить разбор слова по составу; - подбирать однокоренные слова; - распознавать части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, союз, предлог); - определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных; - производить морфологический разбор доступных слов; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове; - устанавливать связь слов в предложении по вопросам; - производить элементарный синтаксический разбор предложения; - различать признаки текста и типы текстов. Выпускник получит возможность научиться:
- орфографически грамотно каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы; - проверять написанное, находить изученные орфограммы; - производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных;род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); - изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам; - производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, число, падеж имён прилагательных;начальная (неопределённая) форма, спряжение, число, время, лицо (внастоящем и будущем времени); род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, число, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений; - интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - вычленять в предложении основу и словосочетания; - производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами; - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; - определять тип текста; - писать изложение и сочинение (85-90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.