Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Жилино»
Утверждено
решением педагогического совета
от 01.09.19 г. протокол № ____
директор МБОУ СОШ п. Жилино
______________ Н.К.Щур
Рабочая программа
по коррекции нарушений устной и письменной речи
Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4
Количество часов по программе: 247
Учитель-логопед : Васильева Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства образования от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
9. Устав школы
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
2. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
3. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
4. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
5. Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
3. Развитие навыков построения связного высказывания.
4. Формирование психологической базы речи:
- зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
- мышления;
- памяти;
- устойчивости внимания;
- накопление представлений об окружающем мире;
- воображения;
- наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
- развитие общей и мелкой моторики.
5. Формирование регулирующей учебной деятельности:
планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- применение полученных знаний в новых ситуациях,
- анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
Воспитательные:
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
2. Формирование личностных качеств:
- организованности;
- воспитанности;
- взаимоуважения друг к другу;
- адекватного представления о себе и своих возможностях.
Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками с нарушенным зрением, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.
Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:
1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с нарушением зрения;
2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;
3) усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся с нарушением зрения предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения
№ |
Разделы |
|
Количество часов |
|
|
|
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
класс |
класс |
класс |
класс |
|
1. |
Диагностика учащихся |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Коррекция устной и письменной речи |
31 |
64 |
64 |
64 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
ИТОГО: |
37 |
70 |
70 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 35 минут (1 класс) первое полугодие, 40 минут-1-й класс со второго полугодия, 2-4 классы, индивидуального 15-20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании со зрительным диагнозом; комплектование групп-схожестью нарушений речевого развития, зрительного диагноза, уровня психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 270 часов (в 1-ом классе – 1 раз в неделю, 31 ч. в год, со 2-го по 4-ый классы – 2 раза в неделю, по 64 ч. в год).
Класс |
Год обучения |
Количество часов |
Распределение часов |
1 |
2018-2019 |
1 |
Коррекция речи – 1 час Коррекция пробелов знаний по русскому языку со 2 класса – 1 час
|
2 |
2019-2020 |
2 |
|
3 |
2020-2021 |
2 |
|
4 |
2021-2022 |
2 |
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся или группой, не более трёх человек. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 20 минут коррекционных занятий с педагогом, не от одного до не более 3-х раз в неделю.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа делится на два этапа:
Подготовительный этап (1 класс):
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
I. этап:
· коррекция дефектов произношения;
· формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
II. этап:
· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
· путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
· за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
· уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
III. этап:
· совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Основной этап (2-4 классы). Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. На фонетическом уровне;
2. На лексико - грамматическом уровне;
3. На синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
1. Диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
2. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
2.Предложение.
Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
3.Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.
4.Звуки речи. Согласные звуки.
Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
5.Связная речь.
Составление описания простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- учащиеся должны различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- учащихся должны формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- учащихся должны различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- подбирать к слову родственные слова;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- дифференцировать предлоги и приставки;
- составлять распространенные предложения;
- определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- учащихся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- учащихся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- учащихся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- учащихся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- учащихся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Литература
1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
6. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
11. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
12. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
13. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
Календарно-тематическое планирование*
логопедических занятий с учащимися 1-го класса,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2018 - 2019 учебный год
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
№ п/п |
|
Дата
|
Тема занятия |
Содержание работы |
||
|
Задачи |
Виды работ, игры и упражнения |
||||
|
Диагностический этап (с 1 по 15 сентября) |
|||||
1. |
|
|
Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе |
Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи |
Индивидуальная диагностика |
|
|
Подготовительный этап |
|||||
2. |
|
|
Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. |
1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. |
1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». |
|
3. |
|
|
В мире звуков. Звуки окружающего мира. |
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. |
1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». |
|
4. |
|
|
Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов
|
Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. |
1.Упражнение «Сделать трубочку» 2.Упражнение «Открыть широко рот» 3.Упражнение «Почистить зубы » (наверху и внизу)
|
|
5. |
|
|
Упражнения для дыхания |
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. |
1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками (шарик надувается). 2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха. 3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.
|
|
6. |
|
|
Гuмнacтикa мимикo-аpmuкуляторных мышц
|
Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. |
Силовая гимнастика : а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.
|
|
7. |
|
|
Гимнастика губ u щек, ротовой полости |
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. |
Силовая гимнастика : а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.
|
|
8. |
|
|
Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. |
1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. |
1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». |
|
9. |
|
|
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. |
1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. |
1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями. 2. Артикуляционные упражнения. |
|
10. |
|
|
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. |
1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).
|
1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». |
|
11. |
|
|
Общая моторика. Речь с движением. |
1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. |
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». |
|
12. |
|
|
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. |
1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) |
|
13. |
|
|
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. |
1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. |
1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».
|
|
14. |
|
|
Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. |
1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. |
1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. |
|
15. |
|
|
Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. |
1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. |
1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. |
|
16. |
|
|
Предложение |
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. |
Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
|
17. |
|
|
Звуки и буквы |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза |
Звуки и буквы. Алфавит. |
|
18. |
|
|
Гласные и согласные |
Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. |
|
19. |
|
|
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза |
Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. |
|
20. |
|
|
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
|
21. |
|
|
Различение звонких - глухих согласных звуков |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
22. |
|
|
Различение шипящих – свистящих звуков |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
23. |
|
|
Различение аффрикат |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
24. |
|
|
Различение соноров |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
25. |
|
|
Состав слова. Словообразование |
1.Формирование навыка в выделении корня слова. 2.Усвоение темы «Безударные гласные». |
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов |
|
26. |
|
|
Словоизменение. Согласование слов |
|
|
|
27. |
|
|
Предлоги |
Формирование общего понятие о предлогах и употреблении их в речи. |
Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
|
28. |
|
|
Дифференциация предлогов и приставок. |
Формирование общего понятие о предлогах, приставках и употреблении их в речи. |
Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме. |
|
29. |
|
|
Предложение |
Формирование смыслового значение слова Знакомство с предложением как единицей речи. |
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. |
|
30. |
|
|
Текст |
Обучение письменному ответу на вопросы |
Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. |
|
31. |
|
|
Итоговая проверочная работа. |
Оценить усвоение пройденных тем |
Проверочный диктант |
|
|
Диагностический этап (с 15 по 30мая) |
|||||
32. |
|
|
Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе |
Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи |
Индивидуальная диагностика |
|
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий по коррекционной работе с учащимися 2-го класса,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2019- 2020 учебный год
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Примечания |
Тема I: Предложение |
|||
1. |
|
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. |
|
2. |
|
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». |
|
3. |
|
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
|
4. |
|
Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
|
Тема II: Звуки и буквы |
|||
|
|
Звуки и буквы. Алфавит. |
|
Тема III: Гласные и согласные Уточнение гласных а, о, у, ы, и |
|||
5. |
|
Гласные звуки и буквы. |
|
6. |
|
Согласные звуки и буквы. |
|
7. |
|
Уточнение гласного а. |
|
8. |
|
Уточнение гласного о. |
|
9. |
|
Уточнение гласного у. |
|
10. |
|
Уточнение гласного ы. |
|
11. |
|
Уточнение гласного и. |
|
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. |
|||
12. |
|
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. |
|
13. |
|
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
|
|
14. |
|
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
|
15. |
|
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
|
16. |
|
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. |
|
17. |
|
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. |
|
Тема VI: Согласные VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных |
|||
18. |
|
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. |
|
19. |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
|
20. |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». |
|
21. |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». |
|
22. |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». |
|
23. |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». |
|
24. |
|
Дифференциация гласных «о - у». |
|
25. |
|
Дифференциация гласных «ё-ю». |
|
26. |
|
Дифференциация гласных второго ряда. |
Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е- я» и т.д. |
27. |
|
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. |
|
28. |
|
Разделительный мягкий знак. |
|
29. |
|
Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
|
30. |
|
Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. |
Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п. |
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков |
|||
31. |
|
Звуки [б], [б׳], буква «Б». |
|
32. |
|
Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
33. |
|
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
|
34. |
|
Звуки [в], [в׳], буква «В». |
|
35. |
|
Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
36. |
|
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
|
37. |
|
Звуки [г], [г׳], буква «Г». |
|
38. |
|
Звуки [к], [к׳], буква «К». |
|
39. |
|
Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. |
|
40. |
|
Звуки [х], [х׳], буква «Х». |
|
41. |
|
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. |
|
42. |
|
Звуки [д], [д׳], буква «Д». |
|
43. |
|
Звуки [т], [т׳], буква «Т». |
|
44. |
|
Звук [ж], буква «Ж». |
|
45. |
|
Звук [ш], буква «Ш». |
|
46. |
|
Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. |
|
47. |
|
Звуки [з], [з׳], буква «З». |
|
48. |
|
Звуки [с], [с׳], буква «С». |
|
49. |
|
Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. |
|
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков |
|||
50. |
|
Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. |
|
51. |
|
Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. |
|
52. |
|
Звук [щ], буква «Щ». |
|
53. |
|
Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. |
|
54. |
|
Звук [ч], буква Ч. |
|
55. |
|
Звук [ц], буква Ц. |
|
56. |
|
Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. |
|
VI.4Различение аффрикат |
|||
57. |
|
Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
58. |
|
Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
59. |
|
Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
|
VI.5Различение соноров |
|||
60. |
|
Звуки [р], [р׳], буква «Р». |
|
61. |
|
Звуки [л], [л׳], буква «Л». |
|
62. |
|
Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. |
|
63. |
|
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
|
Тема VII. Итоговая проверочная работа |
|||
64. |
|
Итоговый диктант. |
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей. |
65. |
|
Диагностика устной и письменной речи
|
|
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий по коррекционной работе с учащимися 3-го класса,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2020- 2021 учебный год
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Примечания |
Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
|
|||
1. |
|
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. |
|
2. |
|
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». |
|
3. |
|
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
|
4. |
|
Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
|
5. |
|
Слово. Смысловое значение слова. |
|
6. |
|
Образные слова и выражения в нашей речи. |
|
7. |
|
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. |
|
8. |
|
Связь слов в предложении. |
|
9. |
|
Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). |
|
10. |
|
Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. |
|
11. |
|
Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. |
|
12. |
|
Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. |
|
13. |
|
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. |
|
14. |
|
Работа с деформированными предложениями. |
|
15. |
|
Составление предложений по опорным словам. |
|
Тема II: Состав слова II.1 Словообразование |
|||
Родственные слова. Корень |
|||
16. |
|
Родственные слова. Корень слова. |
|
17. |
|
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. |
|
18. |
|
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. |
|
19. |
|
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. |
|
20. |
|
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. |
|
21. |
|
Родственные слова и слова с омонимичными корнями. |
|
22. |
|
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. |
|
23. |
|
Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». |
|
24. |
|
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. |
|
25. |
|
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. |
|
Приставка |
|||
26. |
|
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. |
|
27. |
|
Тренировочные упражнения в выделении приставок. |
|
28. |
|
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. |
|
29. |
|
Приставки пространственного значения. |
|
30. |
|
Приставки временного значения. |
|
31. |
|
Многозначные приставки. |
|
32. |
|
Приставки, сходные по буквенному составу. |
|
33. |
|
Разделительный твердый знак. |
|
34. |
|
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. |
|
35. |
|
Разделительный мягкий знак. |
|
36. |
|
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. |
|
Суффикс |
|||
37. |
|
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. |
|
38. |
|
Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. |
|
39. |
|
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. |
|
40. |
|
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
|
41. |
|
Суффиксы профессий. |
|
42. |
|
Суффикс прилагательных. |
|
43. |
|
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. |
|
II.2 Словоизменение. Согласование слов |
|||
44. |
|
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. |
|
45. |
|
Тренировочные упражнения в выделении окончаний. |
|
46. |
|
Морфологический состав слова. Закрепление материала. |
|
47. |
|
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. |
|
48. |
|
Употребление имен существительных разного рода. |
|
49. |
|
Употребление имен существительных в косвенных падежах. |
|
50. |
|
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. |
|
51. |
|
Согласование прилагательных и существительных в падеже. |
|
52. |
|
Согласование глагола и существительного в числе. |
|
53. |
|
Согласование глагола и существительного в роде. |
|
54. |
|
Согласование глагола и существительного во времени. |
|
Тема III: Предлоги |
|||
55. |
|
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. |
|
56. |
|
Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
|
57. |
|
Предлоги у, около, к, от, по. |
|
58. |
|
Предлоги на, над, под, с (со), из-под. |
|
59. |
|
Предлоги в (во), из, за, из-за. |
|
60. |
|
Предлоги между, возле, перед. |
|
61. |
|
Дифференциация предлогов и приставок. |
|
62. |
|
Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. |
|
63. |
|
Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. |
|
Тема VI: Итоговая проверочная работа |
|||
64. |
|
Итоговый диктант. |
|
65. |
|
Диагностика устной и письменно речи |
|
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий по коррекционной работе с учащимися 4-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2021 - 2022 учебный год
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Примечания |
Тема I:Повторение |
|||
1. |
|
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. |
|
2. |
|
Повторение. Деление слов на слоги. |
|
3. |
|
Правила переноса слов. |
|
4. |
|
Ударение. Ударный и безударный слог. |
|
Тема II:Повторение «Состав слова» |
|||
5. |
|
Корень. Родственные слова. |
|
6. |
|
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов |
|
7. |
|
Приставка. Образование новых слов. |
|
8. |
|
Окончание. |
|
9. |
|
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. |
|
10. |
|
Правописание безударных гласных в корне слова |
|
11. |
|
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов |
|
12. |
|
Непроизносимые согласные в корне слова. |
|
13. |
|
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. |
|
14. |
|
Дифференциация предлогов и приставок. |
|
15. |
|
Разделительный Ъ и Ь. |
|
16. |
|
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. |
|
Тема III:Части речи |
|||
17. |
|
Имя существительное. Изменение существительных по числам. |
|
18. |
|
Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. |
|
19. |
|
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. |
|
20. |
|
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. |
|
21. |
|
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. |
|
22. |
|
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. |
|
23. |
|
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. |
|
24. |
|
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. |
|
25. |
|
Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. |
|
26. |
|
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
|
27. |
|
Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. |
|
28. |
|
Согласование существительных и глаголов в роде. |
|
29. |
|
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. |
|
30. |
|
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. |
|
31. |
|
Понятие о неопределенной форме глагола. |
|
32. |
|
Согласование глагола и существительного в роде, числе |
|
33. |
|
Согласование глагола и существительного во времени. |
|
Тема IV: Предложение |
|||
34. |
|
Речь. Предложение как единица речи. |
|
35. |
|
Слово. Смысловое значение слова. |
|
36. |
|
Образные слова и выражения в нашей речи. |
|
37. |
|
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. |
|
38. |
|
Связь слов в предложении. |
|
39. |
|
Упражнение в установлении связей слов в предложении. |
|
40. |
|
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. |
|
41. |
|
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. |
|
42. |
|
Работа с деформированными предложениями. |
|
43. |
|
Составление предложений по опорным словам. |
|
Тема V: Текст |
|||
44. |
|
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. |
|
45. |
|
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. |
|
46. |
|
Упражнение в делении текста на отдельные предложения. |
|
47. |
|
Составление связного текста из деформинованных предложений. |
|
48. |
|
Деление текста на части и озаглавливании их. |
|
49. |
|
Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. |
|
50. |
|
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. |
|
51. |
|
Обучение письменному ответу на вопросы. |
|
52. |
|
Работа над изложением. Составление плана изложения. |
|
53. |
|
Упражнение в составлении плана изложения. |
|
54. |
|
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. |
|
55. |
|
Написание изложения по самостоятельно составленному плану. |
|
56. |
|
Работа над сочинением. Составление плана рассказа. |
|
57. |
|
Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. |
|
58. |
|
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. |
|
59. |
|
Сочинение по данному началу. |
|
60. |
|
Сочинение по данному концу. |
|
61. |
|
Сочинение-повествование. |
|
62. |
|
Сочинение-описание. |
|
63. |
|
Сочинение-рассуждение. |
|
64. |
|
Итоговая проверочная работа. |
Сочинение или изложение |
65. |
Диагностика устной и письменной речи |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.