Рабочая программа по коррекционному курсу "ОБЖ" для обучающихся 5 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по коррекционному курсу "ОБЖ" для обучающихся 5 классов

Оценка 4.9
docx
26.09.2020
Рабочая программа по коррекционному курсу "ОБЖ" для обучающихся 5 классов
ОБЖ 5 класс ПРОГРАММА.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 86»

 

 

 

Согласовано

Зам .директора

_____________Дерябина Е.В.

22.05.2020

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ

«Школа-интернат №86»

______________Орлова Ю.А.

Приказ от 28.05.2020г. №99-0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по коррекционному курсу «ОБЖ»

для обучающихся 5 классов

 2020-2021 уч. год

 

 

 

                                                                         Составил: Смирнова  Н.А.

                                                                                                 Учитель

 

 

 

 

 

 

 

                             Принято на заседании

                             Педагогического совета

                             Протокол от 22.05.2020г. №6

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2020 г.

 

 

                                

Пояснительная записка

 

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие нормативные документы:

1.  Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Просвещение», 2013; выбранной с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.Учебный план образовательного учреждения.

Учебный план составлен в соответствии с:

 - Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273

 - Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015

- Приказом министерства образования Нижегородской области  от  31.07.2013 года  №  1830  «О  базисном  учебном  плане  общеобразовательных  организаций  Нижегородской  области  на  переходный  период  до  2021  года»

- Приказ    № 253   Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

 

- Действующие письма министерства образования и науки Нижегородской области, департамента образования администрации г. Н. Новгорода, НИРО;

 

 -Устав школы.

 

- Адаптированная образовательная программа Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида № 86» на 2018-2023 г.г.

 

Адресат

Коррекционный курс «ОБЖ» предназначен для обучающихся 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена с учётом их возрастных и психологических особенностей развития, уровня их знаний и умений.

Роль и место курса в образовательном процессе

Коррекционный курс, имеющий ознакомительный характер, предназначен для углубления и расширения основных практико-теоретических знаний обучающихся.  Он направлен на развитие навыков познавательной деятельности, развитие творческих способностей и занимает промежуточное положение между основными уроками и разнообразной самостоятельной деятельностью.

Коррекционный курс «ОБЖ» имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство, труд). На уроке это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.

Структура программы

Рабочая программа по коррекционному курсу «ОБЖ» представляет собой целостный документ. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях развития.

Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания о безопасном поведении на других уроках, классных часах, на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Содержание программы способствует расширению представлений обучающихся о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.

Программа включает в себя следующие разделы: «Основы комплексной безопасности»,  Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире), « Опасные ситуации на улице», «ЧС на транспорте», «Опасные ситуации социального характера», «Загрязнение среды обитания», «Средства индивидуальной защиты органов дыхания», «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»,

На занятия по коррекционному курсу «ОБЖ» по учебному плану отводится 1 час в неделю.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого:

9 ч

7 ч

10 ч

9 ч

35 ч

 

       Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2020-2021 учебный год).

Цель курса: ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с различными видами опасностей и способами поведения и действия в них.

Задачи:

1.     Освоение основ здорового образа жизни и бережное отношение детей к своему здоровью.

2.     Овладение приемами сохранения здоровья.

3.     Формирование умений, навыков действовать в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и окружающих.

Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·        коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

·        коррекция – развитие памяти;

·        коррекция – развитие внимания;

·        развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

·        развитие наглядно-образного мышления;

·        развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций:

·        развитие умения сравнивать, анализировать;

·        выделять сходство и различие понятий;

·        умение работать по инструкциям, алгоритму;

·        планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

·      развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

·      формирование адекватности чувств;

·      формирование умения анализировать свою деятельность.

·      Коррекция – развитие речи:

·        коррекция нарушений устной и письменной речи;

·        коррекция монологической речи;

·        диалогической речи;

·        обогащение словаря.

 

Специфика программы

  Спецификой программы является её ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей.  В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы обучающиеся научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность – причина опасности -  последствия опасности -  действие.

Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности – это событие предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

    При изучении коррекционного курса обучающиеся получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое внимание в программе уделено изучению приёмов оказания первой помощи. Предлагаемый курс способствует развитию личностной ориентации обучающихся в образовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения коррекционного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Результаты освоения содержания коррекционного курса «ОБЖ» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым обучающимся, оканчивающим основную школу.

Результаты  освоения  программного  материала   коррекционного  курса

«ОБЖ» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее

   частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

 

Личностные результаты:

·  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

·  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

·  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·  формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·  развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·  формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

 

Метапредметные результаты:

·  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·  умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами предмета, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

·  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·  умение определять понятия,

·  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

·  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

·  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

·  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

 

·  формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

·  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

·  понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

·  понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

·  формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

·  понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

·  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

·  знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

·  умение оказать первую помощь пострадавшим;

·  умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

·  умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

 

Программа формирования базовых учебных действий

 

Основная цель реализации программы формирования БУД – формирование основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе .

Задачи программы формирования БУД:

-   формирование мотивационного компонента учебной деятельности:

-     овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент всей учебной деятельности;

-   развитие умений принимать цель и готовый план деятельности;

-        развитие умений планировать знакомую учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты, опираясь на психолого- педагогическую и организационную помощь педагога.

 

 

Группа БУД

Перечень учебных

действий

Образовательная

область

Формы работы

1. Личностные

1.1.осознанно

Основы безопасности

 

учебные действия

выполнять обязанности

жизнедеятельности

 

обучающегося, члена

 

 

школьного коллектива,

 

 

пользоваться

 

 

соответствующими

 

 

правами

 

 

1.2.гордиться

 

 

 

школьными успехами и

 

 

достижениями как

 

 

собственными, так и

 

 

своих товарищей

 

 

1.3.уважительно и

 

 

 

бережно относиться к

 

 

людям труда и

 

 

результатам их

 

 

деятельности

 

 

1.4.осознанно

 

 

 

относиться к выбору

 

 

профессии

 

 

1.5.активно включаться

 

 

 

в общеполезную

 

 

социальную

 

 

деятельность

 

 

1.6.бережно относиться

 

 

 

к культурно-

 

 

историческому

 

 

наследию родного края

 

 

и страны

 

 

1.6.понимать

 

 

 

личностную

 

 

ответственность за свои

 

 

поступки на основе

 

 

представлений об

 

 

этических нормах и

 

 

правилах поведения в

 

 

современном обществе

 

 

1.7. соблюдать правила

 

 

безопасного и

 

бережного поведения в

 

природе и обществе

 

2. Коммуникативные

2.1.вступать и

 

 

учебные действия

поддерживать

 

коммуникацию в

 

разных ситуациях

 

социального

 

взаимодействия

 

(учебных, трудовых,

 

бытовых и др.)

 

2.2.слушать

 

 

собеседника, вступать в

 

диалог и поддерживать

 

его, признавать

 

возможность

 

существования

 

различных точек

 

зрения и права каждого

 

иметь свою точку

 

зрения,

 

аргументировать свою

 

позицию

 

2.3.дифференцированно

 

 

использовать разные

 

виды речевых

 

высказываний

 

(вопросы, ответы,

 

повествование,

 

отрицание и др.) в

 

коммуникативных

 

ситуациях с учетом

 

специфики участников

 

(возраст, социальный

 

статус, знакомый-

 

незнакомый и т.п.)

 

2.4.использовать

 

 

разные виды делового

 

письма для решения

 

жизненно значимых

 

задач

 

2.5.использовать

 

 

разные источники и

 

средства получения

 

информации для

 

решения

 

коммуникативных и

 

познавательных задач,

 

в том числе

 

информационные

3.Регулятивные

3.1.принимать и

 

 

учебные действия

сохранять цели и

 

задачи решения

 

типовых учебных и

 

практических задач,

 

осуществлять

 

коллективный поиск

 

средств их

 

осуществления

 

3.2. осознанно

действовать на основе разных видов

инструкций для

решения практических и учебных задач

 

 

3.3. осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих

 

3.4. осуществлять самооценку и самоконтроль в

деятельности,

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

 

 

4. Познавательные

учебные действия

4.1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

 

 

4.2 формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни

 

 

4.3 понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества

 

 

4.4 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека

 

 

4.5 умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим

 

 

4.6 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников

 

 

4.7 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

 

 

 

                   Основные содержательные линии курса

№ п/п

Разделы:

Кол-во часов:

1.

Основы комплексной безопасности

2 часа

2.

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

7 часов

3.

Опасные ситуации на улице.

2 часа

4.

ЧС на транспорте.

5 часов

5.

Опасные ситуации социального характера.

4 часа

6

Загрязнение среды обитания.

3 часа

7.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

3 часа

8.

Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП.

3 часа

9.

Основы медицинских знаний и ЗОЖ.

6 асов

 

Виды и формы организации занятий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа .

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основные приемы:

·сравнение по внешним признакам,

·привлечение различных дополнительных источников знаний;

·постановка проблемных вопросов;

·анализ иллюстративного материала;

·выборочное чтение;

·составление описательных рассказов по наглядным схематическим (графическим, картинным, словесным) опорам.

 

Основные виды деятельности:

·анализ, обобщение, группировка, систематизация полученных знаний;

·составление связных рассказов по плану и вопросам;

·установление причинно-следственных связей;

·работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

 

Учебно-методическое обеспечение

1.     Задания на индивидуальных карточках

2.     Таблицы в соответствии с программой обучения.

3.     Плакаты по основным темам.

4.     Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток).

5.     Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

6.     Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.

7.     Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

8.     Раздаточный материал

 

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся должны знать:

- основы здорового образа жизни;

- способы безопасного поведения при ЧС, криминогенных ситуациях;

- правила дорожного движения.

 

Учащиеся должны уметь:

 

- соблюдать правила поведения в различных ситуациях.

- оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Мониторинг  знаний  по предмету.

Мониторинг  знаний   обучающихся   будет   осуществляться  по   следующим параметрам:

-запас знаний, близкий к программе;

-запас знаний ограничен;

-владеет отдельными конкретными знаниями. Результаты будут получены в результате:

-контрольного тестирования после прохождения каждой из тем программы;

-наблюдения за практическими действиями учащегося в процессе изучения предмета.

Тесты

ПДД на транспорте, Пожарная безопасность,

Безопасное  поведение в быту, Криминогенные ситуации,

Вредные привычки,

Общая характеристика повреждений, ЗОЖ,

Первая медицинская помощь.


 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 86»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 86»

Пояснительная записка Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

Коррекционный курс «ОБЖ» имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство, труд)

Коррекционный курс «ОБЖ» имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство, труд)

Формирование умений, навыков действовать в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и окружающих

Формирование умений, навыков действовать в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и окружающих

Действие – это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью

Действие – это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Предметные результаты: · формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных…

Предметные результаты: · формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных…

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий

Коммуникативные 2.1.вступать и учебные действия поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

Коммуникативные 2.1.вступать и учебные действия поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

Регулятивные 3.1.принимать и учебные действия сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления 3

Регулятивные 3.1.принимать и учебные действия сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления 3

Регулятивные 3.1.принимать и учебные действия сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления 3

Регулятивные 3.1.принимать и учебные действия сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления 3

Технологии обучения : игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения,

Технологии обучения : игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения,

Мониторинг знаний по предмету

Мониторинг знаний по предмету
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2020