Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 86»
Согласовано Зам .директора _____________Дерябина Е.В. 22.05.2020
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ «Школа-интернат №86» ______________Орлова Ю.А. Приказ от 28.05.2020г. №99-0 |
|
Рабочая программа
по коррекционному курсу «ОБЖ»
для обучающихся 5 классов
2020-2021 уч. год
Составил: Смирнова Н.А.
Учитель
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол от 22.05.2020г. №6
г. Нижний Новгород
2020 г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие нормативные документы:
1. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Просвещение», 2013; выбранной с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Учебный план образовательного учреждения.
Учебный план составлен в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273
- Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015
- Приказом министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»
- Приказ № 253 Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Действующие письма министерства образования и науки Нижегородской области, департамента образования администрации г. Н. Новгорода, НИРО;
-Устав школы.
- Адаптированная образовательная программа Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида № 86» на 2018-2023 г.г.
Адресат
Коррекционный курс «ОБЖ» предназначен для обучающихся 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена с учётом их возрастных и психологических особенностей развития, уровня их знаний и умений.
Роль и место курса в образовательном процессе
Коррекционный курс, имеющий ознакомительный характер, предназначен для углубления и расширения основных практико-теоретических знаний обучающихся. Он направлен на развитие навыков познавательной деятельности, развитие творческих способностей и занимает промежуточное положение между основными уроками и разнообразной самостоятельной деятельностью.
Коррекционный курс «ОБЖ» имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство, труд). На уроке это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.
Структура программы
Рабочая программа по коррекционному курсу «ОБЖ» представляет собой целостный документ. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях развития.
Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания о безопасном поведении на других уроках, классных часах, на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Содержание программы способствует расширению представлений обучающихся о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.
Программа включает в себя следующие разделы: «Основы комплексной безопасности», Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире), « Опасные ситуации на улице», «ЧС на транспорте», «Опасные ситуации социального характера», «Загрязнение среды обитания», «Средства индивидуальной защиты органов дыхания», «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»,
На занятия по коррекционному курсу «ОБЖ» по учебному плану отводится 1 час в неделю.
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Итого: |
9 ч |
7 ч |
10 ч |
9 ч |
35 ч |
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2020-2021 учебный год).
Цель курса: ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с различными видами опасностей и способами поведения и действия в них.
Задачи:
1. Освоение основ здорового образа жизни и бережное отношение детей к своему здоровью.
2. Овладение приемами сохранения здоровья.
3. Формирование умений, навыков действовать в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и окружающих.
Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по инструкциям, алгоритму;
· планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование адекватности чувств;
· формирование умения анализировать свою деятельность.
· Коррекция – развитие речи:
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· диалогической речи;
· обогащение словаря.
Специфика программы
Спецификой программы является её ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы обучающиеся научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность – причина опасности - последствия опасности - действие.
Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности – это событие предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.
При изучении коррекционного курса обучающиеся получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое внимание в программе уделено изучению приёмов оказания первой помощи. Предлагаемый курс способствует развитию личностной ориентации обучающихся в образовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения коррекционного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Результаты освоения содержания коррекционного курса «ОБЖ» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым обучающимся, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала коррекционного курса
«ОБЖ» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее
— частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами предмета, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия,
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Программа формирования базовых учебных действий
Основная цель реализации программы формирования БУД – формирование основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе .
Задачи программы формирования БУД:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности:
- овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент всей учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности;
- развитие умений планировать знакомую учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты, опираясь на психолого- педагогическую и организационную помощь педагога.
Группа БУД |
Перечень учебных действий |
Образовательная область |
Формы работы |
1. Личностные |
1.1.осознанно |
Основы безопасности |
|
учебные действия |
выполнять обязанности |
жизнедеятельности |
|
|
обучающегося, члена |
|
|
|
школьного коллектива, |
|
|
|
пользоваться |
|
|
|
соответствующими |
|
|
|
правами |
|
|
|
1.2.гордиться |
|
|
|
школьными успехами и |
|
|
|
достижениями как |
|
|
|
собственными, так и |
|
|
|
своих товарищей |
|
|
|
1.3.уважительно и |
|
|
|
бережно относиться к |
|
|
|
людям труда и |
|
|
|
результатам их |
|
|
|
деятельности |
|
|
|
1.4.осознанно |
|
|
|
относиться к выбору |
|
|
|
профессии |
|
|
|
1.5.активно включаться |
|
|
|
в общеполезную |
|
|
|
социальную |
|
|
|
деятельность |
|
|
|
1.6.бережно относиться |
|
|
|
к культурно- |
|
|
|
историческому |
|
|
|
наследию родного края |
|
|
|
и страны |
|
|
|
1.6.понимать |
|
|
|
личностную |
|
|
|
ответственность за свои |
|
|
|
поступки на основе |
|
|
|
представлений об |
|
|
|
этических нормах и |
|
|
|
правилах поведения в |
|
|
|
современном обществе |
|
|
|
1.7. соблюдать правила |
|
|
безопасного и |
|
||
бережного поведения в |
|
||
природе и обществе |
|
||
2. Коммуникативные |
2.1.вступать и |
|
|
учебные действия |
поддерживать |
||
|
коммуникацию в |
||
|
разных ситуациях |
||
|
социального |
||
|
взаимодействия |
||
|
(учебных, трудовых, |
||
|
бытовых и др.) |
||
|
2.2.слушать |
|
|
|
собеседника, вступать в |
||
|
диалог и поддерживать |
||
|
его, признавать |
||
|
возможность |
||
|
существования |
||
|
различных точек |
||
|
зрения и права каждого |
||
|
иметь свою точку |
||
|
зрения, |
||
|
аргументировать свою |
||
|
позицию |
||
|
2.3.дифференцированно |
|
|
|
использовать разные |
||
|
виды речевых |
||
|
высказываний |
||
|
(вопросы, ответы, |
||
|
повествование, |
||
|
отрицание и др.) в |
||
|
коммуникативных |
||
|
ситуациях с учетом |
||
|
специфики участников |
||
|
(возраст, социальный |
||
|
статус, знакомый- |
||
|
незнакомый и т.п.) |
||
|
2.4.использовать |
|
|
|
разные виды делового |
||
|
письма для решения |
||
|
жизненно значимых |
||
|
задач |
||
|
2.5.использовать |
|
|
|
разные источники и |
||
|
средства получения |
||
|
информации для |
||
|
решения |
||
|
коммуникативных и |
||
|
познавательных задач, |
||
|
в том числе |
||
|
информационные |
||
3.Регулятивные |
3.1.принимать и |
|
|
учебные действия |
сохранять цели и |
||
|
задачи решения |
||
|
типовых учебных и |
||
|
практических задач, |
||
|
осуществлять |
||
|
коллективный поиск |
||
|
средств их |
||
|
осуществления |
||
|
3.2. осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач |
|
|
3.3. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
|
||
3.4. осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
|
||
|
|||
4. Познавательные учебные действия |
4.1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера |
|
|
4.2 формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни |
|
|
|
4.3 понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества |
|
|
|
4.4 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека |
|
|
|
4.5 умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим |
|
|
|
4.6 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников |
|
|
|
4.7 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей |
|
|
Основные содержательные линии курса
№ п/п |
Разделы: |
Кол-во часов: |
1. |
Основы комплексной безопасности |
2 часа |
2. |
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) |
7 часов |
3. |
Опасные ситуации на улице. |
2 часа |
4. |
ЧС на транспорте. |
5 часов |
5. |
Опасные ситуации социального характера. |
4 часа |
6 |
Загрязнение среды обитания. |
3 часа |
7. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. |
3 часа |
8. |
Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП. |
3 часа |
9. |
Основы медицинских знаний и ЗОЖ. |
6 асов |
Виды и формы организации занятий
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа .
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основные приемы:
·сравнение по внешним признакам,
·привлечение различных дополнительных источников знаний;
·постановка проблемных вопросов;
·анализ иллюстративного материала;
·выборочное чтение;
·составление описательных рассказов по наглядным схематическим (графическим, картинным, словесным) опорам.
Основные виды деятельности:
·анализ, обобщение, группировка, систематизация полученных знаний;
·составление связных рассказов по плану и вопросам;
·установление причинно-следственных связей;
·работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Учебно-методическое обеспечение
1. Задания на индивидуальных карточках
2. Таблицы в соответствии с программой обучения.
3. Плакаты по основным темам.
4. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток).
5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
6. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
7. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
8. Раздаточный материал
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- основы здорового образа жизни;
- способы безопасного поведения при ЧС, криминогенных ситуациях;
- правила дорожного движения.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения в различных ситуациях.
- оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Мониторинг знаний по предмету.
Мониторинг знаний обучающихся будет осуществляться по следующим параметрам:
-запас знаний, близкий к программе;
-запас знаний ограничен;
-владеет отдельными конкретными знаниями. Результаты будут получены в результате:
-контрольного тестирования после прохождения каждой из тем программы;
-наблюдения за практическими действиями учащегося в процессе изучения предмета.
Тесты
ПДД на транспорте, Пожарная безопасность,
Безопасное поведение в быту, Криминогенные ситуации,
Вредные привычки,
Общая характеристика повреждений, ЗОЖ,
Первая медицинская помощь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.