Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»
Рабочая программа по курсу
«Чтение и развитие речи.9класс»
Программа разработана
Илюшиной Т.В.
|
|
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе составлена на основе Адаптированной образовательной программы основного общего образования ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Кольчугино» и учебника «Чтение» 9 класс, под редакцией А.К.Аксёнова.- М.- «Просвещение», 2017.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Цель курс: совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:
-отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом
Основные направления коррекционной работы
Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи.
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Произведения устного народного творчества.
Сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Произведения русской литературы XIX века.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. В.А.Жуковский, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина
Произведения русской литературы XX века.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Произведения зарубежной литературы.
Р. Стивенсон, Эрнест Сетон-Томпсон, Дж. Даррел.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге.
.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. |
Наименование разделов и тем уроков |
Всего часов |
|
1 |
Устное народное творчество |
8 |
|
2 |
Из произведений русской литературы XIX в. |
46 |
|
3 |
Из произведений русской литературы XX в. |
35 |
|
4 |
Зарубежная литература |
12 |
|
|
Итого: |
101 |
|
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны:
Овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Учащиеся должны уметь:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
Выделять главную мысль произведения;
Характеризовать главных действующих лиц;
Пересказывать содержание прочитанного.
Наизусть 10 стихотворений.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.
2. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2017 г.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2014. - 224с. (коррекционная педагогика).
4. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2015.
5. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Верескун Н.В., Грачева С.С. и др..– М.: Планета, 2014 г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
1. Компьютерная техника.
2. Видеопроектор.
3. Экспозиционный экран.
4. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЧТЕНИЕ 9 КЛАСС
№ п\п |
Наименование |
Кол-во часов |
9 А, 9 Б |
|
план |
факт |
|||
|
Устное народное творчество 8 ч |
|||
1 |
Устное народное творчество. Жанры. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». |
1 |
04.09 |
|
3 |
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра. |
1 |
06.09 |
|
4 |
Былина «На заставе богатырской». |
1 |
10.09 |
|
5 |
Русская народная сказка « Сказка про Василису Премудрую». |
1 |
11.09 |
|
6 |
Русская народная сказка « Сказка про Василису Премудрую». |
1 |
13.09 |
|
7 |
Особенности сказок о животных. Сказка «Лиса и тетерев». |
1 |
17.09 |
|
8 |
Внеклассное чтение. Устное народное творчество. |
1 |
18.09 |
|
Из произведений русской литературы XIX в. 46 ч |
||||
9 |
В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». |
1 |
20.09 |
|
10 |
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса». |
1 |
24.09 |
|
11 |
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса». |
1 |
25.09 |
|
12 |
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством |
1 |
27.09 |
|
13 |
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». |
1 |
01.10 |
|
14 |
И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська». |
1 |
02.10 |
|
15 |
А.С. Пушкин. Биография. |
1 |
04.10 |
|
16 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». |
1 |
08.10 |
|
17 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». |
1 |
09.10 |
|
18 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». |
1 |
11.10 |
|
19 |
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». |
1 |
15.10 |
|
20 |
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». |
1 |
16.10 |
|
21 |
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». |
1 |
18.10 |
|
22 |
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». |
1 |
22.10 |
|
23 |
Внеклассное чтение. По произведениям А.С.Пушкина. |
1 |
23.10 |
|
24 |
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. |
1 |
25.10 |
|
|
24 ч |
|
|
|
25 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». |
1 |
05.11 |
|
26 |
М.Ю. Лермонтов «Баллада». |
1 |
06.11 |
|
27 |
М.Ю. Лермонтов. Баллада «Морская царевна». |
1 |
08.11 |
|
28 |
М.Ю. Лермонтов. Баллада «Морская царевна». |
1 |
12.11 |
|
29 |
Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. |
1 |
13.11 |
|
30 |
С.А.Есенин «Выхожу один я на дорогу». |
1 |
15.11 |
|
31 |
С.А.Есенин «Листок». |
1 |
19.11 |
|
32 |
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. |
1 |
20.11 |
|
33 |
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
22.11 |
|
34 |
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» |
1 |
26.11 |
|
35 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
27.11 |
|
36 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
29.11 |
|
37 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
03.12 |
|
38 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
04.12 |
|
39 |
Обобщающий урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». |
1 |
06.12 |
|
40 |
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». |
1 |
10.12 |
|
41 |
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион знаний» |
1 |
11.12 |
|
42 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». |
1 |
13.12 |
|
43 |
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». |
1 |
17.12 |
|
44 |
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». |
1 |
18.12 |
|
45 |
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». |
1 |
20.12 |
|
46 |
Обобщающий урок по произведениям Н.А.Некрасова. |
1 |
24.12 |
|
47 |
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. |
1 |
25.12 |
|
23 ч |
|
|
||
48 |
А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты ее не буди». |
1 |
10.01 |
|
49 |
А.А.Фет. Стихотворение «Это утро». |
1 |
14.01 |
|
50 |
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «снежный ком» |
1 |
15.01 |
|
51 |
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». |
1 |
17.01 |
|
52 |
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». |
1 |
21.01 |
|
53 |
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». |
1 |
22.01 |
|
54 |
Внеклассное чтение по рассказам А.П.Чехова. |
1 |
24.01 |
|
Из произведений русской литературы XX века 35 ч |
||||
55 |
М. Горький. Биография. |
1 |
28.01 |
|
56 |
М. Горький «Песня о Соколе». |
1 |
29.01 |
|
57 |
М. Горький «Песня о Соколе». |
1 |
31.01 |
|
58 |
М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия |
1 |
04.02 |
|
59 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». |
1 |
05.02 |
|
60 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». |
1 |
07.02 |
|
61 |
М. Цветаева. Поэзия и жизнь поэтессы. |
1 |
11.02 |
|
62 |
М.Цветаева «Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел». |
1 |
12.02 |
|
63 |
Обобщающий урок по теме «Поэзия М.Цветаевой». |
1 |
14.02 |
|
64 |
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер». |
1 |
18.02 |
|
65 |
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». |
1 |
19.02 |
|
66 |
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». |
1 |
21.02 |
|
67 |
Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев, письменный ответ на вопросы |
1 |
25.02 |
|
68 |
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели» |
1 |
26.02 |
|
69 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. |
1 |
28.02 |
|
70 |
С. А. Есенин. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». |
1 |
03.03 |
|
71 |
С.А. Есенин «Собаке Качалова». |
1 |
04.03 |
|
72 |
Внеклассное чтение. Стихи о природе. |
1 |
06.03 |
|
73 |
М.А. Шолохов. Биография. |
1 |
10.03 |
|
74 |
М.А. Шолохов «Судьба человека». |
1 |
11.03 |
|
75 |
М.А. Шолохов «Судьба человека». |
1 |
13.03 |
|
76 |
М.А. Шолохов «Судьба человека». |
1 |
17.03 |
|
77 |
Внеклассное чтение. М.Шолохов «Донские рассказы». |
1 |
18.03 |
|
78 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
1 |
20.03 |
|
31 ч |
|
|
||
79 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
1 |
31.03 |
|
80 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
1 |
01.04 |
|
81 |
Н.М. Рубцов. Биография поэта. |
1 |
03.04 |
|
82 |
Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина».«Русский огонек», «Зимняя ночь». |
1 |
07.04 |
|
83 |
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Русский огонек», «Зимняя ночь». |
1 |
08.04 |
|
84 |
Ю.И. Коваль. Слово о писателе |
1 |
10.04 |
|
85 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
1 |
14.04 |
|
86 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
1 |
15.04 |
|
87 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
1 |
17.04 |
|
88 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
1 |
21.04 |
|
89 |
Обобщающий урок по теме « Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
1 |
22.04 |
|
Зарубежная литература 12 ч |
||||
90 |
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
1 |
24.04 |
|
91 |
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
1 |
28.04 |
|
92 |
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
1 |
29.04 |
|
93 |
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
1 |
05.05 |
|
94 |
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
1 |
06.05 |
|
95 |
Дж. Даррелл. Слово о писателе. |
1 |
08.05 |
|
96 |
Дж. Даррелл. «Живописный жираф». |
1 |
12.05 |
|
97 |
Дж. Даррелл. «Живописный жираф». |
1 |
13.05 |
|
98 |
Внеклассное чтение. Зарубежные авторы. |
1 |
15.05 |
|
99 |
Закрепление изученного материала. |
1 |
19.05 |
|
100 |
Закрепление изученного материала. |
1 |
20.05 |
|
101 |
Обобщающий урок. Викторина « Герои книг». |
1 |
22.05 |
|
23 ч |
|
|||
|
Всего |
101 ч |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.