Рабочая программа по курсу «Химия»
8 класс. ФГОС ООО
(8 «А», «Б», «В», «Г»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» учителем химии Куликовой И.А.
В соответствии с учебным планом школы на 2022/23 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О.С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М. : «Просвещение», 2021.
2. Габриелян О.С.Химия.9 класс. Учебник. М.: «Просвещение»,2021.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты обучения:
1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
3) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
4) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся должны научиться:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
2) предлагать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
3) работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
4) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
5) обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;
6) ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения;
7) самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
8) планировать ресурсы для достижения цели;
9) называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления, избегания в дальнейшей деятельности;
10) самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
11) самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
12) при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
13) выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
14) адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД
Учащиеся получат возможность научиться:
1) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
2) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
3) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
4) создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
5) составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
6) уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
7) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
8) создавать модели и схемы для решения задач;
9) переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
9) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
10) участвовать в проектно - исследовательской деятельности;
11) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
12) давать определение понятиям;
13) устанавливать причинно-следственные связи;
14) обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
15) осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций;
16) строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
17) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
18) объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,
знать основы усваивающего чтения;
19) уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий);
20) ставить проблему, аргументировать её актуальность;
21) самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Коммуникативные УУД
Учащиеся должны научиться:
1)самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
2) соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
3) формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
4) координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего мнения;
5) устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
6) спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
7) осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
8) организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
9) планировать общие способы работы;
10) уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
11) интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
12) учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
13) продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способовразрешения конфликтов;
14) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
15) брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
16) владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
17) следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности
Основные содержательные линии.
1) Вещества.
2) Основные свойства веществ, биологическое действие.
3) Состав и строение веществ.
4) Химическая реакция.
5) Применение веществ
6) Химический язык.
Тематическое планирование
№/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Начальные понятия и законы химии |
20 |
2 |
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии |
18 |
3 |
Основные классы неорганических соединений |
10 |
4 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома |
8 |
5 |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции |
8 |
Резервное время |
4 |
|
|
Итого: |
68 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п |
Наименование разделов и тем |
дата |
|||||||
по плану |
по факту
|
||||||||
8 А |
8 Б |
8 В |
8 Г |
||||||
|
Тема №1 «Начальные понятия и законы химии» (20ч.) |
|
|
|
|
|
|||
1 |
Предмет химии. Роль химии в жизни человека |
|
|
|
|
|
|||
2 |
Методы изучения химии |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Агрегатное состояние веществ
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Практическая работа №1. «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» Домашний эксперимент№1 «Наблюдение за горящей свечкой» |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Физические явления — как основа разделения смесей в химии |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Практическая работа №2 «Очистка поваренной соли» |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Атомно-молекулярное учение. Химические элементы |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. |
|
|
|
|
|
|||
10 |
Химические формулы |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Химические формулы |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Валентность |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Валентность |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Химические реакции |
|
|
|
|
|
|||
15 |
Химические уравнения |
|
|
|
|
|
|||
16 |
Химические уравнения |
|
|
|
|
|
|||
17 |
Типы химических реакций |
|
|
|
|
|
|||
18 |
Типы химических реакций |
|
|
|
|
|
|||
19 |
Повторение и обобщение темы. Подготовка к контрольной работе |
|
|
|
|
|
|||
20 |
Контрольная работа № 1по теме «Начальные понятия и законы химии» |
|
|
|
|
|
|||
|
Тема №2 «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (18ч.) |
|
|
|
|
|
|||
21 |
Воздух и его состав |
|
|
|
|
|
|||
22 |
Кислород |
|
|
|
|
|
|||
23 |
Практическая работа 3 «Получение, собирание и распознавание кислорода» |
|
|
|
|
|
|||
24 |
Оксиды |
|
|
|
|
|
|||
25 |
Водород |
|
|
|
|
|
|||
26 |
Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание водорода» |
|
|
|
|
|
|||
27 |
Кислоты |
|
|
|
|
|
|||
28 |
Соли |
|
|
|
|
|
|||
29 |
Количество вещества |
|
|
|
|
|
|||
30 |
Количество вещества |
|
|
|
|
|
|||
31 |
Молярный объём газов |
|
|
|
|
|
|||
32 |
Расчёты по химическим уравнениям |
|
|
|
|
|
|||
33 |
Расчёты по химическим уравнениям |
|
|
|
|
|
|||
34 |
Вода. Основания |
|
|
|
|
|
|||
35 |
Растворы. Массовая доля растворённого вещества |
|
|
|
|
|
|||
36 |
Практическая работа № 5 «Приготовление раствора заданной массовой долей растворённого вещества» |
|
|
|
|
|
|||
37 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» |
|
|
|
|
|
|||
38 |
Контрольная работа №2 по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» |
|
|
|
|
|
|||
|
Тема №3 «Основные классы неорганических соединений» (10ч.) |
|
|
|
|
|
|||
39 |
Оксиды, их классификация химические и свойства |
|
|
|
|
|
|||
40 |
Основания, их классификация и химические свойства |
|
|
|
|
|
|||
41 |
Кислоты, их классификация и химические свойства |
|
|
|
|
|
|||
42 |
Кислоты, их классификация и химические свойства |
|
|
|
|
|
|||
43 |
Соли, их классификация и химические свойства |
|
|
|
|
|
|||
44 |
Соли, их классификация и химические свойства |
|
|
|
|
|
|||
45 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
|
|
|
|
|
|||
46 |
Практическая работа№6 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» |
|
|
|
|
|
|||
47 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» |
|
|
|
|
|
|||
48 |
Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений» |
|
|
|
|
|
|||
|
Тема №4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» (8ч.) |
|
|
|
|
|
|||
49 |
Естественные семейства химических элементов. Амфотерность |
|
|
|
|
|
|||
50 |
Открытие периодического закона Д. И. Менделеевым |
|
|
|
|
|
|||
51 |
Основные сведения о строении атомов |
|
|
|
|
|
|||
52 |
Строение электронных оболочек атомов |
|
|
|
|
|
|||
53 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
|
|
|
|
|
|||
54 |
Характеристика элемента по его положению в периодической системе |
|
|
|
|
|
|||
55 |
Характеристика элемента по его положению в периодической системе |
|
|
|
|
|
|||
56 |
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева |
|
|
|
|
|
|||
|
Тема № 5«Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» (8ч.) |
|
|
|
|
|
|||
57 |
Ионная химическая связь |
|
|
|
|
|
|||
58 |
Ковалентная химическая связь |
|
|
|
|
|
|||
59 |
Ковалентная неполярная и полярная химическая связь |
|
|
|
|
|
|||
60 |
Металлическая химическая связь |
|
|
|
|
|
|||
61 |
Степень окисления |
|
|
|
|
|
|||
62 |
Окислительно-восстановительные реакции |
|
|
|
|
|
|||
63 |
Обобщение и систематизация знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» и «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» |
|
|
|
|
|
|||
64 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|||
|
Резервное время (4ч.) |
|
|
|
|
|
|||
65 |
Важнейшие представители основных классов неорганических соединений |
|
|
|
|
|
|||
66 |
Количественные отношения в химии |
|
|
|
|
|
|||
67 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома |
|
|
|
|
|
|||
68 |
Окислительно-восстановительные реакции |
|
|
|
|
|
|||
|
Итого: 68ч. |
|
|
|
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.