Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
1 кл
10.01.2024
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса
1 литературное чтение на родном (русском) языке.docx

 

                    Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение»; с учетом авторской программы: [О. М. Александрова и др.]. —М.: Просвещение.

1.Учебник «Русский родной язык» для 1 класса, автор О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая. Издательство «Просвещение»

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

                   Программа рассчитана в 1 классе на 17 ч. в год (0,5 часа в неделю. Программой не предусмотрено проведение контрольных работ.              

  Рабочая программа имеет целью заинтересовать младших школьников книгой, познакомить их с кругом доступного чтения, приучить обращаться к книгам, не дожидаясь побуждения со стороны и способствует решению следующих задач является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. С учетом специфики учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» целями предмета на уровне начального общего образования являются:

1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств; иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух; владеть техникой смыслового чтения про себя; различать жанры фольклорных произведений; понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа; сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках; сопоставлять названия произведения с его темой; различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные

и выразительные средства родного языка;

3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов; удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения для решения учебных и практических задач.

                   Основные задачи:

-           развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-           учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

-           формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

-           развивать поэтический слух;

-           формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

-           обогащать чувственный опыт ребёнка;

-           формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

-           расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

-           обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая характеристика курса

                     Литературное чтение на родном языке (русском) как систематический курс начинается с 1 класса и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Родной язык» (русский) коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно -нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с его героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественны й образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

Содержание литературного чтения представлено следующими разделами:

- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы – «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного(синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которых зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту.

Такая скорость чтения позволит им чувствовать уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержания литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа предусматривает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел – «Виды работы с текстом». Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление, плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно - речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст - описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно- познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков) художественные и научно - познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно - эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно - эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно - эстетического воспитания и духовно- нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно - эстетической и нравственно - мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно - речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении

художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно - духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса обеспечит развитие коммуникативно - речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

                  Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООПНОО с учетом текущих образовательных результатов (среднее арифметическое результатов четвертных отметок).

 

Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:

    становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;

    осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

    сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

    уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;

    первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

    признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

    проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

    сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;

эстетического воспитания:

    уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

    стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

    соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде том числе информационной) при поиске дополнительной информации;

    бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

      осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

    бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

    неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

    первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

    познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

    сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

    объединять объекты (тексты) по определённому признаку;

    определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

    находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

    выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

    устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

    с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

    сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

    проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

    формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;

    прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

    выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

    согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

    соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

    анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия.

Общение:

    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

    проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

    признавать возможность существования разных точек зрения;

    корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

    создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

    готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

    подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

    формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

    ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

    выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

    планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

    выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

    устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

    корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;

    соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;

    находить ошибку, допущенную при работе с текстами;

    сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

    осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;

    владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;

    применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

    использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;

    читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

 

 

Формы контроля

                     Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.

Система оценки достижений учащихся проводится по пятибалльной системе:

-с помощью контрольно-обобщающих уроков,

-контроль усвоения осознанности чтения материала с помощью пересказа текста;

проверочные работы, формы итоговой аттестации обучающихся

-тестовые задания.

Инструментарий для оценивания результатов:

-самоконтроль, взаимоконтроль; словесная отметка; письменная оценка;

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам данной образовательной области употребляются индивидуальная и фронтальная устные проверки, разные письменные работы, а также самостоятельные практические работы с текстами и литературными произведениями, проектные работы.

 

Виды речевой и читательской деятельности

 

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

            Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

            Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

            Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

            Чтение текстов  художественных произведений, отражающих     нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.      

Мир русского детства:  взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

   Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

            Особенностью 1 класса является то, что в первом полугодии предпочтение отдается слушанию: пока не все первоклассники умеют читать, развивается навык восприятия художественных произведений на слух. Все тексты подраздела «Я и книги», часть текстов подраздела «Я взрослею» и ряд текстов других подразделов читает педагог.

 

Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА.

Я и книги.

Не красна книга письмом, красна умом

Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

Я взрослею.

Без друга в жизни туго

Пословицы о дружбе.

Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный

Пословицы о правде и честности.

Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:

В. А. Осеева. «Почему?».

Л. Н. Толстой. «Лгун».

Я фантазирую и мечтаю

Необычное в обычном

Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:

В. В. Лунин. «Я видела чудо».

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ.

Что мы Родиной зовём.

С чего начинается Родина?

Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

П. А. Синявский. «Рисунок».

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

О родной природе.

Сколько же в небе всего происходит

Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

А. Н. Толстой. «Петушки».

 

 

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета, курса

 «Литературное чтение на родном (русском) языке» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном (русском) языке как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного   сотрудничества. На уроках Литературное чтение на родном (русском) языке продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст.  Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока Литературное чтение на родном (русском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

 

Межпредметные связи учебного предмета, курса

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно взаимосвязан с другими учебными предметами:

      с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

      с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

     с уроками музыки: знакомство с музыкальными про­изведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

     с уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

чебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторно-практические

 работы

контрольные работы

1

Раздел 1. Мир детства

12

 

 

2

Раздел 2. Россия Родина моя

5

 

 

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование, 1 класс

урока

 

Дата

Название разделов, тем

Количество часов

По плану

По факту

1

 

 

 С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

1

2

 

 

 Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

1

3

 

 

 Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

1

4

 

 

 Пословицы о дружбе.

 Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

1

5

 

 

 И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с  другом» (фрагмент).

1

6

 

 

 С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

1

7

 

 

 Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

 Пословицы о правде и честности. 

1

8

 

 

 В. А. Осеева. «Почему?»

1

9

 

 

 Л. Н. Толстой. «Лгун».

1

10

 

 

 С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

1

11

 

 

 В. В. Лунин. «Я видела чудо». Подготовка к защите проекта в рамках годовой промежуточной аттестации «Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах,  облаках».

1

12

 

 

 Обзор. М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

 А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

1

13

 

 

 Обзор. Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). Продолжение работы над  проектом в рамках годовой промежуточной аттестации «Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах,  облаках». П. А. Синявский. «Рисунок».

1

14

 

 

 К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

1

15

 

 

 Защита проекта в рамках годовой промежуточной аттестации «Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах,  облаках».

1

16

 

 

 Обзор. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

 С. В. Востоков. «Два яблока».

1

17

 

 

 Обзор. В. М. Катанов. «Жар-птица».

 А. Н. Толстой. «Петушки».

1

 

 

 

Итого:

17

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего…

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном язык (русском)» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего…

Литературное чтение на родном языке (русском) как систематический курс начинается с 1 класса и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную…

Литературное чтение на родном языке (русском) как систематический курс начинается с 1 класса и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную…

Следующий раздел – «Виды работы с текстом »

Следующий раздел – «Виды работы с текстом »

Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли…

Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

Интернете; — анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать…

Интернете; — анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать…

Формы контроля

Формы контроля

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета, курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач…

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета, курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач…

Календарно - тематическое планирование, 1 класс № урока

Календарно - тематическое планирование, 1 класс № урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024