Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»
Тарского муниципального района Омской области
«РАССМОТРЕНО» Методическим советом Протокол №__ от _____ |
«СОГЛАСОВАНО» зам.дир. по УВР __________________ «__» _______ 20__ г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № __ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _________________ приказ № __ от ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
для 4 класса
Автор – составитель
Учитель Кривоногова Л.Н..
(ФИО)
2019 – 2020 учебный год
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД.: Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
работать по плану,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Ученик получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД: Ученик научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
основам смыслового восприятия художественных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученикник получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации,
формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы. Личностные результаты и и метапредметные УУД формируются поэтапно на всех предметах без исключения в том числе и на учебном предмете «Родная литература» к 3-4 классу уровень самостоятельности и осознанности применения УУД для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач становится выше.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
II. Содержание учебного предмета, курса
Тема, раздел |
Кол-во часов, отведённое на изучение темы, раздела |
1. Своеобразие родной литературы |
1 |
2. Летописи. Былины. Жития. |
2 |
3. Чудесный мир классики |
2 |
4. Литературные сказки |
3 |
5. Делу время- потехе час |
1 |
6. Страна детства |
2 |
7. Поэтическая тетрадь |
1 |
8. Природа и мы |
3 |
9. Родина |
2 |
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. В программе представлены следующие разделы, соответствующие разделам учебников литературное чтение:
Своеобразие родной литературы
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. Прогнозирование содержания курса.
Летописи. Былины. Жития.
Летопись- источник исторических фактов «Родословная Ермака» (Отрывок из Есиповской летописи). Жизнь человека в деяниях его. Легенды о Ермаке.
Чудесный мир классики
М.М. Зощенко «Самое главаное». Нравстственный выбор героя рассказа.
Литературные сказки
Сказка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик»
Николай Трегубов «Просто сказка». Мотивы народных сказок в литературном тексте.
Делу время- потехе час
Наталья Елизарова «Прекрасная дама из пятого Б». Нравственный смысл произведения.
Страна детства
Герои произведения, их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Доброта и дружба. Мария Юрасова «Красивая Риточка Гагина», П. Брычков «Предательство Петьки Хомякова»(главы из повести «Звезда на соломенке».
Поэтическая тетрадь
Александр Распопин «В природе столько красоты», «Вечером на речке», «Лунная вода», «Лесное утро».
Природа и мы
Т. Белозеров «Как медведица рыбу ловила», «Заяц», Л. Мартынов «Иртыш»,Н. разумов «Грачиха» Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова «Мой друг Чапа», Б. Гвоздев
Родина
Т. Белозеров «Родина», Е. Горчакова «Сторона моя», Т. Белозеров «Береза», Т. Четверикова «Гармонь иль домбра», «Мой край»; И. Романча «С чего начинается Родина?». Образ малой родины в поэтических текстах. Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. Образ малой родины в текстах омских писателей. Т. Белозеров «Родина», Г. Оселедцев «Родина»
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата |
Домашнее задание |
|
1 |
Родная литература как способ познания жизни, традиций и культуры своего народа. |
|
Узнать о традициях своей семьи |
|
2 |
Летопись- источник исторических фактов «Родословная Ермака» (Отрывок из Есиповской летописи). |
|
Читать отрывок из летописи |
|
3 |
Жизнь человека в деяниях его. Легенды о Ермаке. |
|
Пересказ одной из легенд |
|
4 |
М.М. Зощенко «Самое главаное». |
|
Составить план рассказа |
|
5 |
Сказка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик» |
|
Пересказ сказки |
|
6 |
Николай Трегубов «Просто сказка». Мотивы народных сказок в литературном тексте. |
|
Биография Н.Трегубова |
|
7 |
Наталья Елизарова «Прекрасная дама из пятого Б». Нравственный смысл произведения. |
|
Ответить на вопросы в тетради |
|
8 |
Герои произведения, их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Доброта и дружба. Мария Юрасова «Красивая Риточка Гагина |
|
Описать свои отношения с родителями и ваших родителей |
|
9 |
П. Брычков «Предательство Петьки Хомякова»(главы из повести «Звезда на соломенке». |
|
Пересказ одной из глав |
|
10 |
Александр Распопин «В природе столько красоты», «Вечером на речке», «Лунная вода», «Лесное утро». |
|
Выучить стих-е по выбору |
|
11 |
Т. Белозеров «Как медведица рыбу ловила», «Заяц |
|
Читать произведения Т.Белозёрова |
|
12 |
Л. Мартынов «Иртыш»,Н. Разумов «Грачиха» |
|
Пересказ на выбор |
|
13 |
Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова «Мой друг Чапа |
|
Описать своё отношение к природе |
|
14 |
Т. Белозеров «Родина», Е. Горчакова «Сторона моя», Т. Белозеров «Береза» |
|
Стихотворение наизусть по выбору |
|
15 |
Т. Четверикова «Гармонь иль домбра», «Мой край»; И. Романча «С чего начинается Родина?». |
|
Биография Т.Четвериковой |
|
16 |
Образ малой родины в поэтических текстах. Автор и его отношение к родине в строках лирических |
|
Сочинить стих-е о Родине |
|
17 |
Образ малой родины в текстах омских писателей. Т. Белозеров «Родина», Г. Оселедцев «Родина» |
|
Читать произ-я Тарских писателей |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.