Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа № 7
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Председатель заместитель
директора _____________/Ф.А. Хафизова/ Протокол
№ 1 .
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор
МБОУ СОШ № 7 г. Бирска Приказ
№ _____________
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5А,Б класса |
||
|
РАССМОТРЕНО
Протокол
№ 1 Руководитель ШМО _________/Зинова О.В./ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
Ерганжиева, Л. Н.Наглядная геометрия. 5—6 классы. Рабочая программа. Методические рекомендации к линии УМК И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой : учебно-методическое пособие / Л. Н. Ерганжиева, О. В. Муравина. — М. : Дрофа, 2017. — 132 с. |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Математика: Наглядная геометрия. 5-6 класс» авторов И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева .-М. :Дрофа ,2015 |
Формы организации учебных занятий |
Основной формой организации учебных занятий является урок. В рамках уроках математики осуществляется различная организация работы учащихся: работа в группах (как статическая так и подвижная), работа в парах сменного состава, использования сигнальных карточек различного цвета, деятельность с элементами соревнований. В соответствии с требованиями ФГОС на уроках реализуется системно-деятельностный подход, через использование технологии деятельностного типа: урок открытия новых знаний; урок рефлексия; урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения); урок развивающего контроля. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. |
Метапредметные |
Регулятивные: 1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 2) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; 4) корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные: 1) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 4) работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; Познавательные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 3) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 4) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 5) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 6) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 7) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 8) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; 9) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
Предметные |
Обучающийся научится · Оперировать на базовом уровне понятиями: «фигура», «точка», «отрезок», «прямая», «луч», «ломаная», «угол», «многоугольник», «треугольник» и «четырёхугольник», «прямоугольник» и «квадрат», «окружность» и «круг», «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар». Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля · Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; · ⁃ вычислять площади прямоугольников. · Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; · знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. · вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников; · выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета |
Основные виды деятельности учащихся |
Первые шаги в геометрии История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии. |
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие |
Пространство и размерность Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырехугольник, диагонали четырехугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости |
Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертежных инструментов. Различать фигуры плоские и объемные |
Простейшие геометрические фигуры Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла |
Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, прямой, тупой, развернутый), вертикальные углы и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира |
Конструирование из «Т» Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т |
Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу |
Куб и его свойства Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба. |
Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, ребра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развертке. Изготавливать куб из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба |
Задачи на разрезание и складывание фигур Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников |
Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Расчленять, вращать, совмещать, накладывать фигуры |
Треугольник Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развертка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки |
Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, грани). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
Правильные многогранники Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников |
Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их разверток |
Геометрические головоломки Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур |
Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур |
Измерение длины Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения |
Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых линий |
Измерение площади и объема Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема |
Находить приближенные значения площади, измерять площади фигур с избытком и недостатком; использовать разные единицы площади и объема |
Вычисление длины, площади и объема Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда |
Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие |
Окружность Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность |
Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира |
Геометрический тренинг Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях |
Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
Топологические опыты Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком |
Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задаче |
Задачи со спичками Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек |
Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование |
Зашифрованная переписка Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата |
Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в заданном направлении |
Задачи, головоломки, игры Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников |
Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование |
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных работ
Четверть |
Количество часов в четверти |
I четверть |
8 |
II четверть |
7 |
III четверть |
8 |
IV четверть |
5 |
Итого в год |
28 |
Внесенные изменения |
|
Количество часов в неделю – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела |
№ темы в разделе |
Название раздела, темы |
Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
|
Наглядная геометрия |
23 |
28 |
||
1. |
1. |
Первые шаги в геометрии |
1 |
1 |
2. |
2. |
Пространство и размерность |
1 |
1 |
3. |
3. |
Простейшие геометрические фигуры |
1 |
1 |
4. |
4. |
Конструирование из «Т» |
1 |
1 |
5. |
5. |
Куб и его свойства |
2 |
2 |
6. |
6. |
Задачи на разрезание и складывание фигур |
1 |
2 |
7. |
7. |
Треугольник |
1 |
2 |
8. |
8. |
Правильные многогранники |
2 |
1 |
9. |
9. |
Геометрические головоломки |
1 |
1 |
10. |
10. |
Измерение длины |
1 |
1 |
11. |
11. |
Измерение площади и объема |
2 |
2 |
12. |
12. |
Вычисление длины, площади и объема |
2 |
3 |
13. |
13. |
Окружность |
1 |
2 |
14. |
14. |
Геометрический тренинг |
1 |
1 |
15. |
15. |
Топологические опыты |
1 |
2 |
16. |
16. |
Задачи со спичками |
1 |
1 |
17. |
17. |
Зашифрованная переписка |
1 |
2 |
18. |
18. |
Задачи, головоломки, игры |
2 |
2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году |
№ урока в разделе |
Темы уроков |
Дата |
Примечания |
|
планируемая |
фактическая |
||||
I четверть – 8 часов |
|||||
1. |
|
Первые шаги в геометрии |
02 09 19 |
|
|
2. |
|
Пространство и размерность |
09 09 19 |
|
|
3. |
|
Простейшие геометрические фигуры |
16 09 19 |
|
|
4. |
|
Конструирование из «Т» |
23 09 19 |
|
|
5. |
|
Куб и его свойства |
30 09 19 |
|
|
6. |
|
Куб и его свойства |
07 10 19 |
|
|
7. |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур |
14 10 19 |
|
|
8. |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур |
21 10 19 |
|
|
II четверть – 7 часов |
|||||
9. |
|
Треугольник |
11 11 19 |
|
|
10. |
|
Треугольник |
18 11 19 |
|
|
11. |
|
Правильные многогранники |
25 11 19 |
|
|
12. |
|
Геометрические головоломки |
02 12 19 |
|
|
13. |
|
Измерение длины |
09 12 19 |
|
|
14. |
|
Измерение площади и объема |
16 12 19 |
|
|
15. |
|
Измерение площади и объема |
23 12 19 |
|
|
III четверть – 8 часов |
|||||
16. |
|
Вычисление длины, площади и объема |
13 01 20 |
|
|
17. |
|
Вычисление длины, площади и объема |
20 01 20 |
|
|
18. |
|
Вычисление длины, площади и объема |
27 01 20 |
|
|
19. |
|
Окружность |
03 02 20 |
|
|
20. |
|
Окружность |
10 02 20 |
|
|
21. |
|
Геометрический тренинг |
17 02 20 |
|
|
22. |
|
Топологические опыты |
02 03 20 |
|
|
23. |
|
Топологические опыты |
16 03 20 |
|
|
IV четверть – 5 часов |
|||||
24. |
|
Задачи со спичками |
06 04 20 |
|
|
25. |
|
Зашифрованная переписка |
13 04 20 |
|
|
26. |
|
Зашифрованная переписка |
20 04 20 |
|
|
27. |
|
Задачи, головоломки, игры |
27 04 20 |
|
|
28. |
|
Задачи, головоломки, игры |
18 05 20 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.