1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».
1.1 Нормативно-правовое обеспечение программы.
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» адресована обучающимся 4 класса «Б» МАОУ «Лицей №27» и разработана в соответствии с документами нормативно-правового обеспечения рабочих программ:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральные государственные образовательные стандарты НОО (приказ МО РФ от 06.10.2009 №373)
· Муниципальная программа « Развитие системы образования города Ростова-на-Дону» (постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.09.2014 №1110 (ред. От 25.07.2018)
· Образовательная программа МАОУ «Лицей №27» на 2021-2022 учебный год
· Примерная программа учебного предмета, курса «Литературное чтение»
· Годовой календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Положение о рабочей программе учебных курсов предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Лицей №27
1.2 Цель учебного предмета «Основы православной культуры»
Цель курса состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
1.3 Место комплексного учебного курса в учебном плане.
С 2012 - 2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в 4 классе в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.
1.4 Название учебно-методического комплекта используемого для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения
ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 –5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013. – 95с.: ил. ISBN 978-5-09-029880-3.
2. Планируемые результаты изучения курса «ОРКСЭ»
2.1 Личностными результатами изучения данного курса должны быть
следующие умения школьников:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.
2.2 Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
2.3. Предметные результаты.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
3. Содержание учебного курса
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. (16 часов)
1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России. (18 часов)
17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.
Готовят сообщение по выбранной теме.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
4. Календарно-тематическое планирование «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы православной культуры». 4-Б класса в 2021-2022 уч.год
№ п.п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
|
План |
Факт |
||||
1. |
03.09 |
|
Россия - наша Родина. |
1 |
С. 4-5, вопросы и задания с. 5. |
2. |
10.09 |
|
Культура и религия. |
1 |
С. 6-7, вопросы и задания с. 7. новые слова |
3. |
17.09 |
|
Человек и Бог в православии |
1 |
С. 8-11, вопросы и задания с.11 |
4. |
24.09 |
|
Православная молитва |
1 |
С. 12-15, вопросы и задания с.15 |
5. |
01.10 |
|
Библия и Евангелие |
1 |
С. 16-19, вопросы и задания с 19. новые слова |
6. |
08.10 |
|
Проповедь Христа |
1 |
С. 20-23, вопросы и задания с.23. |
7. |
15.10 |
|
Христос и Его крест |
1 |
С. 24-27, вопросы и задания с.27. Рассказ по иллюстрации. |
8. |
22.10 |
|
Пасха |
1 |
С. 28-31, вопросы и задания с.31. |
9. |
29.10 |
|
Православное учение о человеке |
1 |
С. 32-35, вопросы и задания с.35. прочитать «Это интересно» |
10. |
12.11 |
|
Совесть и раскаяние |
1 |
С. 36-39, вопросы и задания с.39. прочитать «Это интересно» |
11. |
19.11 |
|
Заповеди |
1 |
С. 40-41, вопросы и задания с.41. работа с иллюстрациями. |
12. |
26.11 |
|
Милосердие и сострадание |
1 |
С. 42-45, вопросы и задания с.45. |
13. |
03.12 |
|
Золотое правило этики |
1 |
С. 46-47, вопросы и задания с.47. |
14. |
10.12 |
|
Храм |
1 |
С. 48-51, вопросы и задания с.51. Выучить новые слова |
15. |
17.12 |
|
Икона |
1 |
С. 52-55, вопросы и задания, с. 55, подготовка творческих работ |
16. |
24.12 |
|
Подведение итогов |
1 |
|
17. |
14.01 |
|
Как христианство пришло на Русь |
1 |
С. 58-61, вопросы и задания с.61. |
18. |
21.01 |
|
Подвиг |
1 |
С. 62-63, вопросы и задания с. 63 |
19. |
28.01 |
|
Заповеди блаженств |
1 |
С. 64-67, вопросы и задания с.67. Выучить новые слова |
20. |
04.02 |
|
Зачем творить добро? |
1 |
С. 68-69, вопросы и задания с.69. |
21. |
11.02 |
|
Чудо в жизни христианина |
1 |
С. 70-71, вопросы и задания с.71. |
22. |
18.02 |
|
Православие о Божием суде |
1 |
С. 72-75, вопросы и задания с. 75. |
23. |
25.02 |
|
Таинство причастия |
1 |
С. 76-79, вопросы и задания с. 79. Выучить новые слова. |
24. |
04.03 |
|
Монастырь |
1 |
С. 80-83, вопросы и задания с.83. |
25. |
11.03 |
|
Отношение христианина к природе |
1 |
С. 84-85, вопросы и задания с.85. |
26. |
18.03 |
|
Христианская семья |
1 |
С. 86-87, вопросы и задания с.87. |
27. |
08.04 |
|
Защита Отечества |
1 |
С. 88-91, вопросы и задания с.91. |
28. |
15.04 |
|
Христианин в труде |
1 |
С. 92-93, вопросы и задания с.93. |
29. |
22.04 |
|
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
С. 94-95 вопросы и задания с.95. Подготовить творческие работы |
30. 31. |
29.04 06.05 |
|
Защита творческих проектов «Христианские заповеди». |
2 |
Творческая работа по выбранной теме. Написание эссе «Православная культура». |
32-34 |
13.05 20.05 27.05 |
|
Повторение. «Основы православной культуры». Подведение итогов |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
5.Система оценки достижения планируемых результатов
Оценивание результатов усвоения курса.
При преподавании курса ОПК предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОПК включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
5.1 График проведения проверочных и контрольных работ.
Формы контроля и варианты его проведения: индивидуальный (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока.
В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.
Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Примерные темы творческих работ:
1. Темы сочинений:
«Как я понимаю православие».
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества».
«Православный храм как произведение архитектуры».
«Экскурсия в православный храм».
«Православные святыни».
«Шедевры православной культуры».
«Православные праздники».
«Крещение Руси как начало великой русской культуры».
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям».
«Мое отношение к России».
«С чего начинается Родина».
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
«Мой дедушка – защитник Родины».
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».
2. Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
6. Практическая реализация целей и задач воспитания, осуществляемая в рамках урока.
С целью реализации воспитательного потенциала урока педагогический работник предполагает следующее:
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
− использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
7. Учебные пособия, учебно-методическая литература.
Для учителя:
1. CD. Электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», 2013 г.
2. DVD. Моя первая Библия. The Beginner's Bible.
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.
http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons – Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.
http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола.
www.diak-kuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.
http://www.otdelro.ru/ – Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Для учащихся:
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
4. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
5. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
6. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
7. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
8. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
9. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
10. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.