Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»
Рабочая программа по курсу
«Письмо и развитие речи.6класс»
Программа разработана
Илюшиной Т.В.
|
|
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по письму и развитию речи для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: 5-9 классы под ред. В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на развитие личности, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
-Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
-Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
При обучении языку используются следующие принципы:
-принцип коррекционно – речевой направленности;
-воспитывающий и развивающий принципы;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности обучения;
-принцип наглядности в обучении;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-урок развития речи.
Критерии оценки.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Грамматика, правописание и развитие речи (письмо).
Оценка устных ответов:
Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого оформление ответа.
Оценка « 5 » ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка « 4 » ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки « 5 », но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка « 3 » ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2 » ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка « 1 » за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающегося характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, свободные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.) Основные виды контрольных в 5-9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико- орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Объем текстов контрольных работ в 6 классе – 65 - 70 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
«Пять» – без ошибок.
«Четыре» – 1 -2 ошибки.
«Три» – 3- 5 ошибок.
«Два» – 6 -8 ошибок.
«Единица» – 8 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
Изложения и сочинения: - 45 - 70 слов. Могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. В 6 классе для изложения рекомендуется тексты повествовательного характера.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка « 5 » ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста ( темы ) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.
Оценка « 4 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное без искажений авторского текста ( темы ), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.
Оценка « 3 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное с отступлениями от авторского текста ( темы ), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.
Оценка « 2 » ставится за изложение ( сочинение ), в котором имеются значительные отступления от авторского текста ( тема не раскрыта ),имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Оценка « 1 » ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Объём словарного диктанта – 15 - 20 слов.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Общая характеристика учебного курса.
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших(5-9)классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
-овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
-получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств .
Социальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Грамматика и правописание.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы.
В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
В 6 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений в 6 классе имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. У учащихся в процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности учащихся с нарушениями интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 класса овладеть такими видами работ. Как изложение и сочинение.
Учащимся 6 класса прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого. Правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки.
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 – 4 классах, хотя внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Описание места учебного курса.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин.).
В 6 классе отведено 134 часа в год (4 часа в неделю согласно расписанию), из них 11 уроков развития речи (сочинения и изложения), 5 итоговых контрольных диктантов, 4 словарных диктанта (на проведение словарного диктанта на уроке отводится 15 минут), 6 контрольных работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Письма и развития речи» в 6 классе.
Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 6 классе является формирование следующих умений:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
· потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
· стремление к речевому самосовершенствованию;
· достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Вступать в диалог на уроке и в жизни.
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
· опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
· проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
· анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Содержание учебного курса.
Программа.
6 класс
(4 ч. в неделю).
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и. а,но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений. Практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях)
. Повторение пройденного за год.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов по программе осуществляется следующим образом:
Тема |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
Самостоятельные работы |
Контрольные диктанты |
Словарные диктанты |
Развитие речи |
Повторение. Звуки и буквы. Текст. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
Предложение. Текст. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
Состав слова. Текст. |
7 |
1 |
1 |
|
|
|
Правописание безударных гласных в корне |
3 |
|
|
1 |
|
|
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
3 |
|
|
|
|
|
Правописание приставок |
13 |
|
|
|
|
1 |
Части речи |
2 |
|
|
|
|
|
Имя существительное |
13 |
|
1 |
1 |
|
|
Изменение существительных по падежам |
13 |
1 |
1 |
|
|
|
Имя прилагательное |
5 |
|
|
|
|
|
Изменение прилагательных по родам и числам |
7 |
|
1 |
|
|
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода |
10 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Глагол |
4 |
|
|
|
|
|
Изменение глаголов по временам |
4 |
|
|
|
|
|
Изменение глаголов по числам |
6 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Предложение. Текст. |
2 |
|
1 |
|
|
|
Однородные члены предложения. |
4 |
|
|
|
|
|
Обращение |
4 |
|
|
|
|
|
Повторение |
4 |
|
|
|
|
|
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по разделам соответствует авторской программе под редакцией В.В.Воронковой.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
6 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся
|
1. |
Звуки и буквы |
9 часов |
Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой. Выполнение заданий по разграничению понятий. Практическое использование алфавита. Овладение орфографическими навыками.. Изучение гласных и согласных звуков. Различать звуки и буквы. Различать речевые и не речевые звуки. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схему Упражняться в правописании слов с ь и разделительным ь. Составление рассказа по иллюстрации. Составление рассказа по рисунку и вопросам. Упражняться в правописании слов с безударными гласными в корне слова. Упражняться в правописании слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова |
2. |
Слово Состав слова. |
26 часов |
Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова. Работа с предлогом как отдельным словом. Овладение орфографическими навыками. .Подбирание родственных слов. Составление рассказа по иллюстрации. Составление описания слова по плану. Разбор слова по составу. Составление рассказа по теме. Работа с деформированным текстом. |
3 |
Части речи |
2 часа |
Вспомнить части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, находить их по вопросам. Восстановление деформированного текста. |
4 |
Имя существительное |
25 часов |
.Словесное рисование с помощью имён существительных. Рисование словесных картинок. Составление сказки по рисунку и данным словосочетаниям Самостоятельная работа с учебником. Восстановление деформированного текста по картинкам. Деловое письмо. Упражняться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Определять падежи у имён существительных в единственном и множественном числе. Написание сочинения по картине. Написание изложения по плану. |
5. |
Имя прилагательное |
23 часа |
Согласование имён прилагательных с именами существительными. Работа с деформированным текстом. Письменный ответ на вопрос. Работа над описанием Изложение текста по плану |
6 |
Глагол |
16 часов |
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. |
7 |
Предложение. |
19 часов |
Составление предложений различных по интонации. Выделять главные члены предложения. распространять их. Письменные ответы на вопросы. Разбор предложений по членам. Составление предложений. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составление рассказа из деформированного текста по картинке. Нахождение в тексте однородных членов предложения. Распространение предложений. Пересказ текста с опорой на сделанную запись. Написание сжатого изложения. |
8 |
Повторение |
4 часа |
Составление текста по плану. Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту. Изложение текста по вопросам. Составление рассказа из деформированного текста. Определение падежей. Письменный ответ на вопрос к тексту. Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста. |
|
|
133 часа |
|
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации программы 1 учебный год.
В конце изучения курса учащиеся должны знать:
-способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих путём подбора родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
-строить простое распространённое предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно и письменно (по плану);
-пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение
1.Учебники:
Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 5-е издание – М., «Просвещение», 2019
2.Литература для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
2. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»
3. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»
4. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»
5. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение».
6. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / Шабалкова Т.П. – Волгоград: Учитель
7. Ожегов С.И.Словарь русского языка. -М., 2003.
3.Демонстрационные таблицы: «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки», «Состав слова», «Имя существительное», «Падежи», «Члены предложения», «Однородные члены предложения», «Склонения имён существительных».
4. Раздаточный материал: индивидуальные карточки, схемы, сигнальные карточки, иллюстративный материал. опорные таблицы, предметные картинки.
5. Технические средства обучения:
ПК.
Принтер.
Экран. Проектор.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
6 класс – 133 часа
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 6-А |
Дата 6-Б |
Словарные слова |
|
||
1 четверть – 32 часа |
|
|||||||
Повторение. Звуки и буквы. Текст – 10 часов |
|
|||||||
1 |
День знаний. |
1 |
02.09 |
02.09 |
|
|
||
2 |
Звуки и буквы. Текст. |
1 |
03.09 |
03.09 |
|
|
||
3 |
Гласные и согласные. Их различение. |
1 |
04.09 |
05.09 |
|
|
||
4 |
Безударные гласные в словах. |
1 |
05.09 |
06.09 |
|
|
||
5 |
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. |
1 |
09.09 |
09.09 |
|
|
||
6 |
Сомнительные гласные и согласные в словах. |
1 |
10.09 |
10.09 |
|
|
||
7 |
Текст. Части текста. Красная строка. |
1 |
11.09 |
12.09 |
|
|
||
8 |
Непроверяемые гласные и согласные в словах. |
1 |
12.09 |
13.09 |
|
|
||
9 |
Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы». |
1 |
16.09 |
16.09 |
|
|
||
10 |
Проверочная работа по теме «Звуки и буквы». |
1 |
17.09 |
17.09 |
|
|
||
Предложение. Текст – 10 часов |
|
|||||||
1 |
Предложение. Текст. |
1 |
18.09 |
19.09 |
|
|
||
2 |
Деление текста на предложения. |
1 |
19.09 |
20.09 |
|
|
||
3 |
Выделение главных и второстепенных членов предложения. |
1 |
23.09 |
23.09 |
|
|
||
4 |
Нераспространённые и распространённые предложения. |
1 |
24.09 |
24.09 |
Хозяин |
|
||
5 |
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. |
1 |
25.09 |
26.09 |
|
|
||
6 |
Распространение предложений с помощью рисунков. |
1 |
26.09 |
27.09 |
Конфета |
|
||
7 |
Распространение предложений с помощью вопросов. |
1 |
30.09 |
30.09 |
|
|
||
8 |
Однородные члены предложения. |
1 |
01.10 |
01.10 |
|
|
||
9 |
Закрепление знаний по теме «Предложение». |
1 |
02.10 |
03.10 |
|
|
||
10 |
Проверочная работа по теме «Предложение». |
1 |
03.10 |
04.10 |
|
|
||
Состав слова. Текст – 28 часов |
|
|||||||
1 |
Состав слова. Текст. |
1 |
07.10 |
07.10 |
|
|
||
2 |
Корень и однокоренные слова. |
1 |
08.10 |
08.10 |
|
|
||
3 |
Окончание как изменяемая часть слова. |
1 |
09.10 |
10.10 |
|
|
||
4 |
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. |
1 |
10.10 |
11.10 |
|
|
||
5 |
Приставка как часть слова. |
1 |
14.10 |
14.10 |
|
|
||
6 |
Изменение значения слова в зависимости от приставки. |
1 |
15.10 |
15.10 |
Горизонт |
|
||
7 |
Суффикс как часть слова. Разбор слова по составу. |
1 |
16.10 |
17.10 |
|
|
||
Правописание безударных гласных в корне – 3 часа |
|
|
|
|||||
8 |
Написание безударных гласных в корне. |
1 |
17.10 |
18.10 |
|
|
||
9 |
Проверяемые и проверочные слова. |
1 |
21.10 |
21.10 |
|
|
||
10 |
Проверка безударных гласных в корне. |
1 |
22.10 |
22.10 |
|
|
||
11 |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
1 |
23.10 |
24.10 |
|
|
||
12 |
Работа над ошибками диктанта. |
1 |
24.10 |
25.10 |
|
|
||
2 четверть – 31 час |
|
|||||||
Правописание звонких и глухих согласных в корне – 3 часа |
|
|||||||
13 |
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. |
1 |
05.11 |
05.11 |
|
|
||
14 |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. |
1 |
06.11 |
07.11 |
|
|
||
15 |
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. |
1 |
07.11 |
08.11 |
|
|
||
Правописание приставок – 13 часов |
|
|||||||
16 |
Приставка и предлог. |
1 |
11.11 |
11.11 |
Календарь |
|
||
17 |
Различение приставки и предлога. |
1 |
12.11 |
12.11 |
Комбайн |
|
||
18 |
Наблюдение за правописанием гласных в приставках. |
1 |
13.11 |
14.11 |
|
|
||
19 |
Правописание гласных в приставках. |
1 |
14.11 |
15.11 |
|
|
||
20 |
Правописание безударных гласных в корне и приставке. |
1 |
18.11 |
18.11 |
|
|
||
21 |
Текст. Деление текста на части по данному плану. |
1 |
19.11 |
19.11 |
Соревнование |
|
||
22 |
Наблюдение за правописанием согласных в приставках. |
1 |
20.11 |
21.11 |
|
|
||
23 |
Правописание приставок на согласную. |
1 |
21.11 |
22.11 |
|
|
||
24 |
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. |
1 |
25.11 |
25.11 |
|
|
||
25 |
Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком и без него. |
1 |
26.11 |
26.11 |
|
|
||
26 |
Закрепление знаний по теме «Состав слова». |
1 |
27.11 |
28.11 |
|
|
||
27 |
Проверочная работа по теме «Состав слова». |
1 |
28.11 |
29.11 |
|
|
||
28 |
Работа над ошибками. |
1 |
02.12 |
02.12 |
|
|
||
Части речи. Текст – 2 часа |
|
|||||||
1 |
Существительное, прилагательное, глагол. |
1 |
03.12 |
03.12 |
Богатство |
|
||
2 |
Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении. |
1 |
04.12 |
05.12 |
|
|
||
Имя существительное – 27 часов |
|
|||||||
1 |
Значение существительных в речи. |
1 |
05.12 |
06.12 |
|
|
||
2 |
Существительные, обозначающие явления природы. |
1 |
09.12 |
09.12 |
Растение |
|
||
3 |
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. |
1 |
10.12 |
10.12 |
|
|
||
4 |
Существительные, противоположные по значению. |
1 |
11.12 |
12.12 |
|
|
||
Род и число существительных – 2 часа |
|
|||||||
5 |
Различение существительных по родам. |
1 |
12.12 |
13.12 |
Прекрасный |
|
||
6 |
Изменение существительных по числам. |
1 |
16.12 |
16.12 |
|
|
||
Правописание имён собственных – 7 часов |
|
|||||||
7 |
Существительные собственные и нарицательные. |
1 |
17.12 |
17.12 |
|
|
||
8 |
Большая буква в именах собственных. |
1 |
18.12 |
19.12 |
|
|
||
9 |
Кавычки в именах собственных. |
1 |
19.12 |
20.12 |
|
|
||
10 |
Различение написаний существительных собственных и нарицательных. |
1 |
23.12 |
23.12 |
Океан |
|
||
11 |
Закрепление знаний по теме «Имя существительное». |
1 |
24.12 |
23.12 |
|
|
||
12 |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
1 |
25.12 |
24.12 |
|
|
||
13 |
Работа над ошибками диктанта. |
1 |
26.12 |
26.12 |
|
|
||
3 четверть – 39 часов |
|
|||||||
Изменение существительных по падежам – 13 часов |
|
|||||||
15 |
Понятие о склонении. |
1 |
09.01 |
09.01 |
|
|
||
16 |
Определение падежей существительных по вопросам. |
1 |
13.01 |
10.01 |
|
|
||
17 |
Определение падежей существительных по вопросам. |
1 |
- |
13.01 |
|
|
||
18 |
Именительный падеж – кто? что? |
1 |
14.01 |
14.01 |
|
|
||
19 |
Родительный падеж – кого? чего? |
1 |
15.01 |
16.01 |
|
|
||
20 |
Дательный падеж – кому? чему? |
1 |
16.01 |
17.01 |
|
|
||
21 |
Винительный падеж – кого? что? |
1 |
20.01 |
20.01 |
Мужчина Женщина |
|
||
22 |
Творительный падеж – кем? чем? |
1 |
21.01 |
21.01 |
|
|
||
23 |
Предложный падеж – о ком? о чём? |
1 |
22.01 |
23.01 |
Природа |
|
||
24 |
Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. |
1 |
23.01 |
24.01 |
Компас |
|
||
25 |
Понятие о начальной форме. |
1 |
27.01 |
27.01 |
|
|
||
26 |
Постановка существительных в начальную форму. |
1 |
28.01 |
28.01 |
|
|
||
27 |
Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. |
1 |
29.01 |
30.01 |
|
|
||
28 |
Проверочная работа по теме «Имя существительное». |
1 |
30.01 |
31.01 |
|
|
||
29 |
Работа над ошибками. |
1 |
03.02 |
03.02 |
|
|
||
Имя прилагательное – 23 часа |
|
|||||||
1 |
Имя прилагательное. |
1 |
04.02 |
04.02 |
|
|
||
2 |
Значение прилагательных в речи. |
1 |
05.02 |
06.02 |
|
|
||
3 |
Описание явлений природы с помощью прилагательных. |
1 |
06.02 |
07.02 |
|
|
||
4 |
Описание человека, животных с помощью прилагательных. |
1 |
10.02 |
10.02 |
|
|
||
5 |
Прилагательные, противоположные по значению. |
1 |
11.02 |
11.02 |
|
|
||
Изменение прилагательных по родам и числам – 7 часов |
|
|||||||
6 |
Изменение прилагательных по родам. |
1 |
12.02 |
13.02 |
|
|
||
7 |
Окончания прилагательных мужского рода. |
1 |
13.02 |
14.02 |
|
|
||
8 |
Окончания прилагательных женского рода. |
1 |
17.02 |
17.02 |
|
|
||
9 |
Окончания прилагательных среднего рода. |
1 |
18.02 |
18.02 |
Шоссе |
|
||
10 |
Определение родовых окончаний прилагательных. |
1 |
19.02 |
20.02 |
|
|
||
11 |
Изменение прилагательных по числам. |
1 |
20.02 |
21.02 |
Интересный |
|
||
12 |
Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. |
1 |
25.02 |
25.02 |
|
|
||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода – 11 часов |
|
|||||||
13 |
Понятие о склонении прилагательных. |
1 |
26.02 |
27.02 |
Солдат |
|
||
14 |
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. |
1 |
27.02 |
28.02 |
|
|
||
15 |
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
02.03 |
02.03 |
|
|
||
16 |
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
03.03 |
03.03 |
|
|
||
17 |
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
04.03 |
05.03 |
|
|
||
18 |
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
05.03 |
06.03 |
|
|
||
19 |
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
10.03 |
10.03 |
|
|
||
20 |
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
11.03 |
12.03 |
|
|
||
21 |
Закрепление знаний по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода». |
1 |
12.03 |
13.03 |
|
|
||
22 |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». |
1 |
16.03 |
16.03 |
|
|
||
23 |
Работа над ошибками. |
1 |
17.03 |
17.03 |
|
|
||
24 |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
1 |
18.03 |
19.03 |
|
|
||
25 |
Работа над ошибками диктанта. |
1 |
19.03 |
20.03 |
|
|
||
4 четверть – 31 час |
|
|||||||
Глагол – 16 часов |
|
|||||||
1 |
Понятие о глаголе. |
1 |
30.03 |
30.03 |
|
|
||
2 |
Значение глагола в речи. |
1 |
31.03 |
31.03 |
|
|
||
3 |
Глаголы, противоположные по значению. |
1 |
01.04 |
01.04 |
|
|
||
4 |
Различение существительных, прилагательных и глаголов. |
1 |
02.04 |
02.04 |
Соседи |
|
||
5 |
Различение существительных, прилагательных и глаголов. |
1 |
06.04 |
06.04 |
|
|
||
Изменение глаголов по временам – 4 часа |
|
|||||||
6 |
Настоящее время глаголов. |
1 |
07.04 |
07.04 |
|
|
||
7 |
Прошедшее время глаголов. |
1 |
08.04 |
08.04 |
|
|
||
8 |
Будущее время глаголов. |
1 |
09.04 |
09.04 |
|
|
||
9 |
Различение глаголов по временам. |
1 |
13.04 |
13.04 |
|
|
||
Изменение глаголов по числам – 9 часов |
|
|||||||
10 |
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. |
1 |
14.04 |
14.04 |
|
|
||
11 |
Единственное и множественное число глаголов будущего времени. |
1 |
15.04 |
15.04 |
Директор |
|
||
12 |
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. |
1 |
16.04 |
16.04 |
|
|
||
13 |
Текст. Связь частей в тексте. |
1 |
20.04 |
20.04 |
|
|
||
14 |
Закрепление знаний по теме «Глагол». |
1 |
21.04 |
21.04 |
|
|
||
15 |
Проверочная работа по теме «Глагол». |
1 |
22.04 |
22.04 |
|
|
||
16 |
Работа над ошибками по теме «Глагол». |
1 |
23.04 |
23.04 |
|
|
||
17 |
Контрольный диктант за год. |
1 |
27.04 |
27.04 |
|
|
||
18 |
Работа над ошибками диктанта. |
1 |
28.04 |
28.04 |
|
|
||
Предложение. Текст – 9 часов |
|
|||||||
1 |
Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
29.04 |
29.04 |
Апельсин |
|
||
Однородные члены предложения – 4 часа |
|
|||||||
2 |
Определение однородных членов предложения. |
1 |
30.04 |
30.04 |
|
|
||
3 |
Однородные члены предложения без союзов. |
1 |
06.05 |
06.05 |
|
|
||
4 |
Однородные члены предложения с союзом И. |
1 |
07.05 |
07.05 |
|
|
||
5 |
Однородные члены предложения без союзов и с союзом И. |
1 |
12.05 |
12.05 |
|
|
||
Обращение – 4 часа |
|
|||||||
6 |
Знакомство с обращением. |
1 |
13.05 |
13.05 |
|
|
||
7 |
Место обращения в предложении. |
1 |
14.05 |
14.05 |
Пожалуйста |
|
||
8 |
Закрепление знаний по теме «Предложение». |
1 |
18.05 |
18.05 |
|
|
||
9 |
Обобщение знаний по теме «Предложение». |
1 |
19.05 |
19.05 |
|
|
||
Повторение – 4 часа |
|
|||||||
1 |
Состав слова. |
1 |
20.05 |
20.05 |
|
|
||
2 |
Правописание гласных и согласных в корне и приставке. |
1 |
21.05 |
21.05 |
|
|
||
3 |
Имя существительное. |
1 |
25.05 |
25.05 |
|
|
||
4 |
Имя прилагательное. |
1 |
26.05 |
26.05 |
|
|
||
|
|
|
27.05 |
27.05 |
|
|
||
|
|
|
28.05 |
28.05 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.