Рабочая программа по курсу "Письмо и развитие речи 6 класс"

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Письмо и развитие речи 6 кл.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

          Владимирской области «Специальная (коррекционная)

           общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по курсу

«Письмо и развитие речи.6класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана

 Илюшиной Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2019 год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Настоящая программа по письму и развитию речи  для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: 5-9 классы под ред. В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.

      

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на развитие личности, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта.

   Цель:

         - воспитание  сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный  их пониманию текст.

2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

-Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

-Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

 

       При обучении языку используются следующие принципы:

-принцип коррекционно – речевой направленности;

-воспитывающий и развивающий принципы;

-принцип доступности обучения;

-принцип систематичности и последовательности обучения;

-принцип наглядности в обучении;

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

 

Методы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

 

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-урок развития речи.

 

Критерии оценки.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Грамматика, правописание и развитие речи (письмо).

Оценка устных ответов:

     Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого оформление ответа.

Оценка « 5 » ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка « 4 » ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки « 5 », но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка « 3 » ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами  и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка « 2 » ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка « 1 » за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ.

      К классным и домашним письменным работам обучающегося характера относятся упражнения, выполняемые в  целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, свободные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

     Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными  (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.) Основные виды контрольных в 5-9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание  грамматических заданий должно быть связано с грамматико- орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для  диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

 Объем текстов контрольных работ в 6 классе    – 65 - 70 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

«Пять»  – без ошибок.

«Четыре»  – 1 -2 ошибки.

«Три»  – 3- 5 ошибок.

«Два»  – 6 -8 ошибок.

«Единица»  – 8 и более ошибок.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

 Изложения и сочинения:  - 45 - 70  слов. Могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. В 6 классе для изложения рекомендуется тексты повествовательного характера.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка « 5 » ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста ( темы ) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.  

   Оценка « 4 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное без искажений авторского текста ( темы ), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.

Оценка « 3 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное с отступлениями от авторского текста ( темы ), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка « 2 » ставится за изложение ( сочинение ), в котором имеются значительные отступления от авторского текста ( тема не раскрыта ),имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Оценка « 1 »  ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

 

Объём словарного диктанта15 - 20 слов.

 

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

 

Общая характеристика учебного  курса.

         В школе  для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших(5-9)классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

-овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

-получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности  нравственных качеств .

        Социальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Грамматика и правописание.

          В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

 

Звуки и буквы.

       В 6 классе  продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

 

Слово.

      В 6 классе продолжается систематическое  изучение элементарного курса грамматики и правописания.

      Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.

      Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

 

Предложение.

      Изучение предложений  в 6 классе имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. У учащихся в процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

 

Связная речь.

     Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности учащихся с нарушениями интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные  вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 класса овладеть такими видами работ. Как изложение и сочинение.

     Учащимся 6 класса прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого. Правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

 

Графические навыки.

        Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 – 4 классах, хотя внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

 

Описание места учебного  курса.

      Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин.).

 В 6 классе отведено 134 часа в год (4 часа в неделю согласно расписанию), из них 11  уроков развития речи (сочинения и изложения), 5 итоговых контрольных диктантов, 4 словарных диктанта (на проведение словарного диктанта на уроке отводится 15 минут), 6 контрольных работ.

                       

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Письма и развития речи» в 6 классе.

Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 6 классе является формирование следующих умений:

·         понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

·         осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

·           потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

·           стремление к речевому самосовершенствованию;

·           достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

·            способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами изучения письма и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

·   Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

·   Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

·         умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

·   Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

·   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

·   Использовать  при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу,  источники по письму и развитию речи. С  помощью учителя  давать самооценку своей деятельности.

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·         Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

·          Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

·         Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников     (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

·         Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Вступать в диалог на уроке и в жизни.

·         адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

·         умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений

·         овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

·         опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

·         проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

·         анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Содержание учебного курса.

 

Программа.

6 класс

(4 ч. в неделю).

Звуки и буквы.

    Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые согласные.

 

Предложение. Текст.

     Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом  и.  Знаки препинания при однородных членах.

 

Слово.

    Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

    Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

   Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

   Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный твёрдый знак (ъ).

    Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

    Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.

     Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и  среднего рода с основой на шипящий.

  

   Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

 

    Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

    Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

    Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

 

Предложение.

    Простое предложение. Простые предложения  с однородными членами.

    Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

     Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и. а,но. Знаки препинания перед союзами.

     Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

 

Связная речь.

    Работа с деформированным текстом.

    Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.

    Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

    Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

    Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.

    Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

    Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

    Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений. Практической деятельности.

    Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях)

.    Повторение пройденного за год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения  разделов по программе осуществляется следующим образом:

 

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Контрольные диктанты

Словарные диктанты

Развитие речи

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

10

1

1

 

 

 

Предложение. Текст.

10

1

1

 

 

 

Состав слова. Текст.

7

1

1

 

 

 

Правописание безударных гласных в корне

3

 

 

1

 

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне

3

 

 

 

 

 

Правописание приставок

13

 

 

 

 

1

Части речи

2

 

 

 

 

 

Имя существительное

13

 

1

1

 

 

Изменение существительных по падежам

13

1

1

 

 

 

Имя прилагательное

5

 

 

 

 

 

Изменение прилагательных по родам и числам

7

 

1

 

 

 

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

10

1

1

1

 

 

Глагол

4

 

 

 

 

 

Изменение глаголов по временам

4

 

 

 

 

 

Изменение глаголов по числам

6

1

1

1

 

 

Предложение. Текст.

2

 

1

 

 

 

Однородные члены предложения.

4

 

 

 

 

 

Обращение

4

 

 

 

 

 

Повторение

4

 

 

 

 

 

 

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по разделам соответствует авторской программе под редакцией В.В.Воронковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

6 класс

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

1.

Звуки и буквы

9 часов

Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Практическое использование алфавита.

Овладение орфографическими навыками..

 Изучение гласных и согласных звуков.

Различать звуки и буквы.

Различать речевые и не речевые звуки.

 Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схему

Упражняться в правописании слов с ь и разделительным ь. Составление рассказа по иллюстрации.

Составление рассказа по рисунку и вопросам.

Упражняться в правописании слов с безударными гласными в корне  слова.

Упражняться в правописании слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова

2.

Слово Состав слова.

26 часов

Обозначать слово схемой.

 Сопоставлять схемы и слова.

Работа с предлогом как отдельным словом.

Овладение орфографическими навыками.

.Подбирание родственных слов.

Составление рассказа по иллюстрации.

Составление описания слова по плану.

Разбор слова по составу.

Составление рассказа по теме.

Работа с деформированным текстом.

3

Части речи

2 часа

Вспомнить части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, находить их по вопросам.

Восстановление деформированного текста.

4

Имя существительное

25 часов

.Словесное рисование с помощью имён существительных.

Рисование словесных картинок.

Составление сказки по рисунку и данным словосочетаниям

Самостоятельная работа с учебником.

Восстановление деформированного текста по картинкам.

Деловое письмо.

Упражняться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Определять падежи у имён существительных в единственном и множественном числе.

Написание сочинения по картине.

Написание изложения  по плану.

5.

Имя прилагательное

23 часа

Согласование имён прилагательных с именами существительными.

Работа с деформированным текстом.

Письменный ответ на вопрос.

Работа над описанием

 Изложение текста по плану

6

Глагол

16 часов

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

7

Предложение.

19 часов

Составление предложений различных по интонации.

Выделять главные члены предложения. распространять их.

Письменные ответы на вопросы.

Разбор предложений по членам.

Составление предложений.

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Составление рассказа из деформированного текста по картинке.

Нахождение в тексте однородных членов предложения.

Распространение предложений.

Пересказ текста с опорой на сделанную запись.

Написание сжатого изложения.

8

Повторение

 4 часа

Составление текста по плану.

Подбор родственных слов к данному слову.

Составление вопросов к тексту.

Изложение текста по вопросам.

Составление рассказа из деформированного текста.

Определение падежей.

Письменный ответ на вопрос к тексту.

Написание сочинения по плану и словосочетаниям.

Составление текста.

 

 

133 часа

 

 

Планируемые результаты изучения учебного  курса.

 

     Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации программы 1 учебный год.

 

В конце изучения курса учащиеся должны знать:

-способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

 

Учащиеся должны уметь:

-правильно обозначать звуки буквами на письме

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих путём подбора родственных слов;

-разбирать слово по составу;

-выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

-строить простое распространённое предложение с однородными членами;

-связно высказываться устно и письменно (по плану);

-пользоваться школьным орфографическим словарём.

 

               

 

                Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение

1.Учебники:

Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 5-е издание – М., «Просвещение», 2019

2.Литература для учителя:

1.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

2.      Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»

3.      Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»

4.      Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение»

5.      Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение».

6.      Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / Шабалкова Т.П. – Волгоград: Учитель

7.      Ожегов С.И.Словарь русского языка. -М., 2003.

3.Демонстрационные таблицы: «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки», «Состав слова», «Имя существительное», «Падежи», «Члены предложения», «Однородные члены предложения»,  «Склонения имён существительных».

4. Раздаточный материал: индивидуальные карточки, схемы, сигнальные карточки, иллюстративный материал. опорные таблицы, предметные картинки.

5. Технические средства обучения:

ПК.

Принтер.

Экран. Проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

 

6 класс – 133 часа

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата 6-А

Дата 6-Б

Словарные слова

 

1 четверть –  32 часа

 

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 10 часов

 

1

День знаний.

1

02.09

02.09

 

 

2

Звуки и буквы. Текст.

1

03.09

03.09

 

 

3

Гласные и согласные. Их различение.

1

04.09

05.09

 

 

4

Безударные гласные в словах.

1

05.09

06.09

 

 

5

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

1

09.09

09.09

 

 

6

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

10.09

10.09

 

 

7

Текст. Части текста. Красная строка.

1

11.09

12.09

 

 

8

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

12.09

13.09

 

 

9

Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы».

1

16.09

16.09

 

 

10

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».

1

17.09

17.09

 

 

Предложение. Текст – 10 часов

 

1

Предложение. Текст.

1

18.09

19.09

 

 

2

Деление текста на предложения.

1

19.09

20.09

 

 

3

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

23.09

23.09

 

 

4

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

24.09

24.09

Хозяин

 

5

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

1

25.09

26.09

 

 

6

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

26.09

27.09

Конфета

 

7

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

30.09

30.09

 

 

8

Однородные члены предложения.

1

01.10

01.10

 

 

9

Закрепление знаний по теме «Предложение».

1

02.10

03.10

 

 

10

Проверочная работа по теме «Предложение».

1

03.10

04.10

 

 

Состав слова. Текст – 28 часов

 

1

Состав слова. Текст.

1

07.10

07.10

 

 

2

Корень и однокоренные слова.

1

08.10

08.10

 

 

3

Окончание как изменяемая часть слова.

1

09.10

10.10

 

 

4

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

1

10.10

11.10

 

 

5

Приставка как часть слова.

1

14.10

14.10

 

 

6

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

15.10

15.10

Горизонт

 

7

Суффикс как часть слова. Разбор  слова по составу.

1

16.10

17.10

 

 

Правописание безударных гласных в корне – 3 часа

 

 

 

8

Написание безударных гласных в корне.

1

17.10

18.10

 

 

9

Проверяемые и проверочные слова.

1

21.10

21.10

 

 

10

Проверка безударных гласных в корне.

1

22.10

22.10

 

 

11

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

23.10

24.10

 

 

12

Работа над ошибками диктанта.

1

24.10

25.10

 

 

2 четверть – 31 час

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне – 3 часа

 

13

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

05.11

05.11

 

 

14

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

06.11

07.11

 

 

15

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

1

07.11

08.11

 

 

Правописание приставок – 13 часов

 

16

Приставка и предлог.

1

11.11

11.11

Календарь

 

17

Различение приставки и предлога.

1

12.11

12.11

Комбайн

 

18

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

1

13.11

14.11

 

 

19

Правописание гласных в приставках.

1

14.11

15.11

 

 

20

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

1

18.11

18.11

 

 

21

Текст. Деление текста на части по данному плану.

1

19.11

19.11

Соревнование

 

22

Наблюдение за правописанием согласных в приставках.

1

20.11

21.11

 

 

23

Правописание приставок на согласную.

1

21.11

22.11

 

 

24

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

1

25.11

25.11

 

 

25

Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком и без него.

1

26.11

26.11

 

 

26

Закрепление знаний по теме «Состав слова».

1

27.11

28.11

 

 

27

Проверочная работа по теме «Состав слова».

1

28.11

29.11

 

 

28

Работа над ошибками.

1

02.12

02.12

 

 

Части речи. Текст – 2 часа

 

1

Существительное, прилагательное, глагол.

1

03.12

03.12

Богатство

 

2

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

04.12

05.12

 

 

Имя существительное – 27 часов

 

1

Значение существительных в речи.

1

05.12

06.12

 

 

2

Существительные, обозначающие явления природы.

1

09.12

09.12

Растение

 

3

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.

1

10.12

10.12

 

 

4

Существительные, противоположные по значению.

1

11.12

12.12

 

 

Род и число существительных – 2 часа

 

5

Различение существительных по родам.

1

12.12

13.12

Прекрасный

 

6

Изменение существительных по числам.

1

16.12

16.12

 

 

Правописание имён собственных – 7 часов

 

7

Существительные собственные и нарицательные.

1

17.12

17.12

 

 

8

Большая буква в именах собственных.

1

18.12

19.12

 

 

9

Кавычки в именах собственных.

1

19.12

20.12

 

 

10

Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

1

23.12

23.12

Океан

 

11

Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

1

24.12

23.12

 

 

12

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

25.12

24.12

 

 

13

Работа над ошибками диктанта.

1

26.12

26.12

 

 

3 четверть – 39 часов

 

Изменение существительных по падежам – 13 часов

 

15

Понятие о склонении.

1

09.01

09.01

 

 

16

Определение падежей существительных по вопросам.

1

13.01

10.01

 

 

17

Определение падежей существительных по вопросам.

1

-

13.01

 

 

18

Именительный падеж – кто? что?

1

14.01

14.01

 

 

19

Родительный падеж – кого? чего?

1

15.01

16.01

 

 

20

Дательный падеж – кому? чему?

1

16.01

17.01

 

 

21

Винительный падеж – кого?  что?

1

20.01

20.01

Мужчина

Женщина

 

22

Творительный падеж – кем? чем?

1

21.01

21.01

 

 

23

Предложный падеж – о ком? о чём?

1

22.01

23.01

Природа

 

24

 Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

1

23.01

24.01

Компас

 

25

Понятие о начальной форме.

1

27.01

27.01

 

 

26

Постановка существительных в начальную форму.

1

28.01

28.01

 

 

27

Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний.

1

29.01

30.01

 

 

28

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

30.01

31.01

 

 

29

Работа над ошибками.

1

03.02

03.02

 

 

Имя прилагательное – 23 часа

 

1

Имя прилагательное.

1

04.02

04.02

 

 

2

Значение прилагательных в речи.

1

05.02

06.02

 

 

3

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

1

06.02

07.02

 

 

4

Описание человека, животных с помощью прилагательных.

1

10.02

10.02

 

 

5

Прилагательные, противоположные по значению.

1

11.02

11.02

 

 

Изменение прилагательных по родам и числам – 7 часов

 

6

Изменение прилагательных по родам.

1

12.02

13.02

 

 

7

Окончания прилагательных мужского рода.

1

13.02

14.02

 

 

8

Окончания прилагательных женского рода.

1

17.02

17.02

 

 

9

Окончания прилагательных среднего рода.

1

18.02

18.02

Шоссе

 

10

Определение родовых окончаний прилагательных.

1

19.02

20.02

 

 

11

Изменение прилагательных по числам.

1

20.02

21.02

Интересный

 

12

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

1

25.02

25.02

 

 

Склонение прилагательных мужского и среднего рода – 11 часов

 

13

Понятие о склонении прилагательных.

1

26.02

27.02

Солдат

 

14

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

1

27.02

28.02

 

 

15

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

02.03

02.03

 

 

16

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

03.03

03.03

 

 

17

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

04.03

05.03

 

 

18

Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

05.03

06.03

 

 

19

Творительный  падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

10.03

10.03

 

 

20

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

11.03

12.03

 

 

21

Закрепление знаний  по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

1

12.03

13.03

 

 

22

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

16.03

16.03

 

 

23

Работа над ошибками.

1

17.03

17.03

 

 

24

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

18.03

19.03

 

 

25

Работа над ошибками диктанта.

1

19.03

20.03

 

 

4 четверть – 31 час

 

Глагол – 16 часов

 

1

Понятие о глаголе.

1

30.03

30.03

 

 

2

Значение глагола в речи.

1

31.03

31.03

 

 

3

Глаголы, противоположные по значению.

1

01.04

01.04

 

 

4

Различение существительных, прилагательных и глаголов.

1

02.04

02.04

Соседи

 

5

Различение существительных, прилагательных и глаголов.

1

06.04

06.04

 

 

Изменение глаголов по временам – 4 часа

 

6

Настоящее время глаголов.

1

07.04

07.04

 

 

7

Прошедшее  время глаголов.

1

08.04

08.04

 

 

8

Будущее время глаголов.

1

09.04

09.04

 

 

9

Различение глаголов по временам.

1

13.04

13.04

 

 

Изменение глаголов по числам – 9 часов

 

10

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.

1

14.04

14.04

 

 

11

Единственное и множественное число глаголов будущего времени.

1

15.04

15.04

Директор

 

12

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.

1

16.04

16.04

 

 

13

Текст. Связь частей в тексте.

1

20.04

20.04

 

 

14

Закрепление знаний по теме «Глагол».

1

21.04

21.04

 

 

15

Проверочная работа по теме «Глагол».

1

22.04

22.04

 

 

16

Работа над ошибками по теме «Глагол».

1

23.04

23.04

 

 

17

Контрольный диктант за год.

1

27.04

27.04

 

 

18

Работа над ошибками диктанта.

1

28.04

28.04

 

 

Предложение. Текст – 9 часов

 

1

Виды предложений по цели высказывания.

1

29.04

29.04

Апельсин

 

Однородные члены предложения – 4 часа

 

2

Определение однородных членов предложения.

1

30.04

30.04

 

 

3

Однородные члены предложения без союзов.

1

06.05

06.05

 

 

4

Однородные члены предложения с союзом И.

1

07.05

07.05

 

 

5

Однородные члены предложения без союзов и  с союзом И.

1

12.05

12.05

 

 

Обращение – 4 часа

 

6

Знакомство с обращением.

1

13.05

13.05

 

 

7

Место обращения в предложении.

1

14.05

14.05

Пожалуйста

 

8

Закрепление знаний по теме «Предложение».

1

18.05

18.05

 

 

9

Обобщение знаний по теме «Предложение».

1

19.05

19.05

 

 

Повторение – 4 часа

 

1

Состав слова.

1

20.05

20.05

 

 

2

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

21.05

21.05

 

 

3

Имя существительное.

1

25.05

25.05

 

 

4

Имя прилагательное.

1

26.05

26.05

 

 

 

 

 

27.05

27.05

 

 

 

 

 

28.05

28.05