Рабочая программа по курсу
«Секреты слова»
по русскому языку для 4 класса.
Выполнила : Сергеева С.С.
Учитель начальных классов
МОУ гимназии № 10 г. Волгограда
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Секреты слова» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
3.Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
8. Примерное региональное Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области
9.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
10.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
11.Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
12.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Для разработки учебной программы использованы материалы:
1.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназии №10.
2. Устав ОУ
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика курса
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики, рассматриваются основные методы и пути познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа данного курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развиваетпознавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении
слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить
фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связейи аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написаниябукв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщитьматериал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Особенности содержания курса
Объектом изучения являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).
Формы проведения занятий
· беседа;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
· знакомство с научно – популярной литературой;
· конкурсы знатоков;
· участие в олимпиаде по русскому языку;
· устные журналы;
· проекты
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В содержании курса « Секреты слова 4 класс» предполагаются теоретические (23 часа) и практические (43 часа) занятия.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Основные методы и технологии
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ценностные ориентиры
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Место курса
Программа курса « Секреты слова 4 класс» рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся начальных классов.
Содержание курса
4 класс
Фонетика и орфоэпия 12 часов
Что такое орфоэпия?Что такое фонография или звукозапись? Сказки про буквы и звуки. Игры со словами. Интересные факты ударения. Игра-конкурс «В мире звуков».
Лексикология 42 часа
Имена вещей. Парад словарей русского языка. О словарях энциклопедических и лингвистических.В царстве смыслов много дорог.Многозначность слова.Слова, уходящие и слова – новички.Как и почему появляются новые слова?Как и почему появляются новые слова? «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.Об одном и том же - разными словами.Фразеологические обороты.Словари «чужих» слов.Пословицы и поговорки в ребусах.Слова - уходящие и слова – новички.Города и их жители. Творческие игры. Как составлять кроссворды. Слова-сорняки. Редактирование текста. Какой словарь поможет избежать ошибок? Какие бывают имена?Древнерусские фамилии. Конкурс знатоков «Ты наш друг, русский язык!»
Развитие речи 14 часов
Типы текста.Образные слова и выражения в нашей речи.Знакомство с основными видами изложений и сочинений.
Комплексная работа над структурой текста.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Фомы проведения занятий |
Оборудование и средства наглядности |
|
Теория |
Практика |
||||||
Фонетика и орфоэпия (12 часов) |
|||||||
1 |
Что такое орфоэпия? |
|
2 |
|
Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Использовать орфоэпические нормы в разговорной речи. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения. |
Беседа, презентация |
Словари, технические средства |
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
|
2 |
|
Овладение понятиями «фонография», «звукозапись», « фонография». Сравнивать: соотносить звук и букву. |
Беседа, презентация |
Словари, технические средства |
3 |
Сказки про буквы и звуки |
|
|
2 |
Создание собственных текстов по предложенным темам. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
· проект
|
Занимательный материал |
4 |
Поиграем со словами |
|
|
2 |
Классифицировать слова по заданному признаку. Проводить фонетический анализ слова. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. |
практические занятия с элементами игр и игровых элементов |
Дидактические игры |
5 |
Интересные факты ударения. |
|
2 |
|
Соблюдение норм произношения и правильной постановки ударения в словах. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. |
беседа, анализ и просмотр текстов |
художественные тексты |
6 |
Итоговая работа. Игра-конкурс «В мире звуков» |
|
|
2 |
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
конкурс |
Занимательный материал |
Лексикология (42 часа) |
|
|
|||||
7 |
Имена вещей. |
|
2 |
|
Определять значение слова, пользуясь толковым словарем. Выявление слов, значение которых требует уточнения. |
· самостоятельная работа с разнообразными словарями;
|
Словари, справочники |
8 |
Парад словарей русского языка О словарях энциклопедических и лингвистических. |
|
2 |
|
Представлять необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. |
работа с разнообразными словарями; с научно – популярной литературой, презентация |
Интернет – ресурсы, технические средства
|
9 |
В царстве смыслов много дорог. Многозначность слов. |
|
|
2 |
Наблюдать за использованием в тексте многозначных слов, слов-омонимов. Анализировать употребление слова в прямом и переносном значении. Подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. |
анализ и просмотр текстов |
художественные тексты |
10- 11 |
Слова, уходящие и слова – новички. Как и почему появляются новые слова? |
|
2 |
2 |
Анализировать уместность использования слов-неологизмов и слов-архаизмов в текстах. Накапливать опыт собственного использования речевых средств. |
Беседа, анализ и просмотр текстов |
художественные тексты |
12 |
Как возникают названия. Капитан и капуста. |
|
|
2 |
Ориентироваться самостоятельно в различных словарях, находить значение неизвестных слов. |
работа с разнообразными словарями; с научно – популярной литературой
|
Занимательный материал |
13 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
|
|
2
|
Ориентироваться в словарях и справочниках и работать с информацией, представленной в разных источниках.
|
работа с разнообразными словарями; с научно – популярной литературой |
Занимательный материал |
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
|
|
2 |
Оценивать уместность использования слов в тексте. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. |
практические занятия с дидактическим и раздаточным материалом, презентация |
Предметные картинки по русскому языку, аудиоматериалы |
15 |
Олимпиада. |
|
|
2 |
Анализировать свою работу. Удерживать учебную задачу. Выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи. Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений. Строить умозаключения и рассуждения. |
участие в олимпиаде по русскому язык |
технические средства, дидактический материал |
16 |
Фразеологические обороты. |
|
|
2 |
Уместное употребление в речи слов в прямом и в переносном значении в разных речевых ситуациях. |
практические занятия с дидактическим и раздаточным материалом, презентация |
Предметные картинки по русскому языку, аудиоматериалы, технические средства |
17 |
Словари «чужих» слов. |
|
2 |
|
Ориентироваться самостоятельно в различных словарях, находить значение неизвестных слов. |
беседа, работа с разнообразными словарями
|
Справочники, словари |
18 |
КВН по русскому языку. |
|
|
2 |
Анализировать свою работу. Удерживать учебную задачу. Выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи. Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений. Строить умозаключения и рассуждения. |
конкурс знатоков |
Занимательный материал |
19 |
Пословицы и поговорки в ребусах |
|
|
2 |
Работать с информацией, представленной в рисунках, таблицах. Понимать информацию, представленную в неявном виде. |
практическое занятие с элементами игр и игровых элементов |
Занимательный материал |
20 |
Города и их жители. |
|
|
2 |
Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения об объекте. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием справочной литературы. |
работа с разнообразными словарями; с научно – популярной литературой |
справочники |
21 |
Как составлять кроссворды и ребусы. |
|
|
2 |
Работать с информацией, представленной в рисунках, таблицах. Понимать информацию, представленную в неявном виде. |
самостоятельная работа, практические занятия с элементами игр |
Занимательный материал |
22 |
Творческие игры |
|
|
2 |
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. |
практические занятия с элементами игр |
Занимательный материал |
23 |
Слова-сорняки. Редактирование текста. |
|
|
2 |
Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки. |
практические занятия с элементами игр, просмотр видео |
аудиоматериалы |
45 |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
|
|
2 |
Осуществлять анализ объектов. Контролировать правильность написания. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки. Осознавать при работе над ошибками причины их появления и определять способы действий их предотвращения.
|
работа со словарями; практическое занятие с дидактическим и раздаточным материалом |
Предметные картинки по русскому языку, таблицы, иллюстрации |
25 |
Викторина «Конкурс грамотеев» |
|
|
2 |
Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.
|
викторина |
технические средства |
26 |
Какие бывают имена? Древнерусские фамилии. |
|
2 |
|
Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения об объекте. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием справочной литературы.
|
проект |
технические средства |
27 |
Конкурс знатоков «Ты наш друг, русский язык!» |
|
|
2 |
Анализировать свою работу. Удерживать учебную задачу. Выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи. Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений. Строить умозаключения и рассуждения. |
конкурс знатоков |
Дидактический материал |
Развитие речи (14 часов) |
|
|
|||||
28-29 |
Типы текста. |
|
2 |
2 |
Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа. |
анализ и просмотр текстов |
таблицы, схемы |
30 |
Образные слова и выражения в нашей речи. |
|
2 |
|
Оценивать уместность употребления слов в тексте. |
Устный журнал, презентация |
технические средства, дидактический материал |
31-32 |
Знакомство с основными видами изложений и сочинений.
|
|
2 |
2 |
Создание собственных текстов и корректирование заданных с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. |
Беседа, презентация |
Аудиоматериалы, таблицы, иллюстрации, технические средства |
33 |
Эмоциональная и интонационная выразительность. |
|
1 |
1 |
Наблюдение за интонацией в текстах. Игры. Составление плана мини-сочинения. |
Беседа, практическая работа |
технические средства, дидактический материал |
34 |
Комплексная работа над структурой текста. |
|
|
2 |
Анализировать и корректировать тексты. Соблюдать нормы речевого взаимодействия при общении. |
практическая работа |
Дидактический и раздаточный материал |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Материально – техническое обеспечение:
1. Интернет – ресурсы.
2. Предметные картинки по русскому языку.
3. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
4. Аудиоматериалы;
5. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
6. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
7. Толковые словари;
8. Справочники;
9. Этимологические словари.
10. Технические средства: проектор, компьютер, экран
11. Наглядные пособия (таблицы, плакаты)
Учебно-методическое обеспечение:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.
Результаты освоения курса и система их оценки
Личностные результаты:
Ø определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
Ø учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
Ø нести ответственность за свои поступки;
Ø быть способным к саморазвитию;
Ø осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
Ø уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
Ø осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
Ø развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
Ø работать по плану, планировать свои действия;
Ø высказывать и доказывать свою точку зрения;
Ø анализировать свою работу;
Ø удерживать учебную задачу;
Ø выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
Ø вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
Ø вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Ø концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
Ø сличать способ действия и его результат;
Ø соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
Ø выделять главное и второстепенное в собранном материале;
Ø использовать общие приемы решения задачи;
Ø контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ø выделять необходимую информацию из литературных источников;
Ø строить умозаключения и рассуждения;
Ø устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
Ø конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
Ø уметь слушать и слышать речь собеседника;
Ø уметь договариваться при совместной работе;
Ø ставить вопросы, обращаться за помощью;
Ø формулировать собственное мнение;
Ø строить монологичное высказывание;
Ø оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Ø формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
Ø оформлять результаты проектной деятельности;
Ø различать исследовательскую работу от проектной.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ø формулировать гипотезу и проблему исследования;
Ø пользоваться разными методами исследования;
Ø оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
Ø владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Система оценки планируемых результатов
Формы подведения итогов реализации программы.
Проверка результатов проходит в форме:
· игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
· тестирования,
· проведения самостоятельных работ.
· оформление газет
· участие в олимпиадах
Способ определения результативности:
В конце учебного года каждый ученик получает свидетельство:
· об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в 2 – 3 различных конкурсах);
· об окончании кружка (при условии посещения 50% занятий).
Данное свидетельство помещается в портфолио ученика.
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
· самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
· активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
· результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
· повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
· развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
· повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
· развитие личности.
Второй уровень результатов:
· участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
· заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
· приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
· участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
-стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса», «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса;
-текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
-итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.