Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 31.08.2023 г. Рук. _________Е.Ю.Гарькавая
|
Согласовано зам.директора по УВР ________Е.Ю.Гарькавая «_____» ___________2023 г. |
Утверждаю Директор МАОУ«СОШ №24» _____ К.М.Иванова-Александрова «_____» __________2023 г.
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
4а класс
2023-2024 учебный год
Саверьянова З.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г.Удачный, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (далее – ФРП «Финансовая грамотность»), на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год.
Программа адресована учащимся 4а класса МАОУ «СОШ №24» г. Удачный.
На изучение курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 4 классе отводится (1 час в неделю). Курс рассчитан на 34 часа.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование
«Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…»,
«если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма проведения |
|
План |
Факт. |
||||
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов) |
|||||
1 |
4.09 |
|
Как появились деньги? |
1 |
Беседа |
2 |
11.09 |
|
История монет |
1 |
Практическая работа |
3 |
18.09 |
|
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) |
1 |
Практика |
4 |
25.09 |
|
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» |
1 |
Практическая работа |
5 |
2.10 |
|
Бумажные деньги. |
1 |
Практическая работа |
6 |
9.10 |
|
Безналичные деньги. |
1 |
Беседа Практическая работа |
7 |
16.10 |
|
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? |
1 |
Беседа |
8 |
23.10 |
|
Исследование «Деньги современности». |
1 |
Практическая работа |
9 |
6.11 |
|
Представление результатов исследования. |
1 |
Практика |
10 |
13.11 |
|
Валюты. |
1 |
Практическая работа |
11 |
20.11 |
|
Интерактивная викторина «Деньги». |
1 |
Практическая работа |
12 |
27.11 |
|
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» |
1 |
Беседа Практическая работа |
13 |
4.12 |
|
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
1 |
|
Из чего складываются доходы в семье (8 часов) |
|||||
14 |
11.12 |
|
Откуда в семье берутся деньги |
1 |
Беседа |
15 |
18.12 |
|
Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. |
1 |
Практическая работа |
16 |
25.12 |
|
На что семьи тратят деньги? |
1 |
Практика |
17 |
15.01 |
|
Вот я вырасту и стану… |
1 |
Практическая работа |
18 |
22.01 |
|
Профессии будущего и настоящего. |
1 |
Практическая работа |
19 |
29.01 |
|
А чем занимаются банкиры? |
1 |
Беседа Практическая работа |
20 |
5.02 |
|
Как приумножить то, что имеешь? |
1 |
Беседа Практическая работа |
21 |
12.02 |
|
Как правильно планировать семейный бюджет? |
1 |
Беседа Практическая работа |
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) |
|||||
22 |
19.02 |
|
На что семья тратит деньги? |
1 |
Беседа Практическая работа |
23 |
26.02 |
|
Подсчитаем все расходы семьи. |
1 |
Беседа Практическая работа |
24 |
4.03 |
|
Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? |
1 |
Беседа Практическая работа |
25 |
11.03 |
|
Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. |
1 |
Беседа Практическая работа |
26 |
18.03 |
|
Бюджет Российской Федерации |
1 |
Беседа |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов) |
|||||
27 |
1.04 |
|
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника |
1 |
Беседа Практическая работа |
28 |
8.04 |
|
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения |
1 |
Беседа Практическая работа |
29 |
15.04 |
|
Если расходы превышают доходы, образуются долги |
1 |
Беседа Практическая работа |
30 |
22.04 |
|
Товары и услуги. Игра «Древо решений» |
1 |
Беседа Практическая работа |
31 |
29.04 |
|
Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия» |
1 |
Беседа |
32 |
6.05 |
|
Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта |
1 |
Защита проекта |
33 |
13.05 |
|
Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта |
1 |
Защита проекта |
34 |
20.05 |
|
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
1 |
Беседа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.