Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
3 кл
09.01.2023
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс
РП КТП ВД развитие математических способностей 3 класс.docx

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Развитие математических способностей»

начального общего образования

3 класс

 

   Рабочая программа по курсу «Развитие математических способностей» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования учебного плана; внеурочной деятельности для младших школьников Ю.И. Глаголевой «Развитие математических способностей» серия «Внеурочная деятельность», издательство «Просвещение»

   Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):

1. «Развитие математических способностей» серия «Внеурочная деятельность», Ю.И. Глаголева, издательство «Просвещение»

   Программа для 3 класса рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).

   Программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» адресована учащимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных); – личностных.

   Курс является важной составляющей работы как с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний и умений.

   Направление программы – общеинтеллектуальное.

   Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию неурочной деятельности школьников. Её реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

 

Цель программы:

   создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;

   построение фундамента для математического развития;

   формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

   пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики;

   расширение и углубление знаний по предмету;

   формирование приёмов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

   формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

   обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

   раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность;

   воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремлённость при решении нестандартных задач;

   организация работы с одарёнными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

 

Содержание программы

   Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников.

   Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины».

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом и ООПНОО в форме- теста.

 

 Требования к уровню освоения обучающимися

(личностных, метапредметных и предметных) результатов

 

Личностные 

   учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;

   ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

   внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.

Регулятивные

   принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   преобразовывать практическую задачу в познавательную;

   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

   осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

   использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

   ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

   осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

   произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные

   учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

   аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные

   иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

   устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

   группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

   использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

   проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);

   находить разные способы решения задачи;

   распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;

   вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;

   структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

   планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.

 

Формы занятий

   Методологическая основа реализации программы – системно-деятельностный подход, который предполагает следующую технологию проектирования и проведения учебного занятия: будучи формой учебной деятельности, занятие должно отражать её основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата.

   Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа, технологии КСО, занятие-мастерская, исследовательская деятельность, конструирование, изготовление учебных моделей.

   Продуктивности проведения занятия внеурочной деятельности способствует осуществление целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на учебном занятии – индивидуальной или групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии.

 

Оценка достижения планируемых результатов

   Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности отличается от системы оценивания на уроках отсутствием пятибалльной отметки. Оценка знаний и умений обучающихся является качественной (возможно, рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе защиты способов решения задач учащимися, представления результатов исследовательской деятельности и учебного сотрудничества при решении учебно-познавательных и практических задач.

   Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех учащихся.

   Основным критерием при оценке достижений учащихся является не факт решения задачи, а процесс решения данной задачи. Не все действия при решении нестандартной задачи ученик способен выполнить самостоятельно, поэтому задачей учителя является поддержание интереса к решению задачи, сопровождение процесса решения задачи (использование рисунков, схем, памяток, алгоритмов), сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При формировании рабочих групп важно, чтобы с одной стороны, учащиеся могли оказывать друг другу поддержку, помощь в решении задачи, но с другой стороны, избегать ситуации, когда математически одарённый ребёнок берёт решение задачи на себя, исключая познавательную активность других учащихся.

   Для оценки процесса решения нестандартной задачи или деятельности ученика на занятии внеурочной деятельности могут быть использованы карточки самооценки и взаимооценки.

   В процессе оценивания результативности занятий могут учитываться результаты участия и побед младших школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.   Однако данный показатель не может выступать как приоритетный.

 

Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

 

·         решение занимательных задач;

·         оформление математических газет;

·         участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         решение проектных задач;

·         самостоятельная работа;

·         работа в парах, в группах;

·         творческие работы.

 

Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования.

 

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества (8 часов)

Магический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.

Арифметические действия и задачи (17 часов)

Числа от 1 до 100. Задачи на части. Чётные/нечётные числа. Числовые выражения. Порядок действий. Задачи на части. Числовые выражения. Решение задач с пропорциональными величинами. Числа от 1 до 1000. Рациональные вычисления. Решение задач.

Работа с информацией (3 часа)

Таблицы. Задачи-расчёты.

Геометрические фигуры и величины (6 часов)

Треугольник. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника.

 

Межпредметные связи учебного предмета, курса.

   Программа связана с предметными областями учебного плана «Математика и информатика».  Курс «Развитие математических способностей» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

   Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

 

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

8 часов

2.

Арифметические действия и задачи

17 часов

3.

Работа с информацией

3 часа

4.

Геометрические фигуры и величины

6 часов

 

Итог:

34 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей»

3 класс

 

п/п

Дата

 

Тема урока

Кол-во

часов

 

План

Факт

 

 

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества – 8 ч.

1

 

 

1.1 Магический квадрат

1

2

 

 

1.2 Комбинаторные задачи

1

3

 

 

1.3 Комбинаторные задачи

1

4

 

 

1.4 Логические задачи

1

5

 

 

1.5 Логические задачи

1

6

 

 

1.6 Задачи на множества

1

7

 

 

1.7 Задачи на множества

1

8

 

 

1.8 Задачи на множества

1

 

 

 

Арифметические действия и задачи – 17 ч.

 

9

 

 

2.1. Числа от 1 до 100

1

10

 

 

2.2. Задачи на части

1

11

 

 

2.3. Чётные/нечётные числа

1

12

 

 

2.4. Чётные/нечётные числа

1

13

 

 

2.5. Чётные/нечётные числа

1

14

 

 

2.6. Числовые выражения. Порядок действий

1

15

 

 

2.7. Задачи на части

1

16

 

 

2.8. Задачи на части

1

17

 

 

2.9. Числовые выражения

1

18

 

 

2.10. Решение задач с пропорциональными величинами

1

19

 

 

2.11. Решение задач с пропорциональными величинами

1

20

 

 

2.12. Решение задач с пропорциональными величинами

1

21

 

 

2.13. Числа от 1 до 1000

1

22

 

 

2.14. Рациональные вычисления

1

23

 

 

2.15. Рациональные вычисления

1

24

 

 

2.16. Решение задач

1

25

 

 

2.17. Решение задач

1

 

 

 

Работа с информацией – 3 ч.

 

26

 

 

3.1. Таблицы

1

27

 

 

3.2. Задачи-расчёты

1

28

 

 

3.3. Задачи-расчёты

1

 

 

 

Геометрические фигуры и величины – 6 ч.

 

29

 

 

4.1. Треугольник

1

30

 

 

4.2. Периметр многоугольника.

1

31

 

 

4.3. Площадь прямоугольника

1

32

 

 

4.4. Площадь прямоугольника

1

33

 

 

4.5. Площадь прямоугольника.

1

34

 

 

4.6 Промежуточная аттестация

1

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» начального общего образования 3 класс

Содержание программы соответствует основным темам

Содержание программы соответствует основным темам

Предметные иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному…

Предметные иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному…

Для оценки процесса решения нестандартной задачи или деятельности ученика на занятии внеурочной деятельности могут быть использованы карточки самооценки и взаимооценки

Для оценки процесса решения нестандартной задачи или деятельности ученика на занятии внеурочной деятельности могут быть использованы карточки самооценки и взаимооценки

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 3 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 3 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023