Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 33»
__________/Т.В.Снегирь/
|
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 33»
_______________/Л.Н. Потрусова/ Приказ от 31.08.2016 г № ____
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
спортивно – оздоровительное направление
для обучающихся 2 а, ж, з классов МБОУ «СОШ № 33»
|
Составители: учителя начальных классов: Шевцова Любовь Александровна, учитель I категории; Хорошкина Ольга Владимировна, учитель I категории; Герасимова Наталья Сергеевна, учитель высшей категории. |
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (кружка), разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования и на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» авторского коллектива: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Начальной школы XXI века» и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа предназначена для обучения учащихся 2 класса по ОС «Начальная школа XXI века».
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю при 34 учебных неделях).
Учебные пособия:
Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2015. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение выдвигать гипотезы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ |
Тематический блок, раздел курса |
Кол-во часов |
Основное содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Этический блок |
6 ч |
Важность знания человеком основ здорового образа жизни и применения его на практике. Зачем я на этой земле. Понятия: красота мира, красота жизни и красота природы. Место человека в природе. Красота – внешняя и внутренняя. Понятия: вандализм, созидание, разрушение. Взаимосвязь всего живого на Земле. |
Кружок |
Решать проблему: зачем я на этой земле. Рассуждать, анализировать, прислушиваться к мнению товарищей. Высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Приводить примеры положительных и отрицательных ситуаций, раскрывающих человеческие отношения. Работать в паре, создать памятку «Как сберечь красоту». Приводить примеры взаимосвязи всего живого на Земле. Выполнять задания в тетради. |
2 |
Психологический блок |
8 ч |
Что такое эмоции и как они проявляются. Понятия: мимика, пантомимика. Как по позе, жестам и мимике понять состояние человека. Игры на развитие пантомимики. Понятие – саморегуляция. Управление собой (саморегуляция) с помощью воли: регулировка своих движений, своих чувств, своих желаний. Понятие – право человека. Всеобщая декларация прав человека и основные права человека нашей страны. Нарушение прав человека на конкретных примерах из литературных произведений. |
Кружок
|
Знакомиться с понятиями: мимика, пантомимика. Работать с иллюстрациями, выяснять какие эмоции, выражают люди на них. Работая в паре, изображать различные эмоции. Анализировать свои эмоции и изображать цветом. Участвовать в игре на развитие пантомимики. Работать с рисунками и схемами. Анализировать жизненные ситуации, приводить примеры из своей жизни. Анализировать своё состояние и изображать цветом. Читать рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы». Анализировать содержание. Делать выводы. Составлять в группе «Правила дружбы». Обсуждать сюжеты сказок, в которых нарушены права героев. Придумывать вопросы к текстам. Сравнивать характеристики, находить отличия и схожесть в поведении и общении. Выполнять задания в тетради. |
3 |
Правовой блок |
4 ч |
Культурный человек. Правила поведения в общественных местах (транспорт, театр, места отдыха, природа, школа, детские праздники). Понятия: этика и этикет. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Как связаны между собой правильное поведение человека его красота и здоровье. Что такое аккуратный и опрятный человек. |
Кружок |
Работая в группе, формулировать правила поведения в общественных местах (транспорт, театр, места отдыха, природа, школа, детские праздники). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать о занятии семьи в свободное время. Работать с иллюстративным материалом. Составлять памятку «Правила поведения». Обсуждать истории о поведении детей в различных ситуациях. Готовить сообщение «Что я могу изменить в себе?» Участвовать в беседе «Дадим совет, как победить вредные привычки». Обсуждать проблемы в группе. Выполнять задания в тетради. |
4 |
Семьеведческий блок |
6 ч |
Семья, взаимодействие всех членов семьи во время праздников и обычных дней. Что такое «чистота» и почему она является залогом здоровья. Несоблюдение гигиенических норм и правил, их последствия для здоровья человека. Правила гигиены школьника. Проблемные ситуации, связанные с несоблюдением гигиенических норм и правил в быту (на кухне, в комнате, коридоре, комнатах гигиены). Правила гигиены жилища. Уборка в помещении. Что такое домашние обязанности. «Мужские» и «женские» обязанности. Примеры заботы школьников о домашнем хозяйстве. Взаимодействие членов семьи при ведении общего хозяйства, какие обязанности и права есть у каждого человека в семье. Правила жизни в семье. Как нужно и как нельзя вести себя с близкими людьми. |
Кружок |
Готовить в группе рассказы о занятиях семьи в свободное время, взаимодействии всех членов семьи во время праздников и обычных дней. Обсуждать проблемные ситуации, происходящие дома. Решать, какие меры необходимы для поддержания чистоты и как они влияют на оздоровление организма. Разрабатывать правила гигиены школьника, жилища. Приводить примеры заботы школьников о домашнем хозяйстве. Выполнять задания в тетради. |
5 |
Медико-гигиенический блок |
10 ч |
Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». Правила безопасного поведения во время болезни и несчастных случаев. Как спорт влияет на здоровье. Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Правила организации труда и отдыха. Режим дня. Понятие «физическая культура»; значение физической культуры для здоровья человека. Правила закаливания. Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Культура питания, правила поведения за столом. Понятие «рациональное питание, разумное питание». Понятия «белки, жиры, углеводы» и необходимость их употребления. Понятия «белки» и необходимость их употребления в пищу. Понятиями «углеводы» и необходимость их употребления в пищу. Какие продукты и как часто необходимо употреблять в пищу с целью обогащения организма «витаминами». Разновидность витаминов и полезные свойства их влияния на организм человека. Правила здорового образа жизни, как способ проявления личной ответственности перед самим собой. |
Кружок |
Обсуждать правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь». Работать с иллюстрациями. Анализировать свою деятельность. Участвовать в практической работе по составлению режима дня и анализировать его с целью грамотного распределения времени в течение суток. Обсуждать, какие продукты и как часто необходимо употреблять в пищу с целью обогащения организма «жирами», «белками», «углеводами», «витаминами». Участвовать в беседе «Соблюдение правил здорового образа жизни». Выполнять задания в тетради. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма проведения |
Количество часов |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
||||
|
Этический блок |
|
6ч |
|
|
1 |
Вводный урок. Зачем я на этой земле. |
Круглый стол |
1ч |
1 нед.
02.09.16-10.09.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
2 |
Природа и человек. Красота мира, жизни и природы. |
Беседа |
1ч |
2 нед.
12.09.16-17.09.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
3 |
Красота – внешняя и внутренняя. Красота души и человеческих отношений. |
Беседа |
1ч |
3 нед.
19.09.16-24.09.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
4 |
Красота, созданная руками человека. Как сберечь красоту. |
Практическая работа |
1ч |
4 нед.
26.09.16-01.10.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
5 |
Вандализм. Созидание и разрушение. |
Беседа |
1ч |
5 нед.
03.10.16-08.10.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
6 |
Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого. |
Беседа |
1ч |
6 нед.
10.10.16-15.10.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
|
Психологический блок |
|
8 ч |
|
|
7 |
Эмоции. Влияние эмоций на поведение человека. |
Самоанализ и самооценка |
1ч |
7 нед.
17.10.16-22.10.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
8 |
Учусь понимать себя и людей. |
Игра |
1ч |
8 нед.
24.10.16-28.10.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
9 |
Как я могу владеть своим телом. |
Игра |
1ч |
9 нед.
07.11.16-12.11.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
10 |
Знакомство с навыками саморегуляции. |
Самоанализ и самооценка |
1ч |
10 нед.
14.11.16-19.11.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
11 |
Развитие навыков общения. |
Практическая работа |
1ч |
11 нед.
21.11.16-25.11.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
12 |
Права человека. |
Беседа |
1ч |
12 нед. 2 триместр 28.11.16-03.12.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
13 |
Права человека в современном обществе. |
Постановка и решение проблемных вопросов |
1ч |
13 нед.
05.12.16-10.12.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
14 |
Дружба мальчиков и девочек: совместная деятельность. Культура общения полов. |
Наблюдение |
1ч |
14 нед.
12.12.16-17.12.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
|
Правовой блок |
|
4 ч |
|
|
15 |
Культура поведения. Правила поведения в общественных местах. Этика. Этикет. |
Практическая работа |
1ч |
15 нед.
19.12.16-24.12.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
16 |
Уважение к старшим. Забота о младших. |
Беседа |
1ч |
16 нед.
26.12.16-29.12.16 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
17 |
Правила поведения: красота и здоровье человека. Аккуратность и опрятность. |
Практическая работа |
1ч |
17 нед.
11.01.17-14.01.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
18 |
Санитарно-гигиенические нормы. Вредные привычки. |
Беседа |
1ч |
18 нед.
16.01.17-21.01.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
|
Семьеведческий блок |
|
6 ч |
|
|
19 |
Дом, где ты живешь. |
Творческая работа |
1ч |
19 нед.
23.01.17-28.01.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
20 |
Чистота – залог здоровья! |
Проект |
1ч |
20 нед.
30.01.17-04.02.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
21 |
Гигиена тела человека. |
Практическая работа |
1ч |
21 нед.
06.02.17-11.02.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
22 |
Гигиена жилища. |
Практическая работа |
1ч |
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
23 |
«Мужские» и «женские» обязанности. |
Диспут |
1ч |
22 нед.
13.02.17-18.02.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
24 |
Правила жизни в семье. Взаимодействие всех членов семьи. |
Наблюдение |
1ч |
23 нед.
20.02.17-25.02.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
|
Медико-гигиенический блок |
|
10 ч |
|
|
25 |
Как легче болеть и быстро выздоравливать? |
Беседа |
1ч |
24 нед.
27.02.17-03.03.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
26 |
Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! |
Самоанализ и самооценка |
1ч |
25 нед. 3 триместр 06.03.17-11.03.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
27 |
В здоровом теле – здоровый дух. Режим дня. |
Практическая работа |
1ч |
26 нед.
13.03.17-18.03.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
28 |
Занятия физической культурой и закаливание. |
Беседа |
1ч |
27 нед.
20.03.17-25.03.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
29 |
Правильное питание. Личная гигиена. |
Беседа |
1ч |
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
30 |
Из чего состоит наша пища. Белки. |
Исследование |
1ч |
28 нед.
03.04.17-08.04.17
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
31 |
Из чего состоит наша пища. Углеводы. |
Исследование |
1ч |
29 нед.
10.04.17-15.04.17 |
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
32 |
Из чего состоит наша пища. Жиры. |
Исследование |
1ч |
30 нед.
17.04.17-22.04.17
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
33 |
Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. |
Исследование |
1ч |
31 нед.
24.04.17-29.04.17
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
34 |
Здоровый образ жизни. Обобщение. |
Круглый стол |
1ч |
32 нед.
02.05.17-06.05.17
|
2 а- __.___ 2016г. 2 ж- __.___ 2016г. 2 з- __.___ 2016г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.