Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«За страница учебника математики»
Предметная область - научно-познавательная
Класс – 6
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год
Составитель:
Леухина Виктория Игоревна
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. 3
2. Планируемые результаты изучения учебного курса. 6
3. Содержание курса внеурочной деятельности. 9
4. Список использованных источников: 10
План внеурочной деятельности МБОУ СШ обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав, структуру направлений и форм внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ СШ составлен в соответствии со следующими документами:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу 01.08.2020 года);
· Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №» города;
· Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ №;
· Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 213 от 28.08.2020.
При разработке внеурочной деятельности были использованы методические рекомендации:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. 03-255 «0 введении федерального государственного образовательного рекомендации есть стандарта общего образования»;
- Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 12 организации мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внеурочном введении федерального государственного образовательного стандарта деятельности общего образования».
Организацию внеурочной деятельности МБОУ СШ №29 регламентируют следующие документы:
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
- Локальные акты МБОУ СШ;
- Правила внутреннего распорядка МБОУ СШ №;
- Договор образовательного учреждения с родителями (законными реализацию представителями) обучающихся;
- Положение о формах самоуправления в МБОУ СШ ;
- Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;
- Должностные инструкции работников МБОУ СШ;
- Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Сборник программ внеурочной деятельности «Математическая гармония: метод. рекомендации для учителей математики / под общ. Ред О.В. Сафоновой. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. - 72 с.-(Серия «Реализация ФГОС ООО»)
2. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения (методические рекомендации). /Автор Е.Л.Петренко /Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
Цель программы «За страницами учебника математики» - сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большего круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни; способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств логического мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи программы
Предметные задачи:
ü развивать математический кругозор, математическую интуицию и наблюдательность школьников через приобщение к новому для них миру геометрических фигур и тел; создать условия для формирования общематематических понятии и идей, для понимания их происхождения из практики; способствовать осознанию учащимися роли геометрии и математики в целом как инструмента познания мира;
ü формировать у учащихся рациональные приёмы овладения системой математических знаний и умений; представления о правилах конструирования определений, формулирования выводов; о способах планирования и проведения наблюдений и экспериментов в математике;
ü исследованиях; прививать навыки самостоятельной математической деятельности;
ü развивать абстрактное мышление, пространственное воображение обучающихся на основе игровых ситуаций; формировать готовность свободно и осознанно оперировать геометрическими терминами;
ü развивать мотивацию к дальнейшему овладению математическими знаниями.
Метапредметные задачи:
ü содействовать формированию у школьников преставлений о6 истоках познания и знания, о социальной ценности познания и исследовательской деятельности, о месте и роли математики в человеческой культуре;
ü заложить основы знаний о способах самостоятельного поиска, анализа и обработки информации; о логике и правилах научного исследования; формировать умение ставить задачу и эвристические приёмы поиска решения;
ü развивать умение работать индивидуально, научить осуществлять самоконтроль и самооценку в организуемой деятельности;
ü формировать представления о правилах конструктивной групповой работы, умение организовывать совместную деятельность с педагогами, сверстниками, старшими и младшими товарищами, в том числе познавательную и учебно-исследовательскую деятельность;
ü формировать представления об основах разработки проектов;
ü формировать элементарные навыки в области черчения; развивать речь, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в организуемых игровых ситуациях, выполнения проектных заданий.
Личностные задачи:
ü содействовать присвоению основных общечеловеческих ценностей и норм поведения; развивать ценностные отношения школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, к природе и биологическому разнообразию жизни; к человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности); к общечеловеческой культуре, знанию; формировать личную и взаимную ответственность;
ü способствовать удовлетворению личных познавательных интересов, их углублению и развитию;
ü развивать способности детей: мелкую моторику руки, глазомер, двигательные способности; художественный вкус, творческие способности и фантазию; выявлять и развивать математические способности в широком смысле слова;
ü способствовать формированию культуры труда и совершенствованию трудовых навыков;
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
· развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
· креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
· формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
· выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
· стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
· способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
· сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
· совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
· проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
· использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
· в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
· освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
· уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
· успешно выступать на математических соревнованиях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
· устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
· интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
Мир чисел. (5 ч.)
Как возникло слово математика. Счет у первобытных людей. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, решение логических задач.
Проценты. Основные задачи на проценты. (10 ч.)
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению логических задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах логического решения.
Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (10 ч.)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, изменения тарифов, пеня и др. выполнение тренировочных упражнений.
Олимпиадные задачи. (8 ч.)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Защита проектов. (2 ч.)
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение различных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Разделы программы и темы занятий |
Кол- во часов |
Дата по плану
|
Дата фактически |
|
Мир чисел (5 ч.) |
|||
1. |
Как возникло слово «математика» |
1 |
|
|
2. |
Мир чисел |
1 |
|
|
3. |
Приемы устного счета |
1 |
|
|
4. |
Решение логических задач |
1 |
|
|
5. |
Решение логических задач |
1 |
|
|
|
Проценты. Основные задачи на проценты. (10 ч.) |
|||
6. |
Задачи на части |
1 |
|
|
7. |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
8. |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
9. |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
10. |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
11. |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
12. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
|
13. |
Решение задач на движение |
1 |
|
|
14. |
Решение задач на движение |
1 |
|
|
15. |
Решение задач на движение |
1 |
|
|
|
Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (10 ч.) |
|||
16. |
Нахождение процентного отношения |
1 |
|
|
17. |
Нахождение процентного отношения |
1 |
|
|
18. |
Применение процентов в реальной жизни |
1 |
|
|
19. |
Применение процентов в реальной жизни |
1 |
|
|
20. |
Логические задачи на проценты |
1 |
|
|
21. |
Логические задачи на проценты |
1 |
|
|
22. |
Банковские расчеты |
1 |
|
|
23. |
Банковские расчеты |
1 |
|
|
24. |
Банковские расчеты |
1 |
|
|
25. |
Олимпиадные задачи |
1 |
|
|
|
Олимпиадные задачи. (8 ч.) |
|||
26. |
Олимпиадные задачи |
1 |
|
|
27. |
Олимпиадные задачи |
1 |
|
|
28. |
Олимпиадные задачи |
1 |
|
|
29. |
Решение текстовых задач с конца |
1 |
|
|
30. |
Решение текстовых задач с конца |
1 |
|
|
31. |
Задачи на переливание |
1 |
|
|
32. |
Великие математики |
1 |
|
|
33. |
Математические фокусы |
1 |
|
|
|
Защита проектов. (2 ч.) |
|||
34. |
Защита проектов |
1 |
|
|
35. |
Защита проектов |
1 |
|
|
|
Всего |
35 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.