Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО.. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
Рабочая программа по курсу
«Зеленый мир Забайкалья»
6 класс.
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
с. Волочаевка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по модулю «Растительный мир Забайкальского края» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
20. Программы под руководством Корсун О.В., Гилевой М.В.
21. Пособия и рабочей тетради «Зелёный мир Забайкальского края» (авторы: Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б.)
Цель курса: создать условия для воспитания ответственного отношения к природе родного края и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с многообразием растительного мира родного края;
- познакомить учащихся с особенностями природы Забайкалья, с историей освоения и исследований;
- привить навыки практического использования лекарственных и культурных растений Забайкальского края;
- дать учащимся информацию о действиях при встрече с ядовитыми растениями и животными.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Особенности класса – общеобразовательный.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Литературы, которая может познакомить учащихся с природой родного края, крайне мало. Данный курс не только познакомит учащихся с флорой родного края, но и научит понимать и любить природу своего края, эффективно содействовать ее охране.
Отличительная особенность данной программы.
Содержание программы является дополнением к школьным учебникам биологии и географии. Информация предназначена в первую очередь для жителей Забайкальского края, так как знакомит с особенностями природы этого края. Программой предусмотрено изучение именно таких представителей флоры, которые обитают на территории Забайкалья. Таким образом, курс направлен на воспитание нравственного долга: сберечь эту природу, сохранить ее красоту передав следующим поколениям забайкальцев.
Первичные биологические и географические понятия учащиеся получили в курсе природоведения в 5 классе. В 6 классе учащиеся знакомятся с основами ботаники - науке о растениях. Параллельно они изучают «Зеленый мир Забайкалья». Именно в этом возрасте велика потребность понять, объяснить причины тех или иных явлений, сохраняется детское любопытство: Что? Как? Почему?
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рекомендациями факультета предметных технологий и профильного обучения ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» модуль «Растительный мир Забайкальского края» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» изучается в 6 классе.
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 класса составляет 35 недель. В учебном плане на изучение модуля «растительный мир Забайкальского края» в 6 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Изучение биологического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
· метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
По окончании изучения модуля «Растительный мир Забайкалья» учащиеся научатся:
- знать основных представителей флоры Забайкальского края;
- знать, как выглядят основные ядовитые растения Забайкалья, а также меры предосторожности при контакте с ними;
- знать основные лекарственные растения Забайкальского края;
Учащиеся получат возможность научиться:
- практическому использованию лекарственных растений;
- знать редкие и исчезающие растения Забайкальского края;
- практически содействовать охране растений Забайкальского края
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
«Зеленый мир Забайкалья».
№ |
Название раздела |
Количество часов. |
1. |
Введение. |
1 |
2. |
Удивительное рядом. |
8 |
3. |
Покрытосеменные. |
11 |
4. |
Приспособления растений. |
5 |
5. |
Растительные сообщества. |
6 |
6. |
Знай, используй, береги. |
3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Темы уроков. |
Количество часов. |
1. |
Введение |
1 |
Удивительное рядом. 8 часов. |
||
2. |
Грибы. |
1 |
3. |
Водоросли. |
1 |
4. |
Лишайники. |
1 |
5. |
Мхи. |
1 |
6. |
Хвощи. |
1 |
7. |
Плауны, селагинеллы, полушники. |
1 |
8. |
Папоротники. |
1 |
9. |
Голосеменные. |
1 |
Покрытосеменные. 11 часов. |
||
10. |
Цветок. |
1 |
11. |
Соцветие. |
1 |
12. |
Опыление. |
1 |
13. |
Плоды |
1 |
14. |
Семейство крестоцветных. |
1 |
15. |
Семейство пасленовых. |
1 |
16. |
Семейство розоцветных. |
1 |
17. |
Семейство бобовых. |
1 |
18. |
Семейство астровые. |
1 |
19. |
Семейство лилейные |
1 |
20. |
Семейство злаковые |
1 |
Приспособления растений. 5 часов |
||
21. |
Жизненные формы. |
|
22. |
Экологические группы растений. |
|
23. |
Растения - индикаторы. |
|
24. |
Зеленые синоптики. |
|
25. |
Первоцветы Забайкалья. |
|
Растительные сообщества. 6 часов |
||
26. |
Сосновые леса. |
|
27. |
Березовые леса. |
|
28. |
Лиственные леса. |
|
29. |
Степи. |
|
30. |
Луга. |
|
31. |
Растения водоема. |
|
Знай, используй, береги. 3 часа |
||
32. |
Лекарственные растения. |
|
33. |
Ядовитые растения. |
|
34. |
Мой прекрасный сад. |
|
35. |
Итоговый урок. Летние задания |
|
Учебно – методический комплекс.
1. Багова В.З., Баринов А.О. и др. «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» - Чита «Поиск», 2001 - 326 с.
2. Гилева М.В., Матвеева Л.Г. , Попова О.А. и др. «Зеленый мир Читинской области» - Иркутск «Агенство РИП», 2003 - 112 с.
3. Гилева М.В., Попова О.А., Ушанская Н.В. «Растения Забайкалья» - Чита «Деловое Забайкалье» ООО «Тайфун», 2005 - 80 с.
4. Горлачев В.П., Корсун О.В. и др. «Животный мир Забайкалья» - Чита, ООО «Экспресс - издательство», 2005 - 223 с.
Методическое обеспечение программы.
1. Технические средства обучения:
- Географический атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
- контурные карты «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».
- атлас «Растения Забайкалья».
- гербарный материал «Растения Читинской области».
2. Форма подведения итогов:
- разработка и оформление экологических проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение. 1 час.
Удивительное рядом. 8 часов.
Грибы. Водоросли. Лишайники. Мхи. Хвощи. Плауны, селагинеллы, полушники. Папоротники. Голосеменные.
Покрытосеменные. 11 часов.
Цветок. Соцветие. Опыление. Плоды. Семейство Крестоцветных. Семейство Паслёновых. Семейство Розоцветных. Семейство Бобовых. Семейство Астровых. Семейство лилейных. Семейство Злаковых.
Приспособления растений. 5 часов.
Жизненные формы. Экологические группы растений. Растения – индикаторы. Зелёные синоптики. Первоцветы Забайкалья.
Растительные сообщества. 6 часов.
Сосновые леса. Берёзовые леса. Лиственные леса. Степи. Луга. Растения водоёма.
Знай, используй. Береги. 3 часа.
Лекарственные растения. Ядовитые растения. Мой прекрасный сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.