Рабочая программа по курсу "Зелёный мир Забайкалья"
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу "Зелёный мир Забайкалья"

Оценка 4.7
docx
30.10.2022
Рабочая программа по курсу "Зелёный мир Забайкалья"
РП. Зелёный мир Забайкалья.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  

                 ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

 

Управление образования муниципального района

«Нерчинский район»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Методическим Советом.

____________ Кузнецова Е.А.

Протокол № _____

от «____»______________2022 г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А.

Протокол № ____

от «____»_____________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО..

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № _____

от «_____» ____________ 2022 г.

 

 

 

Рабочая программа по курсу
«Зеленый мир Забайкалья»

6 класс.

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2022 год

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  

Рабочая программа по модулю «Растительный  мир Забайкальского края» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе:

 

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).

6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022  – 2023  учебный год;

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

14.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

15.  Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

16. Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

17.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

18.  Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

20. Программы под руководством Корсун О.В., Гилевой М.В.

21. Пособия и рабочей тетради «Зелёный мир Забайкальского края» (авторы: Гилева М.В., Попова О.А., Уманская  Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская  Е.Б.)

Цель курса: создать условия для воспитания ответственного отношения к природе родного края и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с многообразием растительного мира родного края;

- познакомить учащихся с особенностями природы Забайкалья, с историей освоения и исследований;

- привить навыки практического использования лекарственных и культурных растений Забайкальского края;

- дать учащимся информацию о действиях при встрече с ядовитыми растениями и животными.

Отличительные особенности рабочей программы   по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала:  нет.

 

Сроки реализации программы –  один учебный год.

Особенности класса – общеобразовательный.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА.

 

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Литературы, которая может познакомить учащихся с природой родного края,  крайне мало. Данный курс не только познакомит учащихся с флорой родного края, но и научит понимать и любить природу своего края, эффективно содействовать ее охране.

Отличительная особенность данной программы.

Содержание программы является дополнением к школьным учебникам биологии и географии. Информация предназначена в первую очередь для жителей Забайкальского края, так как знакомит с особенностями природы этого края. Программой предусмотрено изучение именно таких представителей флоры, которые обитают на территории Забайкалья. Таким образом, курс направлен на воспитание нравственного долга: сберечь эту природу, сохранить ее красоту передав следующим поколениям забайкальцев.

Первичные биологические и географические понятия учащиеся получили в курсе природоведения в 5 классе. В 6 классе учащиеся знакомятся с основами ботаники - науке о растениях. Параллельно они изучают «Зеленый мир Забайкалья». Именно в этом возрасте велика потребность понять, объяснить причины тех или иных явлений, сохраняется детское любопытство: Что? Как? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рекомендациями  факультета предметных технологий и профильного обучения ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»  модуль «Растительный мир Забайкальского края» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» изучается  в 6 классе.

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 класса составляет 35 недель. В учебном плане на  изучение модуля «растительный мир Забайкальского края»  в 6 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ.

Изучение биологического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования  направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

·        личностных

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

·        метапредметных

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать  и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

У обучающихся  сформированы УУД:

Регулятивные 

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства  достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью,  исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

         Познавательные

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.).

 

·        предметных 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и  окружающей среды;  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,    вредных привычек;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах   органоидов клетки,  органов и систем органов человека;  на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;   съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки:   постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами 

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

По окончании изучения модуля  «Растительный  мир  Забайкалья» учащиеся научатся:

- знать основных представителей флоры Забайкальского края;

-  знать, как выглядят основные ядовитые растения Забайкалья, а также меры предосторожности при контакте с ними;

- знать основные лекарственные растения Забайкальского края;

Учащиеся получат возможность научиться:

- практическому  использованию лекарственных растений;

- знать редкие и исчезающие растения Забайкальского края;

- практически содействовать охране растений Забайкальского края

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

 «Зеленый мир Забайкалья».

 

Название раздела

Количество часов.

1.

Введение.

1

2.

Удивительное рядом.

8

3.

Покрытосеменные.

11

4.

Приспособления растений.

5

5.

Растительные сообщества.

6

6.

Знай, используй, береги.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

 

 

Темы уроков.

 

Количество часов.

1.      

Введение

1

Удивительное рядом. 8 часов.

2.

Грибы.

1

3.

Водоросли.

1

4.

Лишайники.

1

5.

Мхи.

1

6.

Хвощи.

1

7.

Плауны, селагинеллы, полушники.

1

8.

Папоротники.

1

9.

Голосеменные.

1

Покрытосеменные. 11 часов.

10.

Цветок.

1

11.

Соцветие.

1

12.

Опыление.

1

13.

Плоды

1

14.

Семейство крестоцветных.

1

15.

Семейство пасленовых.

1

16.

Семейство розоцветных.

1

17.

Семейство бобовых.

1

18.

Семейство астровые.

1

19.

Семейство лилейные

1

20.

Семейство злаковые

1

Приспособления растений. 5 часов

21.

Жизненные формы.

 

22.

Экологические группы растений.

 

23.

Растения - индикаторы.

 

24.

Зеленые синоптики.

 

25.

Первоцветы Забайкалья.

 

Растительные сообщества. 6 часов

26.

Сосновые леса.

 

27.

Березовые леса.

 

28.

Лиственные леса.

 

29.

Степи.

 

30.

Луга.

 

31.

Растения водоема.

 

Знай, используй, береги.  3 часа

32.

Лекарственные растения.

 

33.

Ядовитые растения.

 

34.

Мой прекрасный сад.

 

35.

Итоговый урок. Летние задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – методический комплекс.

1.     Багова В.З., Баринов А.О. и др. «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» - Чита «Поиск», 2001 -   326 с.

2.     Гилева М.В., Матвеева Л.Г. , Попова О.А. и др. «Зеленый мир Читинской области» - Иркутск «Агенство РИП», 2003 - 112 с.

3.     Гилева М.В., Попова О.А., Ушанская Н.В. «Растения Забайкалья» - Чита «Деловое Забайкалье» ООО «Тайфун», 2005 - 80 с.

4.     Горлачев В.П., Корсун О.В. и др. «Животный мир Забайкалья» - Чита, ООО «Экспресс - издательство», 2005 - 223 с.

 

Методическое обеспечение программы.

1.     Технические средства обучения:

- Географический атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

- контурные карты «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».

- атлас «Растения Забайкалья».

- гербарный материал «Растения Читинской области».

2.     Форма подведения итогов:

- разработка и оформление экологических проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение. 1 час.

Удивительное рядом. 8 часов.

Грибы. Водоросли. Лишайники. Мхи. Хвощи. Плауны, селагинеллы, полушники. Папоротники. Голосеменные.

Покрытосеменные. 11 часов.

Цветок. Соцветие. Опыление. Плоды. Семейство Крестоцветных. Семейство Паслёновых. Семейство Розоцветных. Семейство Бобовых. Семейство Астровых. Семейство лилейных. Семейство Злаковых.

Приспособления растений. 5 часов.

Жизненные формы. Экологические группы растений. Растения – индикаторы. Зелёные синоптики. Первоцветы Забайкалья.

Растительные сообщества. 6 часов.

Сосновые леса. Берёзовые леса. Лиственные леса. Степи. Луга. Растения водоёма.

Знай, используй. Береги. 3 часа.

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Мой прекрасный сад.

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Пособия и рабочей тетради «Зелёный мир

Пособия и рабочей тетради «Зелёный мир

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

Забайкальского края ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Забайкальского края ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. №

Приспособления растений. 5 часов 21

Приспособления растений. 5 часов 21

Учебно – методический комплекс

Учебно – методический комплекс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022