Рабочая программа по литературе для 6 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа ориентирована на использование УМК для общеобразовательных школ: 1. Учебник для общеобразовательных школ: Литература 6 класс в 2-х частях с приложением на электронном носителе / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ - М.: «Просвещение», 2016 г. 2. Дидактические материалы по литературе 6 класс «Читаем, думаем, спорим», пособие для учащихся общеобразовательных организаций, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2014г.
Иконка файла материала Лит 6 кл.2019.doc

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для  6 класса

 

 

 

 

 

 

 

  Всего часов по программе: 105                                                                                        Составила:

  Всего часов в неделю: 3                                                                                                  учитель русского языка   и литературы                                                                                                         

  Учебник: Литература. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,                      Рожкова З.Д.

  В.И.Коровин.                        

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Литература

   Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2010г);

- Примерной программы основного общего образования «Литература» М.: «Просвещение»,2010г.;

- Рабочей программы по литературе для 5-9 классов( авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева), под ред. В.Я.Коровиной - М. «Просвещение», 2014г.;

-  Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном  учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год» от 22.04. 19г. № 2478- 04-О;

- Приказа Департамента образования и науки   Брянской области от 22.04.2019г. № 642 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2019-2020 учебный год»;

- Учебного плана филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/1-О);

- Годового календарного учебного графика   филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/2-О).

 

Программа ориентирована на использование УМК для общеобразовательных школ:

1.  Учебник для общеобразовательных школ: Литература 6 класс в 2-х частях с приложением на электронном носителе / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ - М.: «Просвещение», 2016 г.

           2. Дидактические материалы по литературе 6 класс «Читаем, думаем, спорим», пособие для учащихся общеобразовательных организаций, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2014г.

 

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

     формирование духовно развитой личности, обладающей гумани­стическим мировоззрением, национальным самосознанием и обще­российским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

     развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации лич­ности;

     постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опирающийся на принци­пы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

     поэтапное, последовательное формирование умений читать, ком­ментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

      овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, зало­женных в художественном тексте (или любом другом речевом вы­сказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

      овладение важнейшими общеучебными умениями и универсаль­ными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

      использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы в основной школе:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

 

Задачи изучения литературы в основной школе:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

 

Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Литература»

 

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Планируемые результаты освоения учебного  курса «Литература» в 6 классе

 

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- аргументировать свою точку зрения.

- задавать вопросы.

- осуществлять контроль.

- составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

-  владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять

особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- оценивать систему персонажей;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-  определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

-  собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

-  выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-  выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

-  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться ката логами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

 

Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе (105ч)

 

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядо­вые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народ­ного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные пред­ставления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, за­гадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском ки­селе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чу­жих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении обществен­ного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комиче­ское изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицей­ские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтиче­ский колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции про­изведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщи­ка), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём анти­тезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтиче­ских тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции по­вести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтиче­ская история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (раз­витие понятий). Стихотворное послание (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Учениче­ские годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (на­чальные представления). Поэтическая интонация (начальные пред­ставления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, лю­бознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатле­вающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космиче­ского масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Ли­стья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречён­ность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красо­ты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкаль­ность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта по­эта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реаль­ных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление по­нятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант­ливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (на­чальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмо­ристическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художествен­ной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуа­ция (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмо­три, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воз­дух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая меч­та в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробужда­ющие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обо­стряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибир­ской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы расска­за — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петров­на), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей во­енного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная ще­дрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема ро­дины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Руб­цова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирова­ние детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ах­матова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в сти­хотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представ­лений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая от­крытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра­достная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие ро­дину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в ли­тературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жиз­ни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове цикло­пов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, муже­ственных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (началь­ные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Ма­стерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ ми­ровой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (началь­ные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное до­стоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные пред­ставления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой приро­ды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота воспри­ятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).


Тематическое планирование по литературе в 6 классе (105ч)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

 

Введение     (1ч)

1

 

 

1

Художественное про­изведение, автор, герои

1

02.09

 

 

Устное народное творчество (4ч)

4

 

 

2

Обрядовый фоль­клор

1

04.09

 

3

Пословицы и по­говорки

1

05.09

 

4

Вн.чт.№1 Загадки

1

09.09

 

5

Р/р №1Урок-посиделки «Русский фольклор»

1

11.09

 

 

Из древнерусской литературы (1ч)

1

 

 

6

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказа­ние о Белгородском ки­селе»

1

12.09

 

 

Из литературы XVIII ве­ка (1ч)

1

 

 

7

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»

1

16.09

 

 

Из литературы XIX ве­ка (50 ч)

50

 

 

8

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей»

1

18.09

 

9

И. А. Крылов. «Лис­ты и Корни»

1

19.09

 

10

И. А. Крылов. «Ларчик»

1

23.09

 

11

Р/р №2 Русские басни

1

25.09

 

12

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину».

1

26.09

 

13

А. С. Пушкин. «Уз­ник».

1

30.09

 

14

А. С. Пушкин. «Зим­нее утро».

1

02.10

 

15

Вн.чт.№2 А. С. Пушкин. «Зим­няя дорога» и другие стихот­ворения. Тема дороги в лирике Пушкина

1

03.10

 

16

Р/р №3 А. С. Пушкин. Дву­сложные размеры стиха. Подготовка к устному и письменному ответу на про­блемный вопрос: «Какие „чувства добрые” пробужда­ет А. С. Пушкин своими стихами?».

1

07.10

 

17

А. С. Пушкин. «Ду­бровский»: Дубровский-старший и Троекуров

1

09.10

 

18

«Дубровский»: бунт крестьян

1

10.10

 

19

«Дубровский»: исто­рия любви

1

14.10

 

20

«Дубровский»: про­тест Владимира Дубровского

1

16.10

 

21

«Дубровский»: ком­позиция романа

1

17.10

 

22-23

«Дубровский»: моё понимание романа Пуш­кина. Под­готовка к письменному ответу на один из проблемных вопро­сов

2

21.10-

23.10

 

24

А. С. Пушкин. «По­вести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои

1

24.10

 

25

«Барышня-крестьянка»:  особенности компози­ции повести

1

28.10

 

26

Вн.чт.№3  «По­вести Белкина»: проблемы и герои

1

07.11

 

27

М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

1

11.11

 

28

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

1

13.11

 

29

М.Ю.Лермонтов . «Листок»

1

14.11

 

30

М.Ю.Лермонтов .   «Утёс», «На севере диком стоит одиноко...»

1

18.11

 

31

Р/р №4 М.Ю.Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха

1

20.11

 

32

Р/р №5 М.Ю.Лермонтов. Лирика. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова

1

21.11

 

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»:  обра­зы образы автора и рассказчика

1

25.11

 

34

И. С. Тургенев. «Бежин луг»:  обра­зы крестьянских детей

1

27.11

 

 35

«Бежин луг»: кар­тины природы

1

28.11

 

36

Вн.чт. №4 И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

1

02.12

 

37

Ф. И. Тютчев. «Не­охотно и несмело...» 

1

04.12

 

38

Ф. И. Тютчев.  «С поляны коршун поднял­ся...».  

1

05.12

 

39

Ф. И. Тютчев.   «Лис­тья»

1

09.12

 

40

А. А. Фет. «Ель ру­кавом мне тропинку завеси­ла...» 

1

11.12

 

41

А. А. Фет.   «Ещё майская ночь» 

1

12.12

 

42

А. А. Фет.  «Учись у них — у дуба, у берёзы...»

1

16.12

 

43

Р/р №6 Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

 

18.12

 

44

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

1

19.12

 

45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: свое­образие композиции стихо­творения

1

23.12

 

46

Кон­трольная работа  по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

1

25.12

 

 47

Н. С. Лесков. «Лев­ша»: народ и власть

1

26.12

 

48

«Левша»: язык ска­за. Понятие об иронии

1

09.01

 

49

Р/р №7 Н.С.Лесков. «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

13.01

 

50

Вн.чт. № 5 Н.С.Лесков. «Человек на часах»

1

15.01

 

51

А.П.Чехов. «Тол­стый и тонкий»: герои рас­сказа

1

16.01

 

52

А. П. Чехов. «Тол­стый и тонкий»: источники комического в рассказе

1

20.01

 

53

Вн.чт. №6 А.П.Чехов. Рассказы «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и другие. Сюжеты и герои. Способы выражения комического

1

22.01

 

54

Родная природа в стихотворениях русских по­этов XIX века. Я. П. Полон­ский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...»

1

23.01

 

55

Родная природа в стихотворениях русских по­этов XIX века. Е. А. Баратын­ский. «Весна, весна!..», «Чуд­ный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом ло­зы...»

1

27.01

 

56

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лер­монтов. «Парус»; Ф. И. Тют­чев. «Ещё в полях белеет снег...». Подготовка к сочинению

1

29.01

 

 

Из русской литературы XX века (26ч)

21

 

 

57

А. И. Куприн. «Чу­десный доктор»: герой и про­тотип

1

30.01

 

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

1

03.02

 

59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действитель­ность

1

05.02

 

60

«Алые паруса»: Ас­соль и Грей

1

06.02

 

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке

1

10.02

 

62

Вн.чт. № 7 А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и другие

1

12.02

 

63

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смо­ленщины...»

1

13.02

 

64

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

1

17.02

 

65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

1

19.02

 

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рас­сказа, речь героев

1

20.02

 

67

Р/р № 8 В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

1

24.02

 

68

В. Г. Распутин. «Уро­ки французского»: трудно­сти послевоенного времени

1

26.02

 

69

«Уроки французско­го»: стойкость главного героя

1

27.02

 

70

В. Г. Распутин. «Уро­ки французского»: учитель­ница Лидия Михайловна

1

02.03

 

71

В. М. Шукшин.   «Критики»: образ «странного» героя

1

04.03

 

72

Вн.чт. № 8 В. М. Шукшин. «Чудик» , «Срезал»: образы «странных» героев

1

05.03

 

73

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Герак­ла»: школа, учитель, учени­ки

1

09.03

 

74

«Тринадцатый под­виг Геракла»: юмор в расска­зе

1

11.03

 

75

Классное сочинение по произведениям В. Г. Распу­тина, В. П. Астафьева, Ф. А. Ис­кандера (по выбору)

1

12.03

 

76

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

1

16.03

 

77

С. А. Есенин. «Мел­колесье. Степь и дали...», «Пороша»

1

18.03

 

78

А. А. Ахматова. «Пе­ред весной бывают дни та­кие...»

1

19.03

 

79

Н.А. Рубцов. «Звез­да полей»: родина, страна, Вселенная

1

01.04

 

80

Вн.чт. № 9 Н.А. Рубцов.   «Ли­стья осенние», «В горнице»: человек и природа

1

02.04

 

81

Р/р №9  Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков о ро­дине и родной природе

1

06.04

 

 82

Р/р №10  Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о ро­дине и родной природе

1

08.04

 

 

Из литературы народов России (2ч)

2

 

 

83

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

1

09.04

 

84

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...»

1

13.04

 

 

Из зарубежной литературы (17ч)

9

 

 

85

Мифы народов ми­ра. Мифы Древней Греции.

1

15.04

 

86

Подвиги Геракла: воля богов — ум и отвага ге­роя

1

16.04

 

87

Вн.чт. №10 Древнегреческие мифы

1

20.04

 

88

Контрольная работа на промежуточной аттестации

1

22.04

 

89

Геродот. «Легенда об Арионе»

1

23.04

 

90

Гомер. «Илиада»   как героическая эпическая поэма

1

27.04

 

91

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма

1

29.04

 

92

Вн.чт.№11 Гомер. «Одиссея»

1

30.04

 

93

М. Сервантес Саа­ведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

1

04.05

 

94

М. Сервантес Саа­ведра. «Дон Кихот»:  па­родия на рыцарские романы

1

06.05

 

95

«Дон Кихот»:  нравственный смысл романа. Вечные образы в искусстве

1

07.05

 

96

«Дон Кихот»:  «вечные образы» в искусстве

1

11.05

 

97

Ф. Шиллер. «Пер­чатка»: проблемы благород­ства, достоинства и чести

1

13.05

 

98

П. Мериме. «Мат­тео Фальконе»: природа и цивилизация

1

14.05

 

99

П. Мериме. «Мат­тео Фальконе»:  отец и сын Фальконе, проблемы чести и предатель­ства

1

18.05

 

100

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые 

1

20.05

 

101

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

21.05

 

102

Вн.чт.№12 «Маленький принц»: вечные истины в сказке

1

25.05

 

103

Выявление уровня литературного разви­тия учащихся

1

27.05

 

104-105

Р/р №11-12  Путеше­ствие по стране Литературии 6 класса. Задания для лет­него чтения

2

 28.05

 

 

 

 

 

 

По программе – 70 ч.

            Фактически – 65 ч.

            Программа выполнена полностью.

            Содержание Рабочей программы изучено за  65 часов  в соответствии с расписание филиала МБОУ Роговской ООШ (69 ч.), праздничными днями (08.03,  03.05, 10.05) и на основании приказа  Департамента образования и науки  Брянской области от 23.04.2019г. №2527-04-О «О сроках завершения учебного года» (31.05).

            Корректировка Рабочей программы проведена за счет объединения изучаемых тем, что отображено в тематическом планировании.

 


Скачано с www.znanio.ru