Рабочая программа по литературному чтению (1-4 классы)
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению (1-4 классы)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
03.02.2020
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 классы)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Обучения грамоте» и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение1-4 классы»
РП по лит чтению 1-4 кл.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ЛУГАНСКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ

«ЛОТИКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

 

 

 

                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                 Директор  школы

_______________  Никифорова  И.А.

_______________________________

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ  ЧТЕНИЮ

БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ

1-4 КЛАССЫ

 

 

 

                                                                         Составители:

Ефременко  Инна  Романовна

 

 

 

 

 

 

 

2019год

Пояснительная записка

 

                Рабочая  программа  по  предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования,  авторской программы В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Обучения грамоте» и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение1-4 классы»   в соответствии с такими нормативными документами:

1.     Закон ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ«Об образовании»

2.     Приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016  «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»

3.     Сан.ПиН  5.5.2.008-01«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и режиму специальных (общеобразовательных) школ (школ-интернатов) для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития и учебно-реабилитационных центров» (Приказ №144 от 20.02.2013 г. Министерства охраны здоровья Украины);

4.     Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018г. №774-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных учреждениях (организациях) Луганской Народной Республики»

5.     Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018 г. №505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2018-2019учебном году»

6.     Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях  (учреждениях) ЛНР

7.     Едиными требованиями  к устной и письменной речи обучающихся и педагогического коллектива

8.     Единым орфографическим режимом начальной школы

9.     Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы

10. Методическими рекомендациями по преподаванию предметов в 2018-2019 учебном году

 

 

Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Цели изучения литературного чтения в начальной школе

·         овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов других стран.

Основные задачи курса

формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;

·        повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;

·         формирование читательской компетентности, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования;

·         пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение»

Личностные:

·         прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

·         сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

·         формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

·        формирование нравственно-этического оценивания через выявление

·        морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

·        формирование потребности в систематическом чтении как средстве

познания мира;

·        восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

·        отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

·        высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

Регулятивные

·         сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения;

·        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

 

·         коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы,контролировать выполнение действий в соответствии с планом, оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем, оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

·        умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

·        умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

·        умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

·         выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. 

·         фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

·         принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),

·        осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

 

Познавательные

·         освоение приёмов поиска нужной информации;

·         пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

·    пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя, сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

·    овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана  и др.);

·   проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

Коммуникативные                                           

·   строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

·   прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои, не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

·    аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев;

·        овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы, участвовать в выработке путей  достижения цели, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·         находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.

Предметные:

·         формирование необходимого уровня читательской компетентности;

·        овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

·        элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно популярных и учебных текстов;

·         осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

·         умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

·        умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

·         осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор-читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

·         читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста; 

·         ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

·         просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

·        - осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

·         распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

·         соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста.

 

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

·         читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

·         пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

·         составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

·         пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

 

Литературоведческая пропедевтика

             Учащиеся научатся:

·         различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

·         находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

·         использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

 

Место  курса « Литературное  чтение « в учебном  плане

 

Объем учебного времени: в соответствии с примерным учебным планом на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 4 часа в неделю в 1 классе и 3 часа в неделю во 2-4 классах

Общее количество часов - 405 ч.: в 1 классе: обучение грамоте – 69 ч., литературное чтение – 30 ч. за год, во 2, 3 и 4 классах по 102 ч. за год.

 

Основное  содержание  курса « Литературное  чтение»

1 класс

Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех периодов: добукварного, букварного, послебукварного.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности. У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух.  

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое, осваивают письмо всех букв, слогов, предложений и текстов.

Послебукварный период – повторительно-обобщающий. На данном этапе осуществляется переход к чтению целым словом, формируется умение читать про себя. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений.

На уроках обучения чтению  ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первона­чальному чтению и письму; расширению и уточнению представ­лений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря уча­щихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического ме­тода, который учитывает новейшие данные лингвистической, пе­дагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое раз­витие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки бук­вами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично це­лым словом чтения предложений и связных текстов.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание уме­нию различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращать­ся к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической за­писи предложений; совершенствованию речевого аппарата уча­щихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правиль­ного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, ос­мысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пере­сказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, ре­продукций картин и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов ре­чевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с час­тичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого об­щения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное вни­мание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рас­сматривания детских книг на специальных занятиях вне­классным чтением.

По истечении 23 недель в 1 классе начинается систематический курс «Литературное чтение».

     Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

     Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный опыт и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

    Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включают все её виды: умение читать, слушать, говорить и писать; а также работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

    Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщат и выделят главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывания или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному (прочитанному) произведению высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета. Совершенствуется монологическая речь учащихся, целенаправленно пополняется словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ почитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Совершенствуются представления о текстах. Учащиеся сравнивают художественные, деловые и научно-познавательные тексты, соотнося заглавие с содержанием, темой, главной мыслью; учатся делить текст на части, озаглавливать их, составлять план.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления об основных жанрах литературных произведений (рассказ, сказка, стихотворение), особенностях малых фольклорных жанров(загадка, пословица, считалка, прибаутка). Учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность стихотворной речи).

     При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Слово становится объектом внимания и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа.

   На основе чтения и анализа прочитанного учащиеся осмысливают поступки, характер, речь  героев, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, осознают духовно-нравственный смысл почитанного произведения.

     Раздел  «Опыт  творческой  деятельности»  раскрывает  приемы и способы деятельности,  которые  помогут  адекватно  воспринимать  художественное произведение,  проявлять  собственные   творческие  способности.  При  этом используется  словесное  рисование,  чтение  по ролям,   инсценирование, декламация.  Ученики  сами  выбирают произведения (отрывки),  выступают в  роли  актеров, режиссеров  и  художников.  Такой  подход   обеспечивает полноценное  восприятие  литературного   произведения. 

 

Основное содержание   курса «Литературное чтение»

 

1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд лите­ратуры, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира

Жили-были буквы (4 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток­маковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (4 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (2 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез ( 5ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмако­вой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (5 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла­гининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,   С.   Маршаком,  Я.  Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (10 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

2 класс

Вводный урок (1 ч)Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Книги, прочитанные летом. Самое великое чудо на свете. Библиотеки. Книги. Р. Сеф. «Читателю»

Устное народное творчество (10 ч)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (6 ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого. Произведения В.Берестова, И.Бунина, М.Пришвина.

Русские писатели (12 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Рассказы.

О братьях наших меньших (9 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (7 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак, Н.Гернет, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (8 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (13ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (8 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (12 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестова, И.Токмаковой.Ритм стихотворения.Г.Б.Остер «Будем знакомы», В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

Литература зарубежных стран (7 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен «Принцесса на горошине».

Проверка и оценка усвоения программы

Произведения для заучивания наизусть:

Русские народные песни           

А.Толстой «Осень»

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

С.А.Есенин «Берёза»

С.Я.Маршак «Кот и лодыри»

С.В.Михалков «Мой щенок» (отрывок наизусть)

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

А.Н.Плещеев «Сельская песенка»

А.А.Блок «На лугу»

 

 

3 класс

 Самое великое чудо на свете (2ч)

Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

          Устное народное творчество (7ч)

Русские народные песни.      Докучные сказки.      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

          Поэтическая тетрадь №1 (8ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

        Великие русские писатели (18ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

         Поэтическая тетрадь №2  (5ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

    Литературные сказки (8ч)

1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

    Были и небылицы (10 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

    Поэтическая тетрадь №1 (4 ч)

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

      Люби живое(14ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

    Поэтическая тетрадь №2 (5ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

 

 Собирай по ягодке - наберешь кузовок (11ч)

1.     Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберекузовок»;2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко.

2.     «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

3.      По страницам детских журналов(4ч)

  1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (6 ч)

«Храбрый Персей».      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Проверка и оценка усвоения программы

Произведения для заучивания наизусть:

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

И.З.Суриков «Детство»  (отрывок)

И.З.Суриков  «Зима» (отрывок)

А.С.Пушкин «Зимнее утро» (отрывок)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

И.А.КрыловБасня (по выбору)

М.Ю.Лермонтов «Утёс»

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей» (отрывок стр. 15)

А.А.Блок «Ветхая избушка»

С.А.Есенин «Черёмуха»

С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной…»

Е.А.Благинина «Котёнок»

 

4класс

Летописи.Былины. Жития (8 ч)

О былинах. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...»,«Ильины три поездочки». Жития.«Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

 П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок). А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов  «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб». Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал».А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».  Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...». А.Н.Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».  И.А.Бунин «Листопад».

 

Литературные сказки (16 ч)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время - потехе сейчас (7 ч)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (6 ч)

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский«Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (3 ч)

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

Природа и мы (9 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Б.Л.Пастернак «Золотая осень».  С.А.Клычков «Весна в лесу».  Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь».  С.А.Есенин«Лебёдушка».

Родина (5 ч)

И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Страна Фантазия (5 ч)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (14 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.X.Андерсен «Русалочка». М.Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Проверка и оценка усвоения программы

Произведения для заучивания наизусть:

А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок)

Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (отрывок)

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Д.Б.Кедрин «Бабье лето»

С.Д.Дрожжин «Родине»

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание программного материала

(разделы программы)

Количество часов

1 класс

Блок «Литературное чтение (обучение грамоте)»

1

Добукварный (подготовительный) период

14

2

Букварный (основной) период

40

3

Послебукварный (заключительный) период

15

ВСЕГО

                  69

Литературное чтение

1

Жили-были буквы

4

2

Сказки, загадки, небылицы

4

3

Апрель, апрель. Звенит капель!

2

4

И в шутку, и всерьёз

5

5

Я и мои друзья

5

6

О братьях наших меньших

10

ВСЕГО

30

ВСЕГО

99

2 класс

1

Введение .Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

10

3

Люблю природу русскую. Осень

6

4

Русские писатели

12

5

   О братьях наших меньших

9

6

   Из детских журналов

7

7

   Люблю природу русскую. Зима

8

8

   Писатели - детям

13

9

   Я и мои друзья

8

10

   Люблю природу русскую. Весна

8

11

   И в шутку и всерьёз

12

12

   Литература зарубежных стран

17

ВСЕГО

102

 

3 класс

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

7

3

Поэтическая тетрадь

22

4

Великие русские писатели

18

5

Литературные сказки

8

6

Были-небылицы

10

7

Люби живое

14

8

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

11

9

По страницам детских журналов

4

10

Зарубежная литература

6

ВСЕГО

102

 

                                  4 класс

1

Летописи, былины, жития

8

2

Чудесный мир классики

17

3

Поэтическая тетрадь

15

4

Литературные сказки

16

5

Делу время – потехе час

7

6

   Страна детства

6

7

   Природа и мы

9

8

   Родина

5

9

   Страна Фантазия

5

10

   Зарубежная литература

14

ВСЕГО

102

ВСЕГО

405 часов

 

Количество обязательных проверочных работ в начальной школе

 

Виды проверок

Классы

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

I семестр

II семестр

I семестр

II семестр

I семестр

II семестр

I семестр

II семестр

Литературное чтение

 

Чтение вслух

-

1

1

1

1

1

1

1

 

Комплексная контрольная работа (работа с текстом по определению метапредметных результатов)

-

-

-

1

-

1

-

1

 

 

Требования к уровню подготовки  обучающихся

в 1 классе обучающиеся научатся:

- правильно, осознанно читать со скоростью не менее 35 слов в минуту доступные по содержанию и объему произведения;

- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять тему и главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования общей культуры человека;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах под руководством учителя;

- пересказывать небольшие по объему произведения близко к тексту;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.

В результате изучения литературного чтения в 1 классе обучающиеся получат возможность научиться:

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя;

- создавать различные формы интерпретации текста;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра произведения;

- составлять план текста;

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.

 

              К концу обучения во 2  классе учащиеся

 должны уметь:

- делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;

- различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

 

К концу обучения 3 класса    обучающиеся должны:

- владеть навыками правильного, сознательного,  достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70-80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.:

- устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;

- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения  действующих лиц, природы и описания событий;

- сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);

- подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

- различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

должны знать:

- наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

- названия, темы и сюжеты  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

- народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.

 

В результате изучения литературного чтения в 4 классе обучающиеся научатся:

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитан­ного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование и др.);

- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;

- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

- ориентироваться  в построении научно-популярного учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

- передавать содержание прочитанного или прослушанно­го с учётом специфики научно-популярного, учебного и ху­дожественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать соб­ственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, от­личать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в биб­лиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;

- составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- декламировать (читать наизусть) стихотворные произведе­ния;

- выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.);

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обуче­ния,  понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова,  его многозначность,  определять значениеслова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- отличать прозаический текст от поэтического; распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

 

обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов всех стран;

- бережно относиться к окружающей природе;

- развивать чувство эмпатии на основе сопереживания литературным героям;

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные слова;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- делать устную презентацию книги;

- пользоваться тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- расширять читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт  самостоятельной читательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО:                                                                                                                              

 МО учителей     

начальных  классов                                    

Протокол № 1 от «__»__  2018 г.               

                                                                   

 

СОГЛАСОВАНО:    

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

                       /Минько Л. А./

«___» сентября 2018 года


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества

Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества

Основные задачи курса формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся

Основные задачи курса формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся

Метапредметные : Регулятивные · сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; · формулировать вместе с учителем учебную задачу урока…

Метапредметные : Регулятивные · сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; · формулировать вместе с учителем учебную задачу урока…

Коммуникативные · строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · прислушиваться к партнёру по общению…

Коммуникативные · строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · прислушиваться к партнёру по общению…

Виды речевой и читательской деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Литературоведческая пропедевтика

Литературоведческая пропедевтика

Послебукварный период – повторительно-обобщающий

Послебукварный период – повторительно-обобщающий

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого об­щения

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого об­щения

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу

О братьях наших меньших (9 ч)

О братьях наших меньших (9 ч)

Самое великое чудо на свете (2ч)

Самое великое чудо на свете (2ч)

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (11ч) 1

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (11ч) 1

Литературные сказки (16 ч) В

Литературные сказки (16 ч) В

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛА Н № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛА Н № п/п

И в шутку и всерьёз 12 12

И в шутку и всерьёз 12 12

Количество обязательных проверочных работ в начальной школе

Количество обязательных проверочных работ в начальной школе

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: - делить текст на части, озаглавливать части; -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;…

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: - делить текст на части, озаглавливать части; -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;…

В результате изучения литературного чтения в 4 классе обучающиеся научатся: - читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; - читать…

В результате изучения литературного чтения в 4 классе обучающиеся научатся: - читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; - читать…

художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; - ориентироваться в построении научно-популярного учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;…

художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; - ориентироваться в построении научно-популярного учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;…

Родину, народ и историю; - уважать культуру народов всех стран; - бережно относиться к окружающей природе; - развиват ь чувство эмпатии на основе сопереживания литературным…

Родину, народ и историю; - уважать культуру народов всех стран; - бережно относиться к окружающей природе; - развиват ь чувство эмпатии на основе сопереживания литературным…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020