Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 19 х. Лесной
«Утверждаю»
Директор МБОУ - СОШ №19
_________________
Приказ от ____________ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование (4 класс)
Количество часов 105
Учитель Милежик Светлана Олеговна
Программа составлена на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы» - Москва «Просвещение» 2016
х. Лесной
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4-го класса разработана на основании:
• ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (статья №28);
• Устава МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
• ФГОС НОО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);
• Учебного плана МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
• Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основе рабочей программы лежит авторская программа Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. по литературному чтению, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной учебник для работы по программе: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2016.
Цель:
нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Согласно Учебному плану МБОУ-СОШ №19 х. Лесной на 2018-2019 учебный год для изучения предмета «Литературное чтение» в 4-ом классе отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).
Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и расписанию занятий на изучение предмета «Литературное чтение» в 3-ем классе отводится 4 часа в неделю (137 часов в год).
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Личностные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Содержание тем учебного курса
Летописи. Былины. Жития (8 ч)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» «И вспомнил Олег коня своего». Былина. «Ильины три поездочки». Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского». Наши проекты. Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Чудесный мир классики (17 ч)
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб». Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки (14 ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение по разделу «Литературные сказки».
Делу время – потехе час (8 ч)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Обобщение по разделу «Делу время - потехе час».
Страна детства (7 ч)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка». Обобщение по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Обобщение по разделу «Страна детства». В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Стихи. Стихи о Родине. М.И. Цветаева. Стихи. Б.Л. Пастернак. Золотая осень. С.А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин Н. М. Рубцов стихи. С.А. Есенин «Лебёдушка». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (10 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Обобщение по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч.)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычков «Весна в лесу». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Родина (4 ч)
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина». Наши проекты.
Страна Фантазия (5 ч)
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература (11 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь». «В Назарете». Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
Внеклассное чтение (входит в тематические разделы).
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
1. |
Летописи, былины, жития |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника |
Личностные УУД: Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Применять установленные правила в планировании способа решения. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; Предметные: Работать с художественными текстами, доступными для восприятия. Правильно и осознанно читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения Вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения. Владеть понятием «действующие лица». Различать разные по жанру произведения. Делить текст на части, составлять картинный план |
2. |
Чудесный мир классики |
17 |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать начало и конец сказки. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Личностные УУД: Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. Регулятивные УУД: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат. Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона. Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Ставить и формулировать проблемы. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Строить монологическое высказывание. Предметные: Выразительно читать произведение. Вникать в смысл прочитанного. Анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное. |
3. |
Поэтическая тетрадь |
11 |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Самостоятельно оценивать своё чтение
|
Личностные УУД: Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Развивать эстетические потребности, ценности и чувства. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Коммуникативные УУД: Анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Предметные: Прогнозировать содержание раздела. Видеть образ осени в загадках. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Соотносить стихи и музыкальные произведения. Описывать поэтический образ осени в стихах. Читать стихи наизусть. Определять тему и главную мысль произведения |
4. |
Литературные сказки |
14 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Личностные УУД: Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные УУД: Контролировать и оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные УУД: Определять общую цель и пути её достижения. Предметные: Выбирать книги по заданной учителем теме. Давать характеристику персонажу. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Выявлять подтекст читаемого произведения. Определять идею произведения. Иллюстрировать текст. Называть элементы книги и их назначение. Использовать силу голоса при чтении. Пересказывать текст. Читать по ролям. Делить текст на смысловые части. Составлять простой план. Оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев произведения |
5. |
Делу время – потехе час |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД: Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Предметные: Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Определять тему, главную мысль произведения. Сравнивать различные по жанру произведения. Кратко характеризовать героев произведений. Создавать небольшой устный текст на заданную тему |
6. |
Страна детства |
7 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу. Развивать эстетические потребности, ценности и чувства. Предметные: Кратко характеризовать героев произведений. Делить текст на смысловые части. Давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения. Создавать небольшой устный текст на заданную тему |
7. |
Поэтическая тетрадь |
4 |
Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Размышлять над содержанием художественного произведения. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности творчества разных поэтов. Рассказывать об эпизодах из своего детства |
Личностные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД: Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Предметные: Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Воспринимать на слух художественные произведения. Приводить примеры художественных произведений разной тематики |
8. |
Природа и мы |
10 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу. Развивать эстетические потребности, ценности и чувства. Познавательные УУД: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Предметные: Прогнозировать содержание раздела. Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Участвовать в обсуждении. Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. Пересказывать текст. Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении. Составлять план и пересказывать по плану |
9. |
Поэтическая тетрадь |
6 |
Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Личностные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу. Развивать эстетические потребности, ценности и чувства. Предметные: Отгадывать загадки. Моделировать свои загадки. Составлять мини-рассказ о весне. Определять тему и главную мысль произведения. Озаглавливать тексты. Ставить вопросы к прочитанному. Выделять в тексте главное и второстепенное. Осознанно читать художественное произведение. Оценивать события. Прогнозировать содержание по заголовку. Анализировать стихотворный текст. Находить в тексте логически законченные части. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Читать по ролям. Делить текст на смысловые части |
10. |
Родина |
4 |
Читать стихи выразительно. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу. Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные УУД: Использовать общие приёмы решения задач. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Предметные: Определять смысл произведения. Обсуждать заголовок. Давать характеристику герою по его поступкам. Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Делить текст на части. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои заголовки. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Составлять картинный план. Обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам. Правильно называть книги (автор, название). Ориентироваться в книге по обложке и содержанию |
11. |
Страна фантазия |
5 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные УУД: Контролировать и оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные УУД: Определять общую цель и пути её достижения. Предметные: Выбирать книги по заданной учителем теме. Давать характеристику персонажу. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Выявлять подтекст читаемого произведения. Определять идею произведения. Иллюстрировать текст. Называть элементы книги и их назначение. Использовать силу голоса при чтении. Пересказывать текст. |
12. |
Зарубежная литература |
11 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Личностные УУД: Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Познавательные УУД: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу. Предметные: Анализировать заголовок произведения. Определять тему и главную мысль. Определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок. Объяснять значение незнакомых слов. Пересказывать сказку по составленному плану. Придумывать окончание сказки. Ориентироваться в тексте изученных произведений. Выступать с сообщениями перед знакомой аудиторией. Ориентироваться в многообразии художественных произведений |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе
№ п/п |
Темы разделов и уроков |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Летописи, былины, жития (8 часов) |
||||
1. |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
1 |
02.09. |
|
2. |
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
1 |
03.09. |
|
3. |
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
05.09. |
|
4. |
Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана |
1 |
09.09. |
|
5. |
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы |
1 |
10.09. |
|
6. |
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения |
1 |
12.09. |
|
7. |
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» |
1 |
16.09. |
|
8. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
17.09. |
|
Чудесный мир классики (17 часов) |
||||
9. |
Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк-горбунок» |
1 |
19.09. |
|
10. |
П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок |
1 |
23.09. |
|
11. |
П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев |
1 |
24.09. |
|
12. |
А.С. Пушкин «Няне», «Туча» |
1 |
26.09. |
|
13. |
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» |
1 |
30.09. |
|
14. |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
1 |
01.10. |
|
15. |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев |
1 |
03.10. |
|
16. |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части |
1 |
07.10. |
|
17. |
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
1 |
08.10. |
|
18. |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Знакомство с содержанием |
1 |
10.10. |
|
19. |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев |
1 |
14.10. |
|
20. |
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» |
1 |
15.10. |
|
21. |
Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня |
1 |
17.10. |
|
22. |
А.П. Чехов «Мальчики» |
1 |
21.10. |
|
23. |
А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени |
1 |
22.10. |
|
24. |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» |
1 |
24.10. |
|
25. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
28.10. |
|
Поэтическая тетрадь (11 часов) |
||||
26. |
Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» |
1 |
29.10. |
|
27. |
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» |
1 |
31.10. |
|
28. |
Ф.И. Тютчев «Весенний дождь», «Бабочка» |
1 |
11.11. |
|
29. |
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» |
1 |
12.11. |
|
30. |
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения |
1 |
14.11. |
|
31. |
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
1 |
18.11. |
|
32. |
Н.А. Некрасов «Школьник» |
1 |
19.11. |
|
33. |
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» |
1 |
21.11. |
|
34. |
И.А. Бунин «Листопад» |
1 |
25.11. |
|
35. |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
26.11. |
|
36. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
28.11. |
|
Литературные сказки (14 часов) |
||||
37. |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
02.12. |
|
38. |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана |
1 |
03.12. |
|
39. |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Анализ произведения |
1 |
05.12. |
|
40. |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра |
1 |
09.12. |
|
41. |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
1 |
10.12. |
|
42. |
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
12.12. |
|
43. |
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте |
1 |
16.12. |
|
44. |
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения |
1 |
17.12. |
|
45. |
Контрольная работа за 1 полугодие |
1 |
19.12. |
|
46. |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
23.12. |
|
47. |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения |
1 |
24.12. |
|
48. |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части |
1 |
26.12. |
|
49. |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ |
1 |
30.12. |
|
50. |
Обобщение по разделу «Литературные сказки» |
1 |
13.01. |
|
Делу время - потехе час (8 часов) |
||||
51. |
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
14.01. |
|
52. |
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения |
1 |
16.01. |
|
53. |
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
1 |
20.01. |
|
54. |
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
21.01. |
|
55. |
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Знакомство с содержанием |
1 |
23.01. |
|
56. |
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Анализ произведения |
1 |
27.01. |
|
57. |
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» |
1 |
28.01. |
|
58. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
30.01. |
|
Страна детства (7 часов) |
||||
59. |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Знакомство с содержанием |
1 |
03.02. |
|
60. |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Анализ произведения |
1 |
04.02. |
|
61. |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Знакомство с произведением |
1 |
06.02. |
|
62. |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Анализ произведения |
1 |
10.02. |
|
63. |
М.М. Зощенко «Ёлка» |
1 |
11.02. |
|
64. |
Обобщение по разделу «Страна детства» |
1 |
13.02. |
|
65. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
17.02. |
|
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
||||
66. |
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
18.02. |
|
67. |
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
20.02. |
|
68. |
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
24.02. |
|
69. |
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений |
1 |
25.02. |
|
Природа и мы (10 часов) |
||||
70. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
1 |
27.02. |
|
71. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе
|
1 |
03.03. |
|
72. |
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
04.03. |
|
73. |
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
1 |
06.03. |
|
74. |
М.М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
10.03. |
|
75. |
Е.И. Чарушин «Кабан» |
1 |
11.03. |
|
76. |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
1 |
13.03. |
|
77. |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана |
1 |
17.03. |
|
78. |
Обобщение по разделу «Природа и мы» |
1 |
18.03. |
|
79. |
Проверим себя и оценим свои достижения по изученному разделу |
1 |
20.03. |
|
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
||||
80. |
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» |
1 |
31.03. |
|
81. |
С.А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
01.04. |
|
82. |
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
03.04. |
|
83. |
Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
07.04. |
|
84. |
С.А. Есенин «Лебёдушка» |
1 |
08.04. |
|
85. |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений |
1 |
10.04. |
|
Родина (4 часа) |
||||
86. |
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
1 |
14.04. |
|
87. |
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому |
1 |
15.04. |
|
88. |
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
1 |
17.04. |
|
89. |
Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений |
1 |
21.04. |
|
Страна Фантазия (5 часов) |
||||
90. |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Знакомство с содержанием |
1 |
22.04. |
|
91. |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Характеристика героев |
1 |
24.04. |
|
92. |
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
1 |
28.04. |
|
93. |
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев произведений фантастического жанра |
1 |
29.04. |
|
94. |
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений |
1 |
05.05. |
|
Зарубежная литература (11 часов) |
||||
95. |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
1 |
06.05. |
|
96. |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы |
1 |
08.05. |
|
97. |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Знакомство с содержанием |
1 |
12.05. |
|
98. |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Анализ содержания |
1 |
13.05. |
|
99. |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев |
1 |
15.05. |
|
100. |
Итоговая работа за год |
1 |
19.05. |
|
101. |
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
1 |
20.05. |
|
102. |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» |
1 |
22.05. |
|
103. |
Комплексная работа |
26.05. |
|
|
104. |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «В Назарете» |
1 |
27.05. |
|
105. |
Урок-игра «Литературные тайны» |
1 |
29.05. |
|
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может подходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится индивидуально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро —сверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы,
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений,
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
• индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
• индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
• индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа, громкости - в соответствии с характером текста);
• индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
• ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
• интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
• замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
• ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
• выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости эмоциональной окраски голоса);
• выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания
• выполнение заданий по ориентировке в книгах;
• наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
• наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и г вой работы;
• наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
• анализ читательского дневника;
• анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
• анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и хрестоматии).
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
• умение читать текст бегло, выразительно;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
• умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
• безошибочность чтения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику fтатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по cyществу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также устранения недочетов и ошибок.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - Москва «Просвещение» 2016.
Учебник
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 4 класс (2 части). - Москва «Просвещение» 2014.
Рабочая тетрадь
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. - Москва «Просвещение» 2014.
Методические пособия
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. - Москва «ВАКО» 2014.
Печатные пособия
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению.
2. Словари по русскому языку.
3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
4. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
5. Портреты поэтов и писателей.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение». 4 класс (Диск CD-ROM).
Составители: Рябушкина И.В., Стефаненко Н.А.
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ / / Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ – СОШ №19 х. Лесной ______/___________/ «___» _________ 20__г.
|
|
|
Приложение
Контрольная работа за 1 полугодие
Фамилия __________________________ Имя __________________
1 вариант
По сигналу учителя начни читать (время чтения 1 минута). Когда учитель остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед
поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов
сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это
кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под
хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне
соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На
улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но
там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде
надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед
продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не
увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать
говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых
глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной
тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее
избавиться от этого злополучного
кнута.
(261 слово)
В.Волков
Выполни задания
Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) в городе; б) в селе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) утром; б) утром, днем, вечером; в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?
_____________________________________________________________________________
5. Где Вовка нашел кнут?
_____________________________________________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) звучно щелкать; б) хвастать перед ребятами; в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
_____________________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какой совет дал дед внуку?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
а) покумекать
___________________________________________
б) головастый ___________________________________________
12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какой нравственный урок получил внук?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы к заданиям
|
А |
Б |
В |
Г |
1 |
|
+ |
|
|
2 |
|
+ |
коса, сад, огороды, заогородная тропка |
|
3 |
|
|
+ |
|
4 |
кнутом |
|||
5 |
на дороге |
|||
6 |
+ |
|
|
|
7 |
кнут чужой взял и деду соврал |
|||
8 |
|
|
|
|
9 |
увидит хозяин |
|||
10 |
спрятать кнут под подушку |
|||
11 |
подумать |
умный |
|
|
12 |
|
|
|
|
13 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Контрольная работа за 1 полугодие
Фамилия __________________________ Имя __________________
2 вариант
По сигналу учителя начни читать (время чтения 1 минута). Когда учитель остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
Прозрение
В одной московской школе перестал ходить на
занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к
нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята
поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва
ослеп и сам ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали
одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного
погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята
замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их
другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу
мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы
объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал
ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам,
даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы
объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята
старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил
классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там
нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно
известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для
добра. (333 слова)
Б. Ганаго
Выполни задания
Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик?
а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) у него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
___________________________________________________________________________
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) запели; б) заговорили одновременно; в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) когда увидели Лёву;
б) когда увидели Лёву с повязкой на глазах;
в) когда увидели, как Лёва с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к
ним.
6. Какое решение приняли ребята?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.
а) У мамы на глазах навернулись слезы.
б) Лицо у неё (мамы) было очень грустное.
в) Мама печально ответила… .
г) По лицу мамы градом катились слезы.
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
а) Да; б) нет.
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Почему ребята радовались пятеркам Лёвы больше, чем своим?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Лёвы) глазами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Лёвы в школе.
д) Одноклассники у Лёвы дома.
е) Новые друзья в институте.
13. Составь план из трех пунктов.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
14. Выпиши главную мысль этого рассказа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы к заданиям
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
2 |
|
+ |
|
|
|
|
3 |
Лева ослеп и сам ходить не может |
|||||
4 |
|
+ |
|
|
|
|
5 |
|
|
+ |
|
|
|
6 |
по очереди водить в школу, провожать домой, делать уроки |
|||||
7 |
3 |
1 |
2 |
4 |
|
|
8 |
+ |
|
|
|
|
|
9 |
составили план |
|||||
10 |
в этом была и их заслуга |
|||||
11 |
помогали Леве |
|||||
12 |
6 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
последнее предложение |
|||||
15 |
о прозрении для добра |
Итоговая контрольная работа за год
Фамилия __________________________ Имя __________________
1 вариант
По сигналу учителя начни читать (время чтения 1 минута). Когда учитель остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин
собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял
бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки
поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей.
Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала.
Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и
носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую
пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав. Да вдруг и
заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних
задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет,
розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как
она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего
выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с
испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего
примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда
по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в
норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На
месте подскакиваю, ногами топочу. Тут как поскачут из-под земли перепуганные
мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат
пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут
пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи
пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да
собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под
крышей.
(383 слова) (Н. Сладков)
Выполни задания
Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.
2. Обоснуй свой ответ словами из текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
_____________________________________________________________________________
4. Определи верное значение слова жнивьё.
а) поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты
хлеба.
5. Определи значение слова околица в данном тексте.
а) изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.
6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
a) зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.
8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
а) разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Запиши разгадку пляски лисоньки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
б) Лисья пляска.
в) Поход за околицу.
г) Тайна разгадана.
д) Мышкование лисицы на жнивье.
е) Желание разгадать тайну поведения лисы.
13. Составь план текста из трёх пунктов.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
14. Что нового из жизни природы ты узнал?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы к заданиям
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
2 |
Дождь, слякоть, холод |
|||||
3 |
Третье предложение |
|||||
4 |
|
|
+ |
|
|
|
5 |
|
+ |
|
|
|
|
6 |
Седьмое предложение |
|||||
7 |
|
|
+ |
|
|
|
8 |
5 |
3 |
1 |
4 |
2 |
6 |
9 |
Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает |
|||||
10 |
Сам сплясал лисий танец |
|||||
11 |
Шестое предложение с конца |
|||||
12 |
5 |
3 |
1 |
6 |
2 |
4 |
Итоговая контрольная работа за год
Фамилия __________________________ Имя __________________
2 вариант
По сигналу учителя начни читать (время чтения 1 минута). Когда учитель остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
Пчела и муха
Вот какую притчу рассказал однажды старец
Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и
гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в
траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился
далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы
подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны
быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом,
есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых
консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный
нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько
могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о
грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то
хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на
кого хочешь быть
похожим?
(235 слов)
М. Алёшин
Выполни задания
Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)
а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.
2. Множество каких цветов росло на лугу?
a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
3. Определи персонажей произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что делали на поляне пчёлки?
____________________________________________________________________________
5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) трудились; б) весело летали; в) грелись на солнце.
6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?
_____________________________________________________________________________
7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.
8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.
а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.
9. Составь план текста из трёх пунктов.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?) ____________________________________________________________________________
11. Охарактеризуй муху. (Какая она?) _____________________________________________________________________________
12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?
Правильные ответы к заданиям
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
|
+ |
+ |
|
|
2 |
|
|
+ |
|
|
3 |
Пчёлки, муха, отец Паисий |
||||
4 |
Собирали сладкий нектар |
||||
5 |
+ |
|
|
|
|
6 |
Она оказалась на лугу в первый раз |
||||
7 |
|
+ |
+ |
|
|
8 |
5 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Комплексная работа за год
Напиши свою фамилию и имя ______________________________________________
Как Христофор Колумб открыл Америку
Христофор Колумб родился в 1451 году в семье ткача в итальянском городе Генуе. В море он начал выходить ещё подростком. В 25 лет Колумб оказался в Португалии и прожил в этой стране несколько лет, участвовал во многих плаваниях. Именно в Португалии у Христофора Колумба созрел грандиозный план — обогнуть Землю через Атлантический океан и найти кратчайший морской путь из Европы в Индию. Он решил плыть в Индию не вокруг Африки на восток, а на запад через Атлантический океан.
В замысле Колумба верные предположения сочетались с ошибочными. Он знал, что Земля шарообразная, а раз так, рассуждал он, то, плывя всё время на запад, непременно попадёшь в Индию. Но Колумб сильно преуменьшал размеры Земли. «Путь в Индию займёт всего лишь несколько дней», — утверждал он. Ошибка в расчётах придавала Колумбу уверенность. Через 3 тысячи километров он рассчитывал увидеть Японию. На самом деле до неё было 17 тысяч километров, а до Индии — 24 тысячи километров. Колумб представил свой план португальскому королю, но тот не поддержал его и не дал денег на экспедицию. Тогда Колумб отправляется в Испанию искать поддержку своего плана. Королевская семья Испании предоставила в его полное распоряжение три небольших судна.
3 августа 1492 года «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из испанского порта. Самым большим и вместительным кораблём флотилии была «Санта- Мария».Через 10 недель после начала путешествия матрос с грот-мачты «Ниньи» наконец увидел землю. Утром 12 октября 1492 года корабли Христофора Колумба бросили якоря у берегов острова, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, что в переводе означало Святой Спаситель.
Жители острова приветливо наблюдают за чужестранцами. Думая, что приплыл в Индию, Колумб назвал местных жителей «индейцами». Но это была не Индия, как думал Колумб, а острова у берегов неизвестного до этого времени материка — Америки. Колумб с восторгом изучал незнакомый мир, изучал его язык, восхищался его растительностью. Моряки впервые увидели растения, которых не было в Европе: кукурузу, картофель, табак, хлопок, ананасы, помидоры, какао.
От Сан-Сальвадора корабли двинулись на юго-запад. Колумб искал Японию, находившуюся, по его убеждению, совсем недалеко, но вышел к острову Куба. Земля эта изумила мореплавателя своей красотой, но она была совершенно не похожа на Японию. Пройдя вдоль берега Кубы, Колумб вышел к следующему большому острову, берега которого также очаровали его. Он назвал его Эспаньола (ныне остров Гаити).
В ночь на 25 декабря случилось несчастье: «Санта-Мария» в темноте наткнулась на рифы и спасти её не удалось. Часть моряков с затонувшего корабля переместилась на «Нинью», а часть осталась на острове Эспаньола.
15 марта 1493 года плавание, длившееся 224 дня, завершилось. Никаких баснословных богатств во время первой экспедиции добыть не удалось. Но рассказы Колумба о путешествии произвели огромное впечатление.
В своё второе путешествие он отправился уже на 17 кораблях вместе с 1200 крестьянами, ремесленниками и солдатами. Во время этого путешествия Колумб открыл Виргинские острова, Пуэрто-Рико и Ямайку. Однако он по-прежнему стремился найти путь в Индию. В ходе третьей экспедиции Колумб высадился на побережье Южной Америки, однако принял её за крупный остров.
Вскоре Колумб совершил своё четвёртое путешествие к новому континенту. Колумб мечтал на этот раз найти проход между островами и выполнить своё обещание — доплыть до богатой Индии. Но вместо индийских сокровищ он нашёл Центральную Америку, Гондурасский залив и Панамский перешеек. Как мореплаватель Колумб не знал себе равных. Он проявлял мужество и выдержку — изумительные качества морехода и капитана. Умер первооткрыватель в 1506 году.
Христофору Колумбу не суждено было выполнить задачу, которой он посвятил всю свою жизнь: западного пути в Индию он так и не открыл. Но именно благодаря его географическим открытиям и усилиям его последователей карта мира стала меняться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О чём рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А. Об открытии Христофором Колумбом пути в Индию и Японию.
Б. Об устройстве морских кораблей во времена Колумба.
В. О плаваниях Христофора Колумба.
Г. О кратчайшем морском пути из Европы в Индию.
Задание 2.
Выпиши из 1 абзаца предложение с однородными членами.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Укажи грамматическую основу. Составь графическую схему предложения.
Задание 3
Найди в тексте и отметь в таблице знаком √ растения, которые моряки увидели впервые.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбери из отмеченных растений те, которые мы употребляем пищу. Запиши их в таблицу.
Слова |
Род, число, склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определи род, число, склонение.
Задание 4.
Найди в тексте предложение с прямой речью. Выбери слова, в которых букв больше, чем звуков. _____________________________________________________________
Задание 5.
Из текста выпиши дату начала экспедиции Колумба и дату прибытия на остров Сан-Сальвадор.
Начало -_____________________________
Прибытие -__________________________
Длительность -___________дней________________
Задание 6.
Отметь название океана, который пересёк Колумб?
Задание 7.
Во второе путешествие с Колумбом отправились ремесленники, крестьяне, солдаты. Ремесленников было 287человек, 356 крестьян. Сколько солдат отправилось с Колумбом? Возьми из текста недостающие данные и реши задачу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 8
Восстанови последовательность событий.
Гибель «Санта-Марии».
Второе путешествие Колумба.
Экспедиция достигла берегов Сан-Сальвадор.
Последнее путешествие Колумба.
Колумб с восторгом изучает незнакомый мир.
Жизнь Колумба в Португалии и его грандиозные планы.
Второе и третье путешествия Колумба.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 9 – 14 выполняются в парах (с соседом по парте)
Фамилии и имена учащихся, работающих в паре:
________________________________ и ______________________________________
Примечание: если при обсуждении заданий 9 – 14 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 9
Из 3 абзаца подберите слова на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Запишите их в таблицу, не изменяя их формы. Подчеркните букву орфограммы.
Название орфограммы |
Пример слова с данной орфограммой |
Орфограммы гласных |
|
Орфограммы согласных |
|
Орфограммы заглавной буквы |
|
Орфограммы ь и ъ |
|
Задание 10
Найдите во 2 абзаце и выпишите названия растений:
а) из которых человек научился получать крахмал;
_________________________
б) какие растения стали человека «одевать», а какие «убивать»?
____________________________________________________
Задание 11
а) Как назвал Колумб местных жителей?
Выпишите предложение, в котором объясняется название, данное
чужестранцам.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
б) «Расселите» жителей материков на карте, указав стрелками места их проживания.
Задание 12
Когда Колумб решил плыть в Индию через Атлантический океан, то опирался как на верные, так и на неверные предположения своей гипотезы. Укажите эти предположения.
Верные:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Неверные:__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание13
В 3 абзаце текста найдите, через сколько недель флотилия Колумба достигла берегов острова Сан-Сальвадор. Выразите единицы времени в часах.
Недели _______________________
Дни _______________________
Часы _______________________
Решите задачу.
Средняя скорость каравеллы «Санта- Марии» составляла 10 узлов. Какое расстояние проплыла «Санта- Мария» до берегов Америки, если 1узел = 2 км/ч.?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 14
Напишите письмо Колумбу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.