Приложение 1 к ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ира»
городского округа город Кумертау
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Зам.директора по УВР |
Директор МБОУ «СОШ с. Ира» |
__________Л.С. Мыльникова |
____________А.В. Белявцева |
«___» ___________2020г. |
«__» ____________2020г. |
|
Приказ от 28.08.2020 №49 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литературное чтение»
Начальное общее образование,
авторская программа по литературному чтению для 1-4 классов
Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская
Срок реализации 4 года.
1 – 4 классы
Базовый уровень
РАССМОТРЕНО Составители
Руководитель ШМО учителя начальных классов
________ Юдина Л.А. Мыльникова Л.С
Протокол № __ от _________ Чернышова С.Е.
2020г.
I. Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки робототехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты курса «Литературное чтение» отражают:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно- популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательской аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
II. Содержание предмета «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини- сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно - следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
1-й класс
Добукварный период (подготовительный)
Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Звуки гласные и согласные. Слог- слияние. Гласный звук [а], буквы А, а. Звук [о], буквы О, о. Звук [и], буквы И, и. Гласная буква ы, звук [ы].Звук [у],буквы У, у
Букварный период (основной)
Звуки [н], [н'], буквы Н, н. Чтение слов с буквой Н, н. Звуки [с], [с'], буквы С, с. Чтение слов с буквой С, с. Звуки [к], [к'], буквы К, к. Чтение слов с буквой К ,к. Звуки [т], [т'], буквы Т, т. Чтение слов с буквой Т, т. Звуки [л], [л'], буквы Л, л. Чтение слов с буквой Л, л. Звуки [р], [р'], буквы Р, р. Чтение слов с буквой Р, р. Звуки [в], [в'], буквы В, в. Чтение слов с буквой В, в. Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки[й' э]. Буква Е – показатель мягкости согласных. Звуки [п], [п'], буквы П, п. Чтение слов с буквой П, п. Звуки [м], [м'], буквы М, м. Чтение слов с буквой М, м. Звуки [з], [з'], буквы З, з. Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами С и З. Звуки [б], [б'], буквы Б, б. Чтение слов с буквой Б, б. Чтение слов, текстов с буквами Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами Б и П. Звуки [д], [д'], буквы Д, д. Чтение слов с буквой Д, д. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т. Буквы Я, я, обозначающие звуки [й' а] . Буква Я – показатель мягкости согласного. Звуки [г], [г'], буквы Г, г. Чтение слов с буквой Г, г. Чтение слов, текстов с буквой Г. Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К .Звуки[ч'], буквы Ч, ч. Звуки [ч'], буквы Ч, ч. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж .Чтение слов с буквой Ж, ж. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й' о]Буква Ё, ё – показатель мягкости. Мягкий согласный звук [й']. Буквы Й, й .Звуки [х], [х'], буквы Х, х. Чтение слов с буквой Х, х. Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й' у]. Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии. Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слов с буквой Ц, ц. Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Чтение слов с буквой Э,э. Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ. Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами В и Ф. Мягкий и твердый разделительные знаки.
Послебукварный период (заключительный)
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В Берестова, Е. Чарушина. Одна у человека мать; одна и родина. К.Д. Ушинский. Наше Отечество .История славянской азбуки. В. Куприн Первый букварь. Творчество А.С. Пушкина. Сказки Л.Н. Толстой. Рассказы о детях. К.Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К.Д. Ушинский. Рассказы о детях. К.И. Чуковский «Телефон». « Путаница» В.В. Бианки. Первая охота. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М. Пришвин «Предмайское утро». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова
Литературное чтение
Жили-были буквы
В. Данько «Загадочные буквы» .И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». С. Чёрный «Живая азбука» .Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет. Г. Сапгир «Про медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». «Живая азбука». С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Презентация проектов «Буквы – герои сказок».« Создаем музей «Город букв»
Сказки, загадки, небылицы
Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки. Потешки, небылицы. Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». А. С. Пушкин. Стихи. Русская народная сказка «Петух и собака». Из старинных книг Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Гусь и журавль». Проверим себя. Оценим свои достижения.
Апрель, апрель. Звенит капель!
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…». Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?». Проект «Составляем азбуку загадок» В. Берестов «Воробушки», «Чудо». А. Майков «Христос Воскрес!» Проверим себя и оценим свои достижения
И в шутку и в серьёз
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!».Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». Проверим себя. Оценим свои достижения.
Я и мои друзья
Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик» А. Барто «Вот так защитник», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день». Ю. Энтин «Про дружбу». Проект «Наш класс – дружная семья»
О братьях наших меньших
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата», В Лунин «Никого не обижай» Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» Проверим себя. Оценим свои достижения.
2-й класс
Самое великое чудо на свете
Р. С. Сеф «Читателю»
Устное народное творчество
Русские народные песни, потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки, пословицы и поговорки. Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт». «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев».
«Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси – лебеди». Разноцветные страницы. Проверим себя.
Люблю природу русскую! Осень
Люблю природу русскую. Осень. «Есть в осени первоначальной...» Ф.И. Тютчев «Поспевает брусника...» К. Бальмонт. «Осень наступила...» А. Плещеев. «Ласточки пропали...» А. Фет. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» А. Толстой. «Закружилась листва золотая...» С. Есенин. «Сухие листью...» В. Брюсов. «Опустел скворечник...» И. Токмакова. Хитрые грибы. В Берестов. Грибы(Из энциклопедии). Осеннее утро. М. Пришвин. Разноцветные страницы. Проверим себя.
Русские писатели
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Стихи А. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек». Л. Толстой «Филиппок». Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». Веселые стихи. Обобщение по разделу.
О братьях наших меньших
О братьях наших меньших. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»,И. Пивоварова «Жила-была собака…» В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант». В. Бианки «Сова». Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов
Д. Хармс «Игра». Д. Хармс «Вы знаете?...». Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень –очень вкусный пирог» Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Люблю природу русскую. Зима
Стихи о первом снеге. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поет зима-аукает…», «Береза». Сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль» А.Барто «Дело было в январе…". Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
Писатели – детям
К. Чуковский «Путаница», «Радость». К. Чуковский «Федорино горе». С. Маршак « Кот и лодыри». С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» «Мой щенок» А. Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука…»,«В школу». А. Барто «Вовка-добрая душа». Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Живая шляпа». Н. Носов «На горке». Обобщение по разделу «Писатели –детям»
Я и мои друзья
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев «Два пирожных». В. Осеева «Волшебное слово». В. Осеева «Хорошее». В. Осеева «Почему?» Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Люблю природу русскую. Весна
Стихи Ф. Тютчева о весне. Стихи А. Плещеева о весне. А. Блок «На лугу» С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина «Посидим в тишине». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»
И в шутку и всерьез
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Э. Успенский «Чебурашка». Стихи Э. Успенского. Стихи В. Берестова. Стихи И. Токмаковой. Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»
Литература зарубежных стран
Американская и английская и народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети …». Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Красная Шапочка». Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». КВН «Цветик-семицветик». Повторение пройденного
3 класс
Самое великое чудо на свете
Вводный урок. Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Первая печатная книга. Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество
Русские народные песни. Народные художественные промыслы. Произведения прикладного искусства. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чтение по ролям. Сказка «Иван-царевич и Серый волк». Чтение по ролям. Сказка «Иван-царевич и Серый волк». Характеристика героев. Сказка «Сивка-бурка». Сказка «Сивка-бурка». Вид сказки. Сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев. Проект «Волшебные сказки» Проверочная работа №1 по теме «Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь №1-
Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой». И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима». Проверочная работа № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Великие русские писатели .
А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Цыганы». А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин». А.С. Пушкин. «Зимнее утро» «Зимний вечер» .А.С. Пушкин. «Зимний вечер». А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Деление текста на части. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Чудеса сказки. И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».И.А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком». М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Акула». Характеристика героев. Л.Н. Толстой «Прыжок».Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 3 «Великие русские писатели».
Поэтическая тетрадь №2
Н.А. Некрасов «Славная осень!» Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Проект «О времени года», «О природе». Проверочная работа №4 «Поэтическая тетрадь № 2»
Литературные сказки
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца …». В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика главного героя. В. Одоевский «Мороз Иванович». В. Одоевский «Мороз Иванович». Деление текста на части. Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5 «Литературные сказки».
Были-небылицы
М. Горький «Случай с Евсейкой» . характеристика героев. Поступки героев. М. Горький «Случай с Евсейкой». Деление текста на части. К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика главного героя. К. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон». Деление текста на части. А. Куприн «Слон» Проверочная работа № 6 «Были - небылицы»
Поэтическая тетрадь № 3
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» С. Чёрный «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка» .А. Блок «Сны», «Ворона» С. Есенин «Черёмуха».Проверочная работа № 7 «Поэтическая тетрадь № 3»
Люби живое
М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Биография автора. В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Биография автора. В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». Характеристика героев. Б. Житков «Про обезьянку». Деление текста на части. В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится…». Биография автора. Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского Обобщение по разделу. Проверочная работа № 8 «Люби живое».
Поэтическая тетрадь №4
С. Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной». А. Барто «Разлука», «В театре» С. Михалков «Если». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Проверочная работа №9 «Поэтическая тетрадь № 4».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Биография автора. А. Платонов «Цветок на земле». А. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ.
М. Зощенко «Золотые слова». Биография автора. М. Зощенко «Путешественники». Характеристика героев. Н. Носов «Федина задача» Н. Носов «Телефон». Проверочная работа № 10 «Собирай по ягодке-наберешь кузовок».
По страницам детских журналов.
Составление вопросов по содержанию рассказа. Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился» Ю. Ермолаев «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» Р. Сеф «Весёлые стихи». Проверочная работа № 11 «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература.
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Характеристика героя. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Характеристика поступков героев. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика поступков героев. Проверочная работа № 12 «Зарубежная литература». Обобщение.
4 класс
Летописи, былины, жития
Знакомство с названием раздела. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Сравнение текста летописи и исторических источников . « И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с произведением А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» . Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского. Обобщение по теме «Летописи, былины, жития». Проект « Создание календаря исторических событий».
Чудесный мир классики
Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конек – Горбунок». П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев. А. С. Пушкин «Няне» А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!.. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» М . Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство». Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня А. П. Чехов «Мальчики». А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь № 1
Знакомство с названием раздела. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид..», «Как неожиданно и ярко…» .А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев «Дети и птичка».И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» .Н. А. Некрасов « Школьник». Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин «Листопад». Обобщающий урок – игра по разделу« Поэтическая тетрадь № 1» Оценка достижений.
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». План. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. П.П. Бажов «Серебряное копытце» . П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в тексте. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики». Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Делу время – потехе час
Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский « Главные реки». В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. Обобщающий урок «Делу время – потехе час» Оценка достижений.
Страна детства
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. М.М. Зощенко «Ёлка». Обобщающий урок « Страна детства». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь № 2
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. М.М. Пришвин «Выскочка». М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка. Е. И. Чарушин «Кабан» .В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» .Проект «Природа и мы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь № 3
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето» . Н.М. Рубцов «Лебедушка». С.А. Есенин «Лебедушка». Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.
Родина
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Обобщающий урок «Родина». Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений .
Страна Фантазия.
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра. К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений .
Зарубежная литература.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен «Русалочка». Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь». С. Лагерлёф «Святая ночь». С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда. Контрольная работа за 2 полугодие. Обобщающий урок «Зарубежная литература». Урок –игра.
III. Тематическое планирование предмета «Литературное чтение»
1 класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
|
1 |
Добукварный период |
11 |
|
2 |
Букварный период |
58 |
|
3 |
Послебукварный период |
12 |
|
4 |
Жили-были буквы |
10 |
|
5 |
Сказки, загадки, небылицы |
11 |
|
6 |
Апрель, апрель. Звенит капель |
8 |
|
7 |
И в шутку и всерьез |
10 |
|
8 |
Я и мои друзья |
6 |
|
9 |
О братьях наших меньших |
6 |
|
|
Всего |
132ч |
|
2 класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
|
1 |
Самое великое чудо на свете |
1 |
|
2 |
Устное народное творчество |
12 |
|
3 |
Люблю природу русскую. Осень |
7 |
|
4 |
Русские писатели |
14 |
|
5 |
О братьях наших меньших |
9 |
|
6 |
Из детских журналов |
6 |
|
7 |
Люблю природу русскую. Зима |
5 |
|
8 |
Писатели – детям |
13 |
|
9 |
Я и мои друзья |
10 |
|
10 |
Люблю природу русскую. Весна |
5 |
|
11 |
И в шутку и всерьез |
9 |
|
12 |
Литература зарубежных стран |
11 |
|
|
Всего |
136 |
|
3 класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
|
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Самое великое чудо на земле |
3 |
|
3 |
Устное народное творчество |
14 |
|
4 |
Поэтическая тетрадь -1 |
10 |
|
5 |
Великие русские писатели |
18 |
|
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
|
7 |
Литературные сказки |
7 |
|
8 |
Были-небылицы |
7 |
|
9 |
Поэтическая тетрадь 3 |
5 |
|
10 |
Люби живое |
11 |
|
11 |
Поэтическая тетрадь 4 |
5 |
|
12 |
Собирай по ягодке –наберешь кузовок |
6 |
|
13 |
По страницам детских журналов |
5 |
|
14 |
Зарубежная литература |
8 |
|
15 |
Всего |
102 |
|
4 класс
№п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Летописи, былины, сказания, жития |
10 |
2 |
Чудесный мир классики |
16 |
3 |
Поэтическая тетрадь № 1 |
7 |
4 |
Литературные сказки |
11 |
5 |
Делу время – потехе час |
8 |
6 |
Страна детства |
7 |
7 |
Поэтическая тетрадь № 2 |
3 |
8 |
Природа и мы |
10 |
9 |
Поэтическая тетрадь № 3 |
5 |
10 |
Родина |
5 |
11 |
Страна Фантазия |
5 |
12 |
Зарубежная литература |
15 |
|
Итого |
102ч |
Данная рабочая программа содержит следующие приложения:
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы.
Приложение 3. Критерии оценивания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.