Пояснительная записка
Рабочая программа по «литературному чтению» для обучающихся 3 класса составлена на основе документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района;
3. Авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной, издательство «Просвещение», 2014г.;
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
w эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
w эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
w чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
w любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
w понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
w интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
w наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
w ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
w этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
w осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
w самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
w самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
w делить текст на части, составлять простой план;
w самостоятельно формулировать главную мысль текста;
w находить в тексте материал для характеристики героя;
w подробно и выборочно пересказывать текст;
w составлять рассказ-характеристику героя;
w составлять устные и письменные описания;
w по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
w высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
w относить произведения к жанрам рассказа, сказки, былины, басни по определённым признакам;
w различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
w видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
w нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
w первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
w общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
w сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);
w фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
w жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
w рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
w интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
w развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;
w сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
w ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
w изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
w поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
w выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
Содержание учебного предмета
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстраивный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элемента- ми сочинения, создание собственного текста на основе худо-жественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока
|
Самое великое чудо на свете (2 часа) |
|||
1 |
01.09 |
|
Введение. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
2 |
02.09 |
|
Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. |
Устное народное творчество (14 часов)
|
|||
3 |
03.09 |
|
Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Небылицы. |
4 |
07.09 |
|
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
5 |
09.09 |
|
Устное народное творчество. Докучные сказки. |
6 |
10.09 |
|
Устное народное творчество. Докучные сказки. Развитие речи. Сочинение докучных сказок. |
7 |
14.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Особенности волшебной сказки. |
8 |
15.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Деление текста на части. Составление плана сказки. |
9 |
16.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Особенности волшебной сказки. |
10 |
17.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Характеристика героев сказки. |
11 |
21.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. |
12 |
22.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. |
13 |
23.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки. |
14 |
24.09 |
|
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Сравнение художественного текста и произведения живописи. |
15 |
28.09 |
|
Обобщение по разделу «Устное народное творчество». |
16 |
29.09 |
|
Проверочная работа№1 по теме: «Устное народное творчество».Проект №1 «Сочиняем вместе волшебную сказку». |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
|||
17 |
30.09 |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи». Звукопись, её художественно-выразительное значение. |
18 |
01.10 |
|
Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. |
19 |
05.10 |
|
А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…», « Зреет рожь над жаркой нивой |
20 |
06.10 |
|
И.С Никитин «Полно, степь моя…». |
21 |
07.10 |
|
И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы |
22 |
08.10 |
|
Проект №2 «Сочиняем сценарий утренника «Первый снег». |
23 |
12.10 |
|
И.З.Суриков «Детство». |
24 |
13.10 |
|
И.З.Суриков . «Зима». |
25 |
14.10 |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». |
26 |
15.10 |
|
Проверочная работа №2. по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Конкурс чтецов. |
27 |
19.10 |
|
Викторина по стихам русских поэтов. |
Великие русские писатели (26 часов) |
|||
28 |
20.10 |
|
Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». Прогнозирование содержания раздела. |
29 |
21.10 |
|
А.С. Пушкин – великий русский писатель. |
30 |
22.10 |
|
А.С. Пушкин. Отрывки из романов "Цыганы", "Евгений Онегин" |
31 |
26.10 |
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро», |
32 |
27.10 |
|
А.С.Пушкин «Зимний вечер |
33 |
28.10 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Тема сказки. События сказочного текста. |
34 |
29.10 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Тема сказки. События сказочного текста. |
35 |
09.11 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его |
36 |
10.11 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. |
37 |
11.11 |
|
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
38 |
12.11 |
|
И.А. Крылов – великий баснописец.Подготовка сообщения о И.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
39 |
16.11 |
|
И.А.Крылов «Мартышка и очки |
40 |
17.11 |
|
И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна». |
41 |
18.11 |
|
И.А.Крылов «Ворона и Лисица». |
42 |
19.11 |
|
М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Статья В. Воскобойникова. |
43 |
23.11 |
|
М.Ю.Лермонтов , «Горные вершины», «На севере диком одиноко …».. |
44 |
24.11 |
|
М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень. |
45 |
25.11 |
|
Л.Н. Толстой- великий русский писатель. «Дество» Л.Н. Толстого .. |
46 |
26.11 |
|
Л.Н.Толстой «Акула.. |
47 |
30.11 |
|
Л.Н.Толстой «Акула.. |
48 |
01.12 |
|
Л.Н.Толстой «Прыжок». |
49 |
02.12 |
|
Л.Н.Толстой «Прыжок». |
50 |
03.12 |
|
Л.Н.Толстой «Лев и собачка». |
51 |
07.12 |
|
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. |
52 |
08.12 |
|
Проверочная работа №3 по разделу «Великие русские писатели». |
53 |
09.12 |
|
Литературный праздник по разделу «Великие русские писатели». |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
|||
54
|
10.12 |
|
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…» Р.К. |
55 |
14.12 |
|
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» |
56 |
15.12 |
|
А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
57 |
16.12 |
|
К.Д.Бальмонт «Золотое слово», И.А. Бунин «Детство» |
58 |
17.12 |
|
И.В.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». |
59 |
21.12 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2». Проверочная работа №3 по теме: «Поэтическая тетрадь» |
Литературные сказки (9 часов) |
|||
60 |
22.12 |
|
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. Р.к. |
61 |
23.12 |
|
Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. |
62 |
24.12 |
|
Д.И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». |
63 |
28.12 |
|
Д.И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». |
64 |
29.12 |
|
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
65 |
30.12 |
|
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
66 |
11.01 |
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». |
67 |
12.01 |
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». |
68 |
13.01 |
|
Обобщение. КВН. Проверочная работа №4.по разделу «Литературные сказки» |
Были – небылицы (10 часов) |
|||
69 |
14.01 |
|
Знакомство с новым разделом «Были – небылицы». Прогнозирование содержание раздела. |
70 |
18.01 |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
71 |
19.01 |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой».. |
72 |
20.01 |
|
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». |
73 |
21.01 |
|
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». |
74 |
25.01 |
|
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей |
75 |
26.01 |
|
А.И.Куприн «Слон». |
76 |
27.01 |
|
А.И.Куприн «Слон». |
77 |
28.01 |
|
А.И.Куприн «Слон». |
78 |
01.02 |
|
Обобщение пройденного материала по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа №5 по теме: «Были-небылицы» |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
|||
79 |
02.02 |
|
Знакомство с новым разделом «Поэтическая тетрадь». Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?». |
80 |
03.02 |
|
Саша Черный «Воробей», «Слон |
81 |
04.02 |
|
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона |
82 |
08.02 |
|
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». |
83 |
09.02 |
|
С.А.Есенин «Черемуха». |
84 |
10.02 |
|
Обобщение пройденного материала по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа №6 по теме: «Поэтическая тетрадь». Чтение наизусть. |
Люби живое ( 16 часов) |
|||
85 |
11.02 |
|
Знакомство с новым разделом «Люби живое». Прогнозирование содержание раздела. Р.к. |
86 |
15.02 |
|
М.Пришвин «Моя Родина». |
87 |
16.02 |
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Рассказ о герое. |
88 |
17.02 |
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
89 |
18.02 |
|
В.И.Белов «Малька провинилась». |
90 |
22.02 |
|
В.И.Белов «Еще про Мальку». |
91 |
24.02 |
|
В.В.Бианки «Мышонок Пик». |
92 |
25.02 |
|
В.В.Бианки «Мышонок Пик». |
93 |
01.03 |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. |
94 |
02.03 |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку». |
95 |
03.03 |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. |
96 |
04.03 |
|
В. Дуров «Наша Жучка». |
97 |
09.03 |
|
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. |
98 |
10.03 |
|
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» |
99 |
11.03 |
|
Урок-конференция «Земля-наш дом родной». |
100 |
15.03 |
|
Урок-викторина. Проверочная работа №7 по разделу «Люби всё живое» |
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 часов) |
|||
101 |
16.03 |
|
Знакомство с новым разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела.Р.к. |
102 |
17.03 |
|
С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». |
103 |
18.03 |
|
А.Л.Барто «Разлука». Настроение стихотворения. Выразительное чтение. |
104 |
22.03 |
|
А.Л.Барто «В театре».Выразительные средства. Выразительное чтение. |
105 |
23.03 |
|
С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. |
106 |
24.03 |
|
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение. |
107 |
25.03 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь№2. Игра «Крестики-нолики». |
108 |
05.04 |
|
Проверочная работа №8 по теме «Поэтическая тетрадь №2» |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 12 часов ) |
|||
109 |
06.04 |
|
Знакомство с новым разделом «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Прогнозирование содержания раздела. |
110 |
07.04 |
|
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
111 |
08.04 |
|
А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. |
112 |
12.04 |
|
А.П. Платонов «Цветок на земле».. |
113 |
13.04 |
|
А.П.Платонов «Еще мама». Герои рассказа. |
114 |
14.04 |
|
А.П.Платонов «Еще мама».. Итоговая комплексная работа. |
115 |
15.04 |
|
М.М.Зощенко «Золотые слова». |
116 |
19.04 |
|
М.М.Зощенко «Великие путешественники. |
117 |
20.04 |
|
Н.Н.Носов «Федина задача». |
118 |
21.04 |
|
Н.Н.Носов «Телефон». |
119 |
22.04 |
|
В. Драгунский «Друг детства». |
120 |
26.04 |
|
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Проверочная работа №9 по теме: «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». |
По страницам детских журналов ( 8 часов ) |
|||
121 |
27.04 |
|
Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики. Р.к. |
122 |
28.04 |
|
Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». |
123 |
29.04 |
|
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». |
124 |
04.05 |
|
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». |
125 |
05.05 |
|
Г.Б.Остер «Вредные советы». |
126 |
06.05 |
|
Г.Б.Остер «Как получаются легенды |
127 |
11.05 |
|
Р.Сеф «Веселые стихи» |
128 |
12.05 |
|
Читательская конференция «По страницам детских журналов» Проверочная работа №10 по теме: «По страницам детских журналов» |
Зарубежная литература (8 ч) |
|||
129 |
13.05 |
|
Знакомство с новым разделом «Зарубежная литература». |
130 |
17.05 |
|
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
131 |
18.05 |
|
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
132 |
19.05 |
|
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. |
133 |
20.05 |
|
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. |
134 |
24.05 |
|
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». |
135 |
25.05 |
|
Проверочная работа №11 по теме: «Зарубежная литература». |
136 |
26.05 |
|
Обобщение по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.