Литературное чтение -136 ч
1. Пояснительная записка
Данная программа является рабочей, реализует содержание ФГОС НОО, утвержденного Министерством образования РФ в 2010 г.
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов «Математического лицея» г. Хабаровска составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
¾ Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Хабаровска «Математический лицей»;
¾ Образовательной программы МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
¾ Учебного плана МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
¾ Годового календарного учебного графика МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
Примерной программы УМК «Начальная школа ХХI века «Литературное чтение» авторы Л.Л. Ефросинина, М.И. Омороковой - М. :
Вентана – Граф,в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова);
¾ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год.
В соответствии со стандартами основного общего образования и согласно новой концепции начального образования, курс литературного чтения является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Усвоенные в начальном курсе литературного чтения знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения данного предмета и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования; учитываются межпредметные связи.
Главная цель курса – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Цели изучения курса |
|
Развитие |
Развивать овладением основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение) |
Воспитание |
Понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, как средства сохранения и передачи нравственных традиций общества; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения для самообразования; способность осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов; умение работать с информацией, представленной в них; — пользование справочной литературой. |
Овладение умениями |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение строить совместную деятельность. |
Формирование опыта |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы и фольклора. |
Задачи курса:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
2. Содержание тем учебного курса
Программа 3 класса «Литературное чтение» рассчитана на 2020-2021 учебный год. Согласно учебному плану на изучение литературного чтения в 3 классе на ступени начального общего образования отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
C целью устранения отставания программы по литературному чтению за период 2 класса 4 четверти данные произведения даны на самостоятельное чтение. Контроль за прочтением данных произведений осуществляется в 1 четверти на 2-й учебной неделе.
Класс предмет |
Количество часов по учебному плану за 2019-2020 уч.год |
Фактически выдано за 2019-2020 уч.год |
Количество часов отставания за 2019-2020 уч.год |
Основные разделы, темы, нереализованные за 2019-2020 уч.год |
Как ликвидировать отставание за 2019-2020 уч.год |
||||
Оптимизация рабочих программ |
|||||||||
|
|
|
|
|
Выведение учебных тем на самостоятельное изучение с последующим контролем (кол-во часов) |
Укрупнение дидактических единиц (кол-во часов) |
Объединение близких по содержанию тем уроков (кол-во часов) |
Сокращение количества самостоятельных |
|
2 б Литературное чтение |
136 ч |
102 ч |
34 ч |
|
34 ч |
|
|
|
|
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения знаний учащихся и улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов на 2020 – 2021 учебный год:
Всего 136 часов (I – 32ч; II – 32 ч; III – 40 ч; IV – 32 ч)
Круг чтения:
· произведения устного творчества русского и других народов;
· стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
· художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы:
Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
· произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины;
· о труде людей и их отношениях друг к другу,
· о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным;
· о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
· более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
· стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
· литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
· присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
· герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
· стихотворение, рифма, строка, строфа;
· средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
· вычленение главной мысли текста;
· осознание последовательности и смысла событий;
· знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
· деление текста на части и их озаглавливание;
· составление плана под руководством учителя;
· пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
· самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
· самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
· отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
· знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Важной задачей курса является поэтапно формирование литературоведческих понятий.
Учебная тема |
Литературоведческие понятия |
Фольклор |
Жары произведений: пословица, загадка, сказка, народная сказка сказка с загадками, загадка – сказка, загадка – вопрос, загадка - противопоставление, загадка – признак, загадка – сравнение скороговорка, былина. Былинный герой, сказитель, присказка. |
Сказки народов России |
Присказка, повторы, чудеса, волшебные превращения, герои положительные и отрицательные. |
Басни |
Жанры произведений: басня, басня в стихотворной и прозаической форме. Мораль, вступление, рассказ (повествование или развитие действий), олицетворение, аллегория. |
Произведения А.С. Пушкина |
Жанры произведений: сказка, стихи, поэма. Эпитет, устойчивый эпитет, олицетворение, строфа, стихотворная строка. |
Стихи русских поэтов |
Стихотворная строка (стих), строфа (двустишие, трёхстишие т.д.), ритм, рифма. Эпитет, сравнение, олицетворение. |
Произведения Л.Н. Толстого |
Жары произведений: литературная сказка, басня, художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, былина, очерк. Устойчивый эпитет, рассказчик – герой, сравнение, мораль (скрытая) |
Произведения Н.А. Некрасова |
Жары произведений: стихи, поэма. Стихотворная строка (стих),строфа, рифма, логическое ударение, пауза темп, тог, ритм. Эпитет, сравнение, олицетворение. Пейзаж. |
Произведения А.П. Чехова |
Сюжет, глава, герой, юмор, сравнение. |
Сказки зарубежных писателей |
Волшебная сказка. Герои положительные и отрицательные, литературная (авторская) сказка. |
Стихи русских поэтов (И.С. Никитина И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина) |
Строфа (четверостишие), эпитет, метафора, олицетворение, пауза, логическое ударение, тон, темп, ритм. |
Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка |
Жанры произведений: рассказ, сказка. Псевдоним, автор - рассказчик, сюжет, авторская сказка, герои положительные и отрицательные, персонаж. |
Произведения А.И. Куприна |
Жанры произведений: рассказ – описание, рассказ – повествование, рассказ о животных. Сюжет, сюжетная линия, пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение. Рассказ, автор – рассказчик. |
Стихи С.. Есенина |
Строфа, стихотворная строка (стих), олицетворение, ритм, тон, темп, эпитет сравнение. |
Произведения К.. Паустовского |
Жанры произведений: сказка, рассказ о животных, юмористический рассказ, рассказ – описание, очерк. Сюжет, главный герой, главная мысль, юмор, пейзаж, эпитет. |
Произведения С.Я. Маршака |
Жанры произведений: стихи, быль сказка, загадка. Строфа, эпитет, сравнение, эпитет, метафора, ритм. |
Произведения Л. Пантелеева |
Жанры произведений: рассказ о детях, исторический рассказ, юмористический рассказ. Автор – рассказчик, герой рассказа, исторический факт. Псевдоним. |
Произведения А.П. Гайдара |
Жанры произведений: рассказ о детях, повесть, очерк. Сюжет (завязка, развитие события, кульминация, продолжение событий, развязка), справка об авторе, псевдоним. |
Произведения М.М. Пришвина |
Жанры произведений: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ – описание. Рассказчик, сюжет рассказа, заголовок, главная мысль, герой, справка об авторе. |
Произведения современных детских писателей |
Жанры произведений: стихи, сказка, песенка, рассказ. Тон, темп, логическое ударение, ритм, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, строфа, стихотворная строка. |
Произведения зарубежных писателей |
Жанры произведений: рассказ. Герой рассказа, сюжет, пейзаж, эпитет, сравнение. |
3. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:
Раздел «Виды речевой деятельности и читательской деятельности»
Ученик научится:
· осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
· понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
· читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60–75 слов в минуту);
· практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
· правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
· понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
· подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
· находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
· читать, молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
· пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
· классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
· различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты; называть стихотворение и прозаические жанры;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
• подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
• употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
• находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
передавать содержание произведения от лица героя;
создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы);
творчески передавать содержание произведения от лица героя.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
• находить в тексте информацию о героях произведений, а в структурных элементах книги- сведения об авторе, книге;
• понимать дополнять, исправлять, уточнять информацию, представленную в таблицах, схемах, моделях;
• использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
• дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
• делить текс на составные части, составлять план текста;
• сопоставлять и обобщать информацию, содержащую в разных частях;
• определять и формировать главную мысль текста;
Ученик может научиться:
• самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
• находить информацию о книге, пользуясь структурными элементами книги;
• находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
• сравнивать полученную информацию с информацией готовых таблиц и схем.
4. Контроль уровня обученности
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это:
· комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
· литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
· тесты по изученному произведению, теме, разделу;
· тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и, молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
· диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
· тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
· комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
· итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
Начиная со второго полугодия в 3 классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» — ученик набрал 9-10 баллов;
«4» — ученик набрал 7-8 баллов;
«3» — ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» — если все задания выполнены верно;
«4» — если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Литературные диктанты - это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря автора, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся.
Виды диктантов:
•Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.
•Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
•Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Количество слов в 3 классе - 10-12. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Обучающиеся проверяют и оценивают свою работу таким образом: «У меня все верно», «У меня одна ошибка, и я ее нашел». Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» — если в работе нет ошибок;
«4» — если в работе одна ошибка;
«3» — если в работе две ошибки;
«2» — если в работе более двух ошибок.
Отметка навыков чтения (темп, способ чтения, правильность, понимание)
В третьем классе проверяется умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворения. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту, молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Отметка «4» —ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения, молча не меньше более 70 слов в минуту.
Отметка «3» —ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения, молча не меньше 60 слов в минуту.
Отметка «2» — ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка , слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов). Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая — в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения, молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать Предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали. Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя. Оно формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки.
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:
· Выразительное чтение.
· Объяснение новых слов.
· Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
· Ответы на вопросы по содержанию.
· Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии отметки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
· Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
· Разнообразие источников информации.
· Выразительный устный рассказ.
· Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
· Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу
В конце каждой четверти, на последнем уроке, учитель имеет право выставить отметку «5» за достигнутые высокие результаты в предметной олимпиаде или конкурсе.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
· Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2018г
· Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 416 с.
· Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.:Вентана – Граф, 2018.
· Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2018
· Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Учебный методический комплект допущен Министерством образования РФ
• Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч.
Ч.1,2 / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019.
• Ефросинина. Л. А. Литературное чтение 3 класс: рабочие тетради к учебнику «Литературное чтение» для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. Ч 1,2./ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019.
• Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: 3 класс : учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. Ч. 1,2./ авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019
6. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
УУД |
Дата |
|
план |
факт |
||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (16 ч) |
|||||
1 четверть |
|||||
1 |
Произведения фольклора. Загадки. Дополнительное чтение В.Даль «Старик-годовик» |
1 |
Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, преобразовывает объекты из чувственной формы в модель. Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|
|
2 |
Произведения фольклора. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы. |
1 |
Сравнивает пословицы. Ставит и формулирует проблему, самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строит высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознает способы и приемы действий при решении учебных задач.
|
|
|
3, 4 |
Русские народные сказки. О присказке. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» |
2 |
Сравнивает изучаемые объекты (сказки). Обобщает результаты сравнения в таблице и схеме. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
5 |
Сказки о животных. Дополнительное чтение «Лиса и Котофей Иваныч» |
1 |
Анализирует текст и составляет модельный или словесный план (блок-схему). Рассказывает по плану. Называет особенности построения книги (предисловие, послесловие). |
|
|
6 |
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение «Умная внучка» |
1 |
Использует знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
|
|
7,8 |
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках. |
2 |
Обобщает результаты работы в таблице «чудеса в сказке». Подбирает книги по теме «Волшебные сказки». Выразительно рассказывает понравившиеся части. Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
9 |
Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и месяц». |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. |
|
|
10 |
Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. |
1 |
Придумывает скороговорку. Находит в библиотеке книги с малыми фольклорными формами. Оформляет скороговорку на листе бумаги. |
|
|
11 |
Обобщение по разделу. Литературный диктант. |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
12 |
Былины. «Добрыня и змея».
|
1 |
Комментирует ответы на вопросы. Определяет общую цель и пути ее достижения. Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий. |
|
|
13 |
Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
1 |
Делит на смысловые части, перечитывает каждую часть, пересказывает. Соотносит иллюстрацию с текстом былины. Характеризует героев былины. Сравнивает их. |
|
|
14 |
Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула». |
1 |
Делит на смысловые части, перечитывает каждую часть, пересказывает. Соотносит иллюстрацию с текстом былины. Характеризует героев былины. Сравнивает их. |
|
|
15 |
Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»
|
1 |
Рассматривает книги об одном и том же былинном герое. Представляет книгу по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения). |
|
|
16 |
Урок-обобщение по разделу. Литературный диктант. |
1 |
Анализирует свою работу. Оценивает работу по заданным критериям. |
|
|
БАСНИ (5 ч) |
|||||
17- 18 |
Басни Эзопа и И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и Виноград. Сравнение басен
|
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. |
|
|
18 |
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица» Сравнение басен |
1 |
Выбирает темп и тон чтения. Передает интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывает паузы и логические ударения, наблюдает за знаками препинания. |
|
|
19 |
И.А.Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Работник» |
1 |
Заполняет схему «Басни И.А. Крылова». По образцу. Выполняет самопроверку по образцу. Оценивание работы словесно. Адекватно оценивает собственное поведение окружающих. Конструктивно разрешает конфликты посредством учета интересов сторон сотрудничества. |
|
|
20 |
Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А. Измайлов «Филин и чиж» |
1 |
Аннотирует книги по образцу. Организация выставки книг по теме. Моделирование обложки. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
|
|
21 |
Обобщение по разделу «Басни» Литературный диктант. |
1 |
Заполняет схему «Известные баснописцы». Оценивает качество чтения одноклассников. Определяет общую цель и пути её достижения. Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА (10 ч) |
|||||
22 |
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый
|
1 |
Составляет вопросы для викторины по произведениям поэта. Составляет словарь устаревших слов с подбором современных терминов |
|
|
23 |
Дополнительное чтение: А.С Пушкин "Руслан и Людмила" Отрывок. – "Бой Руслана с головой"
|
1 |
Составляет словарь устаревших слов с подбором современных терминов. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Выполнять взаимопроверку чтения наизусть |
|
|
24-26 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» ( в сокращении). |
3 |
Анализирует сказку и составляет план (блок-схему). Интерпретирует образы царя Салтана, царицы, поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи. |
|
|
27 |
Слушание и работа с детской книгой. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина».
|
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и поставленных задач.
|
|
|
28 |
Дополнительное чтение: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э.Бабаев «Там лес и дол видений полны…» |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и поставленных задач. |
|
|
29 |
Стихи о природе. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» |
1 |
Подбирает произведения к модели. Выразительно читает стихотворение. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера. Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
|
|
30 |
Стихи о няне. А.С. Пушкин «Няне» |
1 |
Оценивает по заданным критериям. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно - следственные связи. |
|
|
31 |
Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина». Проверка сформированности читательской деятельности. Литературный диктант.
|
1 |
Обобщает результаты изучения темы в схеме «Жанры произведений А.С. Пушкина» |
|
|
СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (5 ч) |
|||||
32 |
Стихи о природе. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
2 четверть |
|||||
33 |
Стихи об осенней природе. А.Майков «Осень» |
1 |
Самостоятельно проверяет задания в тетради по образцу. Видит и доказывает ошибочность написания, правильность своего выбора. Заучивает стихотворение наизусть. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. |
|
|
34 |
Стихи А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» |
1 |
Самостоятельно готовит выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. |
|
|
35 |
Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение: И. Бунин «Листопад». |
1 |
Находит в библиотеке книги со стихотворениями И.А. Бунина. Готовит небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений). |
|
|
36 |
Комплексная контрольная работа. |
1 |
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО (11 ч)
|
|||||
37 |
Жанры произведений Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сказка «Два брата» |
1 |
Работает в группах по разным образовательным маршрутам. Делит текст на части. Самостоятельно составляет план. Комментирует ответ. Находит главную мысль басни и сказки. |
|
|
38 |
Л.Н.Толстой Басня «Белка и волк" Сравнение басни и сказки. Дополнительное чтение Л.Н.Толстой «Ореховая ветка» |
1 |
Работает в группах по разным образовательным маршрутам. Делит текст на части. Самостоятельно составляет план. Комментирует ответ. Находит главную мысль басни и сказки. |
|
|
39 |
*Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан» |
1 |
Моделирует обложку книги. Обобщает полученные знания при работе со схемой. Работает с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация). Составляет модель обложки с аннотацией. Самостоятельно читает и находит книги Л.Н. Толстого. |
|
|
40 |
Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан» |
1 |
Работает с текстом: читает по смысловым частям, составляет эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражает своё отношение к героям на основе анализа их поступков |
|
|
41 |
Л.Н.Толстой. "Лебеди", "Зайцы",
|
1 |
Обобщает результаты сравнения текстов в таблице. Анализирует факты и чувства. изложенные в рассказах. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. |
|
|
42 |
Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
|
1 |
Работает с текстом: читает по смысловым частям, составляет эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражает своё отношение к героям на основе анализа их поступков |
|
|
43 |
"Прыжок" Л.Н. Толстой |
1 |
"Прыжок" Л.Н. Толстой |
|
|
44 |
Прыжок" Л.Н. Толстой |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения |
|
|
45 |
Л.Н. Толстой Былина "Как боролся русский богатырь" |
1 |
Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетрадях. |
|
|
46 |
*Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах" |
1 |
Читает по частям, работает с планом. Кратко пересказывает по плану. Подбирает в библиотеке книгу с произведением Л.Н. Толстого. Моделирует обложку. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
47 |
Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого» Проверьте себя. Литературный диктант. |
1 |
Аннотирует книгу прочитанную самостоятельно. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. |
|
|
Произведения Н.А.Некрасова-7ч |
|||||
48 |
Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (отрывок). "Мужичок с ноготок". Статья К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок» |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления. |
|
|
49 |
Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"(полный текст Дополнительное чтение: *Слушание и работа с детской книгой. |
1 |
Самостоятельно выделяет и формирует познавательную цель, создаёт способы решения проблем поискового характера, инициативно сотрудничает в поиске информации. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций. |
|
|
50 |
Н. А. Некрасов «Славная осень…". Дополнительное чтение: "Зеленый Шум". |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач. Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. |
|
|
51 |
Статья К.И.Чуковского "Зеленый Шум |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач. Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. |
|
|
52 |
Стихи о природе. Н.А. Некрасов "Мороз-воевода" (отрывок из поэмы " Мороз, Красный нос") |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и поставленных задач. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. |
|
|
53 |
Слушание и работа с книгами К.И.Чуковский «О стихах Н. А.Некрасова». Дополнительное чтение: Н.А.Некрасов "Саша", « Перед дождем» |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
54 |
Обобщение по разделу «Произведения Н.А.Некрасова
|
1 |
Слушает собеседника и ведёт диалог. Владеет базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
|
|
|
Произведения А.П.Чехова-7ч. +1 ч (контроль) |
|||||
55 |
А.П.Чехов "Степь» Дополнительное чтение И.С.Тургенев «Лес и степь» |
1 |
Слушает собеседника и ведёт диалог. Владеет базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
|
|
|
56 |
А.П.Чехов "Белолобый".
|
1 |
Использует знаково-символические средства предоставления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Умеет соблюдать нормы информационной избирательности, этики, этикета. |
|
|
57 |
А.П.Чехов "Белолобый".
|
1 |
Слушает собеседника и ведёт диалог. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
58 |
Дополнительное чтение А. П. Чехов "Ванька". |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Самостоятельно перечитывает рассказ и выделяет композиционные части. Выделяет главную мысль, комментирует заголовок. Рассматривает внутритекстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Определяет общую цель и пути её достижения. |
|
|
59 |
А. П. Чехов "Ванька". Дополнительное чтение: Н.Шер "О рассказах А.П.Чехова" |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Самостоятельно перечитывает рассказ и выделяет композиционные части. Выделяет главную мысль, комментирует заголовок. Рассматривает внутритекстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Определяет общую цель и пути её достижения. |
|
|
60 |
*Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение: Л.Андреев. "Кусака |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признаёт возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. |
|
|
61 |
Обобщение по разделу «Произведения А.П.Чехова» |
1 |
Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Обобщает информацию в таблице, схеме, кластере. |
|
|
62 |
«Сформированность учебной и читательской деятельности за 2 четверть» Комплексная работа |
1 |
|
|
|
Сказки зарубежных писателей 5ч.
|
|||||
63 |
Ш.Перро "Подарки феи"
|
1 |
Договаривается о распределении функций и ролей в повседневной деятельности. Обобщает информацию в таблице, схеме, кластере |
|
|
64 |
Ц.Топелиус "Солнечный Луч в ноябре". Дополнительное чтение: Ц. Топелиус. "Зимняя сказка" |
1 |
Устанавливает аналоги и причинно- следственные связи. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата.. Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в случаях неуспеха. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах.
|
|
|
3 четверть |
|||||
65 |
*Слушание и работа с детскими книгами зарубежных сказочников. Х.К.Андерсен "Снеговик" Братья Гримм "Умная дочь крестьянская" |
1 |
Слушает собеседника и ведёт диалог. Признаёт существование различных точек зрения и право каждого - иметь свою. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. |
|
|
66 |
Урок-утренник « В мире волшебных сказок» |
1 |
Слушает собеседника и ведёт диалог. Признаёт существование различных точек зрения и право каждого иметь свою. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. |
|
|
Стихи русских поэтов ( 7ч.)
|
|||||
67 |
И.С.Никитин "Русь" |
1 |
Обобщать полученные сведения в кластере. Самостоятельно заполнять схему «Русские поэты». Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах.. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
|
|
68 |
И.С.Никитин "Утро» |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
69 |
И.З.Суриков "Детство» |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Работает в парах. Определяет критерии оценивания совместной работы. |
|
|
70 |
*Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение: И.С.Никитин "Помню я: бывало няня… |
1 |
Использует различные способы поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. |
|
|
71 |
С.Д.Дрожжин "Привет", "Зимний день |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, синтезирует, анализирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи. |
|
|
72 |
*Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва» |
1 |
Вырабатывает критерии оценивания для проверки выразительного чтения стихотворения наизусть. Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Использует знаково-символические средства предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
|
|
73 |
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» Проверьте себя. |
1 |
Работает в парах. Самостоятельно оценивает чтение одноклассников. Участвует в диалоге. Сравнивает, синтезирует, анализирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи. |
|
|
Произведения Д.Н.Мамина - Сибиряка 6ч. |
|||||
74 |
Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
|
1 |
Представляет информацию в виде модели, схемы. Аннотирует прочитанное произведение. Собирает материалы для книги- самоделки. |
|
|
75 |
Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
|
1 |
Представляет информацию в виде модели, схемы. Аннотирует прочитанное произведение. Собирает материалы для книги- самоделки. |
|
|
76 |
*Слушание и работа с детскими книгами Дополнительно . В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
1 |
Выполняет дифференцированную самостоятельную работу. Работает над образом героев. |
|
|
77 |
Д.Н. Мамин - Сибиряк "Умнее всех
|
1 |
Обобщает результаты работы в таблице «Рассказы Д.Н. Мамина- Сибиряка» Выразительно рассказывает понравившиеся части. Определяет общую цель и пути её достижения. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий. |
|
|
78 |
Слушание работа с детской книгой.. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко»
|
1 |
Выполняет дифференцированную самостоятельную работу. Готовит информационную справку по теме рассказа. |
|
|
79 |
Д.Н. Мамин - Сибиряк «Постойко» Проверь себя «Произведения Д.Н.Мамина -Сибиряка»
|
1 |
Умеет работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием предмета «Литературное чтение». Определяет общую цель и пути её достижения. Договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий. |
|
|
Произведения А.И.Куприна 7ч.
|
|||||
80 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (продолжение) |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
81 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (окончание) |
1 |
Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Использует знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
|
|
82 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (окончание) |
1 |
Делит текст на смысловые части и составляет план, |
|
|
83 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». |
1 |
Строит композитный треугольник. Выполняет дифференцированную работу в группе. Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата. |
|
|
84 |
Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание). Дополнительное чтение. «Собачье счастье». |
1 |
Находит в библиотеке книгу с рассказами А.И. Куприна. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера. Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах |
|
|
85 |
Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение . А.И. Куприн «Ю-ю» |
1 |
Строит рассуждения, относит явления к известным понятиям. Слушает собеседника и ведёт диалог. Признаёт возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
86 |
Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н.Мамина», «Произведения А.И. Куприна» Проверь себя |
1 |
Определяет общую цель и пути её достижения. Договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий. |
|
|
Стихи С.А.Есенина 7ч
|
|||||
87 |
Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций. Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Вести поиск средств её осуществления. |
|
|
88 |
Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы…» |
1 |
Определяет наиболее эффективные способы достижения результата. Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. |
|
|
89 |
Стихи С.А. Есенина «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки). |
1 |
Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Использует знаково – символические средства предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
|
|
|
90 |
Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведёт диалог. Признаёт возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Находит в библиотеке сказки про Ивана-дурака. |
|
|
91 |
*Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня». |
1 |
Сравнивает, анализирует, синтезирует. обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналоги и причинно- следственные связи. |
|
|
92 |
Урок – обобщение по разделу «Стихи С.А.Есенина» Проверьте себя. |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.. Сравнивает, анализирует, синтезирует. обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналоги и причинно- следственные связи. |
|
|
93 |
Библиотечный урок. Стихи русских поэтов.
|
1 |
Использует разные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. |
|
|
Произведения К.Г.Паустовского (12ч.)
|
|||||
94 |
К. Г.Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата. Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
|
|
95 |
К. Г.Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата. Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
|
|
96 |
К. Г.Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
97 |
Юмористические рассказы. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»
|
1 |
Юмористические рассказы. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»
|
|
|
98 |
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»
|
1 |
Моделирует обложку. Записывает описание кота. |
|
|
99 |
Научно -познавательные рассказы. К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди». |
1 |
Использует знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
100 |
Дополнительное чтение К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».
|
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналоги и причинно- следственные связи. |
|
|
101 |
К. Г Паустовский «Заячьи лапы». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
102 |
*Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение. «Теплый хлеб», |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления. |
|
|
103 |
Дополнительное чтение. И.С. Тургенев. «Воробей»..
|
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналоги и причинно- следственные связи. |
|
|
104 |
Обобщение по разделу «"Произведения К.Г.Паустовского» Проверьте себя |
1 |
Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера. Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осознанно строит речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
105 |
Урок-утренник «Моя любимая книга» |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Конструктивно разрешает конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. |
|
|
Произведения С.Я.Маршака (4ч)
|
|||||
4 четверть |
|||||
106 |
Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка». |
1 |
Находит в библиотеке книги с произведениями С.Я Маршака. Использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Находит информацию об авторе в разных информационных источниках. |
|
|
107 |
Произведения С.Я Маршака.. Стихотворение «Ландыш». |
1 |
Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Осуществляет взаимопроверку в парах по данным критериям. Использует знаково-символические средства предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
|
|
108 |
*Слушание и работы с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оформляет полученную информацию в таблице. Находит в библиотеке книги по теме. |
|
|
109 |
«Произведения и книги С.Я Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком». |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналоги и причинно-следственные связи. Исправляет ошибки. |
|
|
110 |
Произведения Л. Пантелеева о детях. «Честное слово» |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
111 |
Дополнительное чтение В.А. Осеева «Бабка». |
1 |
Объясняет понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия |
|
|
112 |
Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». |
1 |
Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Конструктивно разрешает конфликты посредством учёта интересов сторон сотрудничества. |
|
|
113 |
Исторические рассказы Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». |
1 |
Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
114 |
*Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. «Фенька», «Новенькая». |
1 |
Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
115 |
Урок- обобщение по разделу «Произведения Л.Пантелеева» Проверьте себя |
1 |
Осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Конструктивно разрешает конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. |
|
|
116 |
Произведения А.П.Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи. |
|
|
117 |
Произведения А.П.Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
118 |
Произведения А.П.Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
119 |
Стихотворение С.В.Михалкова «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение. С.В.Михалков. «Ошибка». |
1 |
Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
|
|
|
|
|
|
120 |
.* Слушание и работа с детскими книгами о детях. Дополнительное чтение. В.Ю.Драгунский. «Девочка на шаре». |
1 |
Находит в библиотеке книги А.П.Гайдара и аннотирует одну из книг. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет в устной и письменной формах. |
|
|
121 |
Произведения М.М.Пришвина. Очерк «Моя Родина». |
1 |
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи. |
|
|
122 |
Произведения М.М.Пришвина о животных. Дополнительное чтение. Рассказ «Двойной след». |
1 |
Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
123 |
Произведения М.М.Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка». |
1 |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
124 |
Рассказ-описание. М.М.Пришвин «Жаркий час». |
1 |
Самостоятельно составляет список рассказов М.М.Пришвина. рассказывает о Вьюшке и Выскочке. Подбирает пословицы и загадки к рассказу. Самостоятельно читает рассказ «Жаркий час». Читает описания картин природы, поведения зайца. |
|
|
125 |
*Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение. В.В.Бианки. «По следам». |
1 |
Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
126 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения М.М.Пришвина» Проверьте себя.
|
1 |
Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. Овладевает способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.
|
|
|
127 |
«Сформированность учебной и читательской деятельности за 4 четверть» Комплексная разноуровневая контрольная работа |
1 |
Определяет наиболее эффективные способы достижения результата. Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. Владеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Литературное чтение». |
|
|
128 |
Дж.Лондон. «Волк». |
1 |
Работает с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Аналитически читает рассказ по смысловым частям. Делит текст на части, выделяет отдельные эпизоды. Составляет план. Пишет отзыв о книге. |
|
|
129 |
Дж.Лондон. «Волк». |
1 |
Составляет и решает кроссворд. Понимает схожесть рассказов зарубежных и отечественных писателей. Правильно читает иностранные имена, названия населенных пунктов. |
|
|
130 |
Дж.Лондон. «Волк». |
1 |
Составляет и решает кроссворд. Понимает схожесть рассказов зарубежных и отечественных писателей. Правильно читает иностранные имена, названия населенных пунктов. |
|
|
131 |
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк». |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осваивает способы решения проблем и поискового характера. |
|
|
132 |
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк». |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осваивает способы решения проблем и поискового характера. |
|
|
133 |
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк». |
1 |
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осваивает способы решения проблем и поискового характера. |
|
|
134 |
*Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж.Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». . Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди |
1 |
Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
|
|
135 |
Библиотечный урок "Летнее чтение" |
1 |
Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
136 |
Библиотечный урок "Летнее чтение" |
1 |
Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляет тексты в устной и письменной формах. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.