Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспектива"
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспектива"

Оценка 4.6
docx
17.06.2022
Рабочая программа  по  литературному чтению  для 4 класса УМК "Перспектива"
литературное чтение 4 класс.docx

Рабочая программа

по  литературному чтению  для 4 класса

Рабочая программа по  литературному чтению  для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе Основной образовательной программы начального общего образования,  учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,с учетом авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций/ Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2019. – 103 с.

Учебный предмет «Литературное чтение» включен в образовательную область «Русский язык и  литературное чтение» учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».  На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 102 часов в год (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Из них контрольных работ – 2, самостоятельное чтение – 10, проверочных работ – 6, проекты - 4.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкая В.Г. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А Виноградская – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

 

Цели:

·         развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя;

·         приобретение умения работать с разными видами информации;

·         приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

·         обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

·         введение учащихся в мир детской литературы;

·         формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

·         овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

 

Основные задачи:

·         развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·         учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

·         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

·         развивать поэтический слух;

·         формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

·         обогащать чувственный опыт ребёнка;

·         формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

·         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

·         обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме проверки понимания прочитанного текста.

 

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Личностные результаты

·         Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  России.

·         Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других   народов.

·         Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

·         Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

·         Формирование эстетических чувств.

·         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·         Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных  ситуаций.

·         Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ  жизни.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

·         Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной  форме.

·         Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных  задач.

·         Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

·         Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст  и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

·         Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

·         Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Предметные результаты освоения учебного предмета

·         Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

·         Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности.

·         Формирование отношения к художественным произведениям как к искусству  слова.

·         Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов  России.

·         Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

·         Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.

·         Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

·         Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

 

Виды речевой и читательской деятельности

·         Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

·         Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, предполагающее связь звучащего слова (словосочетание и предложение) и его значения. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом умение замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу   текстов.

·         Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на  вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и  др.

·         Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,     научно-познавательном — и их сравнение. Определение целей этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора  предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из тек- ста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рас- суждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль  беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить  читателю).

·         Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник  знаний.  Первые  книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный  материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-познавательного текстов (сообщение, объяснение).

·         Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием вырази- тельных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли   произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить  рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений  игрового  фольклора  (потешек,   скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия Родина, формирование представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения  этипонятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему   миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей (не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя) и умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого   человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

·         Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании  текста).

·         Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания.  Умение  строить  речевое  высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого  высказывания.

·         Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов  о книге, небольших рассказов (повествований о случаях  из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

 

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Произведения устного народного творчества разных на- родов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия  младшими школьниками. Книги художественные, научно-познавательные, исторические, приключенческие, справочно- энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми   и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и   былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о  детях, семье  и  школе; братьях наших  меньших;  о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

 

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений  (с  помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художествен- ное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); от- ношение  автора  к  герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные  произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление  о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

 

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание воз- можного варианта развития сюжета сказки помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии ил- люстраций к произведению или на основе личного  опыта.

 

Содержание учебного предмета

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 4 класса и программы, которая включает следующие разделы:

·         Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

·         Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

·         Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

·         Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

 

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать, писать, слушать, говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных  ситуациях общения.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная     деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение разных видов текста (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся помощью учителя) будут наблюдать, как изменяются цели общения при составлении художественного и познавательного  текстов.

Раздел     «Работа                       с          художественным        произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и научно-познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно- понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные   тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Младшие школьники научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Дети узнают, что художественный текст — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство красоты и  гармонии.

В содержание курса включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез». Учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом читают и анализируют его, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая   его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается  не  само  по  себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не    только образные, но и нейтральные слова и  выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить  его. При освоении содержания курса у детей формируются элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину смысловой пирамиды открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно   и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные  ценности  (дружбауважениезабота  о других, доброжелательность), испытывают радость и удовольствие от чтения, учатся высказывать своё отношение к героям через выразительное  чтение.

В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы. Введение такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия литературного произведения младшим школьником зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного учащимся опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при  чтении. Учащиеся сначала восприни- мают текст целиком, потом читают и анализируют его, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая   его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается  не  само  по  себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не    только образные, но и нейтральные слова и  выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить  его.

При освоении содержания курса у детей формируются элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл про- читанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину смысловой пирамиды открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно   и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные  ценности  (дружбауважениезабота  о других, доброжелательность), испытывают радость и удовольствие от чтения, учатся высказывать своё отношение к героям через выразительное  чтение.

В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы. Введение такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия литературного произведения младшим школьником зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного учащимся опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при  чтении.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» позволяет развить у младших школьников коммуникативно-речевые навыки и умения, ввести детей в мир художественной литературы, воспитать читательскую компетентность  и  культуру чтения.

 

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

·         Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

·         Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

·         Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

·         Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

·         Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

·         Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

·         Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

·         Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

·         Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

·         Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

·         Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

·         Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

·         Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

·         Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

·         Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

·         Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

·         Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

·         Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

·         Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

·         Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

·         Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений

·         Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

·         Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

·         Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

·         Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

·         Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

·         Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

·         Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

·         Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

·         Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

·         Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

·         Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

·         Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

·         Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

·         Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

·         Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

·         Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

·         Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

 

Тематическое планирование

 

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе

 

 

 

к\р

практ

самост. чтение

проект

проверь себя

1

Книга в мировой культуре

5 ч

 

 

1

 

1

2

Истоки литературного творчества

11ч

 

2

2

1

1

3

О Родине, о подвигах, о славе

27ч

1

1

1

1

1

4

Жить по совести, любя друг друга

16ч

 

1

2

 

1

5

Литературная сказка

15ч

 

2

1

1

1

6

Великие русские писатели

21ч

1

2

2

1

1

7

Литература как искусство слова

 

5

1

 

 

 

Итого:

102

2

13

10

4

6

 


 

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение 4 класс

 

№ п\п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Книга в мировой культуре (5 часов)

Слово о книге и её читателе

1

 

 

О чтении. Русские пословицы. Пословицы народов мира.

2

 

 

О книгах (Из «Повести временных лет»). О книгах (Из очерка «Как я учился»).

Из истории книги

3

 

 

Маленькая энциклопедия книги. Удивительная находка.

4

 

 

Самостоятельное чтение. Мы идем в библиотеку.

5

 

 

Секреты страны Литературии. Проверь себя.

Истоки литературного творчества (11 ч)

Сокровища народной мудрости

6

 

 

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Загадки.

Былины

7

 

 

Былины. Исцеление Ильи Муромца.

8

 

 

Ильины три поездочки (поэтический вариант). Ильины три поездочки (прозаический вариант). Эпитет. Практическая работа.

Мифы

9

 

 

Мифы. Славянские мифы.

10

 

 

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Притчи

11

 

 

Притчи. Милосердный самарянин. Из Книги Притчей Соломоновых (Из Ветхого Завета).

12

 

 

Самостоятельное чтение. Мы идем в библиотеку.

13

 

 

Самостоятельное чтение. Болтливая птичка (тайская народная сказка). Три бабочки (немецкая народная сказка).

14

 

 

Семейное чтение. Царь и кузнец (притча). Шрамы на сердце (притча). Практическая работа.

15

 

 

Наш театр. Проект «Лисичка - сестричка».

16

 

 

Секреты страны Литературии. Проверь себя.

О Родине, о подвигах, о славе (27 ч)

Наше Отечество

17

 

 

А. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…». В. Песков «Отечество».пословицы о Родине».

18

 

 

И. Ильин «О России» (в сокращении). Н. Языков «Мой друг! Что может быть милее…»

19

 

 

С. Романовский «Русь». Практическая работа.

Великие люди и события России

20

 

 

Александр Невский. «Слово о побоище Ледовом» Н. Кончаловская.

21

 

 

«Слово о побоище Ледовом» Н. Кончаловская.

22

 

 

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

23

 

 

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

24

 

 

Михаил Кутузов.

25

 

 

«Солдатская песнь» Ф. Глинка.  

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов

26

 

 

Р. Рождественский «Реквием» (в сокращении)

27

 

 

А. Приставкин «Портрет отца». Е. Благинина «Папе на фронт» (в сокращении)

28

 

 

А. Дементьев «Весть о Победе разнеслась мгновенно…». Семейное чтение. «Фронтовое детство»

29

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Толстой «Князь Серебряный»

30

 

 

Мы идём в библиотеку. Т. Гриц «Ермак»

31

 

 

Мы идём в библиотеку. С. Григорьев «Александр Суворов». «Победа моря»

32

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».

33

 

 

Мы идём в библиотеку. С. Алексеев «Богатырские фамилии»

34

 

 

Контрольная работа «Понимание прочитанного»

35

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Кортик»

36

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Кортик»

37

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Кортик»

38

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Бронзовая птица»

39

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Бронзовая птица»

40

 

 

Мы идём в библиотеку. А. Рыбаков «Бронзовая птица»

41

 

 

Самостоятельное чтение. Ю. Энтин «Прекрасное далёко». В. Орлов «Разноцветная планета».

42

 

 

«Нам не нужна война». Творческий проект. А. Дементьев «Баллада о матери».

43

 

 

Секреты страны Литературия. Проверь себя.

Жить по совести, любя друг друга (16 ч)

Чудесная страна детства

44

 

 

А.Н.Толстой «Детство Никиты»

45

 

 

А.Н.Толстой «Детство Никиты»

46

 

 

И. Суриков «Детство»

Быть человеком

47

 

 

А. Гайдар «Тимур и его команда»

48

 

 

А. Гайдар «Тимур и его команда»

49

 

 

А. Гайдар «Тимур и его команда»

50

 

 

А. Гайдар «Тимур и его команда». Практическая работа.

51

 

 

М. Зощенко «Самое главное»

52

 

 

Н. Носов «Дневник Коли Синицына»

53

 

 

Н. Носов «Заброшенная дорога»

54

 

 

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

55

 

 

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

56

 

 

Семейное чтение. Б. Емельянов «Мамины руки»

57

 

 

Самостоятельное чтение. И. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи».

58

 

 

Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

59

 

 

Секреты страны Литературии. Проверь себя.

Литературная сказка (15 ч)

60

 

 

В. Даль. К. Ушинский. Л. Толстой. А. Толстой. А. Афанасьев.

Сказки зарубежных писателей

61

 

 

Якоб и Вильгельм Гримм.

62

 

 

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

63

 

 

Шарль Перро. «Мальчик с пальчик»

64

 

 

Ш. Перро «Спящая красавица»

65

 

 

Ганс Христиан Андерсен. «Дикие лебеди». Как написать отзыв. Практическая работа.

66

 

 

Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

67

 

 

Г.Х. Андерсен «Чайник».

68

 

 

Мы идём в библиотеку. Сказки Ш.Перро.

69

 

 

Мы идём в библиотеку. Сказки Братьев Гримм.

70

 

 

Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х.Андерсена.

71

 

 

Самостоятельное чтение. И. Токмакова «Сказочка о счастье»

72

 

 

Семейное чтение. Т.А. Аксаков «Аленький цветочек». Практическая работа. Ш. Перро «Красавица и чудовище».

73

 

 

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог»

74

 

 

Секреты страны Литературии. Проверь себя.

Великие русские писатели (21 ч)

75

 

 

Александр Сергеевич Пушкин. К. Паустовский «Сказки Пушкина»

76

 

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

77

 

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

78

 

 

А. С. Пушкин «Осень», «Гонимы вешними лучами…»

79

 

 

Ф. И.Тютчев «Еще земли печален вид», И.И. Козлов «Вечерний звон»

80

 

 

Рассказ по картине И. Левитана «Вечерний звон»

81

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Рождение стихов.

82

 

 

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

83

 

 

М.Ю. Лермонтов «Утес»

84

 

 

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

85

 

 

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

86

 

 

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

87

 

 

Лев Николаевич Толстой «Maman», «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении)

88

 

 

Иван Саввич Никитин «Вечер ясен и тих…», «Когда закат прощальными лучами…»

89

 

 

Иван Алексеевич Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё и холоден и сыр…»

90

 

 

Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» (в сокращении)

91

 

 

Мы идем в музей. Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Смерть Олега», «Кто прав?», «Мудрый старик»

92

 

 

Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Петя Ростова»

93

 

 

Наш театр. И.Крылов «Ворона и лисица»

94

 

 

Секреты страны Литературии. Проверь себя.

95

 

 

Проект. Чистые родники русской классики.

Литература как искусство слова (7 часов)

96

 

 

Чему мы научились?

97

 

 

Промежуточная аттестация

98

 

 

И.С. Тургенев «Голуби» (стихотворение в прозе). Практическая работа

99

 

 

А.С. Пушкин «Деревня». А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...» Н. Языков «Конь». Практическая работа

100

 

 

С. Есенин «Пороша». С. Есенин «Поёт зима - аукает…». Практическая работа

101

 

 

Самостоятельная работа. И.С. Тургенев «Воробей». Практическая работа

102

 

 

Н. Рубцов «Воробей». Саша Чёрный «Воробей». Атлас - определитель «От земли до неба». Практическая работа

 


 

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Промежуточная аттестация проводится в форме проверки понимания прочитанного текста

Промежуточная аттестация проводится в форме проверки понимания прочитанного текста

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении,…

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении,…

Определение целей использования их в общении

Определение целей использования их в общении

Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека

Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека

России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины)

России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины)

Раздел «Виды работы с текстом

Раздел «Виды работы с текстом

В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы

В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы

Формирование речевых умений при работе с текстом произведения

Формирование речевых умений при работе с текстом произведения

Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев

Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

А. Приставкин «Портрет отца»

А. Приставкин «Портрет отца»

Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022