Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Большелогскаясредняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ _______ Приказ от 08.2020. № ____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском)языке
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 4В класс
Количество часов - 17ч.
Учитель–Олейникова Елена Николаевна
Программа составлена на основе:
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и
авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана в соответствии :
· Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.
· Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.);статья 14. Язык образования (п.4, 6)
· Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3).
· Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
· Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
· Учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;
· Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», составлена на основе:
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
· Авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
Цели:
• воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
• формирование навыка чтения про себя;
• приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
• развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
Задачи:
• развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение, ассоциативное мышление, поэтический слух , накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности ;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет«Литературное чтение на родном (русском) языке» рассчитан на 17ч. в год –0.5 часа в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ-4
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 4 класса
Обучение литературному чтению на родном (русском) языке школьников 4 класса направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
• формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умениятерпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
В метапредметном направлении:
• осмыслять цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме; осваивать позитивные установки.
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
• понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
• сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них;
• сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
• анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
В предметном направлении:
• понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
• формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
• формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
• обеспечение культурной самоидентификации;
• использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языкеобучающиеся должны
знать/понимать
• основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
• монолог и диалог как разновидность речи;
• лексическое значение слов;
• прямое и переносное значение слов;
• иностранные заимствования;
• речевой этикет: формы обращения;
• тему, микротему, основную мысль текста;
• стили речи: разговорный, книжный, художественный;
• типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
• композицию текста.
уметь
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине,с интересом читать;
• создавать собственные высказывания и произведения о Родине;
• самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
• выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;
• исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• дальнейшего развития и успешного обучения на основе осознания и развития опыта, связанного с художественной литературой.
• использования систематического чтения как средства познания мира и самого себя;
• формирования собственной позиции в жизни, расширения кругозора.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»-4
№ п\п |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1. |
Былины. |
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). |
2 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. |
2. |
Литературные сказки |
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия « Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в авторских сказках разных народов. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понятие «литературная (авторская) сказка». Особенности авторской сказки. Соотнесение главной мысли литературного произведения с пословицей. Поиск народных мотивов в литературных сказках. Сравнение народных и авторских сказок. Введение в текст литературной сказки описания. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ |
3 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
3. |
Страна детства |
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочниками. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Подбор ключевых и опорных слов. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста) |
2 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
4. |
Природа и мы |
Осмысленное правильное чтение целыми словами вслух и про себя. Выразительное чтение в соответствии с заданными параметрами. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, самостоятельно задавать вопросы. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
5. |
Зарубежная литература |
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев |
2 |
Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
|
|
|
план |
факт |
Былины
|
2 |
|
|
|
1. |
Как Илья из Мурома богатырём стал. |
1 |
|
|
2. |
Три поездки Ильи Муромца. |
1 |
|
|
Литературные сказки
|
3 |
|
|
|
3. |
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
1 |
|
|
4. |
А .Погорельский «Чёрная курица,или Подземные жители». |
1 |
|
|
5. |
М.Ю.Лермонтов «АшикКериб». |
1 |
|
|
Страна детства
|
2 |
|
|
|
6. |
Л.Н.Толстой «Ёлка». |
1 |
|
|
7. |
А.П.Платонов «Сухой хлеб». |
1 |
|
|
Природа и мы
|
8 |
|
|
|
8. |
М.М.Пришвин «Выскочка». |
1 |
|
|
9. |
М.М.Пришвин «Старый гриб». |
1 |
|
|
10. |
К.Г.Паустовский «Резиновая лодка». |
1 |
|
|
11. |
Г.А.Скребицкий «Счастливый жучок». |
1 |
|
|
12. |
А.И.Куприн «Ю-ю» |
1 |
|
|
13. |
А.И.Куприн «Ю-ю» |
1 |
|
|
14. |
А.П.Чехов «Каштанка». |
1 |
|
|
15. |
А.П.Чехов «Каштанка». |
1 |
|
|
Зарубежная литература
|
2 |
|
|
|
16. |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева». |
1 |
|
|
17. |
Ш.Перро «Рике с хохолком». |
1 |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08. 2020г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ Е.Н.Олейникова
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ «27» 08.2020г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от.26.08.2020г. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ____________
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.