ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Математика» разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Манская СОШ»
5. Положение о рабочей программе педагога в соответствии с ФГОС НОО МБОУ «Манская СОШ»
6. Авторской программы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова
Цели предмета:
• математическое развитие младших школьников:
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Цель программы: Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного предмета на уровне начального общего образования.
Задачи программы:
Срок реализации программы 4 года.
1. Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова
Данная программа обеспечена учебниками и рабочими тетрадями для 1-4 класса общеобразовательных организаций:
Учебники и рабочие тетради:
1. Учебник Математика - 1 класс в 2-х частях. Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова - Просвещение.
2. Рабочая тетрадь в 2-хчастях 1 класс. Авторы: Моро М. И., Волкова С. И. Просвещение.
3. Учебник. Математика - 2 класс в 2-х частях. Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова - Просвещение.
4. Рабочая тетрадь в 2-хчастях 2 класс. Авторы: Моро М. И., Волкова С. И. Просвещение.
5. Учебник. Математика - 3 класс в 2-х частях. Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова - Просвещение.
6. Рабочая тетрадь в 2-хчастях 3 класс. Авторы: Моро М. И., Волкова С. И. Просвещение.
7. Учебник. Математика - 4 класс в 2-х частях. Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова - Просвещение.
8. Рабочая тетрадь в 2-хчастях 4 класс. Авторы: Волкова С. И. Просвещение.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
2. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю.
Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2–4 классах —по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к оценке своей учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии;
· владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности
·
4. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Предметные результаты 1 класс |
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта; • читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20; • объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи; • выполнять действия, применяя знания по нумерации: 15 +1, 18 - 1, 10 +6, 12 - 10, 14 - 4; • распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её; • выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку; • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм =10 см. Учащийся получит возможность научиться: • вести счёт десятками; • обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. Учащийся научится: • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; • выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения; • выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); • объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20. Учащийся получит возможность научиться: • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; • называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором); • проверять и исправлять выполненные действия. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания; • составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов; • отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения; • устанавливать связь между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; • составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению. Учащийся получит возможность научиться: |
• составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения; • находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их; • отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения; • решать задачи в 2 действия; • проверять и исправлять неверное решение задачи. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости; • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.; • находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг); • находить сходство и различие геометрических фигур (пря- мая, отрезок, луч). Учащийся получит возможность научиться: • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами). ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними; • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки; • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету. Учащийся получит возможность научиться: • соотносить и сравнивать значения величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) значения длины: 1дм, 8см, 13см). РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • читать небольшие готовые таблицы; • строить несложные цепочки логических рассуждений; • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку. Учащийся получит возможность научиться: • определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами; • проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы. |
Предметные результаты 2 класс |
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; • сравнивать числа и записывать результат сравнения; • упорядочивать заданные числа; • заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; • выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; • читать и записывать значения величины длина, используя изученные единицы этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; • читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч =60 мин; определять по часам время с точностью до минуты; • записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к. Учащийся получит возможность научиться: • группировать объекты по разным признакам; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: • воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложение и вычитание; • выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком); • выполнять проверку сложения и вычитания; • называть и обозначать действия умножение и деление; • использовать термины: уравнение, буквенное выражение; • заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых; • умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; • читать и записывать числовые выражения в 2 действия; • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок); • применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Учащийся получит возможность научиться: • вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении; • решать простые уравнения подбором неизвестного числа; • моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей; • раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»; • применять переместительное свойство умножения при вычислениях; • называть компоненты и результаты умножения и деления; • устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; • выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление; • выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок; • составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи. Учащийся получит возможность научиться: • решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой; • распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат); • выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки; • соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата). Учащийся получит возможность научиться: • изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • читать и записывать значения величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр); • вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника). Учащийся получит возможность научиться: • выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации; • вычислять периметр прямоугольника (квадрата). РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания; • заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц; • проводить логические рассуждения и делать выводы; • понимать простейшие высказывания с логическими связками: если..., то...; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания. Учащийся получит возможность: • самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; • для формирования общих представлений о построении последовательности логических рассуждений. |
Предметные результаты 3 класс |
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000; • сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2= 100 см2, 1 м2=100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление(в том числе — деление с остатком); • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; • вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; • составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; • преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению; • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Учащийся получит возможность научиться: • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; • решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле; • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • обозначать геометрические фигуры буквами; • различать круг и окружность; • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля. Учащийся получит возможность научиться: • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; • читать план участка (комнаты, сада и др.). ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • измерять длину отрезка; • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. Учащийся получит возможность научиться: • читать несложные готовые таблицы; • понимать высказывания, содержащие логические связки (... и ...; если..., то...; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах. |
Предметные результаты 4класс |
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000; • заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; • читать, записывать и сравнивать значения величин (длина, площадь, масса, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1); • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: • выполнять действия с величинами; • выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия); • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий «сложения» и «вычитания», «умножения» и «деления»; • находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1– 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью; • оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи. Учащийся получит возможность научиться: • составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению; • решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.; • решать задачи в 3–4 действия; • находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг); • выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар, пирамида); • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • измерять длину отрезка; - вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Учащийся получит возможность научиться: • распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус; • вычислять периметр многоугольника; • находить площадь прямоугольного треугольника; • находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • читать несложные готовые таблицы; • заполнять несложные готовые таблицы; • читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Учащийся получит возможность научиться: • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; • понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не). |
5. Содержание учебного предмета, курса. (540 часов)
1 класс |
|
2 класс – 136ч. |
|
Название раздела |
|
Название раздела |
|
1. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления |
8ч. |
Числа от 1 до 100. Нумерация |
16ч. |
2. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. |
28ч. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
71ч |
3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. |
56ч. |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. |
17 |
Числа от 1 до 20. Нумерация. |
33ч. |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление. |
21ч. |
4. Повторение пройденного |
7ч. |
Повторение |
11ч. |
Итого: |
132ч. |
Итого: |
136 |
3 класс - 136ч |
|
4 класс – 136ч |
|
1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
8ч. |
Числа от 1 до 1000.(Продолжение) |
12ч. |
2. Табличное умножение и деление. |
56ч. |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. |
10ч. |
3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. |
28ч. |
Величины |
14ч. |
4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. |
12ч. |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. |
11ч. |
5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. |
11ч. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. |
79ч. |
6. Умножение и деление |
15ч. |
Итоговое повторение. Проверка знаний. |
10ч. |
7. Итоговое повторение |
6ч. |
|
|
Итого: |
136 |
Итого: |
136 |
Тематическое планирование по математике в 1 классе
№ п/п |
Тема урока |
|
|
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) |
|
1. |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
|
2. |
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). |
|
3. |
Пространственные и временные представления. «Вверху». «Внизу». «Слева». «Справа». |
|
4. |
Пространственные и временные представления. «Раньше». «Позже». «Потом» «Сначала».. «За». «Между». |
|
5. |
Сравнение групп предметов. Отношения «Больше». «Столько же». «Меньше». |
|
6. |
Сравнение групп предметов. Отношения «больше (меньше) на…». |
|
7. |
Закрепление знаний по теме «Сравнение групп предметов. «На столько больше (меньше)?». Пространственные и временные представления . |
|
8. |
Закрепление знаний по теме «Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления» Проверочная работа.8 |
|
|
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО О. НУМЕРАЦИЯ (28 ч) |
|
9/1 |
Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. |
|
10/2 |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. |
|
11/3 |
Число 3. Письмо цифры 3. |
|
12/4 |
Знаки: +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Числа 1,2,3. |
|
13/5 |
Число 4. Письмо цифры 4. |
|
14/6 |
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». |
|
15/7 |
Число 5. Письмо цифры 5. Учебник с. 34-35 Р.т., с. 13 |
|
16/8 |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
|
17/9 |
Странички для любознательных. Самостоятельная работа. |
|
18/10 |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
|
19/11 |
Ломаная линия. |
|
20/12 |
Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме: «Числа от 1 до 5». |
|
21/13 |
Зн аки: «>» больше, «<» меньше, «=» равно. |
|
22/14 |
Равенство. Неравенство. |
|
23/15 |
Многоугольник. |
|
24/16 |
Числа 6,7. Письмо цифры 6. |
|
25/17 |
Числа 6,7. Письмо цифры 7. |
|
26/18 |
Числа 8,9 Письмо цифры 8. |
|
27/19 |
Числа 8,9 Письмо цифры 9. |
|
28/20 |
Число 10. Письмо числа 10. |
|
29/21 |
Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
|
30/22 |
Сантиметр. |
|
31/23 |
Увеличить на…. Уменьшить на… |
|
32/24 |
Число 0. |
|
33/25 |
Сложение и вычитание с числом 0. Закрепление изученного материала. |
|
34/26 |
Странички для любознательных- задания творческого и поискового характера. Закрепление по теме «Числа о 1 до 10 и число 0». |
|
35/27 |
Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. |
|
36/28 |
Работа над ошибками. |
|
|
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (56 ч.) |
|
37/1 |
Сложение и вычитание вида:□± 1 |
|
38/2 |
Сложение и вычитание вида: □ +1+1, □ -1-1 |
|
39/3 |
Сложение и вычитание вида: □± 2 |
|
40/4 |
Слагаемые. Сумма. |
|
41/5 |
Задача (условие, вопрос). |
|
42/6 |
Составление и решение задач на сложение, и вычитание по одному рисунку. |
|
43/7 |
Решение задач |
|
44/8 |
Прибавит и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. |
|
45/9 |
Присчитывание и отсчитывания по 1. |
|
46/10 |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
|
47/11 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). |
|
48/12 |
Задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). Закрепление. |
|
49/13 |
Решение задач. |
|
50/14 |
Повторение пройденного. Странички для любознательных- задания творческого и поискового характера. |
|
51/15 |
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. |
|
52/16 |
Повторение пройденного. Странички для любознательных- задания творческого и поискового характера. |
|
53/17 |
Сложение и вычитание вида:□±3 |
|
54/18 |
Сложение и вычитание вида: □ +3-3. |
|
55/19 |
Решение текстовых задач |
|
56/20 |
Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. |
|
57/21 |
Присчитывание и отсчитывание по 3. |
|
58/22 |
Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание числа 3». |
|
59/23 |
Решение задач. |
|
60/24 |
Решение задач. Дополнение условия текстовой задачи. |
|
61/25 |
Странички для любознательных. |
|
62/26 |
Повторение пройденного.Что узнали. Чему научились. |
|
63/27 |
Поверим себя и свои достижения. ТЕСТ . |
|
64/28 |
Анализ результатов. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. |
|
65/29 |
Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. |
|
66/30 |
Решение текстовых задач. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
|
67/31 |
Решение текстовых задач. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Учебник с. 7 Р.т., с. 5 |
|
68 /32 |
Сложение и вычитание вида: □ +4 -4. |
|
69/33 |
Закрепление изученного материала по теме Сложение и вычитание вида: □ +4 -4. |
|
70/34 |
Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? |
|
71/35 |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решение задач |
|
72/36 |
Переместительное свойство сложения |
|
73/37 |
Переместительное свойство сложения. Закрепление |
|
74/38 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, +6, +7, +8, +9.Составление таблицы. |
|
75/39 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, +6, +7, +8, +9. Решение задач. |
|
76/40 |
Решение задач. Составление геометрических фигур. Странички для любознательных. |
|
77/41 |
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились? |
|
78/42 |
Повторение изученного материала.. |
|
79/43 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
80/44 |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|
81/45 |
Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. Состав чисел 6,7. |
|
82/46 |
Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. Связь сложения и вычитания.. |
|
83/47 |
Закрепление пройденного материала. Вычитание в случаях вида6- □,7- □. |
|
84/48 |
Вычитание из чисел вида: 8- □,9- □. Состав чисел 8,9. |
|
85/49 |
Подготовка к решению задач в два действия. |
|
86/50 |
Вычитание из чисел вида: 10- □. Состав числа 10. |
|
87/51 |
Закрепление пройденного материала. Вычитание в случаях вида8- □,9- □,10- □. |
|
88/52 |
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания- обобщение изученного. |
|
89/53 |
Единица массы - килограмм. |
|
90/54 |
Единица вместимости литр. |
|
91/55 |
Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились? |
|
92/56 |
Контроль и учет знаний. Тест . Обобщение. |
|
|
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ ( 33 ч.) |
|
93/1 |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. |
|
94/2 |
Образование чисел второго десятка из десятка и нескольких единиц. |
|
95/3 |
Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. |
|
96/4 |
Единица длины дециметр. |
|
97/5 |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. |
|
98/6 |
Странички для любознательных. Задачи творческого и поискового характера. |
|
99/7 |
Закрепление пройденного материала. Что узнали? Чему научились? |
|
100/8 |
Повторение изученного материала.Решение задач |
|
101/9 |
Подготовка к решению задач в два действия |
|
102/10 |
Решение задач в два действия. |
|
103/11 |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
|
104/12 |
Повторение изученного. |
|
105/13 |
Решение задач. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
|
106/14 |
Сложение вида: □ +2, □ +3. |
|
107/15 |
Сложение вида: □ +4. |
|
108/16 |
Сложение вида: □ +5. |
|
109/17 |
Сложение вида: □ +6. |
|
110/18 |
Сложение вида: □ +7. |
|
111/19 |
Сложение вида: □ +8, □ +9. |
|
112/20 |
Таблица сложения. |
|
113/21 |
Решение текстовых задач, числовых выражений. |
|
114/22 |
Закрепление изученного материала. Странички для любознательных- задания творческого и поискового характера. |
|
115/23 |
Закрепление изученного материала. Что узнали? Чему научились? |
|
116/24 |
Приемы вычитания с переходом через десяток. |
|
117/25 |
Вычитание вида:11- □. |
|
118/26 |
Вычитание вида:12- □. |
|
119/27 |
Вычитание вида:13- □. |
|
120/28 |
Вычитание вида:14- □. |
|
121/29 |
Вычитание вида:15- □. |
|
122/30 |
Вычитание вида:16- □. |
|
123/31 |
Вычитание вида:17- □, 18- □ Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». |
|
124/32 |
Повторение пройденного материала Что узнали. Чему научились Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
|
125/33 |
Проверим себя и свои достижения. |
|
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (7ч) |
|
126/1 |
Работа над ошибками Закрепление пройденного материала по теме: «Нумерация» |
|
127/2 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». «Геометрические фигуры». |
|
128/3 |
Проверим себя и свои достижения. Проверочная работа за курс математики 1 класса |
|
129/4 |
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Решение задач» |
|
130/5 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». «Геометрические фигуры. Измерение длины». |
|
131/6 |
Закрепление пройденного материала по теме «Решение задач в два действия». |
|
132/7 |
Закрепление пройденного материала по теме «Решение задач в два действия». |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.