Цели и задачи изучения предмета
Обучение математике в 5 – 6 классах направлено на достижение следующих целей:
· овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
· формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
· воспитание культуры личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
· систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
· расширение представлений учащихся об измерении геометрических величин и систематизация сведений о единицах измерения;
· формирование умения решать практические задачи на пропорции и проценты;
· подготовка учащихся к преобразованию выражений, решению уравнений;
· знакомство учащихся с координатной прямой и координатной плоскостью.
Планируемые результаты освоения курса математики в 5 – 6 классах
личностные:
1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
предметные:
1. умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4. умения пользоваться изученными математическими формулами;
5. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
метапредметные:
1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Содержание учебного предмета
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами. Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ. КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач
перебором вариантов. Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии.
Изображение симметричных фигур.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Учебно-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
5 класс
№ урока п/п |
№ урока раздела |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
|
|
I четверть (40 часов) |
|
|
|
|
Натуральные числа и шкалы |
15 |
|
1 – 3 |
1 – 3 |
Обозначение натуральных чисел. |
3 |
Всесоюз ный откры тый урок, посвящен ный Году науки и техноло гии-2021 |
4 – 6 |
4 – 6 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
3 |
|
7 – 8 |
7 – 8 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
2 |
|
9 – 11 |
9 – 11 |
Шкалы и координаты. |
3 |
|
12 - 14 |
12 - 14 |
Меньше или больше. |
3 |
|
15 |
15 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
|
|
|
Сложение и вычитание натуральных чисел |
21 |
|
16 -20 |
1 – 5 |
Сложение натуральных чисел и его свойства |
5 |
|
21 – 24 |
6 – 9 |
Вычитание |
4 |
|
25 |
10 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
26 -28 |
11 – 13 |
Числовые и буквенные выражения |
3 |
|
29 – 31 |
14 – 16 |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
3 |
|
32 – 35 |
17 – 20 |
Уравнение |
4 |
|
36 |
21 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
|
|
Умножение и деление натуральных чисел |
27 |
Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики.
|
|
|
II четверть (40 часов) |
|
|
37 – 41 |
1 – 5 |
Умножение натуральных чисел и его свойства |
5 |
|
42 – 48 |
6 – 12 |
Деление |
7 |
|
49 – 51 |
13 – 15 |
Деление с остатком |
3 |
|
52 |
16 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
53 – 57 |
17 – 21 |
Упрощение выражений |
5 |
|
58 – 60 |
22 – 24 |
Порядок выполнения действий |
3 |
|
61 – 62 |
25 – 26 |
Степень числа. Квадрат и куб числа |
2 |
|
63 |
27 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
|
|
|
Площади и объемы |
12 |
Всероссийская олимпиада по математике (школьный этап)
|
64 – 65 |
1 – 2 |
Формулы |
2 |
|
66 – 67 |
3 – 4 |
Площадь. Формула площади прямоугольника |
2 |
|
68 – 70 |
5 – 7 |
Единицы измерения площадей |
3 |
|
71 |
8 |
Прямоугольный параллелепипед |
1 |
|
72 – 74 |
9 – 11 |
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда |
3 |
|
75 |
12 |
Контрольная работа № 6 |
1 |
|
|
|
Обыкновенные дроби |
23 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
76 – 77 |
1 – 2 |
Окружность и круг |
2 |
|
78 – 81 |
3 – 6 |
Доли. Обыкновенные дроби |
4 |
|
|
|
III четверть (55 часов) |
|
|
82 – 84 |
7 – 9 |
Сравнение дробей |
3 |
|
85 – 86 |
10 – 11 |
Правильные и неправильные дроби |
2 |
|
87 |
12 |
Контрольная работа №7 |
1 |
|
88 – 90 |
13 – 15 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
3 |
|
91 – 92 |
16 – 17 |
Деление дробей |
2 |
|
93 – 94 |
18 – 19 |
Смешанные числа |
2 |
|
95 – 97 |
20 – 22 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
3 |
|
98 |
23 |
Контрольная работа № 8 |
1 |
|
|
|
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. |
13 |
|
99 – 100 |
1 – 2 |
Десятичная запись дробных чисел |
2 |
|
101 – 103 |
3 – 5 |
Сравнение десятичных дробей |
3 |
|
104 – 108 |
6 – 10 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
5 |
|
109 – 110 |
11 – 12 |
Приближенные значения чисел. Округление чисел |
2 |
|
111 |
13 |
Контрольная работа № 9 |
1 |
|
|
|
Умножение и деление десятичных дробей |
26 |
Неделя математики |
112 – 114 |
1 – 3 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
3 |
|
115 – 119 |
4 – 8 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа |
5 |
|
120 |
9 |
Контрольная работа №10 |
1 |
|
121 – 125 |
10 – 14 |
Умножение десятичных дробей |
5 |
|
126 – 132 |
15 – 21 |
Деление на десятичную дробь |
7 |
|
133 – 136 |
22 – 25 |
Среднее арифметическое |
4 |
|
|
|
IV четверть (35 часов) |
|
|
137 |
26 |
Контрольная работа №11 |
1 |
|
|
|
Инструменты для вычислений и измерений |
17 |
|
138 – 139 |
1 – 2 |
Микрокалькулятор |
2 |
|
140 – 144 |
3 – 7 |
Проценты |
5 |
|
145 |
8 |
Контрольная работа №12 |
1 |
|
146 – 148 |
9 – 11 |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник |
3 |
|
149 -151 |
12 – 14 |
Имерение углов |
3 |
|
152 – 153 |
15 – 16 |
Круговые диаграммы |
2 |
|
154 |
17 |
Контрольная работа №13 |
1 |
|
155 – 156 |
1 – 2 |
Понятие множества |
2 |
|
157 - 158 |
3 – 4 |
Общая
часть множеств. Объединение |
2 |
|
159 – 160 |
5 – 6 |
Верно или неверно |
2 |
|
|
|
Повторение |
10 |
|
161 - 168 |
1 – 8 |
Итоговое повторение курса математики 5 класса |
8 |
|
169 -170 |
9 – 10 |
Контрольная работа №14 |
2 |
|
6 класс
№ урока п/п |
№ урока раздела |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
|
|
|
Делимость чисел |
20 |
|
1 – 3 |
1 – 3 |
Делители и кратные |
3 |
Всесоюзный открытый урок, посвящен ный Году науки и технологии-2021 |
4 – 6 |
4 – 6 |
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 |
3 |
|
7 – 8 |
7 – 8 |
Признаки делимости на 9 и на 3 |
2 |
|
9 – 10 |
9 – 10 |
Простые составные числа |
2 |
|
11 – 12 |
11 – 12 |
Разложение на простые множители |
2 |
|
13 – 15 |
13 – 15 |
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа |
3 |
|
16 – 19 |
16 – 19 |
Наименьшее общее кратное |
4 |
|
20 |
20 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
|
|
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
22 |
Всероссийская олимпиада по математике (школьный этап)
|
21 – 22 |
1 – 2 |
Основные свойства дроби |
2 |
|
23 – 25 |
3 – 5 |
Сокращение дробей |
3 |
|
26 – 28 |
6 – 8 |
Приведение дробей к общему знаменателю |
3 |
|
29 – 34 |
9 – 14 |
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
6 |
|
35 |
15 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
36 – 41 |
16 – 21 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
6 |
|
42 |
22 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
|
|
Умножение и деление обыкновенных дробей |
32 |
Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики.
|
43 – 46 |
1 – 4 |
Умножение дробей |
4 |
|
47 |
5 |
Итоговый
урок по материалу |
1 |
|
48 – 51 |
6 – 9 |
Нахождения дроби от числа |
4 |
|
52 - 56 |
10 – 14 |
Применения распределительного свойства умножения |
5 |
|
57 |
15 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
58 – 59 |
16 – 17 |
Взаимно обратные числа |
2 |
|
60- 64 |
18 – 22 |
Деление |
5 |
|
65 |
23 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
|
66 – 70 |
24 – 28 |
Нахождение числа от его дроби |
5 |
|
71 – 73 |
29 – 31 |
Дробные выражения |
3 |
|
74 |
32 |
Контрольная работа № 6 |
1 |
|
|
|
Отношения и пропорции |
19 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
75 – 79 |
1 – 5 |
Отношения |
5 |
|
80 – 81 |
6 – 7 |
Пропорции |
2 |
|
82 |
8 |
Повторение.
Решение задач. |
1 |
|
83 – 85 |
9 – 11 |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
3 |
|
86 |
12 |
Контрольная работа № 7 |
1 |
|
87 – 88 |
13 – 14 |
Масштаб |
2 |
|
89 – 90 |
15 – 16 |
Длина окружности и площадь круга |
2 |
|
91 – 92 |
17 – 18 |
Шар |
2 |
|
93 |
19 |
Контрольная работа № 8 |
1 |
|
|
|
Положительные и отрицательные числа |
13 |
|
94 – 96 |
1 – 3 |
Координаты на прямой |
3 |
|
97 – 98 |
4 – 5 |
Противоположные числа |
2 |
|
99 – 100 |
6 – 7 |
Модуль числа |
2 |
|
101-1 03 |
8 – 10 |
Сравнение чисел |
3 |
|
104-105 |
11 – 12 |
Изменение величин |
2 |
|
106 |
13 |
Контрольная работа № 9 |
1 |
|
|
|
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
11 |
Неделя математики |
107–108 |
1 – 2 |
Сложение чисел с помощью координатной прямой |
2 |
|
109–110 |
3 – 4 |
Сложение отрицательных чисел |
2 |
|
111–113 |
5 – 7 |
Сложение чисел с разными знаками |
3 |
|
114–116 |
8 – 10 |
Вычитание |
3 |
|
117 |
11 |
Контрольная работа № 10 |
1 |
|
|
|
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел |
12 |
|
118–120 |
1 – 3 |
Умножение |
3 |
|
121–123 |
4 – 6 |
Деление |
3 |
|
124–125 |
7 – 8 |
Рациональные числа |
2 |
|
126 |
9 |
Контрольная работа № 11 |
1 |
|
127–129 |
10 – 12 |
Свойства действий с рациональными числами |
3 |
|
|
|
Решение уравнений |
15 |
|
130–131 |
1 – 2 |
Раскрытие скобок |
2 |
|
132–133 |
3 – 4 |
Урок повторения и обобщения по материалу 3 четверти |
2 |
|
134–135 |
5 – 6 |
Коэфициент |
2 |
|
136–138 |
7 – 9 |
Подобные слагаемые |
3 |
|
139 |
10 |
Контрольная работа№ 12 |
1 |
|
140–143 |
11 – 14 |
Решение уравнений |
4 |
|
144 |
15 |
Контрольная работа № 13 |
1 |
|
|
|
Координаты на плоскости |
13 |
|
145–146 |
1 – 2 |
Перпендикулярные прямые |
2 |
|
147–148 |
3 – 4 |
Параллельные прямые |
2 |
|
149–151 |
5 – 7 |
Координатная плоскость |
3 |
|
152–153 |
8 – 9 |
Столбчатые диаграммы |
2 |
|
154–156 |
10 – 12 |
Графики |
3 |
|
157 |
13 |
Контрольная работа №14 |
1 |
|
|
|
Повторение |
13 |
|
158-169 |
1 – 12 |
Итоговое повторение курса 5-6 классов |
12 |
|
170 |
13 |
Контрольная работа №15 |
1 |
|
Виды работ по четвертям (согласно авторской программе)
Вид работы |
I |
II |
III |
IV |
год |
Контрольная работа |
3 |
3 |
4 |
4 |
14 |
5 класс
6 класс
Вид работы |
I |
II |
III |
IV |
год |
Контрольная работа |
3 |
3 |
5 |
4 |
15 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п |
Дата |
Внесенные изменения |
№, дата приказа на основании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.