муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ СОШ «Перспектива» протокол № ___ от __.__.2019 г. |
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2019 г. |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________ Т.В. Воронецкая Приказ № ___ от __.__.2019 г. |
Рабочая программа
по математике
для обучающегося с РАС
(вариант 8.2)
3 класс
Составлена в соответствии с программой: Сборник рабочих программ «Школа России», 2016 год, «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова (М.: Просвещение, 2018.)
Составитель:
Дергилева Н.Д.
Новосибирск 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для начального общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 03-776.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минюст России от 22.12.2009, рег. №17785.
6. Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Рабочая программа по математике (1 – 4 классы) для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (с двумя первыми дополнительными классами) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми. Обязательным является особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться.
Изучение курса «Математика» в начальной школе для обучающихся с РАС (вариант 8.2) направлено на достижение следующей цели:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Описание места курса в учебном плане
Предметная область - математика и информатика, предмет – математика.
На изучение математики в 3 классе начальной школы отводится по 3 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 часа в год, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Математика»
Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими). Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться "карманными" деньгами и т.д.). Формирование у обучающихся количественных, пространственных и временных представлений, усвоение "житейских понятий" в тесной связи с предметно-практической деятельностью. Выполнение математических действий и решение текстовых задач, распознавание и изображение геометрических фигур. Развитие способности самостоятельно использовать математические знания в жизни.
Личностные, предметные и метапредметные результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты освоения АООП начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:
1) понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
2) принятия и освоения своей социальной роли;
3) формирования и развития мотивов учебной деятельности;
4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
9) овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Предметные результаты освоения АООП
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
2) овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
4) умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства);
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО за исключением:
готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определения общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
· определять тему и главную мысль текста;
· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события и
· устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
· понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
· понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
· понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать формальные элементы текста (например,
· подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
· работать с несколькими источниками информации;
· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
· пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
· соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
· формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
· сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
· делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
· составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
· оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· сопоставлять различные точки зрения;
· соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
· использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
· организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер:ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
· вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
· рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
· сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
· подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
· описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
· собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
· редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
· пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
· искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
· заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
· создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
· создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
· готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
· создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
· создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
· размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
· пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
· представлять данные;
· создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
· создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
· определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
· планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
· проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
· моделировать объекты и процессы реального мира.
Математика и информатика
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
Числа и величины
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник получит возможность научиться:
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание курса
Обучение математике представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
|
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 9 ч.Повторение. Нумерация чисел. |
|
2 |
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
|
3 |
Выражения с переменной. Решение уравнений. |
|
4 |
Обозначение геометрических фигур буквами. |
|
5 |
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились |
|
6 |
Контрольная работа №1 по теме «Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». |
|
7 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 55 ч.Анализ контрольной работы. Связь умножения и сложения. |
|
8 |
Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. |
|
9 |
Таблица умножения и деления с числом 3.Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». |
|
10 |
Решение задач с понятием «масса» и «количество». |
|
11 |
Порядок выполнения действий |
|
12 |
Закрепление изученного. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Тестирование. |
|
13 |
Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
|
14 |
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. |
|
15 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
|
16 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. |
|
17 |
Таблица умножения и деления с числом 5. Задачи на кратное сравнение. |
|
18 |
Решение задач. Проверочная работа. |
|
19 |
Таблица умножения и деления с числом 6. Решение задач. |
|
20 |
Решение задач изученных видов. |
|
21 |
Таблица умножения и деления с числом 7. |
|
22 |
Наши проекты. Страничка для любознательных. |
|
23 |
Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. |
|
24 |
Контрольная работа №3 по теме: «Табличное умножение и деление». |
|
25 |
Анализ контрольной работы. Площадь. Единицы площади. |
|
26 |
Площадь. Сравнение площадей фигур. |
|
27 |
Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. |
|
28 |
Таблица умножения и деления с числом 8. |
|
29 |
Закрепление изученного. Решение составных задач. |
|
30 |
Таблица умножения и деления с числом 9. |
|
31 |
Квадратный дециметр. |
|
32 |
Таблица умножения. Систематизация знаний. |
|
33 |
Закрепление изученного материала. Квадратный метр.. |
|
34 |
Закрепление изученного материала Что узнали. Чему научились. |
|
35 |
Закрепление изученного материала. Тест. |
|
36 |
Умножение на 1. Умножение на 0. |
|
37 |
Умножение и деление с числами 1, 0. |
|
38 |
Деление нуля на число. |
|
39 |
Решение составных задач в 3 действия. Доли. |
|
40 |
Круг. Окружность. |
|
41 |
Диаметр окружности (круга). Решение задач. |
|
42 |
Контрольная работа №4 за 1 полугодие. |
|
43 |
Анализ контрольной работы. Единицы времени. Год, месяц. Решение задач. |
|
44 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 29 ч.Умножение и деление круглых чисел. |
|
45 |
Случаи деления вида 80:20. |
|
46 |
Умножение суммы на число. Закрепление. |
|
47 |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
|
48 |
Решение задач на приведение к единице. Закрепление изученного материала. |
|
49 |
Деление суммы на число. Закрепление. |
|
50 |
Деление двузначного числа на однозначное. |
|
51 |
Делимое. Делитель. Проверка деления. |
|
52 |
Деление двузначного числа на двузначное. Деление вида 87 : 29. |
|
53 |
Проверка умножения. |
|
54 |
Решение уравнений. |
|
55 |
Закрепление изученного материала. |
|
56 |
Контрольная работа №5 по теме «Решение уравнений». |
|
57 |
Анализ контрольной работы. Знакомство с делением с остатком. |
|
58 |
Деление с остатком. Правило остатка. |
|
59 |
Деление с остатком методом подбора. |
|
60 |
Задачи на деление с остатком. |
|
61 |
Случаи деления, когда делитель больше делимого. |
|
62 |
Проверка деления с остатком. |
|
63 |
Что узнали. Чему научились. Тестирование. Наши проекты. |
|
64 |
Контрольная работа №6 по теме « Деление с остатком». |
|
65 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. – 13 ч. Анализ контрольной работы. Тысяча. |
|
66 |
Образование и название трёхзначных чисел. |
|
67 |
Запись трёхзначных чисел. |
|
68 |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
|
69 |
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
|
70 |
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
71 |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. |
|
72 |
Сравнение трёхзначных чисел. |
|
73 |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
|
74 |
Единицы массы. Грамм. |
|
75 |
Закрепление изученного. |
|
76 |
Контрольная работа №7 по теме «Нумерация в пределах 1000». |
|
77 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание -12 ч.Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений |
|
78 |
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. |
|
79 |
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. |
|
80 |
Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. |
|
81-82 |
Приёмы письменных вычислений. Алгоритм сложения трёхзначных чисел. |
|
83 |
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. |
|
84 |
Виды треугольников. |
|
85 |
Закрепление изученного. |
|
86 |
Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. |
|
87 |
Контрольная работа №8 по теме « Сложение и вычитание». |
|
88 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление - 5 ч. Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. |
|
89 |
Приёмы устных вычислений. |
|
90 |
Виды треугольников. Итоговая комплексная работа. |
|
91 |
Закрепление изученного. |
|
92 |
Приёмы письменных вычислений – 13 ч. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
|
93 |
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. |
|
94 |
Закрепление изученного. |
|
95 |
Приёмы письменного деления в пределах 1000. |
|
96 |
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. |
|
97 |
Проверка деления. |
|
98 |
Итоговая контрольная работа №9. |
|
99 |
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. |
|
100 |
Закрепление изученного. |
|
101 |
Закрепление изученного. |
|
102 |
Обобщающий урок. Игра «По океану математики». |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методические комплекты по математике (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 1, 2, 3, 4 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение 2012.
Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика» 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
С.В. Бахтина, Поурочные разработки по математике. Книга для учителя. М.: Экзамен, 2012
О.А. Мокрушина. Сборник текстовых задач по математике: 1 класс. – М.: ВАКО, 2010
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, Контрольные и проверочные работы по математике. 1-4 классы, М.: АСТ: Астрель; Владимир, 2010.
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика 1-4 классы. Учебно – методическое пособие. М.: ВАКО, 2010
И.С. Марченко. Правила по математике: для начальной школы. М.: Эксмо, 2011
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Уроки Кирилла и Мефодия, начальная школа 1 – 4 класс
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийная доска
Мобильный класс
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта от 1 до 10;
Наглядные пособия для изучения для изучения состава чисел.
Демонстрационные приспособления и инструменты для измерения
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационые объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы курса математики.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Предметы, предназначенные для счёта: от 1 до 10, от 1 до 20
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.