Беловский муниципальный район, 2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями I вариант), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрено решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.15 г. № 4/15) и учебным планом МКОУ «Бачатская оши» на 2019-2020 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебники: 1). Математика, 1 класс, часть I, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2017 год
2). Математика, 1 класс, часть II, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2017 год Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю Количество часов в год по программе: 99 часов
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации программы - 1год.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учётом их индивидуальных возможностей;
1
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой-маленький, больше-меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный-короткий (широкий-узкий, высокий- низкий, глубокий-мелкий, толстый-тонкий); длиннее-короче (шире-уже, выше-ниже, глубже-мельче, толще-тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).Сравнение трёх-четырёх предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире-уже, выше-ниже, глубже-мельче, тоньше-толще); самый длинный-самый короткий (самый широкий-узкий, высокий-низкий, глубокий- мелкий, толстый-тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый-лёгкий, тяжелее-легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трёх-четырёх предметов по тяжести (весу): тяжелее-легче, самый тяжелый-самый лёгкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трёх предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, её составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путём установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше-меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова: больше-меньше, одинаково, равно,
2
столько же.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди-сзади, справа-слева, правее-левее, вверху-внизу, выше-ниже, далеко-близко, дальше-ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно- недавно, медленно- быстро.
Сравнение по возрасту: молодой-старый, моложе-старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), ёмкости (литр), времени (сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (сантиметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
3
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве с его природной и социальной частями; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной отственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать
цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
4
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать
видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами,
предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях).
Планируемые результаты освоения обучающимися математики Минимальный уровень:
-знание числового ряда 1—10 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 10, с использованием счётного материала;
-знание названий компонентов сложения, вычитания;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; -знание и применение переместительного свойства сложения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10; -знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счёте и измерении, запись числа, полученного при измерении; -решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
Достаточный уровень:
-знание числового ряда 1—10 в прямом и обратном порядке;
-счёт, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 10;
-откладывание любых чисел в пределах 10 с использованием счётного материала;
-знание названия компонентов сложения, вычитания;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
-знание и применение переместительного свойство сложения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
-знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счёте и измерении, запись чисел, полученных при измерении;
-знание порядка месяцев в году;
-решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
5
-знание названий элементов четырёхугольников.
6
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
|
Количество часов |
|
|
|
|
Всего |
Теоретических |
Контрольных работ |
|
1 |
Подготовка к изучению математики |
24 |
24 |
— |
|
(Пропедевтика) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Первый десяток |
75 |
67 |
8 |
|
3 |
Повторение |
— |
— |
— |
|
|
ВСЕГО |
99 |
91 |
8 |
|
7
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1. Подготовка к изучению математики (Пропедевтика)
Свойства предметов.
Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами (цвет, размер, форма, назначение). Понимание смысла слов: каждый, все, кроме, остальные.
Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же (одинаковой, равной) длины, ширины и т. п.
Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы.
Сравнение групп предметов: сколько, много, мало, немного, несколько, больше, меньше, столько же (столько же, сколько), равное (одинаковое) количество. Изменение количества предметов.
Сравнение количеств жидкости, сыпучих веществ: больше, меньше, столько же (столько же, сколько), равное (одинаковое) количество. Изменение количества жидкости, сыпучих веществ.
Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе.
Отношение порядка следования: крайний, первый, последний, перед, после, за, следом за, следующий за. Временные представления: сутки - утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера, на следующий день; рано, поздно; давно, недавно; медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: старше, моложе.
Г еометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Знать: пространственные, временные, количественные понятия; геометрические фигуры Уметь:
сравнивать предметы, группы предметов; вычерчивать прямую линию с помощью линейки
2. Первый десяток
Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счёт по 1 и равными группами по 2, 3 (счёт предметов и отвлечённый счёт). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0 - 9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
Число 10. Число и цифра. Десять единиц - 1 десяток.
8
Приёмы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении действий вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Единицы (меры) стоимости - копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена монет. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1 - 2 точки.
Единицы (меры) длины - сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
Единицы (меры) массы, ёмкости - килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
Единицы времени - сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели. Овал.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Знать: состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; линии: прямую, кривую, отрезок Уметь: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими.
Календарно - тематическое планирование по математике
|
|
|
Возможные виды деятельности учащихся |
|
|
Дата |
|
№ п/п |
№п/п |
ТЕМА ПРОГРАММЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
по четве |
|
|
|
План |
|
Факт |
|
ртям |
|
предметные |
личностные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ (ПРОПЕДЕВТИКА) - 24 часа |
|
|
|||
1 |
1 |
1 четверть. Свойства предметов |
|
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
|
(Предметы, обладающие |
М: выявление умений |
уроке; учатся слушать учителя и |
|
|
|
|
|
определенными свойствами: |
различать предметы по |
товарищей; выполняют инструкции |
2.09 |
|
|
|
|
цвет, форма, размер (величина), |
цвету, форме, размеру. |
отвечать словом или предложением |
|
|
|
|
|
назначение. Слова: каждый, |
Ознакомление с |
на поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
все, кроме, остальные |
геометрической фигурой - |
|
|
|
|
|
|
(оставшиеся), другие). Круг |
круг. |
|
|
|
|
|
|
|
Д: знакомятся с основными |
|
|
|
|
|
|
|
цветами, сравнивают и |
|
|
|
|
|
|
|
сопоставляют их; определяют |
|
|
|
|
|
|
|
назначение и использование |
|
|
|
|
|
|
|
различных предметов |
|
|
|
|
2 |
2 |
Сравнение предметов по |
М: знакомятся с |
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
|
величине: большой - |
величинными понятиями; |
уроке; учатся слушать учителя и |
3.09 |
|
|
|
|
маленький, (одинаковые, |
Учатся сравнивать понятия |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
|
равные по величине) |
величины: большой - |
отвечать словом или предложением |
|
|
|
|
|
|
маленький |
на поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
|
Д: учатся представлять |
|
|
|
|
|
|
|
размеры предметов по |
|
|
|
|
|
|
|
величине. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Положение предметов в |
|
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
пространстве: слева - справа |
М: формирование |
уроке; учатся слушать учителя и |
7.07 |
|
|
|
(правее - левее) Ориентировка Ш |
пространственных |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
листе бумаги: правый, левый |
представлений. Определять |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
рай листа правый, левый углы) |
положение предмета на |
поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
плоскости и в пространстве. |
|
|
|
|
|
|
Знакомятся с понятиями |
|
|
|
|
|
|
пространства; различают |
|
|
|
|
|
|
стороны: слева- справа Д: |
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
положения предметов в |
|
|
|
|
|
|
пространстве; определяют |
|
|
|
|
|
|
правый нижний (верхний) - |
|
|
|
|
|
|
левый нижний (верхний) угол |
|
|
|
|
|
|
тетради, стола, доски... |
|
|
|
4 |
4 |
Положение предметов на |
|
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
плоскости: между, в середине, в |
М: формирование |
уроке; учатся слушать учителя и |
|
|
|
|
центре. Квадрат |
пространственных |
товарищей; выполняют инструкции |
9.09 |
|
|
|
|
представлений. Определять |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
|
положение предметов в |
поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
пространстве относительно |
|
|
|
|
|
|
себя. Ознакомление с |
|
|
|
|
|
|
геометрической фигурой - |
|
|
|
|
|
|
квадрат распознавание |
|
|
|
|
|
|
квадрата среди прочих фигур; |
|
|
|
|
|
|
закрепляют умения правильно |
|
|
|
|
|
|
держать карандаш, Д: |
|
|
|
|
|
|
обводить карандашом шаблон |
|
|
|
5 |
5 |
Сравнение пространственного |
|
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
расположения: вверху - внизу |
М: формирование |
уроке; учатся слушать учителя и |
|
|
|
|
(выше -ниже, верхний - нижний, |
пространственных |
товарищей; выполняют инструкции |
10.09 |
|
|
|
на, над, под) |
представлений: вверху - внизу. |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
|
наблюдают и сравнивают |
поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
понятия пространства: |
|
|
|
|
|
|
верхний- нижний. Сравнивают |
|
|
|
|
|
|
и сопоставляют положения |
|
|
|
|
|
|
предметов в пространстве. |
|
|
|
|
|
|
Д: определяют расположение |
|
|
|
|
|
|
предметов: выше- ниже, на, |
|
|
|
|
|
|
над, под |
|
|
|
6 |
6 |
Сравнение предметов по длине: |
М: формирование умения |
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
длинный - короткий |
сравнивать предметы по |
уроке; учатся слушать учителя и |
|
|
|
|
(длиннее - короче, самый |
размеру. Знакомятся с |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
длинный - самый короткий) |
понятиями величины: |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
|
длинный- короткий; |
поставленный вопрос |
14.09 |
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
предметы по их длине и |
|
|
|
|
|
|
размеру в быту. |
|
|
|
|
|
|
Д: пределяют и сравнивают |
|
|
|
|
|
|
предметы по размерам их |
|
|
|
|
|
|
длины; используют термины |
|
|
|
|
|
|
длиннее- короче- равные в |
|
|
|
|
|
|
разговорной речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
7 |
|
М: формирование |
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
Положение предметов в |
пространственных |
уроке; учатся слушать учителя и |
16.09 |
|
|
|
пространстве: внутри - снаружи |
представлений у детей. |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
(в, рядом, около). Треугольник |
Ознакомление с новой |
отвечать словом или предложением |
|
|
|
|
|
|
|
геометрической фигурой - |
на поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
Треугольник. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
положения предметов в |
|
|
|
|
|
|
|
|
пространстве; определяют |
|
|
|
|
|
|
|
|
расположение предметов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
внутри- снаружи, в, рядом, |
|
|
|
|
|
|
|
|
около; используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
8 |
8 |
Понятия величины: |
широкий |
- |
|
Осваивают правила поведения на |
|
|
|
|
узкий (шире - уже, |
равные по |
М: учатся формировать умения |
уроке; учатся слушать учителя и |
17.09 |
|
|
|
|
ширине) |
|
|
сравнивать предметы по |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
|
|
|
размеру, сравнивать группу |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
|
|
|
предметов. Знакомятся с |
поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
понятиями величины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
широкий- узкий; Д: находят и |
|
|
|
|
|
|
|
|
выделяют предметы по |
|
|
|
|
|
|
|
|
ширине среди остальных; |
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
предметы по их ширине |
|
|
|
9 |
9 |
Положение предметов в |
|
|
Осваивают правила поведения на |
21.09 |
|
|
|
|
пространстве: далеко-близко |
|
М: знакомятся с понятиями |
уроке; учатся слушать учителя и |
|
|
|
|
|
(дальше - ближе, к, от). |
|
пространства: далекоблизко. |
товарищей; выполняют инструкции |
|
|
|
|
|
Прямоугольник |
|
|
Д: наблюдают и сравнивают |
отвечать словом или предложением на |
|
|
|
|
|
|
|
предметы на расстоянии. |
поставленный вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
Знакомятся с геометрической |
|
|
|
|
|
|
|
|
фигурой - прямоугольник; |
|
|
|
|
|
|
|
|
учатся распознавать |
|
|
|
|
|
|
|
|
прямоугольник |
|
|
|
|
|
|
среди других геометрических |
|
|
|
|
|
|
фигур; учатся различать |
|
|
|
|
|
|
квадрат и прямоугольник по |
|
|
|
|
|
|
длине сторон; закрепляют |
|
|
|
|
|
|
умения правильно держать |
|
|
|
|
|
|
карандаш, обводить |
|
|
|
|
|
|
карандашом шаблон |
|
|
|
10 |
10 |
Положение предметов на |
|
Первоначальные навыки |
|
|
|
|
плоскости: высокий-низкий, |
М: знакомятся с понятиями |
сотрудничества со взрослыми и |
|
|
|
|
(вверху - внизу, выше - ниже) |
величины: высокий- низкий. Д: |
сверстниками. |
|
|
|
|
|
находят и выделяют предметы |
|
|
|
|
|
|
по высоте среди других; |
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
23.09 |
|
|
|
|
предметы по их высоте |
|
|
|
11 |
11 |
Понятия глубокий-мелкий |
М: формирование умения |
Первоначальные навыки |
|
|
|
|
|
определять предметы по |
сотрудничества со взрослыми и |
|
|
|
|
|
глубине. Знакомятся с |
сверстниками. |
|
|
|
|
|
понятиями глубины: глубокий- |
|
24.09 |
|
|
|
|
мелкий. |
|
|
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
предметы по их глубине |
|
|
|
12 |
12 |
Положение предметов в |
М: знакомятся с положением |
Умение ориентироваться в учебнике. |
|
|
|
|
пространстве: впереди-сзади, |
предметов: впереди- сзади; |
|
|
|
|
|
перед, за |
перед, за; сравнивают и |
|
|
|
|
|
|
сопоставляют предметы в |
|
28.09 |
|
|
|
|
пространстве; |
|
|
|
|
|
|
Д: используют данную |
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
речи. |
|
|
|
13 |
13 |
Отношение порядка следования: |
М: умение повторять за |
Умение ориентироваться в учебнике. |
|
|
|
|
первый - последний (крайний, |
учителем поставленную цель. |
|
30.09 |
|
|
|
после, следом, следующий за) |
Д: упражняются в сравнении и |
|
|
|
|
|
|
сопоставлении отношений |
|
|
|
|
|
|
порядка следования; |
|
|
|
|
|
|
Знакомятся, сравнивают и |
|
|
|
|
|
|
сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
пространственные понятия: |
|
|
|
|
|
|
после, следом, следующий за; |
|
|
|
|
|
|
используют данную |
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
14 |
14 |
Сравнение предметов по |
|
Умение ориентироваться в учебнике. |
|
|
|
|
размеру: толстый-тонкий |
М: формирование умения |
|
|
|
|
|
(толще-тоньше, одинаковой |
сравнивать предметы по |
|
1.10 |
|
|
|
толщины) |
толщине. Знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
понятиями величины: толстый- |
|
|
|
|
|
|
тонкий; находят и выделяют |
|
|
|
|
|
|
предметы по толщине среди |
|
|
|
|
|
|
других; сравнивают и |
|
|
|
|
|
|
сопоставляют предметы по их |
|
|
|
|
|
|
толщине. |
|
|
|
|
|
|
Д: Сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
предметы по толщине; |
|
|
|
|
|
|
выделяют предметы по их |
|
|
|
|
|
|
толщине; используют данную |
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
15 |
15 |
Единица времени — сутки: |
М: формирование временных |
Первоначальные навыки |
|
|
|
|
|
(утро, день, вечер, ночь, рано - |
представлений. |
сотрудничества со взрослыми и |
|
|
|
|
|
поздно) |
Знакомятся с понятием |
сверстниками. |
|
|
|
|
|
|
времени: сутки. |
|
5.10 |
|
|
|
|
|
Д: различают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
временные представления; |
|
|
|
|
|
|
|
учатся определять названия |
|
|
|
|
|
|
|
приёма пищи по времени: |
|
|
|
|
|
|
|
завтрак- обед-ужин; |
|
|
|
|
|
|
|
используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
|
16 |
16 |
Различение понятий времени: |
М: умение повторять за |
Умение в предложенных педагогом |
|
|
|
|
|
сегодня, завтра, вчера, на |
учителем поставленную цель. |
ситуациях общения и сотрудничества |
|
|
|
|
|
следующий день |
Д: формирование временных |
делать выбор, как поступить |
7.10 |
|
|
|
|
|
представлений. Углубляют и |
|
|
|
|
|
|
|
расширяют знания о понятии |
|
|
|
|
|
|
|
времени; сравнивают и |
|
|
|
|
|
|
|
сопоставляют понятия |
|
|
|
|
|
|
|
времени: сегодня- завтра - |
|
|
|
|
|
|
|
вчера, на следующий день; |
|
|
|
|
|
|
|
используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
|
17 |
17 |
Различение понятий: быстро - |
|
|
|
|
|
|
|
медленно |
М: знакомятся с понятиями |
|
|
|
|
|
|
|
|
8.10 |
|
|
|
|
|
|
времени: быстро-медленно; |
|
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
понятия по времени. |
|
|
|
|
|
|
|
Д: используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
18 |
18 |
Сравнение предметов по массе: |
|
|
|
|
|
|
тяжёлый-лёгкий |
|
|
12.10 |
|
|
|
(тяжелее-легче-равной массы, |
М: знакомятся с понятиями |
|
|
|
|
|
такой же тяжести; равного, |
веса: тяжёлый - лёгкий. |
|
|
|
|
|
одинакового, такого же веса. |
Д: расширяют представления о |
|
|
|
|
|
Сравнение трёхчетырёх |
понятии веса; знакомятся с |
|
|
|
|
|
предметов по тяжести (весу): |
понятием: масса; сравнивают и |
|
|
|
|
|
тяжелее, легче, самый |
сопоставляют предметы по |
|
|
|
|
|
тяжёлый, самый лёгкий) |
массе и величине; используют |
|
|
|
|
|
|
данную терминологию в |
|
|
|
|
|
|
разговорной речи |
|
|
|
19 |
19 |
Сравнение предметных |
М: сравнение двух групп |
Принятие нового статуса «ученик», |
14.10 |
|
|
|
совокупностей: много- мало, |
предметов. Знакомятся с |
внутренней позиции школьника на |
|
|
|
|
несколько |
понятием количество. |
уровне положительного отношения к |
|
|
|
|
|
Д: углубляют и расширяют |
школе. Понимание причин успеха и |
|
|
|
|
|
знания о количестве |
неудач в собственной учебе. |
|
|
|
|
|
предметов; сравнивают и |
Принятие нового статуса «ученик», |
|
|
|
|
|
сопоставляют предметы по их |
внутренней позиции школьника на |
|
|
|
|
|
количеству. |
уровне положительного отношения к |
|
|
20 |
20 |
Сравнение количества: один - |
|
школе. Понимание причин успеха и |
|
|
|
|
много, ни одного |
М: знакомятся с |
неудач в собственной учебе. |
|
|
|
|
|
количественными понятиями: |
|
|
|
|
|
|
один-много, ни одного; |
|
15.10 |
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
предметы по их количеству; Д: |
|
|
|
|
|
|
используют данную |
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
21 |
21 |
Сравнение понятий: давно - |
М: знакомятся с понятиями |
Умение проговаривать вслух |
19.10 |
|
|
|
недавно |
давно-недавно. |
последовательность производимых |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д: углубляют и расширяют |
действий и действий одноклассников |
|
|
|
|
|
|
|
|
знания о понятии времени; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
понятия времени: давно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
недавно; используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
|
|
|
22 |
22 |
Сравнение по возрасту: |
М: знакомство с понятием |
Умение слушать собеседника и |
|
|
|
|
|
|
|
молодой - старый (моложе - |
молодой - старый (моложе- |
понимать его. |
|
|
|
|
|
|
|
старше) |
старше) |
|
|
21.10 |
|
|
|
|
|
|
Д: углубляют и расширяют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
знания о понятии времени; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
понятия времени: давно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
недавно; используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
|
|
|
23 |
23 |
Сравнение небольших |
|
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
|
|
|
предметных совокупностей: |
М: формирование умения |
последовательность производимых |
22.10 |
|
|
|
|
|
|
больше - меньше, столько же |
проводить сравнения двух - |
действий, опираясь на вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
(одинаковое количество) |
трёх предметов совокупностей. |
учителя. |
|
|
|
||
|
|
|
Д: закрепляют знания о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
количестве предметов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определяют и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметы по их количеству: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
больше- меньше, столько же, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
одинаковое количество; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
терминологию в разговорной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 24
Сравнение объёмов жидкостей,
|
|
сыпучих веществ |
М: знакомятся с понятиями |
|
26.10 |
|
|
|
|
|
объём жидкостей и сыпучих |
|
|
|
|
|
|
|
веществ. |
|
|
|
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
жидкости и сыпучие вещества |
|
|
|
|
|
|
|
по их объёму; используют |
|
|
|
|
|
|
|
данную терминологию в |
|
|
|
|
|
|
|
разговорной речи |
|
|
|
|
ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК - 75 часов |
|
|
|
|
|||
25 |
25 |
Число и цифра 1. Точка |
|
Принимать статус «ученик», |
|
|
|
|
|
|
|
внутреннюю позицию школьника на |
28.10 |
|
|
|
|
|
|
уровне положительного отношения к |
|
|
|
|
|
|
М: знакомятся с понятиями |
школе. |
|
|
|
|
|
|
«число и цифра. Знакомятся с |
Внимательно относиться к |
|
|
|
|
|
|
понятием «точка»; выделяют |
собственным переживаниям и |
|
|
|
|
|
|
число 1 из множеств предметов. |
переживаниям других людей. |
|
|
|
|
|
|
Учатся писать цифру 1. |
Выполнять правила поведения |
|
|
|
|
|
|
Д: используют математическую |
|
|
|
|
|
|
|
терминологию при записи и |
|
|
|
|
|
|
|
выполнении; различают число |
|
|
|
|
|
|
|
и цифру; учатся чертить |
|
|
|
|
|
|
|
прямые линии и кривые линии |
|
|
|
|
26 |
26 |
Число и цифра 2. |
М: формировать умения считать |
|
|
|
|
|
|
Арифметическое действие: |
предметы по одному, правильно |
|
29.10 |
|
|
|
|
сложение. Знак + |
называть, читать, сравнивать |
|
|
|
|
|
|
|
числа. Знакомятся с числом и |
|
|
|
|
|
|
|
цифрой 2, арифметическим |
|
|
|
|
|
|
|
действием |
|
|
|
|
|
|
|
сложения; учатся писать цифру |
|
|
|
|
|
|
2, знак +; образуют число 2 |
|
|
|
|
|
|
Д: развитие логического |
|
|
|
|
|
|
мышления на основе |
|
|
|
|
|
|
упражнений. |
|
|
|
27 |
27 |
Числовой ряд 1, 2. Прямая и |
М: формирование умения |
Умение принимать участие в работах |
|
|
|
|
кривая линии |
устанавливать |
парами и группой. |
|
|
|
|
|
последовательность числа в |
|
|
|
|
|
|
числовом ряду. |
|
|
|
|
|
|
Д: различают прямые и кривые |
|
|
|
|
|
|
линии |
|
|
|
28 |
1 |
2 четверть. Сравнение предметных |
М: исследуют ситуации, |
|
9.11 |
|
|
|
множеств и чисел 1 и 2. Знак |
требующие сравнения чисел и |
|
|
|
|
|
|
предметных множеств. |
|
|
|
|
|
|
Знакомятся с понятием |
|
|
|
|
|
|
равенство; учатся писать знак |
|
|
|
|
|
|
Д: учатся решать примеры на |
|
|
|
|
|
|
сложение и вычитание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
2 |
Понятие «пара». |
|
Умение принимать участие в работах |
|
|
|
|
Арифметическое действие: |
М: знакомятся с понятием |
парами и группой. |
11.11 |
|
|
|
вычитание. Знак - |
«пара»; устанавливают |
|
|
|
|
|
|
сходства и отличия между парой |
|
|
|
|
|
|
и числом 1. Знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
арифметическим действием |
|
|
|
|
|
|
вычитания; учатся писать знак - |
|
|
|
|
|
|
Д: развитие логического |
|
|
|
|
|
|
мышления на основе |
|
|
|
|
|
|
упражнений. |
|
|
|
30 |
3 |
Решение задач с мерами |
|
Умение ориентироваться в учебнике |
|
|
|
|
|
|
стоимости. Шар |
М: учатся оформлять запись |
|
12.11 |
|
|
|
|
|
|
задачи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д: упражняются в составлении и |
|
|
|
|
|
|
|
|
решении задач с мерами |
|
|
|
|
|
|
|
|
стоимости; учатся оформлять |
|
|
|
|
|
|
|
|
запись задачи; знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
|
|
объёмным телом: шар |
|
|
|
|
|
31 |
4 |
Структура задачи: условие, |
|
Умение ориентироваться в учебнике. |
|
|
|
|
|
|
числа, вопрос, решение, ответ |
М: знакомятся с понятием |
|
16.11 |
|
|
|
|
|
|
«математическая задача»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
производят последовательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
выполнения математической |
|
|
|
|
|
|
|
|
задачи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д: используют данную |
|
|
|
|
|
|
|
|
терминологию при записи и |
|
|
|
|
|
|
|
|
выполнении данного действия |
|
|
|
|
|
32 |
5 |
Число и цифра 3 |
М: знакомятся с числом и |
Мотивация учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
цифрой 3, учатся писать цифру |
Самооценка на основе критериев |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
успешности учебной деятельности |
18.11 |
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 3 способом |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
|
|
33 |
6 |
Свойства числового ряда 1, 2, 3. |
М: устанавливают |
Умение слушать указания учителя, |
|
|
|
|
|
|
Порядковые числительные |
последовательность чисел в |
решая познавательную задачу. |
|
|
|
|
|
|
|
числовом ряду. Знакомятся со |
|
|
|
|
|
|
|
|
свойствами числового ряда: |
|
19.11 |
|
|
|
|
|
|
предыдущее и последующее |
|
|
|
|
|
|
|
|
числа, понятием «порядковые |
|
|
|
|
|
|
|
|
числительные» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способами сложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
7 |
Установление отношений: |
|
Умение слушать указания учителя, |
|
|
|
|
больше, меньше, равно |
М: знакомятся с понятиями |
решая познавательную задачу. |
|
|
|
|
|
больше, меньше, равно. |
|
23.11 |
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 3 с |
|
|
|
|
|
|
использованием знаков |
|
|
|
35 |
8 |
Состав числа 3. Сложение и |
|
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
вычитание в пределе 3 |
М: знакомятся с составом числа |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
|
3; оформляют запись решения |
действий. |
|
|
|
|
|
примеров на сложение; учатся |
|
25.11 |
|
|
|
|
складывать на различном |
|
|
|
|
|
|
конкретном материале. |
|
|
|
|
|
|
Д: развитие логического |
|
|
|
|
|
|
мышления на основе |
|
|
|
|
|
|
упражнений. |
|
|
|
36 |
9 |
Сложение и вычитание в |
|
Используют математическую |
|
|
|
|
пределе 3 |
М: знакомятся с составом числа |
терминологию при записи и |
26.11 |
|
|
|
|
3; оформляют запись решения |
выполнении данного действия; |
|
|
|
|
|
примеров на сложение. |
прогнозируют результат вычисления |
|
|
|
|
|
Д: учатся складывать на |
|
|
|
|
|
|
различном конкретном |
|
|
|
|
|
|
материале |
|
|
|
37 |
10 |
Переместительное свойство |
М: знакомятся с |
Умение проговаривать вслух |
30.11 |
|
|
|
сложения |
переместительным свойством |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
|
сложения. |
действий. |
|
|
|
|
|
Д: сравнивают разные способы |
|
|
|
|
|
|
вычислений, выбирают удобный |
|
|
|
|
|
|
способ. |
|
|
|
38 |
11 |
Простые задачи на |
М: умение правильно |
Умение понимать знаки, символы, |
2.12 |
|
|
|
нахождение суммы |
оформлять запись задач. |
схемы, приведённые в учебнике. |
|
|
|
|
|
Д: составляют задачи по |
|
|
|
|
|
|
действиям на нахождение суммы; |
|
|
|
|
|
|
действуют по плану, объясняя |
|
|
|
|
|
|
ход решения |
|
|
|
39 |
12 |
Простые задачи на нахождение |
М: умение правильно оформлять |
Умение использовать |
|
|
|
|
остатка |
запись задач. |
математическую терминологию при |
3.12 |
|
|
|
|
Д: составляют задачи на |
записи и |
|
|
|
|
|
нахождение остатка; действуют |
выполнении данного действия; |
|
|
|
|
|
по плану, объясняя ход решения. |
прогнозируют результат вычисления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
13 |
Простые задачи на нахождение |
|
Умение понимать знаки, символы, |
|
|
|
|
суммы и остатка |
М: умение правильно оформлять |
схемы, приведённые в учебнике. |
|
|
|
|
|
запись задач. |
|
7.12 |
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
|
|
|
|
|
арифметические зависимости; |
|
|
|
|
|
|
действуют по плану, объясняют |
|
|
|
|
|
|
выбор арифметических действий |
|
|
|
|
|
|
для решений |
|
|
|
41 |
14 |
Действия в пределах 3. |
М: планируют ход работы; |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
Контрольная работа |
производят самостоятельные |
поведение и поведение |
|
|
|
|
|
вычисления |
одноклассников. |
9.12 |
|
|
|
|
Д: производят самостоятельные |
|
|
|
|
|
|
вычисления. |
|
|
|
42 |
15 |
Нахождение суммы и остатка |
М: объясняют выбор |
Умение понимать заданный вопрос, в |
|
|
|
|
|
арифметических действий для |
соответствии с ним строить ответ в |
|
|
|
|
|
решений. |
устной форме. |
10.12 |
|
|
|
|
Д: решают текстовые задачи |
|
|
|
|
|
|
арифметическим способом |
|
|
|
43 |
16 |
Действия в пределе 3. Куб |
М: сравнивают разные способы |
Умение понимать заданный вопрос, в |
|
|
|
|
|
вычислений. |
соответствии с ним строить ответ в |
|
|
|
|
|
Д: прогнозируют результат |
устной форме. |
14.12 |
|
|
|
|
вычисления; знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
объёмным телом: куб |
|
|
|
44 |
17 |
Число и цифра 4 |
|
Самооценка на основе критериев |
|
|
|
|
|
М: знакомятся с числом и |
успешности учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
цифрой 4, учатся писать цифру 4. |
Мотивация учебной деятельности |
16.12 |
|
|
|
|
Д: образуют число 4 способом |
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
45 |
18 |
Числовой ряд 1, 2, 3, 4 |
М: умение различать цифры 1, 2, |
Умение принимать участие в |
|
|
|
|
|
3, 4. |
диалоге. |
|
|
|
|
|
Д: устанавливают |
|
|
|
|
|
|
последовательность чисел в |
|
17.12 |
|
|
|
|
числовом ряду; оценивают |
|
|
|
|
|
|
правильность составления |
|
|
|
|
|
|
числовой последовательности |
|
|
|
46 |
19 |
Два способа образования числа |
|
Умение совместно с учителем |
|
|
|
|
3 |
М: умение выполнять сложение. |
оценивать результат своих действий. |
|
|
|
|
|
Д: образуют число 3 двумя |
|
21.12 |
|
|
|
|
способами: сложением и |
|
|
|
|
|
|
вычитанием |
|
|
|
47 |
20 |
Сравнение чисел в пределе 4 |
|
Умение совместно с учителем |
|
|
|
|
|
М: умение различать цифры 1, 2, |
оценивать результат своих действий. |
23.12 |
|
|
|
|
3, 4. |
|
|
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 4 |
|
|
|
48 |
21 |
Образование числа 4. Состав |
М: знакомятся с составом числа |
Умение принимать участие в |
|
|
|
|
числа 4 |
4; моделируют ситуации, |
диалоге. |
24.12 |
|
|
|
|
иллюстрирующие. |
|
|
|
|
|
|
Д: арифметические действия и |
|
|
|
|
|
|
ход его выполнения |
|
|
|
49 |
1 |
3 четверть.Сложение и вычитание в |
М: знакомятся с компонентами |
Умение проговаривать вслух |
11.01 |
|
|
|
пределах 4. Компоненты |
чисел при сложении и |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
сложения и вычитания |
вычитании. |
действий. |
|
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
|
|
|
|
|
арифметические зависимости |
|
|
|
50 |
2 |
Составление простых задач на |
М: умение составлять простые |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
нахождение суммы и остатка |
арифметические задачи. |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
|
Д: планируют решение задачи; |
действий. |
13.01 |
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия для |
|
|
|
|
|
|
решения |
|
|
|
51 |
3 |
Действия в пределе 4. |
|
Умение работать самостоятельно. |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
М: умение решать примеры на |
|
14.01 |
|
|
|
|
сложение до 4. |
|
|
|
|
|
|
Д: контролируют и |
|
|
|
|
|
|
осуществляют пошаговый |
|
|
|
|
|
|
контроль правильности и |
|
|
|
|
|
|
полноты выполнения алгоритма |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
52 |
4 |
Составление и решение задач. |
М: составляют задачи по |
Умение принимать участие в работе |
|
|
|
|
Брус |
картинкам. |
группами. |
|
|
|
|
|
Д: составляют задачи по |
|
|
|
|
|
|
примерам; объясняют выбор |
|
18.01 |
|
|
|
|
арифметического действия для |
|
|
|
|
|
|
решения; знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
объёмным телом: брус |
|
|
|
53 |
5 |
Число и цифра 5 |
М: знакомятся с числом и |
Умение принимать образ хорошего |
|
|
|
|
|
цифрой 5, учатся писать цифру |
ученика |
20.01 |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 5 способом |
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
54 |
6 |
Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5 |
М: устанавливают |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
|
последовательность чисел в |
последовательность проводимых |
21.01 |
|
|
|
|
числовом ряду. |
действий. |
|
|
|
|
|
Д: оценивают правильность |
|
|
|
|
|
|
составления числовой |
|
|
|
|
|
|
последовательности |
|
|
|
55 |
7 |
Количественные и порядковые |
|
Умение принимать участие в |
|
|
|
|
числительные |
М: выделяют шар среди плоских |
диалоге. |
|
|
|
|
|
и объёмных предметов. |
|
|
|
|
|
|
Д: исследуют ситуации, |
|
|
|
|
|
|
требующие сравнения |
|
25.01 |
|
|
|
|
количественных и порядковых |
|
|
|
|
|
|
числительных, числительного и |
|
|
|
|
|
|
цифры. |
|
|
|
56 |
8 |
Сложение и вычитание в |
М: умение с помощью учителя |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
пределе 5 |
выполнять арифметические |
поведение и поведение |
|
|
|
|
|
действия. |
одноклассников. |
27.01 |
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
|
|
|
|
|
арифметические зависимости; |
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
57 |
9 |
Равенство предметных |
|
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
множеств. Сравнение чисел в |
М: сравнивают и сопоставляют |
работать с информацией, |
|
|
|
|
пределах 5 |
числа в пределах 5. |
представленной в разных формах. |
|
|
|
|
|
Д: устанавливают равенства |
|
28.01 |
|
|
|
|
предметных множеств |
|
|
|
58 |
10 |
Простые задачи на нахождение |
|
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
суммы и остатка |
М: умение правильно записывать |
работать с информацией, |
|
|
|
|
|
простую арифметическую задачу. |
представленной в разных формах. |
|
|
|
|
|
Д: находят и выбирают способ |
|
1.02 |
|
|
|
|
решения. Действуют по плану, |
|
|
|
|
|
|
объясняя ход решения |
|
|
|
59 |
11 |
Состав числа 5. |
М: знакомятся с составом числа |
Самооценка на основе критериев |
|
|
|
|
Арифметические действия в |
5. |
успешности учебной деятельности |
|
|
|
|
пределах 5 |
Д: устанавливают сходства и |
|
|
|
|
|
|
отличия геометрических тел и |
|
3.02 |
|
|
|
|
фигур. Сравнивают способы |
|
|
|
|
|
|
вычислений; прогнозируют |
|
|
|
|
|
|
результат |
|
|
|
60 |
12 |
Действия в пределах 5. |
|
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
Контрольная работа |
Контролируют и осуществляют |
арифметические действия. |
|
|
|
|
|
пошаговый контроль |
|
|
|
|
|
|
правильности и полноты |
|
4.02 |
|
|
|
|
выполнения алгоритма |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
61 |
13 |
Сложение и вычитание в |
М: умение решать примеры в |
Умение ориентироваться в учебнике. |
|
|
|
|
пределах 5 |
пределах 5. |
|
|
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
8.02 |
|
|
|
|
арифметические зависимости; |
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
62 |
14 |
Число и цифра 0. Овал |
|
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
|
М: знакомятся с числом и |
последовательность своих действий. |
|
|
|
|
|
цифрой 0, учатся писать цифру 0. |
|
10.02 |
|
|
|
|
Д: образуют число 0 способом |
|
|
|
|
|
|
вычитания; упражняются в |
|
|
|
|
|
|
построении линий. Производят |
|
|
|
|
|
|
действия с нулём; прогнозируют |
|
|
|
|
|
|
результат вычисления; |
|
|
|
|
|
|
знакомятся с плоской |
|
|
|
|
|
|
геометрической фигурой: овал, |
|
|
|
|
|
|
обводят овал по шаблону |
|
|
|
63 |
15 |
Число и цифра 6. Построение |
|
Внимательно относиться к |
|
|
|
|
прямой линии через одну точку |
М: знакомятся с числом и |
собственным переживаниям и |
|
|
|
|
|
цифрой 6, учатся писать цифру 6. |
переживаниям других людей. |
|
|
|
|
|
Д: образуют число 6 способом |
|
11.02 |
|
|
|
|
сложения; чертят множество |
|
|
|
|
|
|
прямых, проходящих через одну |
|
|
|
|
|
|
точку |
|
|
|
64 |
16 |
Числовой ряд от 1 до 6. |
|
Выполнять правила безопасного |
|
|
|
|
Построение прямой линии |
М: устанавливают |
поведения на уроке. |
|
|
|
|
через две точки (с помощью |
последовательность чисел в |
|
22.02 |
|
|
|
линейки) |
числовом ряду. |
|
|
|
|
|
|
Д: оценивают правильность |
|
|
|
|
|
|
составления числовой |
|
|
|
|
|
|
последовательности; производят |
|
|
|
|
|
|
построение одной прямой линии, |
|
|
|
|
|
|
проходящей через две точки |
|
|
|
65 |
17 |
Два способа образования чисел |
М: устанавливают |
Умение понимать заданный вопрос. |
|
|
|
|
2,3,4,5 |
последовательность чисел в |
|
|
|
|
|
|
числовом ряду. |
|
24.02 |
|
|
|
|
Д: образуют числа двумя |
|
|
|
|
|
|
способами: сложением и |
|
|
|
|
|
|
вычитанием |
|
|
|
66 |
18 |
Сравнение чисел в пределах 6 |
М: исследуют ситуации, |
Умение принимать участие в |
25.02 |
|
|
|
|
|
диалоге. |
|
|
|
|
|
требующие сравнения чисел и их |
|
|
|
|
|
|
упорядочения. |
|
|
|
|
|
|
Д: сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 6 |
|
|
|
67 |
19 |
Состав числа 6 |
М: знакомятся с составом числа |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
|
6. |
работать с информацией, |
|
|
|
|
|
Д: сравнивают разные способы |
представленной в нужных формах. |
1.03 |
|
|
|
|
вычислений, выбирают удобный |
|
|
|
|
|
|
способ. |
|
|
|
68 |
20 |
Сложение и вычитание в |
М: с помощью учителя решают |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
пределах 6 |
примеры на сложение в пределах |
работать с информацией, |
|
|
|
|
|
6. |
представленной в нужных формах. |
|
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
3.03 |
|
|
|
|
арифметические зависимости; |
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
69 |
21 |
Решение задач на нахождение |
М: умение производить запись |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
суммы и остатка |
задачи. |
последовательность производимых |
|
|
|
|
|
Д: презентуют способы |
действий. |
|
|
|
|
|
рассуждений по вопросам; |
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия для |
|
4.03 |
|
|
|
|
решений |
|
|
|
70 |
22 |
Действия в пределах 6. |
Планируют ход работы; |
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
производят самостоятельные |
арифметические действия. |
10.03 |
|
|
|
|
вычисления |
|
|
|
71 |
23 |
Приёмы сложения и вычитания |
М: с помощью учителя решают |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
в пределах 6 |
примеры в пределах 6. |
последовательность производимых |
11.03 |
|
|
|
|
Д: обнаруживают и |
действий. |
|
|
|
|
|
устраняют ошибки логического |
|
|
|
|
|
|
|
|
(в ходе решения) и |
|
|
|
|
|
|
|
|
арифметического (в вычислении) |
|
|
|
|
|
|
|
|
характера |
|
|
|
|
|
72 |
24 |
Число и цифра 7 |
|
Принятие и освоение социальной |
|
|
|
|
|
|
|
М: знакомятся с числом и |
роли обучающегося Осознание |
|
|
|
|
|
|
|
цифрой 7, учатся писать цифру 7. |
собственных мотивов учебной |
15.03 |
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 7 способом |
деятельности и личностного смысла |
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
учения |
|
|
|
|
73 |
25 |
Числовой ряд от 1 до 7. |
|
Умение слушать собеседника и |
|
|
|
|
|
|
Образование следующего и |
М: устанавливают |
понимать его. |
|
|
|
|
|
|
предыдущего чисел |
последовательность чисел в |
|
|
|
|
|
|
|
|
числовом ряду. |
|
17.03 |
|
|
|
|
|
|
Д: оценивают правильность |
|
|
|
|
|
|
|
|
составления числовой |
|
|
|
|
|
|
|
|
последовательности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Устанавливают закономерности |
|
|
|
|
|
|
|
|
в числовой последовательности, |
|
|
|
|
|
|
|
|
составляют числовую |
|
|
|
|
|
|
|
|
последовательность по |
|
|
|
|
|
|
|
|
заданному плану |
|
|
|
|
|
74 |
26 |
Сравнение чисел в пределах 7 |
М: с помощью учителя |
Умение принимать участие в диалоге. |
|
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 7. |
|
18.03 |
|
|
|
|
|
|
Д: развитие логического |
|
|
|
|
|
|
|
|
мышления на основе |
|
|
|
|
|
|
|
|
упражнений. |
|
|
|
|
|
75 |
27 |
Состав числа 7 |
М: знакомятся с составом числа |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
поведение. |
|
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 7 способом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76 |
1 |
4 четверть. Вычитание в пределах 7 |
М: решение примеров в пределах |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
|
7, с помощью учителя Д: |
поведение и поведение |
29.03 |
|
|
|
|
моделируют изученные |
одноклассников. |
|
|
|
|
|
арифметические зависимости |
|
|
|
77 |
|
Сложение и вычитание в |
М: моделируют изученные |
Умение понимать знаки, символы, |
|
|
|
2 |
пределах 7 |
арифметические зависимости. Д: |
схемы в учебнике. |
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
31.03 |
|
|
|
|
арифметического действия. |
|
|
|
|
|
|
Наблюдают за изменением |
|
|
|
|
|
|
решения задачи при изменении её |
|
|
|
|
|
|
условия и вопроса |
|
|
|
78 |
3 |
Сутки, неделя. Отрезок |
М: углубляют и расширяют |
Самооценка на основе критериев |
|
|
|
|
|
знания о понятии времени; |
успешности учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
знакомятся с отрезком, |
|
1.04 |
|
|
|
|
выделяют его существенные |
|
|
|
|
|
|
признаки. |
|
|
|
|
|
|
Д: измеряют длину отрезка. |
|
|
|
79 |
4 |
Действия в пределах 7. Самостоятельная работа |
|
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
М: планируют ход работы; |
арифметические действия. |
|
|
|
|
|
|
производят вычисления с |
|
5.04 |
|
|
|
|
помощью учителя. |
|
|
|
|
|
|
Д: обнаруживают и устраняют |
|
|
|
|
|
|
ошибки логического (в ходе |
|
|
|
|
|
|
решения) и арифметического (в |
|
|
|
|
|
|
вычислении) характера |
|
|
|
80 |
5 |
Число и цифра 8 |
|
Адекватно воспринимать оценку |
|
|
|
|
|
М: знакомятся с числом и |
учителя; принимать образ хорошего |
|
|
|
|
|
цифрой 8, учатся писать цифру 8. |
ученика |
7.04 |
|
|
|
|
Д: образуют число 8 способом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
81 |
6 |
Числовой ряд от 1 до 8. |
М: устанавливают |
Умение принимать участие в диалоге. |
|
|
|
|
Сравнение чисел в пределах 8 |
последовательность чисел в |
|
|
|
|
|
|
числовом ряду. |
|
8.04 |
|
|
|
|
Д: оценивают правильность |
|
|
|
|
|
|
составления числовой |
|
|
|
|
|
|
последовательности. |
|
|
|
|
|
|
Сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 8 |
|
|
|
82 |
7 |
Сложение и вычитание в |
|
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
пределах 8 |
М: решение примеров в пределах |
осуществлять поиск нужной |
|
|
|
|
|
8, с помощью учителя. |
информации. |
|
|
|
|
|
Д: моделируют изученные |
|
12.04 |
|
|
|
|
арифметические зависимости; |
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
83 |
8 |
Сложение и вычитание как |
М: решение примеров в пределах |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
взаимообратные действия |
8, с помощью учителя Д: |
поведение и поведение |
14.04 |
|
|
|
|
сравнивают разные способы |
одноклассников. |
|
|
|
|
|
вычислений; устанавливают |
|
|
|
|
|
|
зависимость между сложением и |
|
|
|
|
|
|
вычитанием |
|
|
|
84 |
9 |
Состав числа 8. Решение |
|
Обнаруживают и устраняют |
|
|
|
|
примеров удобным способом. |
М: знакомятся с составом числа |
ошибки логического (в ходе |
15.044 |
|
|
|
Построение треугольника |
8; образуют число 8 способом |
решения) и арифметического (в |
|
|
|
|
|
сложения. |
вычислении) характера |
|
|
|
|
|
Д: сравнивают разные способы |
|
|
|
|
|
|
вычислений; выбирают удобный. |
|
|
|
|
|
|
Выделяют существенные |
|
|
|
|
|
|
признаки геометрических |
|
|
|
|
|
|
фигур, сравнивают фигуры; |
|
|
|
|
|
|
учатся построению треугольника |
|
|
|
|
|
|
по линейке и опорным точкам |
|
|
|
85 |
10 |
Присчитывание и отсчитывание |
М: знакомятся с чётными и |
Умение слушать собеседника и |
|
|
|
|
по 2. Построение квадрата |
нечётными числами. |
понимать его. |
|
|
|
|
|
Д: учатся отсчитывать по 2 до 10 |
|
19.04 |
|
|
|
|
и обратно; учатся построению |
|
|
|
|
|
|
квадрата по линейке и опорным |
|
|
|
|
|
|
точкам |
|
|
|
86 |
11 |
Действия в пределах 8. |
Контролируют и осуществляют |
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
пошаговый контроль |
арифметические действия. |
|
|
|
|
|
правильности и полноты |
|
21.04 |
|
|
|
|
выполнения алгоритма |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
87 |
12 |
Число и цифра 9. Построение |
М: знакомятся с числом и |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
прямоугольника |
цифрой 9, учатся писать цифру 9, |
выполнять поиск нужной |
|
|
|
|
|
образуют число 9 способом |
информации. |
|
|
|
|
|
сложения. |
|
|
|
|
|
|
Д: устанавливают |
|
22.04 |
|
|
|
|
последовательность чисел в |
|
|
|
|
|
|
числовом ряду; оценивают |
|
|
|
|
|
|
правильность составления |
|
|
|
|
|
|
числовой последовательности; |
|
|
|
|
|
|
учатся построению |
|
|
|
|
|
|
прямоугольника по линейке и |
|
|
|
|
|
|
опорным точкам |
|
|
|
88 |
13 |
Дифференциация цифр 6 и 9. |
М: умение называть числовой ряд |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
Образование чисел 6 и 9 |
до 9. |
выполнять поиск нужной |
26.04 |
|
|
|
|
Д: сравнивают и |
информации. |
|
|
|
|
|
сопоставляют числа и цифры 6 и |
|
|
|
|
|
|
|
|
9; образуют числа двумя |
|
|
|
|
|
|
|
|
способами: сложением и |
|
|
|
|
|
|
|
|
вычитанием |
|
|
|
|
|
89 |
14 |
Состав числа 9. Элементы |
М: знакомятся с составом числа |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
|
|
задачи |
9. |
выполнять поиск нужной |
28.04 |
|
|
|
|
|
|
Д: образуют число 9 способом |
информации. |
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
|
|
90 |
15 |
Сложение и вычитание в |
М: моделируют изученные |
Умение под руководством учителя |
|
|
|
|
|
|
пределах 9. Присчитывание и |
арифметические зависимости. Д: |
выполнять поиск нужной |
|
|
|
|
|
|
отсчитывание по 3 |
закрепляют знания о чётных и |
информации. |
|
|
|
|
|
|
|
нечётных числах; учатся |
|
29.04 |
|
|
|
|
|
|
отсчитывать по 3 до 10 и обратно; |
|
|
|
|
|
|
|
|
образуют числа двумя |
|
|
|
|
|
|
|
|
способами: сложением и |
|
|
|
|
|
|
|
|
вычитанием |
|
|
|
|
|
91 |
16 |
Составление двух примеров по |
М: учатся составлять 2 примера |
Умение оценивать собственное |
|
|
|
|
|
|
одному данному |
по одному данному, с помощью |
поведение и поведение |
|
|
|
|
|
|
|
учителя. |
одноклассников. |
|
|
|
|
|
|
|
Д: устанавливают зависимость |
|
3.05 |
|
|
|
|
|
|
между сложением и вычитанием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентуют способы |
|
|
|
|
|
|
|
|
рассуждений по вопросам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
объясняют выбор |
|
|
|
|
|
|
|
|
арифметического действия для |
|
|
|
|
|
|
|
|
решений |
|
|
|
|
|
92 |
17 |
Действия в пределах 9. |
Контролируют и осуществляют |
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
пошаговый контроль |
арифметические действия. |
5.05 |
|
|
|
|
|
|
правильности и полноты |
|
|
|
|
|
|
|
|
выполнения алгоритма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
93 |
18 |
Мера длины - сантиметр |
|
Умение применять на практике |
|
|
|
|
|
|
правила вежливого поведения. |
|
|
|
|
|
М: знакомятся с мерой длины. Д: |
|
6.05 |
|
|
|
|
обнаруживают и устраняют |
|
|
|
|
|
|
ошибки логического (в ходе |
|
|
|
|
|
|
решения) и арифметического (в |
|
|
|
|
|
|
вычислении) характера; |
|
|
|
|
|
|
знакомятся с мерой длины - см; |
|
|
|
|
|
|
используют понятия «длина», |
|
|
|
|
|
|
«сантиметр»; чертят линии и |
|
|
|
|
|
|
отрезки заданной длины |
|
|
|
94 |
19 |
Число 10. Двузначные числа |
М: знакомятся с числом 10 как |
Умение слушать собеседника и |
|
|
|
|
|
двузначным числом; учатся |
понимать его. |
|
|
|
|
|
писать число 10. |
|
12.05 |
|
|
|
|
Д: образуют число 10 способом |
|
|
|
|
|
|
сложения |
|
|
|
95 |
20 |
Десять единиц-1 десяток. |
|
Умение слушать собеседника и |
|
|
|
|
Числовой ряд от 1 до 10 |
М: знакомятся с десятичным |
понимать его. |
|
|
|
|
|
составом чисел. |
|
|
|
|
|
|
Д: устанавливают |
|
13.05 |
|
|
|
|
последовательность чисел в |
|
|
|
|
|
|
числовом ряду; оценивают |
|
|
|
|
|
|
правильность составления |
|
|
|
|
|
|
числовой последовательности. |
|
|
|
|
|
|
Сравнивают и сопоставляют |
|
|
|
|
|
|
числа в пределах 10; исследуют |
|
|
|
|
|
|
ситуации, требующие сравнения |
|
|
|
|
|
|
чисел и их упорядочения |
|
|
|
96 |
21 |
Состав числа 10. Сравнение |
М: знакомятся с составом |
Умение слушать собеседника и |
17.05 |
|
|
|
чисел в пределах 10 |
числа 10. |
понимать его. |
|
|
|
|
|
Д: образуют число 10 способом |
|
|
|
|
|
|
сложения; знакомятся с |
|
|
|
|
|
|
понятием «переместительный |
|
|
|
|
|
|
закон сложения; сравнивают |
|
|
|
|
|
|
разные способы вычислений, |
|
|
|
|
|
|
выбирают удобный |
|
|
|
97 |
22 |
Меры стоимости. Монета: 10 к. |
М: знакомство с мерами |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
|
стоимости. |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
|
Д: углубляют и расширяют |
действий. |
|
|
|
|
|
знания о мерах стоимости; |
|
19.05 |
|
|
|
|
знакомятся с монетой в 10 к.; |
|
|
|
|
|
|
разменивают монеты и |
|
|
|
|
|
|
производят их замену |
|
|
|
98 |
23 |
Действия в пределах 10. |
Контролируют и осуществляют |
Умение самостоятельно выполнять |
|
|
|
|
Контрольная работа |
пошаговый контроль |
арифметические действия. |
|
|
|
|
|
правильности и полноты |
|
20.05 |
|
|
|
|
выполнения алгоритма |
|
|
|
|
|
|
арифметического действия |
|
|
|
99 |
24 |
Мера массы - килограмм |
М: знакомятся с понятием «мера |
Умение проговаривать вслух |
|
|
|
|
|
массы», различными видами |
последовательность проводимых |
|
|
|
|
|
весов. |
действий. |
24.05 |
|
|
|
|
Д: определяют предметы по |
|
|
|
|
|
|
массе и объёму на глаз и на вес, |
|
|
|
|
|
|
сравнивают и сопоставляют с 1 |
|
|
|
|
|
|
кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература и средства обучения
Математика, 1 класс, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2017 год
Математика, 1 класс, рабочая тетрадь 1 часть, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение», 2017 год Математика, 1 класс, рабочая тетрадь 2 часть, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение», 2017 год
Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида, учебник для ВУЗОВ, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год
Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, В.В.Эк, Москва
«Просвещение», 2005 год
В. Волина, «Праздник числа» занимательная математика для детей, издательство «Знание», Москва, 1994 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.